25 Февраль 2019

Криминалистическая характеристика взяточничества

oboznik.ru - Юридические и социально-психологические аспекты коррупции в России
#коррупция#взятки#взяточничество#штраф#государство

В настоящее время видоизменилась и трансформировалась криминалистическая характеристика взяточничества, в первую очередь, суммарный размер взяток значительно возрос по сравнению с теми суммами, которые передавались ранее.

Подвергся изменениям и предмет взятки, в качестве которого может быть валюта, как иностранная, так и отечественная, ценные бумаги, вещи, имущественные выгоды. Самым распространенным предметом взятки являются деньги. Мотивами взяточничества чаще всего выступают: а) корыстные побуждения; б) извлечение нематериальной выгоды; в) ложно понятые интересы производства (получение лицензий, редких материалов, оборудования и т.д.).

Способом получения взятки являются два компонента: получение предмета взятки и действия или бездействие, за которые была отдана взятка. Взятку могут брать за пролоббирование интересов, за размещение госзаказов, за способствование разрешить спор при разрешении арбитражных, гражданских дел и т.д. Таким образом, взяточничество затронуло практически все области жизни.

Способы совершения взяточничества можно классифицировать таким образом: без посредников, с посредниками; при помощи вымогательства, без вымогательства; за выполнение законных действий (например, для быстрого принятия решения), незаконного действия; при помощи предварительного сговора или без него. Способом сокрытия взяточничества могут быть: дача заведомо ложных показаний об организованной в отношении них провокации; оправдание факта обнаружения предмета взятки возвратом долга или оформлением денег взаймы; маскировка процесса получения или дачи взятки. На практике также применяется сокрытие связей между соучастниками, уничтожение изобличающих документов. Время и место взяточничества зависят от большого количества факторов: есть ли посредники, какая сумма и характер взятки (деньги, имущество, ценные бумаги и т.д.), находятся ли чиновники на содержании у преступной группы.

Места взяточничества могут быть самыми разнообразными: служебный кабинет должностного лица, кафе, машина, метрополитен, номер в отеле и др. Достоверное определение места взяточничества необходимо при планировании и осуществлении действий по выявлению, фиксации преступных действий, задержанию взяточников, установлению очевидцев и осуществлению первоначальных действий по раскрытию взяточничества. В настоящее время область жилищно-коммунального хозяйства стала предметом преступного интереса чиновников и руководителей предприятий, осуществляющих свою деятельность в ней.

По мнению Г.А. Алиевой, используя свои полномочия, влияние, коррупционные связи, они способствуют совершению либо совершают взяточничество в рассматриваемой сфере [3, с. 3]. Основной моделью, характерной для способа совершения данной группы преступлений, является использование преступными лицами отчетной, бухгалтерской, технической и другой документации, а также аффилированных юридических лиц (фирм-однодневок), вследствие чего передача-получение взятки обретает законный вид, в связи с чем, трудно выявляется со стороны правоохранительных органов.

Одним из основных способов осуществления взяточничества в сфере ЖКХ является перечисление из федерального или регионального бюджета денег аффилированным коммерческим структурам, которые, в свою очередь, на основании преступного предварительного сговора с получателями взятки перечисляют последним проценты от перечисленных им сумм [3, с. 3]. По мнению Н.И. Крюковой актуальность разработки криминалистической характеристики взяточничества в сфере жилищно-коммунального хозяйства обусловлена значительным увеличением количества правонарушений в этой сфере и низким показателем статистики по расследованию уголовных дел данной категории [7, с. 3]. Взяточничество является одним из достаточно сложных для раскрытия преступлений по многим причинам.

При расследовании взяточничества прежде всего нужно установить следующие обстоятельства: 1) имел ли место факт взяточничества; 2) какая сумма и характер взятки; 3) какой размер в денежном выражении предмета взятки (вещи, услуги); 4) получило ли должностное лицо за свои преступные действия нематериальные блага: публикацию в прессе, предоставление эфирного времени; 5) какими являются обстоятельства преступления (время, место, способ передачи взятки); 6) за какие законные или незаконные действия должностного лица была дана взятка; 7) есть ли в действиях преступников квалифицированных признаков (вымогательства взятки, совершения групповое взяточничество, крупный размер взятки и т.д.); 8) имеются ли причины, освобождающие взяткодателя от уголовной ответственности (добровольное заявление о содеянном, вымогательство взятки) [6, с. 201]. Так, Никитина О.И., являясь должностным лицом, получила взятку в виде денег за совершение в пользу представляемого взяткодателем лица незаконных действий, которые входят в служебные полномочия должностного лица, в значительном размере, в составе организованной группы.

В соответствии с должностными обязанностями Никитина О.И., исполняя обязанности председателя военно-врачебной комиссии отдела подготовки и призыва граждан на военную службу ФКУ «Военный комиссариат Республики Мордовия», имела в подчинении гражданский персонал военно-врачебной комиссии, осуществляла взаимодействие с руководителями других структурных подразделений военного комиссариата Республики Мордовия, подписывала (визировала) документы в пределах своей компетенции.

Осведомленное об издании Указа Президента Российской Федерации №160 от 25 марта 2015 года «О призыве в апреле-июле 2015 года граждан Российской Федерации на военную службу», иное лицо 1 в апреле 2015 года, являясь должностным лицом – старшим помощником начальника отделения отдела военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранск, зная о начале призыва граждан и механизме признания граждан негодными к прохождению военной службы, решило создать организованную преступную группу для систематического получения взяток с лиц призывного возраста, желающих избежать службы в Вооруженных силах Российской Федерации и быть признанными ограниченно годными к военной службе, с привлечением в эту группу необходимого количества лиц для извлечения наибольшей выгоды.

Никитина О.И., преследуя цель личного обогащения и осознавая противоправность предстоящих действий в составе организованной преступной группы, согласились с предложением иного лица 1, в результате чего последний, будучи осведомленным о количестве лиц, подлежащих призыву на военную службу в период с апреля по июль 2015 года, состоящих на учете в отделе военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранск, а так же, зная процедуру признания лиц призывного возраста ограниченно годными к военной службе, разработало преступный план и распределило роли в созданной им организованной преступной группе.

Никитина О.И. должна была организовать внесение врачами-специалистами больниц г. Саранска подложных сведений в первичные медицинские документы призывников, которые способствовали, в последующем, гарантированному признанию призывников временно не годным к военной службе, также должна была организовать незаконное вынесенные медицинских заключений врачами-специалистами больниц г. Саранска по, якобы, проведенным призывнику медицинским обследованиям выявившим заболевание, со степенью выраженности которого призывник в ходе медицинского освидетельствования в рамках призывной компании, должен был быть признан временно не годным к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Таким образом, в апреле-июле 2015 года в г. Саранске Республики Мордовия иное лицо 1, вступив с Никитиной О.И. в преступный сговор, создало устойчивую организованную преступную группу лиц, заранее объединившихся для совместного и согласованного совершения неопределенного количества особо тяжких преступлений, устойчивость которой в дальнейшем характеризовалась неизменностью состава группы, их сплоченностью, распределением ролей, четким планированием и длительностью осуществления своей преступной деятельности [2].

По мнению Е.А. Ануфриевой при расследовании взяточничества подлежат изъятию документы, подтверждающие служебное положение подозреваемого, перечень его должностных полномочий [4, с. 50]. Опасность совершения рассматриваемых посягательств состоит в том, что они причиняют огромный вред обществу: ведут к изменению государственного аппарата, способствуют его коррумпированности, лоббированию принятия противоправных нормативных актов.

Между тем криминалистических проблем расследования по делам о преступлениях, связанных с посредничеством во взяточничестве, более чем достаточно, что однозначно указывает как считает Ю.П. Гармаев на необходимость разработки и внедрения криминалистической методики расследования этого вида преступлений [5, с. 34].

Список используемых источников:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954. 2. Уголовное дело № 1-40/2016г. // Архив Ленинского районного суда г. Саранска. 3. Алиева Г.А. Типичные способы совершения взяточничества и коммерческого подкупа в сфере ЖКХ // Российский следователь. 2016. № 2. С. 3-6. 4. Ануфриева Е.А. Типичные ситуации и проверка сообщений о преступлениях, совершенных сотрудниками ОВД в связи со служебной деятельностью // Российский следователь. 2014. № 2. С. 50-54. 5. Гармаев Ю.П. Обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию по делам о преступлениях, связанных с посредничеством во взяточничестве // Российский следователь. 2013. № 11. С. 34-37. 6.Ищенко Е.П. Криминалистика. Проспект, 2011. 504 с. 7. Крюкова Н.И. Актуальность выработки криминалистической характеристики преступлений коррупционной направленности в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Российский следователь. 2014. № 16. С. 3-6.

Арисов И.С.

Другие новости и статьи

« Рекомендации для проведения качественного журналистского расследования фактов коррупции

Юридические и социально-психологические аспекты коррупции в России »

Запись создана: Понедельник, 25 Февраль 2019 в 1:01 и находится в рубриках Современность.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика