18 Сентябрь 2019

Военное правосудие на страже прав и свобод военнослужащих

oboznik.ru - Военная служба при отпуске по уходу за ребенком
#правосудие#военноеправосудие#право

Со времени образования Российской Федерации (РФ) и принятия Конституции РФ начался новый, период развития военно - судебной системы. Он, в рамках нашего исследования, продлился до 2009 г. Согласно Указу Президента РФ от 16.03.1992 г. сформированы Вооруженные Силы РФ во главе которых встал Президент РФ [31].

Министерство обороны через Генеральный штаб должно обеспечивать координацию действий всех силовых структур, имеющих военную компоненту, оптимизирована структура органов военного управления и 2004 г. было объявлено о завершении активной стадии реформы Стержневым документом этого этапа в рамках нашего исследования стал Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации».

Ст. 1 названного закона гласит «Военные суды Российской Федерации являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами» [1]; [2] .

Таким образом, актуальность этого этапа развития военно - судебной системы с вязана с концепцией разделения властей, где судебной власти, отведена самостоятельная позиция в государственном механизме [3]; [4].

Подводя итоги, возможно утверждать, что руководству РФ, несомненно, удалось обеспечить преемственность и успешно вмонтировать ВТ (а ныне военные суды) в судебную систему современной России как подсистему. Военное правосудие России, в после реформирования прекратило воздействовать только репрессией, а стало гарантом прав и охраняемых законом интересов военнослужащих 5]; [6].

Современный период совершенствовании военного правосудия в РФ начал отчет с принятия Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 г. «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О военных судах Российской Федерации”» В соответствии с данным документом были выполнены мероприятия по демилитаризации личного состава военных судов. И начиная с 2009 г. военное правосудие в России стало полностью автономным. Военные суды сегодня не зависят от Минобороны по всем видам обеспечения, так как оно возложено на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации [7]; [8]. нашей страны выполняют принципиально важную роль в обеспечении надлежащих условий для развития государства, всего российского общества.

Боеготовность и боеспособность Вооруженных сил как гаранта внешней и внутренней стабильности государства достигаются посредством ряда факторов, определяющим из которых, безусловно, выступает фактор человеческий. В свою очередь, среди факторов, необходимых для поддержания высокого морально - боевого духа военнослужащих, особо значимым является фактор социальной защищенности военнослужащего, в том числе защищенности его прав, свобод и охраняемых законом интересов. На это обстоятельство справедливо делается акцент в целом ряде документов, касающихся проведения военной и военно - правовой реформ [9]; [10].

Переход страны на новые основы экономического уклада жизни, развитие рыночных отношений, с одной стороны, и преобразование Вооруженных Сил, осуществляемое в этих сложных социально - экономических условиях, с другой, не могут не вызвать роста социальной напряженности как в обществе, так и в армии как его составной части. Именно это и обуславливает актуальность темы настоящей статьи [11]; 12]. Общеизвестно, что за последние 15 лет существенно обострились социальные проблемы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

По прогнозам специалистов независимых центров общественного мнения, это положение может значительно ухудшиться в связи с дальнейшим сокращением армии и флота, что будет способствовать нарастанию социальной напряженности в воинской среде, росту недовольства военнослужащих не только своим положением, но и политикой правительства, инициировавшего сокращение Вооруженных Сил и не принимающего надлежащих мер по ликвидации возникающих проблем [13]; [14]… Складывающаяся ситуация требует разработки и реализации ряда радикальных мер, во - первых, по изменению социального статуса военнослужащих и членов их семей, закрепленного в законодательном порядке. Во - вторых, мер по приоритетному развитию социальной работы в закрытом воинском социуме. В - третьих, мер по поиску и использованию потенциала не только государственной и ведомственной социальной политики в отношении этой специфической группы населения, но также судебной защищенности военнослужащих и членов их семей. В этой связи для начала необходимо остановиться на самом понятии «прохождение военной службы» [15]; [16].

Необходимо отметить, что понятие «прохождение военной службы» нередко используется в современной правовой литературе без раскрытия его содержания 17]; [18]. Следовательно, военнослужащий вправе обжаловать в суд любое действие (бездействие), если считает, что им нарушены его права и свободы (за исключением тех, для обжалования которых предусмотрен иной порядок).

Военная коллегия Верховного Суда РФ, указала, что согласно ст. 46 Конституции РФ гражданам гарантируется судебная защита их прав и свобод без каких - либо исключений, а решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. На это же ориентирует военные суды Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» [19].

Исходя из вышеизложенного, следует заключить, что боеготовность и боеспособность Вооруженных сил как гаранта внешней и внутренней стабильности государства достигаются посредством ряда факторов, определяющим из которых, безусловно, выступает фактор человеческий. В свою очередь, среди факторов, необходимых для поддержания высокого морально - боевого духа военнослужащих, особо значимым является фактор социальной защищенности военнослужащего. Защита прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих осуществляется различными способами. Важное место в этой связи имеет судебная защита прав участников правоотношений, складывающейся при прохождении военной службы.

Список использованной литературы

1. Григорьев О.В. Военно - судебная реформа России 1867 г // диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Москва, 2006

2. Абдулаев М. И. «Теория государства и права» : - М.: Фк, 2013.

3. Григорьев О.В. Судебная власть, гражданское общество, судебные реформы: алгоритм взаимообусловленности // История государства и права. 2014. № 9.

4. Григорьев О.В., Михайлова Н.В. Военно - судебные реформы России (середина XVI — конец XX века.) // Учебное пособие / Москва, 2010.

5. Лоскутов В.А. Тоталитаризм и коррупция: Сборник статей, 2001.

6. Григорьев О.В., Яткевич О.Г. Судебная защита военнослужащего как фактор поддержания внешней и внутренней стабильности государства // Право и образование. 2011. № 5.

7. Григорьев О.В. Время зарождения основ военного судопроизводства на пространстве «всея Руси» // Пространство и Время. 2012. № 1.

8. Сигалов К.Е. Вектор права История государства и права. 2007. № 6. С. 4 - 6

9. Мелехин А. В. «Теория государства и права»: учебник. - М.:, 2013.

10. Григорьев О.В., Кольчевский А.В. Модель правовой культуры выпускника высшей школы. // Право и образование. 2010. № 8.

11. Померлян А.Н., Тарасов Д.Ю., Григорьев О.В. Теоретические аспекты проектирования и управления проектами в образовательной деятельности войск национальной гвардии российской федерации Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1 (62).

12. Григорьев О.В. Правовые реформы — ответ на вызовы социальных деструкций // Административное и муниципальное право. 2011. № 8.

13. Сырых В. М. «Теория государства и права»: М.: Юстформ. 2016.

14. Григорьев О.В. Тарасов Д.Ю. Структура мотивационных установок личности с разным профессиональным выбором. // Психология обучения. 2011. № 5.

15. Померлян А.Н., Снигирев А.Л., Григорьев О.В. Военный преподаватель: личность, педагог, учёный. // Мир науки, культуры, образования. 2016. Т. 61. № 6.

16. Шагов А.Е. Национальная гвардия в России и современном мире. // Научный альманах. 2016. № 7 - 2 (21).

17. Муратова С. А. «Теория государства и права». М.: 2013.

18. Померлян А.Н. Действие чрезвычайного режима как время ограничения прав человека на определенной территории. // Пространство и Время. 2012. № 3.

19. Сигалов К.Е. Кодификация и правовое время // История государства и права. 2007. № 23. С. 35 - 37.

© А.А. Маматов 2017

А.А. Маматов

Другие новости и статьи

« Срочная служба в армии засчитывается в пенсионный стаж

Глобализация в современном информационном обществе »

Запись создана: Среда, 18 Сентябрь 2019 в 0:31 и находится в рубриках Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика