29 Август 2019

Возможность и необходимость правового регулирования внешнего облика индивида в современном обществе

oboznik.ru - Демографическая ситуация: сложная, но не безнадежная
#индивид#общество#человек

Сегодняшняя мода — это основанный на обычаях и традициях феномен культуры, активно влияющий на все сферы человеческой деятельности, образ жизни, который складывается в определенной среде, следование которому носит сугубо добровольный характер. Моду нередко рассматривают как невинный эталон массового поведения, сознательно игнорируя тот факт, что данный эталон превратился в сильнейший фактор манипулирования общественным сознанием. Современная мода — это определенная идеология в жизни человека и общества.

Существуют пространные философские, исторические, социологические, экономические трактаты о моде. В то же время современное освоение правовых аспектов феномена моды сводится к изучению отдельных вопросов, связанных с правовым обеспечением индустрии производства модных товаров. Представляется, что изучение правовых проблем индустрии моды будет неполным, если вне сферы исследования останутся иные вопросы, в первую очередь связанные с возможностью регулирования внешнего облика индивида. Под внешним обликом понимается внешний вид индивида, отвечающий неким эстетическим стандартам, принятым в обществе в определенный период времени.

Создание внешнего облика — прерогатива его обладателя. Человек сам определяет, что и когда ему носить, как и чем украсить свою внешность. Принятие внешних рекомендаций по созданию внешнего облика носит сугубо добровольный характер. Личные права и свободы, в том числе свобода самовыражения, которая реализуется посредством создания собственного уникального внешнего облика, закреплены на конституционном уровне. Но есть множество факторов, которые определяют и ограничивают эту свободу. Прежде всего это моральные, религиозные, культурные традиции общества. Выбор внешнего облика, а в первую очередь речь идет о выборе одежды, индивидуален и доброволен, то есть остается вне сферы правового регулирования. Однако это правило действует, если этот выбор не противоречит определенным социальным устоям и моральным ценностям государства, которое и выступает гарантом этих ценностей.

В противном случае в защиту интересов членов общества вводятся запреты на ношение отдельных видов одежды (религиозные знаки отличия, никаб, паранджа и др.). Еще одним проявлением свободы самовыражения является публичная презентация собственного тела. Пирсинг, татуировки, стрижка и окраска волос — все это осуществление права лица на проявление своей индивидуальности. Любая регламентация создания внешнего облика воспринимается как дегуманизация. Принудительное изменение внешности квалифицируется как посягательство на свободу человека.

Однако мир моды — мир искусственно созданных идеалов и эталонов для подражания — был бы слишком прост, если бы внешняя самопрезентация индивида осталась вне контроля предпринимателей от модной индустрии. Широкое распространение получает реклама современных экстремальных модификаций тела, таких как пластические операции, использование имплантов, смена пола и др. Более того, все эти манипуляции, приводящие к радикальному изменению внешности, рекламируются как свобода выбора. Дискутируемой темой стал предлагаемый в некоторых государствах запрет на рекламу косметической хирургии, поскольку проведенные исследования выявили, что рекламируемые хирургические вмешательства повышают уровень тревожности потребителя и приводят к его эмоциональному расстройству.

Обзор изменений, происходящих в сфере рекламы модных продуктов, позволяет утверждать, что влияние средств массовой информации на изображение тела, осознание чувства собственного достоинства, психическое и физическое здоровье индивидуума, стало предметом пристального внимания и изучения и, как следствие, государственного вмешательства посредством правового регулирования рекламы модной продукции. Реклама товаров индустрии моды адресована преимущественно женщинам как основным ее потребителям. Далекие от реальности образы, созданные и отретушированные фотографами-профессионалами, рекламируют хрупкость и неземную красоту. Эффектом такой рекламы стало увеличение числа пациенток с расстройствами пищевого поведения. Общими требованиями к рекламе в индустрии медицины, здоровья и косметики во многих странах стали наличие официального подтверждения лечебных свойств продукта, полученного посредством научного тестирования; доведение до потребителя информации о реальных результатах применения косметических средств; отказ от фотошопа или размещение информации о том, что изображение было подвергнуто ретуши.

Индустрия моды во многом базируется на принципах эстетики и определенных стереотипах. Нередки случаи, когда работодатель при проведении мероприятий по поиску и найму работников ориентируется на свои эстетические представления о том, как этот работник должен выглядеть. Несмотря на то что в трудовом законодательстве многих стран содержится запрет на дискриминацию работников по возрасту, полу, расе, национальности или религиозным убеждениям, результатом установленных к претендентам требований становится незаконная избирательность. Более того, сформулированные работодателем требования могут касаться и одежды (дресс-код), в которой надлежит появляться на работе. Современная оценка правомерности таких требований и последствий их нарушения неоднозначна. Позиции исследователей прямо противоположны: от возможности наложения дисциплинарного взыскания до игнорирования требований работодателя как носящих сугубо рекомендательный характер.

Помимо требований к выбору одежды, работодатель может предъявлять специфические требования к внешности работника, обусловленные его профессиональной деятельностью. Только в индустрии моды востребованы работники, демонстрирующие последние модные новинки, — модели. В отношении этой категории работников устанавливаются критерии по росту, весу, возрасту. Востребованы преимущественно высокие, худые, молодые. В исследованиях по проблемам здоровья и безопасности чрезмерная худоба моделей получила резко отрицательную оценку. Среднестатистическая модель имеет индекс массы тела не выше 16, что, по стандартам Всемирной организации здравоохранения, указывает на голодание. Беспокойство вызывают не только сами модели, но и легионы девушек и женщин, слепо подражающих им и стремящихся любыми усилиями достичь заветных параметров 90–60–90.

Основной акцент в реализации идеи установления обязательных требований к моделям делается на введении минимальных стандартов веса. В реальности, однако, поставленные цели гораздо шире, чем лечение расстройства пищевого поведения и создание привлекательного женского облика.

Дискуссии о необходимости регулирования внешнего облика моделей отражают растущую социальную озабоченность, связанную с пропагандируемыми средствами массовой информации и поп-культурой далекими от реальности представлениями о совершенном теле и стандартах красоты. Они выходят далеко за рамки индустрии моды и, по сути, представляют концептуально новый подход к оздоровлению нации за счет формирования иных стандартов красоты.

Н. А. Шебанова

Другие новости и статьи

« Какой период необходимо отслужить по контракту, чтобы получить право подать документы для поступления в военный вуз?

Интерактивные формы обучения русскому языку в современной школе »

Запись создана: Четверг, 29 Август 2019 в 0:01 и находится в рубриках Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Будем благодарны за Ваши комментарии  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика