10 Октябрь 2018

Роль авторитета и личного примера командира (начальника) в предупреждении нарушений уставных взаимоотношений между военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации

oboznik.ru - Офицер и знамя

В статье рассматривается роль авторитета и личного примера командира (начальника) в предупреждении нарушений уставных взаимоотношений между военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации.

Автором отмечается, что нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими остаются одной из наиболее острых проблем в войсках, негативно влияющих на морально-психологическое состояние личного состава. Работа командира (начальника) по предупреждению нарушений уставных взаимоотношений между военнослужащими проходит тем успешнее, чем выше его личные качества. Современная война и современный уровень развития военного дела предъявляют высокие требования к личности военного руководителя. Личные качества командира (начальника) во многом предопределяют е го авторитет среди подчиненных, который оказывает постоянное воздействие на предупреждение нарушений уставных взаимоотношений между военнослужащими, что подтверждается как выводами специалистов в области военной психологии и педагогики, так и войсковой практикой.

В статье исследуется феномен авторитета военного руководителя, его сущность, содержание, основания, педагогические пути и условия его формирования. По мнению автора, авторитет командира (начальника) не возникает автоматически вместе с назначением на должность, его нельзя создать по приказу, он должен быть заслужен им самим. Проведенный анализ авторитета военного руководителя и его роли в решении учебно-боевых и воспитательных задач позволил автору выявить пути влияния личного примера командира (начальника) на формирование уставных взаимоотношений между военнослужащими подразделения. Ключевые слова: авторитет, личный пример, командир (начальник), подчиненные, подразделение, уставные взаимоотношения, воспитательная работа. Работа командира (начальника) по предупреждению нарушений уставных взаимоотношений между военнослужащими проходит тем успешнее, чем выше его личные качества. Широкий кругозор, глубокие, разносторонние военно-технические знания дают командиру возможность правильно, по- государственному подходить к решению организационных и воспитательных задач. Неотъемлемыми качествами командира (начальника) должны являться принципиальность и чувство личной ответственности, честность, правдивость и непримиримость к недостаткам, скромность, простота и доступность, чуткость и отзывчивость.

Эти качества необходимы командиру (начальнику) не только для того, чтобы успешно выполнять возложенные на него обязанности, но и для того, чтобы воспитывать их у своих подчиненных, потому что известно, что воспитатель не может дать воспитуемому то, чем сам не обладает. Большое значение в деятельности каждого командира (начальника) имеют его организаторские способности, умение действовать уверенно, быстро, четко, видеть в работе главное и сосредоточивать на нем основные усилия. Проявлением организаторских способностей командира (начальника) являются инициатива, высокая активность и целеустремленность в работе, оперативность и распорядительность, умение доводить начатое дело до конца. Организаторские способности командира (начальника) неразрывно связаны с его высокой культурой в работе и педагогическим мастерством [1, 158]. Важными качествами командира (начальника) являются самокритичность в работе, способность учитывать мнение и запросы коллектива, умение хорошо разбираться в людях.

Но, к сожалению, есть среди командиров (начальников) и такие, которые страдают зазнайством и высокомерием, грубостью и бестактностью. Это о таких командирах (начальниках) Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский сказал: «Несамокритичные, зазнавшиеся руководители, возомнившие себя незаменимыми и непогрешимыми деятелями, думающие, что им все позволено, наносят большой вред воспитанию военнослужащих» [9]. На почве зазнайства, высокомерия, грубости вырастает преграда отчуждения и неприязни между командиром (начальником) и подчиненными, преграда, которая отгораживает командира (начальника) от коллектива и которую очень трудно бывает разрушить. Командир (начальник), дистанцировавшийся от коллектива, теряет авторитет и уважение подчиненных, лишает себя возможности влиять на их морально-психологическое состояние, теряет их расположение и доверие к себе. Серьезным недостатком в отношении к подчиненным являются сухость, черствость, всегда только подчеркнутая официальность со стороны отдельных командиров (начальников), которые считают, что они должны держать себя от подчиненных на определенной дистанции, что подчиненные должны их бояться и т.д. Однако, опыт показывает, что влияние командира (начальника) на подчиненных значительно сильнее тогда, когда он душевно близок к ним, когда военнослужащие видят в нем старшего товарища, взыскательного, но заботливого и справедливого руководителя. Подчиненные не боятся такого командира (начальника), а уважают, дорожат и гордятся им. За таким руководителем они всегда готовы пойти и в огонь, и в воду, с радостью выполняют любое его задание [2, 257].

Во взаимоотношениях командира (начальника) с подчиненными могут возникать и трудности, однако он всегда должен действовать не окриком и грубостью, а силой убеждения. «Брань, – говорил В.И. Ленин, – есть довод того, у кого нет аргументов» [7, 135]. Одна из особенностей деятельности командира (начальника) состоит в том, что эта деятельность проходит на виду у всего личного состава, так или иначе затрагивает каждого военнослужащего, отражается на его деятельности, жизни, настроении, на его поступках и поведении. Командир (начальник), исходя из всесторонней оценки обстановки, имеет право единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение. Приказы и распоряжения командира (начальника), как известно, не подлежат обсуждению, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением [12, 11]. Приказы и распоряжения командира (начальника) должны точно и безоговорочно выполняться всеми подчиненными [12, 12].

Однако, если подчиненный должен всегда поступать так, как ему велит приказ командира (начальника), а не так, как, возможно, ему бы хотелось, то думать военнослужащему никто запретить не может. Что это значит? Это значит, что о каждом приказе и распоряжении командира (начальника), о его поступках и поведении подчиненные имеют свое внутреннее суждение, свое субъективное мнение. Конечно, командира (начальника) не должно останавливать то, что скажут или подумают о нем и о его действиях подчиненные.

Он не может и не должен стремиться угодить подчиненным или задобрить их своей беспринципностью. Деятельность командира (начальника) определяется интересами военной службы и носит принципиальный характер. Но вместе с тем командир (начальник) не может забывать и о том, что по его поступкам и поведению, по его знанию военной службы и отношению к ней подчиненные будут судить о нем самом, о его качествах. Поэтому, с одной стороны, необходимо воспитывать у подчиненных правильное отношение и уважение к командирам (начальникам), готовность беспрекословно повиноваться им. С другой стороны, следует правильно воспитывать и самих командиров (начальников), всемерно развивать и совершенствовать их командирские качества. Командир (начальник) не должен допускать необдуманных поступков, принимать легковесные, необоснованные решения, отдавать заведомо невыполнимые приказания. Положение командира (начальника) обязывает быть примером высокой личной дисциплинированности. В противном случае он может легко подорвать свой авторитет, пошатнуть веру в себя со стороны своих подчиненных [4, 372]. Личные качества командира (начальника), его авторитет среди подчиненных – это очень важный фактор, оказывающий постоянное воздействие на предупреждение нарушений уставных взаимоотношений между военнослужащими. Известно, что сила влияния командира (начальника) на подчиненных проявляется и реализуется прежде всего через команду, приказ, распоряжение.

Однако в приказе, распоряжении, команде заключены не только сила власти, которой наделен командир (начальник) Конституцией и законами Российской Федерации, Общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и иными руководящими документами, но и сила его авторитета, который выступает и как авторитет его служебного положения, и как авторитет его личности. Чем выше авторитет командира (начальника), тем выше моральная сила его приказов и распоряжений, тем сильнее его влияние на подчиненных, тем успешнее вся его практическая деятельность по предупреждению нарушений уставных взаимоотношений между военнослужащими. Приказы и распоряжения командира (начальника), пользующегося высоким авторитетом среди своих подчиненных, всегда выполняются лучше, с воодушевлением. Исполняя приказы такого командира (начальника), военнослужащие испытывают чувство глубокого морального удовлетворения. Как же формируется авторитет командира (начальника), что он включает в себя, на чем держится? Почему бывает так, что одного человека уважают, а к другому относятся безразлично или даже с неприязнью? В армейской жизни часто складывается такая ситуация, когда командир (начальник) только что принял подразделение.

Он еще не знает личный состав, которым будет командовать. Его также не знают в подразделении. На первом этапе во взаимоотношениях командира (начальника) с подчиненными имеется определенная неясность. Командир (начальник) присматривается к подчиненным, а подчиненные к нему. И от того, как поставит себя командир (начальник) с первых дней руководства новым подразделением, как он сумеет проявить себя, как сумеет наладить уставные взаимоотношения с подчиненными, будет во многом зависеть успех его деятельности в последующем. Именно в этот первоначальный период взаимного знакомства у военнослужащих формируется внутренняя психологическая установка по отношению к своему новому командиру (начальнику). Подчиненные по неполным, порой неверным, отрывочным данным составляют определенное мнение о своем командире (начальнике). Это мнение в дальнейшем может измениться в лучшую или в худшую для командира (начальника) сторону. Тем не менее оно будет оказывать соответствующее влияние на их деятельность и соблюдение уставных взаимоотношений. Жизнь показывает, что некоторые подчиненные иногда сознательно прибегают к различного рода на первый взгляд безобидным, но на самом деле хитроумным, а нередко и «каверзным» приемам проверки нового командира (начальника).

Командир (начальник) ставится в такое положение, когда он вынужден держать своего рода экзамен перед подчиненными. И если командир (начальник) сумеет в нужный момент проявить находчивость, сообразительность, глубокое знание военной техники и вооружения, отличные умения, навыки, силу, ловкость, выносливость и т. п., то от этого в глазах подчиненных он очень много выиграет. За командиром (начальником), который сумел покорить подчиненных своими глубокими знаниями, своим самоотверженным отношением к делу, они без каких-либо внутренних колебаний признают моральное право обучать и воспитывать их, поскольку понимают и видят, что у такого командира (начальника) есть, чему учиться [3, 285-286]. Часто молодые, неопытные командиры (начальники) не могут найти общий язык со своими подчиненными, не могут установить с ними доверительные взаимоотношения. Вместо того чтобы умело, тактично расположить к себе подчиненных, завоевать их симпатии, доверие и уважение, быстро преодолеть их настороженность, командир (начальник) не считается ни с чем, поступает необдуманно, опрометчиво, чем порождает известную напряженность во взаимоотношениях с личным составом, вызывает даже неприязненное к себе отношение с их стороны и тем самым создает для себя такие затруднения, которые не в силах затем преодолеть без ущерба для военной службы.

По этой же причине бывает и так, когда офицер, пользовавшийся авторитетом в одном подразделении, не может в течение продолжительного времени обрести его вновь после назначения командиром (начальником) другого подразделения. Все это говорит о том, что авторитет командира (начальника) не возникает вместе с назначением на должность. Его нельзя создать по приказу, он должен быть заслужен им самим. Авторитет является объективным отражением в нашем сознании личных качеств и достоинств человека, его опыта и знаний, его деятельности, поступков и поведения. «…Самый смысл авторитета, – писал А.С. Макаренко, – в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимое, так сказать, простым глазом» [8, 351].

Одним из важных показателей и надежных критериев, по которому можно судить об авторитете командира (начальника), является прежде всего отношение к нему со стороны личного состава. Командира (начальника), который пользуется авторитетом у подчиненных, военнослужащие уважают, они гордятся им, дорожат его мнением, прислушиваются к его советам, беспрекословно ему повинуются. Такому командиру (начальнику) легко работать с личным составом, формировать в подразделении уставные взаимоотношения. Военнослужащий, который уважает своего командира (начальника), будет прилагать все силы, чтобы добросовестно выполнять свой долг и заслужить похвалу, соответствующее внимание и расположение к себе со стороны командира (начальника). Следовательно, прочным и устойчивым может быть лишь тот авторитет, который завоеван самим командиром (начальником), высокими моральными качествами, глубокими знаниями, упорным трудом, добросовестным отношением к военной службе, к личному составу. В этом состоит основной путь командира (начальника) к авторитету и уставным взаимоотношениям в подразделении [5, 127]. Авторитет командира (начальника) имеет прямую связь с его личным примером, являющимся важным средством в предупреждении нарушений уставных взаимоотношений между военнослужащими.

В связи с этим уместно отметить, что чем выше авторитет командира (начальника), тем больше сила его влияния на подчиненных, на их взаимоотношения между собой. Эта сила заключена в его личном примере. Все поступки командира (начальника), имеющего высокий авторитет среди своих подчиненных, как бы освящаются его авторитетом, и становятся более убедительными и нравственно весомыми. Это происходит потому, что подчиненные благожелательно расположены к такому командиру (начальнику), психологически настроены видеть с его стороны только хорошее, положительное. Но командиру (начальнику) в предупреждении нарушений уставных взаимоотношений между военнослужащими важно учитывать не только эти моменты, нельзя забывать и о возрастных особенностях военнослужащих. Ведь каждый из них – это молодой человек, который только вступает в самостоятельную жизнь. У него нет еще достаточного жизненного опыта. Для большинства военнослужащих по призыву служба в армии является первой серьезной школой жизни и, естественно, молодой военнослужащий ищет пример для подражания.

Для подчиненных авторитетный командир (начальник) является не только лучшим учителем жизни, но часто и тем идеалом, на которого они стараются во всем походить, образ которого с благодарностью вспоминают. Уволившись в запас, военнослужащие не забывают таких командиров (начальников), продолжают контактировать и искренне благодарят их за то, что они помогли им стать настоящими мужчинами. Личный пример и авторитет командира (начальника) является и для него самого внутренней моральной опорой в обучении и воспитании подчиненных, в предупреждении нарушений уставных взаимоотношений между военнослужащими [11, 132]. Командир (начальник), который служит примером для своих подчиненных, поступает во всем уверенно. У него нет оснований для морального переживания несоответствия своих поступков, своего поведения тому, что он требует или должен требовать от своих подчиненных. У такого командира (начальника) слова не расходятся с его служебными делами. Командир (начальник), который являет собой во всем образец для личного состава, имеет право требовать соблюдения уставных взаимоотношений между военнослужащими и образцового поведения от своих подчиненных не только потому, что он наделен для этого соответствующей властью.

Он получает на это и моральное право. М.И. Калинин указывал в свое время, что воспитательная работа является одной из самых трудных, ибо она связана с личным поведением воспитателя. «Если ты, например, будешь ратовать против водки, а сам будешь пить, то это не пройдет. Если ты призываешь к дисциплине, а сам ее постоянно нарушаешь, ясно, что такой призыв будет малодейственным» [6, 525] . Роль личного примера командира (начальника) в формировании уставных взаимоотношений между военнослужащими подчеркивал выдающийся советский полководец М.В. Фрунзе: «Дисциплина должна базироваться не на страхе наказания и голом принуждении, а на добровольном, сознательном исполнении каждым своего служебного долга, и первый пример такой дисциплины должен дать командный состав» [13, 21]. Важно, чтобы каждый командир (начальник) проникся глубоким сознанием важности своего личного примера для формирования уставных взаимоотношений в подчиненном подразделении, и научился правильно пользоваться этим действенным средством влияния на военнослужащих.

При этом следует иметь в виду два возможных пути влияния личного примера командира (начальника) на формирование уставных взаимоотношений между военнослужащими, хотя конечные результаты этих путей сходятся. Первый путь – это влияние, которое осуществляется объективно, без преднамеренного, активного участия командира (начальника). Хотя в этом случае процесс влияния протекает «стихийно», но его нельзя недооценивать, т. к. как его роль весьма значительна. Вся деятельность командира (начальника) в данном случае сама говорит за себя и вызывает у подчиненного желание следовать во всем своему командиру (начальнику). Поэтому особенно важно, чтобы подчиненные видели положительный пример своего командира (начальника), чтобы воспитывались на этом положительном примере. Второй путь влияния на формирование уставных взаимоотношений между военнослужащими состоит в сознательном, преднамеренном, продуманном поведении командира (начальника) на виду у подчиненных, когда он подчеркнуто демонстрирует перед ними свою исполнительность, инициативность, свои знания, умения, навыки, свою волю, силу, ловкость, выносливость и т.д. [10, 98]. Влияния личного примера командира (начальника) на подчиненных может носить различные формы и осуществляться в различных условиях и в различной обстановке.

Часто бывает, например, когда при стрельбе из личного оружия военнослужащие, не имеющие необходимого умения и твердых навыков меткой стрельбы, сваливают вину за свои промахи на оружие, из которого они стреляли. И какое сильное впечатление на них производит командир (начальник), когда он, взяв оружие, из которого военнослужащий только что «промахнулся», посылает все пули точно в цель. Большое влияние на формирование уставных взаимоотношений между военнослужащими оказывает внутренняя собранность командира (начальника), его опрятность, подтянутость, четкость в действиях, строевая подготовка, физическая выносливость и ловкость, его выдержка, самообладание, тактичность, высокая культура поведения и т.д. В таком командире (начальнике) подчиненные видят живой пример для подражания, он становится для них образцом.

Библиографический список

1. Барабанщиков А.В. Основы военной психологии и педагогики / А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Н.Ф. Феденко. М.: Просвещение. 1988.

2. Военная психология и педагогика: учебное пособие / П.А. Корчемный, Л.Г. Лаптев, Н.К. Михайловский, В.Ф. Кулаков. М.: Совершенство, 1998.

3. Воспитательная деятельность педагога / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова. М.: Академия, 2006.

4. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. М.: ВУ, 1995.

5. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход. М.: Академия, 2005.

6. Калинин М.И. О коммунистическом воспитании и воинском долге. М.: Воениздат. 1958.

7. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 9. М.: Политиздат, 1967.

8. Макаренко А.С. Сочинения. Т 4. М.: Изд. АПН РСФСР, 1957.

9. Малиновский Р.Я. Насущные вопросы воспитания личного состава Вооруженных Сил СССР // Красная Звезда. 1962. 24 мая.

10. Справочник офицера-воспитателя. М.: «За права военнослужащих», 2003.

11. Словарь по социальной педагогике / Автор-составитель Л.В. Мардахаев. М.: Академия, 2002.

12. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Воениздат, 2007.

13. Фрунзе М.В. Избранные произведения. В 2-х т. Т. 2. М.: Воениздат, 1957.

А.В. Ермаченков

Другие новости и статьи

« Андрей Константинович Нартов

Родителей погибшего при исполнении служебных обязанностей военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, необходимо отнести к членам его семьи »

Запись создана: Среда, 10 Октябрь 2018 в 17:41 и находится в рубриках Современность.

метки: , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Будем благодарны за Ваши комментарии  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика