18 Сентябрь 2019

Эволюция государственного регулирования сферы культуры

oboznik.ru - О культуре
#культура#эволюция#общество

Главным механизмом государственного регулирования культуры является работа по созданию нормативно-правовой базы и ее практической реализации. Жизнь государства немыслима без последовательной реализации принципа управления через право. Анализ мирового опыта и отечественной практики показывает, что правовое регулирование культурной жизни в любой стране имеет исключительное значение, особенно в переломные моменты общественного развития.

Эволюция государственного регулирования сферы культуры — это гарантии свободы культуры и культурной деятельности личности посредством гармонизации взаимоотношений различных субъектов культурного пространства личности, объединений граждан и государства. Как показывает история, в силу того что главнейшим фактором интеллектуального развития древнейшего русского общества являлась церковь, развитие получило религиозно-нравственное направление, поэтому в течение всего московского периода не было принято ни одного нормативно-правового акта, касающегося народного просвещения и культуры. Государственным регулированием культуры Россия стала заниматься лишь начиная с ХVIII века. Указы Петра I 1718 и 1721 годов предписывали собирать старинные предметы, «курьезные вещи», «что зело необыкновенно». Из наиболее ранних законов Петра I можно привести издание в 1701 году указа о строительстве цейхгауза в Московском Кремле, где Петр I предполагал устроить музей военных трофеев.

Первым в России документом об охране памятников культуры является указ Петра I от 1722 года о сохранении кораблей, предписывающий: «Надлежит нам беречь остатки кораблей, яхт и галер, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших яко пренебрегших сей Указ. Петр. В Переславле в 7 день февраля 1722 года». Указом Петра I «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей» была образована Кунсткамера (ныне — Музей антропологии и этнографии). Первоначально личные коллекции Петра I и коллекции по анатомии и зоологии хранились в Аптекарской канцелярии, в ведении которой находились дела пополнения и хранения коллекций, а также исследование экспонатов с научной точки зрения. Духовный регламент от 21 января 1721 года подчинил вольные типографии в Киеве и Чернигове предварительной цензуре Духовной коллегии. В Духовном регламенте устанавливалось, что богословские сочинения до печати должны быть представлены в коллегиум, который был обязан рассмотреть письмо, чтобы выяснить, «нет ли в… оном погрешения, учению православному противного». Данным документом была нормативно закреплена государственная цензура в сфере культуры.

В 1720–1724 годах Петр издает указы, в соответствии с которыми в Москву должны были присылаться древние рукописные книги. Это было необходимо для воссоздания исторического прошлого страны. Кроме того, впервые на законодательном уровне был решен вопрос о формировании и пополнении книжного библиотечного фонда. 15 декабря 1702 года был подписан указ об открытии первой русской печатной газеты, названной «Ведомости», для извещения «оными о заграничных и внутренних происшествиях» русских людей. Российское правительство в начале ХIХ века начало проявлять определенное внимание к проблемам государственного регулирования культуры. В эту эпоху всю государственную политику в области культуры можно разделить на два основных направления. Первое — это попытки создать (часто под давлением общественных организаций, например археологических обществ) государственную систему отрасли культуры. Второе — создание инфраструктуры культуры (например, национальных музеев и театров) за счет благотворительной деятельности меценатов и членов императорской фамилии. В XIX веке вопросы охраны памятников были поручены Министерству внутренних дел, где они распределялись между Департаментом общих дел, Центральным статистическим комитетом и Техническостроительным комитетом.

Охрана церковных памятников закреплялась за Синодальным ведомством, а в ведении Министерства народного просвещения находились музеи, библиотеки и учебные заведения сферы культуры. Кроме того, «наблюдение за сохранением остатков древних замков, крепостей и других зданий древности» на местах вменялось в обязанность губернским строительным и дорожным комиссиям, находящимся в ведении Главного управления путей сообщения и публичных зданий. В 1869–1871 годах был разработан проект Положения об охране памятников старины, одобренный II Археологическим съездом, проходившим в Санкт-Петербурге в декабре 1871 года. Этот проект был направлен в Министерство народного просвещения, которое разослало его в другие ведомства. Получив отзывы, в 1876 году это министерство создало особую комиссию «для обсуждения предложений о мерах к охранению памятников древности». Советское государство c самого начала своего существования начало принимать меры к сбережению памятников искусства и культуры. Изданные по инициативе В. И. Ленина в 1918–1924 годах декреты (более 20 декретов, в том числе декрет «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы» от 7 января 1924 г.) заложили законодательную основу советской государственной системы охраны памятников культуры.

В военное время, а также в последующие послевоенные годы отношение к историко-культурному наследию изменилось. Охраной памятников стали заниматься различные государственные комитеты управления. В 1966 году было образовано Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры — общественная организация, объединившая многочисленных подвижников на местах. В последующие десятилетия были выявлены и взяты на учет тысячи памятников истории и культуры, однако средств на их ремонт и реставрацию государство отпускало мало. Идеология перестала воздействовать на отбор памятников. До 1992 года в сфере культуры действовал лишь один специальный закон — «Об охране и использовании памятников истории и культуры», принятый в 1978 году. В переходный период были приняты важные подзаконные нормативные акты, способствовавшие сохранению культуры в рыночных условиях. Среди них можно отметить принятое 25 декабря 1990 года Постановление Верховного Совета РСФСР «О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР», предусматривающее запрет на приватизацию ценностей, хранящихся в государственных музеях, архивах и библиотеках, а также их безвозвратный вывоз за рубеж. Важную роль в сохранении отечественной культурной традиции сыграло Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 года «О мерах по социально-экономической защите культуры и искусства в условиях перехода к рыночным отношениям», согласно которому сохранялись все виды налоговых льгот для творческих союзов.

Однако эти постановления не могли разрешить проблему отсутствия в государстве консолидированной системы законодательных актов, регулирующих отношения в сфере культуры. В 1992 году были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее — «Основы законодательства»), в которых впервые в развернутом виде определены права и свободы человека, народов и этнических общностей в сфере культуры. Установлены государственные гарантии в области культуры, уточнено разделение компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, определены принципы бюджетного финансирования культуры и регулирования экономической деятельности в этой сфере, основы участия России в международных культурных обменах.

Принятие «Основ законодательства» положило начало активной нормотворческой деятельности государства в сфере культуры. С 1992 года начинает вырабатываться законодательная база о культуре. Сегодня законодательство о культуре нуждается в значительном расширении. Только таким образом возможно разрешить внутренние проблемы в сфере культуры, в том числе проблемы обеспечения ее материальными и человеческими ресурсами. Государственная поддержка и правовое регулирование в области культуры способны сохранить и приумножить богатейшее культурное наследие народов Российской Федерации.

И. Б. Кресина

Другие новости и статьи

« Фридрих II – победитель на поле боя и неудачник в банковском деле

Срочная служба в армии засчитывается в пенсионный стаж »

Запись создана: Среда, 18 Сентябрь 2019 в 0:15 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика