29 Август 2019

Проблемы правового характера, возникающие у участников накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих

oboznik.ru - Хабаровский филиал ФГКУ «Росвоенипотека»: итоги 2016 года
#ипотека#военнаяипотека#право

Аннотация: В связи с высоким уровнем нехватки жилых помещений для военнослужащих возрастает интерес к участию в накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих. В данной статье рассматриваются наиболее частые проблемы, с которыми они сталкиваются в случаях, когда они принимают решение участвовать в ней, когда принимают в ней активное участие и когда принимают решение прекратить в ней дальнейшее участие.

Автор ставит своей целью обобщение той практики, которая сложилась при рассмотрении отдельных споров, возникающих у участников данной системы. Основным методом изучения проблемы является анализ полученных сведений. Результатом данного исследования является выделение наиболее частых проблем, с которыми сталкиваются участники названной системы. Автор приходит к выводу, что ряд проблем при участии в системе можно избежать при повышении правовой культуры и образования у военнослужащих. Ключевые слова: Накопительно - ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих, жилое помещение, реестр, военнослужащие, судебная практика, военная служба. Уже не один десяток лет за рубежом, в том числе и в США, действует отлаженный механизм, направленный на обеспечение жилыми помещениями особой категории граждан, обеспечивающих суверенитет, престиж государства, а также его безопасность от внешнего вторжения – военнослужащих. Данный механизм именуется в обществе простым словосочетанием военная ипотека».

Однако, в России такой механизм заработал лишь в начале XXI столетия, а потому только набирает обороты и лишь стремится к совершенству. Его официальное название – накопительно - ипотечная система жилого обеспечения военнослужащих (далее – НИС). Данная система была введена в действие в 2004 году. Когда только выносился на обсуждение вопрос о введении НИС, Акчурин З.Х., не зная доподлинного ответа на свой же вопрос, миф ли это или реальность, что будет осуществлен переход к НИС, ответил, что время покажет [7]. Прошло 14 лет. За эти годы военнослужащие по - разному отнеслись к возможности приобретения жилья при участии Министерства Обороны РФ: одни использовали эту возможность и не пожалели о сделанном шаге, другие, наоборот, пожалели. Третьи, не вникая в суть механизма, поспешили на просторах сети Интернет» подвергнуть его критике, заняв позицию Не читал, но осуждаю».

Как показала практика, в большинстве случаев проблемы военнослужащих связаны, в первую очередь, с отсутствием какого - либо понимания всех тонкостей использования НИС. За 14 лет наработаны законодательная база и судебная практика, однако ни то, ни другое не смогут защитить человека, в том числе военнослужащего, от проблем, возникающих в тех или иных правоотношениях, если решения принимаются поспешно, необдуманно, без взвешивания всех за» и против». Конституция РФ в ч. 3 ст. 40 [1], Федеральный закон О статусе военнослужащих» (далее – Закон о статусе) в ст. 15 [2] закреплено право военнослужащих на жилище, но отсутствие у целого ряда военнослужащих понимания и / или навыков правоприменения ставит под угрозу реализацию ими такого права. Отсюда прослеживается первая проблема применения военнослужащими права на жилое помещение посредством НИС – недостаточное понимание рядом военнослужащих всех тонкостей реализации такого права. Вторая проблема во многом вытекает из первой. Пользуясь незнанием военнослужащими законодательства, мошенники применяют различные комбинации по завладению их денежными средствами, а недобросовестное командование воинской части старается любыми путями удержать военнослужащего на военной службе, которая с момента включения его в НИС становится еще и обязательством. Третья проблема заключается в недостаточном уровне знаний должностных лиц, уполномоченных включать военнослужащих в реестр НИС и исключать их из него, что создается для последних препятствия к получению жилого помещения.

Также при участии военнослужащих в НИС наблюдаются попытки со стороны членов их семей обойти нормы Закона о статусе и Федерального закона О накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон о НИС) [3], с целью получения квадратных метров сверх положенных норм. Наработанная за все время существования НИС судебная практика была переработана Президиумом Верховного Суда РФ в виде Обзора, который указывает на частые судебные споры, связанные с жилищным обеспечением посредством НИС. Военнослужащие могут сталкиваться с проблемами еще на начальном этапе участия в НИС. Так, препятствие к участию военнослужащего в НИС может быть вызвано в связи с недобросовестным отношением отдельных должностных лиц, которое выражается в несвоевременном и ненадлежащем исполнении своих обязанностей, что не может являться основанием для нарушения прав военнослужащего, изъявившего желание участвовать в НИС.

Оно, в свою очередь, может быть вызвано либо незнанием норм нормативно - правовых актов, либо невнимательным их изучением [6, с. 2]. В 2009 году военнослужащий, который заключил контракт о несении военной службы в 2004 году, подал рапорт на участие в НИС, однако должностное лицо, обязанное подготовить соответствующие документы для внесения в реестр, не произвело необходимой процедуры. Департамент жилищного обеспечения Минобороны России (далее - ДЖО) отказал военнослужащему во включении его в реестр, ссылаясь на отсутствие у него права на это с момента подачи им рапорта. Суд удовлетворил требование военнослужащего признать незаконным решение директора ДЖО по следующим основаниям. Согласно подп. 1 п. 1 и подп. 5 п. 2 ст. 9 Закона о НИС к участникам НИС относятся лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участниками, изъявив такое желание. Основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников для лиц, окончивших военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования начиная с 1 января 2005 г. и заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1

января 2005 г., является обращение в письменной форме об их включении в реестр участников. Эти же положения содержатся в подп. а» п. 3 и подп. д» п. 13 Порядка реализации накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. № 166 [4]. Кроме того, в примечании 4 к приложению № 1 названного Порядка определено, что в п. 3 списка данных для включения военнослужащего в реестр указывается дата возникновения основания для включения в реестр. Согласно этому примечанию для военнослужащих той категории, к которой относится заявитель, датой возникновения основания для включения в реестр является дата регистрации в журнале учета служебных документов воинской части обращения (в письменной форме) военнослужащего о включении в реестр.

Стоит отметить, что сегодня действует новый Порядок, утвержденный приказом Министра обороны РФ от 24.04.2017 N 245 [5]. Внимательное изучение законодательства лицами, уполномоченными производить включение военнослужащих в реестр участников НИС, во многом предупредило бы нарушение права военнослужащего быть включенным в такой реестр. Возможны случаи, когда военнослужащего неправомерно исключают из реестра участников НИС. В таком случае возникает вопрос: подлежат ли восстановлению его права? Судебная практика дает удовлетворительный ответ. Более того, речь идет также и о восстановлении права на инвестиционный доход, который был бы начислен военнослужащему в случае, если бы он не исключался из указанного реестра [6, с. 7]. Между тем, если речь пойдет о возмещении понесенных военнослужащим расходов по оформлению сделки по приобретению жилья и оформлению ипотечного кредита, то здесь следует учесть, что оно допустимо, но только на сумму, не превышающую остаток на именном накопительном счете участника НИС [6, с. 12].

В части попыток членов семьи военнослужащих получить жилое помещение сверх положенным норм, обращаем внимание на то, что суд основательно рассматривает подобные вопросы и дает однозначный ответ: обойти нормы законов, касающихся обеспечения членов семей военнослужащих, не получится. Так если один из супругов - военнослужащих участвует в НИС, то второй супруг - военнослужащий уже не может получить жилое помещение по договору социального найма на члена семьи – участника НИС. Также судебная практика делает вывод о том, что, если военнослужащий является участником НИС, он не может быть обеспечен жильем как член семьи военнослужащего в порядке реализации положений п. 14 ст. 15 Закона о статусе. Воробьев Е.Г. указал на тот факт, что представители власти лишь на словах провозглашали право участников НИС на жилье с учетом семьи (показатели расчетных размеров возможно приобретаемого жилья с помощью средств НИС отклонялись от 42 квадратных метров до 54, либо до 65 квадратных метров [9], максимальная отметка - до 93 квадратных метров [10].

Лица, принимавшие участие в разработке нормативно - правового акта касательно НИС, уходили фактически в сторону от прямого ответа. Например, в интернет - интервью А. Майниной из компании "Гарант" с директором Департамента экономики программ обороны и безопасности Минэкономразвития В.Н. Путилиным по поводу НИС на вопрос о сохранении жилищных прав семей военнослужащих чиновник ответил, что права членов семей военнослужащих, не участвующих в НИС, остаются неизменными, а также посвящена отдельная статья закона правам членов семьи участников НИС, погибших или пропавших без вести [11].

Таким образом, нежелание военных правоведов связывать свою деятельность с темой жилищных прав членов семей военнослужащих - участников НИС на жилое помещение, приобретаемое с помощью государственных средств, объясняется правовой неочевидностью таких прав, наблюдаемой как в нормах специального Закона о НИС, так и в нормах Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе).

Так, В.М. Корякин и О.В. Скулакова, исследовавшие социальные гарантии, предоставляемые семьям военнослужащих, в отношении раскрываемых ими форм социально - жилищных гарантий военным семьям писали, что в перечне форм жилищного обеспечения они намеренно не указывали НИС, так как это обусловлено тем, что согласно Закону о НИС не учитываются при предоставлении денежных средств для приобретения жилого помещения семейное положение участника указанной системы и состав его семьи. Рассуждения правоведов и официальных представителей государства о включении в расчет накоплений НИС средств, определяемых из стоимости жилья исходя из учета прав и самого военнослужащего, и членов его семьи согласно размерам социальных нормативов жилья на одного человека, остались за рамками конкретных правовых норм Закона о НИС.

Более того, как отмечает Воробьев Е.Г., после принятия Закона о НИС были внесены в Закон о статусе такие изменения, которые недвусмысленно закрепили изъятие каких - либо иных государственных гарантий членам семьей таких военнослужащих при реализации ими права на жилье с помощью НИС. В целом же хотелось бы отметить, что НИС, несмотря на наличие проблем у военнослужащих в связи с участием в ней, набирает обороты. Это обусловлено все нарастающим спросом на жилье, повышенным в последнее время интересом к военной службе по контракту, наработанной судебной практикой рассмотрения споров в сфере НИС. Стоит надеяться, что НИС как одна из форм обеспечения жилым помещением военнослужащих будет дальше развиваться, а недостатки в ее правовом механизме в скором времени будут устранены.

Список использованной литературы:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 - ФКЗ, от 30.12.2008 N 7 - ФКЗ, от 05.02.2014 N 2 - ФКЗ, от 21.07.2014 N 11 - ФКЗ) // КонсультантПлюс.

2. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76 - ФЗ (ред. от 01.07.2017, с изм. от 16.11.2017) "О статусе военнослужащих" // КонсультантПлюс.

3. Федеральный закон от 20.08.2004 N 117 - ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" // КонсультантПлюс.

4. Приказ Министра обороны РФ от 28.02.2013 N 166 (ред. от 28.01.2014) "Об утверждении Порядка реализации накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2013 N 28353) // КонсультантПлюс.

5. Приказ Министра обороны РФ от 24.04.2017 N 245 (ред. от 22.09.2017) "Об утверждении Порядка реализации накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2017 N 46865) // КонсультантПлюс.

6. Обзор практики рассмотрения военными судами дел о реализации прав на участие в накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей. URL: http: // files.sudrf.ru / 627 / docum _ sud / doc20160922 - 174803.pdf (дата обращения 11.02.2018) /

7. Акчурин З.Х. Переход к накопительной системе обеспечения жильем военнослужащих: миф или реальность // Право в Вооруженных Силах. 2003. N 8. С. 7.

8. Воробьев Е.Г. К вопросу о правах членов семьи военнослужащего - участника накопительно - ипотечной системы на приобретаемое с помощью государства жилое помещение // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 9. С. 45 - 55.

9. Куликов В. Тысяча долларов в год - и офицер под крышей. Минэкономразвития представило схему получения военными жилья за три года // Рос. газ. 2004. 1 апр.; Воробьев В. Награжденные ордером. С 2005 года военнослужащие смогут приобретать жилье в собственность после трех лет службы // Рос. газ. 2004. 24 марта.

10. Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 20 августа 2004 г. N 117 - ФЗ "О накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". М., 2005. 11. Интернет - интервью А. Майниной (компания "Гарант") с директором Департамента экономики программ обороны и безопасности Минэкономразвития В.Н. Путилиным "Накопительно - ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих". URL: http: // www.garant.ru (дата обращения 11.02.2018). © Д.П. Чугуй, 2018

Другие новости и статьи

« Обеспечение «Ледяного похода»

Роль Ледовой трассы во время блокады Ленинграда »

Запись создана: Четверг, 29 Август 2019 в 0:21 и находится в рубриках Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика