Проблемы правового характера, возникающие у участников накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих



Проблемы правового характера, возникающие у участников накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих

oboznik.ru - Хабаровский филиал ФГКУ «Росвоенипотека»: итоги 2016 года
#ипотека#военнаяипотека#право

Аннотация: В связи с высоким уровнем нехватки жилых помещений для военнослужащих возрастает интерес к участию в накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих. В данной статье рассматриваются наиболее частые проблемы, с которыми они сталкиваются в случаях, когда они принимают решение участвовать в ней, когда принимают в ней активное участие и когда принимают решение прекратить в ней дальнейшее участие.

Автор ставит своей целью обобщение той практики, которая сложилась при рассмотрении отдельных споров, возникающих у участников данной системы. Основным методом изучения проблемы является анализ полученных сведений. Результатом данного исследования является выделение наиболее частых проблем, с которыми сталкиваются участники названной системы. Автор приходит к выводу, что ряд проблем при участии в системе можно избежать при повышении правовой культуры и образования у военнослужащих. Ключевые слова: Накопительно - ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих, жилое помещение, реестр, военнослужащие, судебная практика, военная служба. Уже не один десяток лет за рубежом, в том числе и в США, действует отлаженный механизм, направленный на обеспечение жилыми помещениями особой категории граждан, обеспечивающих суверенитет, престиж государства, а также его безопасность от внешнего вторжения – военнослужащих. Данный механизм именуется в обществе простым словосочетанием военная ипотека».

Однако, в России такой механизм заработал лишь в начале XXI столетия, а потому только набирает обороты и лишь стремится к совершенству. Его официальное название – накопительно - ипотечная система жилого обеспечения военнослужащих (далее – НИС). Данная система была введена в действие в 2004 году. Когда только выносился на обсуждение вопрос о введении НИС, Акчурин З.Х., не зная доподлинного ответа на свой же вопрос, миф ли это или реальность, что будет осуществлен переход к НИС, ответил, что время покажет [7]. Прошло 14 лет. За эти годы военнослужащие по - разному отнеслись к возможности приобретения жилья при участии Министерства Обороны РФ: одни использовали эту возможность и не пожалели о сделанном шаге, другие, наоборот, пожалели. Третьи, не вникая в суть механизма, поспешили на просторах сети Интернет» подвергнуть его критике, заняв позицию Не читал, но осуждаю».

Как показала практика, в большинстве случаев проблемы военнослужащих связаны, в первую очередь, с отсутствием какого - либо понимания всех тонкостей использования НИС. За 14 лет наработаны законодательная база и судебная практика, однако ни то, ни другое не смогут защитить человека, в том числе военнослужащего, от проблем, возникающих в тех или иных правоотношениях, если решения принимаются поспешно, необдуманно, без взвешивания всех за» и против». Конституция РФ в ч. 3 ст. 40 [1], Федеральный закон О статусе военнослужащих» (далее – Закон о статусе) в ст. 15 [2] закреплено право военнослужащих на жилище, но отсутствие у целого ряда военнослужащих понимания и / или навыков правоприменения ставит под угрозу реализацию ими такого права. Отсюда прослеживается первая проблема применения военнослужащими права на жилое помещение посредством НИС – недостаточное понимание рядом военнослужащих всех тонкостей реализации такого права. Вторая проблема во многом вытекает из первой. Пользуясь незнанием военнослужащими законодательства, мошенники применяют различные комбинации по завладению их денежными средствами, а недобросовестное командование воинской части старается любыми путями удержать военнослужащего на военной службе, которая с момента включения его в НИС становится еще и обязательством. Третья проблема заключается в недостаточном уровне знаний должностных лиц, уполномоченных включать военнослужащих в реестр НИС и исключать их из него, что создается для последних препятствия к получению жилого помещения.

Также при участии военнослужащих в НИС наблюдаются попытки со стороны членов их семей обойти нормы Закона о статусе и Федерального закона О накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон о НИС) [3], с целью получения квадратных метров сверх положенных норм. Наработанная за все время существования НИС судебная практика была переработана Президиумом Верховного Суда РФ в виде Обзора, который указывает на частые судебные споры, связанные с жилищным обеспечением посредством НИС. Военнослужащие могут сталкиваться с проблемами еще на начальном этапе участия в НИС. Так, препятствие к участию военнослужащего в НИС может быть вызвано в связи с недобросовестным отношением отдельных должностных лиц, которое выражается в несвоевременном и ненадлежащем исполнении своих обязанностей, что не может являться основанием для нарушения прав военнослужащего, изъявившего желание участвовать в НИС.

Оно, в свою очередь, может быть вызвано либо незнанием норм нормативно - правовых актов, либо невнимательным их изучением [6, с. 2]. В 2009 году военнослужащий, который заключил контракт о несении военной службы в 2004 году, подал рапорт на участие в НИС, однако должностное лицо, обязанное подготовить соответствующие документы для внесения в реестр, не произвело необходимой процедуры. Департамент жилищного обеспечения Минобороны России (далее - ДЖО) отказал военнослужащему во включении его в реестр, ссылаясь на отсутствие у него права на это с момента подачи им рапорта. Суд удовлетворил требование военнослужащего признать незаконным решение директора ДЖО по следующим основаниям. Согласно подп. 1 п. 1 и подп. 5 п. 2 ст. 9 Закона о НИС к участникам НИС относятся лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участниками, изъявив такое желание. Основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников для лиц, окончивших военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования начиная с 1 января 2005 г. и заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1

января 2005 г., является обращение в письменной форме об их включении в реестр участников. Эти же положения содержатся в подп. а» п. 3 и подп. д» п. 13 Порядка реализации накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. № 166 [4]. Кроме того, в примечании 4 к приложению № 1 названного Порядка определено, что в п. 3 списка данных для включения военнослужащего в реестр указывается дата возникновения основания для включения в реестр. Согласно этому примечанию для военнослужащих той категории, к которой относится заявитель, датой возникновения основания для включения в реестр является дата регистрации в журнале учета служебных документов воинской части обращения (в письменной форме) военнослужащего о включении в реестр.

Стоит отметить, что сегодня действует новый Порядок, утвержденный приказом Министра обороны РФ от 24.04.2017 N 245 [5]. Внимательное изучение законодательства лицами, уполномоченными производить включение военнослужащих в реестр участников НИС, во многом предупредило бы нарушение права военнослужащего быть включенным в такой реестр. Возможны случаи, когда военнослужащего неправомерно исключают из реестра участников НИС. В таком случае возникает вопрос: подлежат ли восстановлению его права? Судебная практика дает удовлетворительный ответ. Более того, речь идет также и о восстановлении права на инвестиционный доход, который был бы начислен военнослужащему в случае, если бы он не исключался из указанного реестра [6, с. 7]. Между тем, если речь пойдет о возмещении понесенных военнослужащим расходов по оформлению сделки по приобретению жилья и оформлению ипотечного кредита, то здесь следует учесть, что оно допустимо, но только на сумму, не превышающую остаток на именном накопительном счете участника НИС [6, с. 12].

В части попыток членов семьи военнослужащих получить жилое помещение сверх положенным норм, обращаем внимание на то, что суд основательно рассматривает подобные вопросы и дает однозначный ответ: обойти нормы законов, касающихся обеспечения членов семей военнослужащих, не получится. Так если один из супругов - военнослужащих участвует в НИС, то второй супруг - военнослужащий уже не может получить жилое помещение по договору социального найма на члена семьи – участника НИС. Также судебная практика делает вывод о том, что, если военнослужащий является участником НИС, он не может быть обеспечен жильем как член семьи военнослужащего в порядке реализации положений п. 14 ст. 15 Закона о статусе. Воробьев Е.Г. указал на тот факт, что представители власти лишь на словах провозглашали право участников НИС на жилье с учетом семьи (показатели расчетных размеров возможно приобретаемого жилья с помощью средств НИС отклонялись от 42 квадратных метров до 54, либо до 65 квадратных метров [9], максимальная отметка - до 93 квадратных метров [10].

Лица, принимавшие участие в разработке нормативно - правового акта касательно НИС, уходили фактически в сторону от прямого ответа. Например, в интернет - интервью А. Майниной из компании "Гарант" с директором Департамента экономики программ обороны и безопасности Минэкономразвития В.Н. Путилиным по поводу НИС на вопрос о сохранении жилищных прав семей военнослужащих чиновник ответил, что права членов семей военнослужащих, не участвующих в НИС, остаются неизменными, а также посвящена отдельная статья закона правам членов семьи участников НИС, погибших или пропавших без вести [11].

Таким образом, нежелание военных правоведов связывать свою деятельность с темой жилищных прав членов семей военнослужащих - участников НИС на жилое помещение, приобретаемое с помощью государственных средств, объясняется правовой неочевидностью таких прав, наблюдаемой как в нормах специального Закона о НИС, так и в нормах Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе).

Так, В.М. Корякин и О.В. Скулакова, исследовавшие социальные гарантии, предоставляемые семьям военнослужащих, в отношении раскрываемых ими форм социально - жилищных гарантий военным семьям писали, что в перечне форм жилищного обеспечения они намеренно не указывали НИС, так как это обусловлено тем, что согласно Закону о НИС не учитываются при предоставлении денежных средств для приобретения жилого помещения семейное положение участника указанной системы и состав его семьи. Рассуждения правоведов и официальных представителей государства о включении в расчет накоплений НИС средств, определяемых из стоимости жилья исходя из учета прав и самого военнослужащего, и членов его семьи согласно размерам социальных нормативов жилья на одного человека, остались за рамками конкретных правовых норм Закона о НИС.

Более того, как отмечает Воробьев Е.Г., после принятия Закона о НИС были внесены в Закон о статусе такие изменения, которые недвусмысленно закрепили изъятие каких - либо иных государственных гарантий членам семьей таких военнослужащих при реализации ими права на жилье с помощью НИС. В целом же хотелось бы отметить, что НИС, несмотря на наличие проблем у военнослужащих в связи с участием в ней, набирает обороты. Это обусловлено все нарастающим спросом на жилье, повышенным в последнее время интересом к военной службе по контракту, наработанной судебной практикой рассмотрения споров в сфере НИС. Стоит надеяться, что НИС как одна из форм обеспечения жилым помещением военнослужащих будет дальше развиваться, а недостатки в ее правовом механизме в скором времени будут устранены.

Список использованной литературы:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 - ФКЗ, от 30.12.2008 N 7 - ФКЗ, от 05.02.2014 N 2 - ФКЗ, от 21.07.2014 N 11 - ФКЗ) // КонсультантПлюс.

2. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76 - ФЗ (ред. от 01.07.2017, с изм. от 16.11.2017) "О статусе военнослужащих" // КонсультантПлюс.

3. Федеральный закон от 20.08.2004 N 117 - ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" // КонсультантПлюс.

4. Приказ Министра обороны РФ от 28.02.2013 N 166 (ред. от 28.01.2014) "Об утверждении Порядка реализации накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2013 N 28353) // КонсультантПлюс.

5. Приказ Министра обороны РФ от 24.04.2017 N 245 (ред. от 22.09.2017) "Об утверждении Порядка реализации накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2017 N 46865) // КонсультантПлюс.

6. Обзор практики рассмотрения военными судами дел о реализации прав на участие в накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей. URL: http: // files.sudrf.ru / 627 / docum _ sud / doc20160922 - 174803.pdf (дата обращения 11.02.2018) /

7. Акчурин З.Х. Переход к накопительной системе обеспечения жильем военнослужащих: миф или реальность // Право в Вооруженных Силах. 2003. N 8. С. 7.

8. Воробьев Е.Г. К вопросу о правах членов семьи военнослужащего - участника накопительно - ипотечной системы на приобретаемое с помощью государства жилое помещение // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 9. С. 45 - 55.

9. Куликов В. Тысяча долларов в год - и офицер под крышей. Минэкономразвития представило схему получения военными жилья за три года // Рос. газ. 2004. 1 апр.; Воробьев В. Награжденные ордером. С 2005 года военнослужащие смогут приобретать жилье в собственность после трех лет службы // Рос. газ. 2004. 24 марта.

10. Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 20 августа 2004 г. N 117 - ФЗ "О накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". М., 2005. 11. Интернет - интервью А. Майниной (компания "Гарант") с директором Департамента экономики программ обороны и безопасности Минэкономразвития В.Н. Путилиным "Накопительно - ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих". URL: http: // www.garant.ru (дата обращения 11.02.2018). © Д.П. Чугуй, 2018



Другие новости и статьи

« Обеспечение «Ледяного похода»

Роль Ледовой трассы во время блокады Ленинграда »

Запись создана: Четверг, 29 Август 2019 в 0:21 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы