Военное правосудие на страже прав и свобод военнослужащих



Военное правосудие на страже прав и свобод военнослужащих

oboznik.ru - Военная служба при отпуске по уходу за ребенком

Со времени образования Российской Федерации (РФ) и принятия Конституции РФ начался новый, период развития военно - судебной системы. Он, в рамках нашего исследования, продлился до 2009 г. Согласно Указу Президента РФ от 16.03.1992 г. сформированы Вооруженные Силы РФ во главе которых встал Президент РФ [31].

Министерство обороны через Генеральный штаб должно обеспечивать координацию действий всех силовых структур, имеющих военную компоненту, оптимизирована структура органов военного управления и 2004 г. было объявлено о завершении активной стадии реформы Стержневым документом этого этапа в рамках нашего исследования стал Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации».

Ст. 1 названного закона гласит «Военные суды Российской Федерации являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами» [1]; [2] .

Таким образом, актуальность этого этапа развития военно - судебной системы с вязана с концепцией разделения властей, где судебной власти, отведена самостоятельная позиция в государственном механизме [3]; [4].

Подводя итоги, возможно утверждать, что руководству РФ, несомненно, удалось обеспечить преемственность и успешно вмонтировать ВТ (а ныне военные суды) в судебную систему современной России как подсистему. Военное правосудие России, в после реформирования прекратило воздействовать только репрессией, а стало гарантом прав и охраняемых законом интересов военнослужащих 5]; [6].

Современный период совершенствовании военного правосудия в РФ начал отчет с принятия Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 г. «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О военных судах Российской Федерации”» В соответствии с данным документом были выполнены мероприятия по демилитаризации личного состава военных судов. И начиная с 2009 г. военное правосудие в России стало полностью автономным. Военные суды сегодня не зависят от Минобороны по всем видам обеспечения, так как оно возложено на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации [7]; [8]. нашей страны выполняют принципиально важную роль в обеспечении надлежащих условий для развития государства, всего российского общества.

Боеготовность и боеспособность Вооруженных сил как гаранта внешней и внутренней стабильности государства достигаются посредством ряда факторов, определяющим из которых, безусловно, выступает фактор человеческий. В свою очередь, среди факторов, необходимых для поддержания высокого морально - боевого духа военнослужащих, особо значимым является фактор социальной защищенности военнослужащего, в том числе защищенности его прав, свобод и охраняемых законом интересов. На это обстоятельство справедливо делается акцент в целом ряде документов, касающихся проведения военной и военно - правовой реформ [9]; [10].

Переход страны на новые основы экономического уклада жизни, развитие рыночных отношений, с одной стороны, и преобразование Вооруженных Сил, осуществляемое в этих сложных социально - экономических условиях, с другой, не могут не вызвать роста социальной напряженности как в обществе, так и в армии как его составной части. Именно это и обуславливает актуальность темы настоящей статьи [11]; 12]. Общеизвестно, что за последние 15 лет существенно обострились социальные проблемы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

По прогнозам специалистов независимых центров общественного мнения, это положение может значительно ухудшиться в связи с дальнейшим сокращением армии и флота, что будет способствовать нарастанию социальной напряженности в воинской среде, росту недовольства военнослужащих не только своим положением, но и политикой правительства, инициировавшего сокращение Вооруженных Сил и не принимающего надлежащих мер по ликвидации возникающих проблем [13]; [14]… Складывающаяся ситуация требует разработки и реализации ряда радикальных мер, во - первых, по изменению социального статуса военнослужащих и членов их семей, закрепленного в законодательном порядке. Во - вторых, мер по приоритетному развитию социальной работы в закрытом воинском социуме. В - третьих, мер по поиску и использованию потенциала не только государственной и ведомственной социальной политики в отношении этой специфической группы населения, но также судебной защищенности военнослужащих и членов их семей. В этой связи для начала необходимо остановиться на самом понятии «прохождение военной службы» [15]; [16].

Необходимо отметить, что понятие «прохождение военной службы» нередко используется в современной правовой литературе без раскрытия его содержания 17]; [18]. Следовательно, военнослужащий вправе обжаловать в суд любое действие (бездействие), если считает, что им нарушены его права и свободы (за исключением тех, для обжалования которых предусмотрен иной порядок).

Военная коллегия Верховного Суда РФ, указала, что согласно ст. 46 Конституции РФ гражданам гарантируется судебная защита их прав и свобод без каких - либо исключений, а решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. На это же ориентирует военные суды Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» [19].

Исходя из вышеизложенного, следует заключить, что боеготовность и боеспособность Вооруженных сил как гаранта внешней и внутренней стабильности государства достигаются посредством ряда факторов, определяющим из которых, безусловно, выступает фактор человеческий. В свою очередь, среди факторов, необходимых для поддержания высокого морально - боевого духа военнослужащих, особо значимым является фактор социальной защищенности военнослужащего. Защита прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих осуществляется различными способами. Важное место в этой связи имеет судебная защита прав участников правоотношений, складывающейся при прохождении военной службы.

Список использованной литературы

1. Григорьев О.В. Военно - судебная реформа России 1867 г // диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Москва, 2006

2. Абдулаев М. И. «Теория государства и права» : - М.: Фк, 2013.

3. Григорьев О.В. Судебная власть, гражданское общество, судебные реформы: алгоритм взаимообусловленности // История государства и права. 2014. № 9.

4. Григорьев О.В., Михайлова Н.В. Военно - судебные реформы России (середина XVI — конец XX века.) // Учебное пособие / Москва, 2010.

5. Лоскутов В.А. Тоталитаризм и коррупция: Сборник статей, 2001.

6. Григорьев О.В., Яткевич О.Г. Судебная защита военнослужащего как фактор поддержания внешней и внутренней стабильности государства // Право и образование. 2011. № 5.

7. Григорьев О.В. Время зарождения основ военного судопроизводства на пространстве «всея Руси» // Пространство и Время. 2012. № 1.

8. Сигалов К.Е. Вектор права История государства и права. 2007. № 6. С. 4 - 6

9. Мелехин А. В. «Теория государства и права»: учебник. - М.:, 2013.

10. Григорьев О.В., Кольчевский А.В. Модель правовой культуры выпускника высшей школы. // Право и образование. 2010. № 8.

11. Померлян А.Н., Тарасов Д.Ю., Григорьев О.В. Теоретические аспекты проектирования и управления проектами в образовательной деятельности войск национальной гвардии российской федерации Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1 (62).

12. Григорьев О.В. Правовые реформы — ответ на вызовы социальных деструкций // Административное и муниципальное право. 2011. № 8.

13. Сырых В. М. «Теория государства и права»: М.: Юстформ. 2016.

14. Григорьев О.В. Тарасов Д.Ю. Структура мотивационных установок личности с разным профессиональным выбором. // Психология обучения. 2011. № 5.

15. Померлян А.Н., Снигирев А.Л., Григорьев О.В. Военный преподаватель: личность, педагог, учёный. // Мир науки, культуры, образования. 2016. Т. 61. № 6.

16. Шагов А.Е. Национальная гвардия в России и современном мире. // Научный альманах. 2016. № 7 - 2 (21).

17. Муратова С. А. «Теория государства и права». М.: 2013.

18. Померлян А.Н. Действие чрезвычайного режима как время ограничения прав человека на определенной территории. // Пространство и Время. 2012. № 3.

19. Сигалов К.Е. Кодификация и правовое время // История государства и права. 2007. № 23. С. 35 - 37.

© А.А. Маматов 2017

А.А. Маматов



Другие новости и статьи

« Социальная ответственность военнослужащих вооруженных сил России в условиях глобализации

Денежное довольствие (жалованье) нижних чинов »

Запись создана: Воскресенье, 11 Март 2018 в 12:22 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы