Эволюция государственного регулирования сферы культуры



Эволюция государственного регулирования сферы культуры

oboznik.ru - О культуре
#культура#эволюция#общество

Главным механизмом государственного регулирования культуры является работа по созданию нормативно-правовой базы и ее практической реализации. Жизнь государства немыслима без последовательной реализации принципа управления через право. Анализ мирового опыта и отечественной практики показывает, что правовое регулирование культурной жизни в любой стране имеет исключительное значение, особенно в переломные моменты общественного развития.

Эволюция государственного регулирования сферы культуры — это гарантии свободы культуры и культурной деятельности личности посредством гармонизации взаимоотношений различных субъектов культурного пространства личности, объединений граждан и государства. Как показывает история, в силу того что главнейшим фактором интеллектуального развития древнейшего русского общества являлась церковь, развитие получило религиозно-нравственное направление, поэтому в течение всего московского периода не было принято ни одного нормативно-правового акта, касающегося народного просвещения и культуры. Государственным регулированием культуры Россия стала заниматься лишь начиная с ХVIII века. Указы Петра I 1718 и 1721 годов предписывали собирать старинные предметы, «курьезные вещи», «что зело необыкновенно». Из наиболее ранних законов Петра I можно привести издание в 1701 году указа о строительстве цейхгауза в Московском Кремле, где Петр I предполагал устроить музей военных трофеев.

Первым в России документом об охране памятников культуры является указ Петра I от 1722 года о сохранении кораблей, предписывающий: «Надлежит нам беречь остатки кораблей, яхт и галер, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших яко пренебрегших сей Указ. Петр. В Переславле в 7 день февраля 1722 года». Указом Петра I «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей» была образована Кунсткамера (ныне — Музей антропологии и этнографии). Первоначально личные коллекции Петра I и коллекции по анатомии и зоологии хранились в Аптекарской канцелярии, в ведении которой находились дела пополнения и хранения коллекций, а также исследование экспонатов с научной точки зрения. Духовный регламент от 21 января 1721 года подчинил вольные типографии в Киеве и Чернигове предварительной цензуре Духовной коллегии. В Духовном регламенте устанавливалось, что богословские сочинения до печати должны быть представлены в коллегиум, который был обязан рассмотреть письмо, чтобы выяснить, «нет ли в… оном погрешения, учению православному противного». Данным документом была нормативно закреплена государственная цензура в сфере культуры.

В 1720–1724 годах Петр издает указы, в соответствии с которыми в Москву должны были присылаться древние рукописные книги. Это было необходимо для воссоздания исторического прошлого страны. Кроме того, впервые на законодательном уровне был решен вопрос о формировании и пополнении книжного библиотечного фонда. 15 декабря 1702 года был подписан указ об открытии первой русской печатной газеты, названной «Ведомости», для извещения «оными о заграничных и внутренних происшествиях» русских людей. Российское правительство в начале ХIХ века начало проявлять определенное внимание к проблемам государственного регулирования культуры. В эту эпоху всю государственную политику в области культуры можно разделить на два основных направления. Первое — это попытки создать (часто под давлением общественных организаций, например археологических обществ) государственную систему отрасли культуры. Второе — создание инфраструктуры культуры (например, национальных музеев и театров) за счет благотворительной деятельности меценатов и членов императорской фамилии. В XIX веке вопросы охраны памятников были поручены Министерству внутренних дел, где они распределялись между Департаментом общих дел, Центральным статистическим комитетом и Техническостроительным комитетом.

Охрана церковных памятников закреплялась за Синодальным ведомством, а в ведении Министерства народного просвещения находились музеи, библиотеки и учебные заведения сферы культуры. Кроме того, «наблюдение за сохранением остатков древних замков, крепостей и других зданий древности» на местах вменялось в обязанность губернским строительным и дорожным комиссиям, находящимся в ведении Главного управления путей сообщения и публичных зданий. В 1869–1871 годах был разработан проект Положения об охране памятников старины, одобренный II Археологическим съездом, проходившим в Санкт-Петербурге в декабре 1871 года. Этот проект был направлен в Министерство народного просвещения, которое разослало его в другие ведомства. Получив отзывы, в 1876 году это министерство создало особую комиссию «для обсуждения предложений о мерах к охранению памятников древности». Советское государство c самого начала своего существования начало принимать меры к сбережению памятников искусства и культуры. Изданные по инициативе В. И. Ленина в 1918–1924 годах декреты (более 20 декретов, в том числе декрет «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы» от 7 января 1924 г.) заложили законодательную основу советской государственной системы охраны памятников культуры.

В военное время, а также в последующие послевоенные годы отношение к историко-культурному наследию изменилось. Охраной памятников стали заниматься различные государственные комитеты управления. В 1966 году было образовано Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры — общественная организация, объединившая многочисленных подвижников на местах. В последующие десятилетия были выявлены и взяты на учет тысячи памятников истории и культуры, однако средств на их ремонт и реставрацию государство отпускало мало. Идеология перестала воздействовать на отбор памятников. До 1992 года в сфере культуры действовал лишь один специальный закон — «Об охране и использовании памятников истории и культуры», принятый в 1978 году. В переходный период были приняты важные подзаконные нормативные акты, способствовавшие сохранению культуры в рыночных условиях. Среди них можно отметить принятое 25 декабря 1990 года Постановление Верховного Совета РСФСР «О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР», предусматривающее запрет на приватизацию ценностей, хранящихся в государственных музеях, архивах и библиотеках, а также их безвозвратный вывоз за рубеж. Важную роль в сохранении отечественной культурной традиции сыграло Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 года «О мерах по социально-экономической защите культуры и искусства в условиях перехода к рыночным отношениям», согласно которому сохранялись все виды налоговых льгот для творческих союзов.

Однако эти постановления не могли разрешить проблему отсутствия в государстве консолидированной системы законодательных актов, регулирующих отношения в сфере культуры. В 1992 году были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее — «Основы законодательства»), в которых впервые в развернутом виде определены права и свободы человека, народов и этнических общностей в сфере культуры. Установлены государственные гарантии в области культуры, уточнено разделение компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, определены принципы бюджетного финансирования культуры и регулирования экономической деятельности в этой сфере, основы участия России в международных культурных обменах.

Принятие «Основ законодательства» положило начало активной нормотворческой деятельности государства в сфере культуры. С 1992 года начинает вырабатываться законодательная база о культуре. Сегодня законодательство о культуре нуждается в значительном расширении. Только таким образом возможно разрешить внутренние проблемы в сфере культуры, в том числе проблемы обеспечения ее материальными и человеческими ресурсами. Государственная поддержка и правовое регулирование в области культуры способны сохранить и приумножить богатейшее культурное наследие народов Российской Федерации.

И. Б. Кресина



Другие новости и статьи

« Фридрих II – победитель на поле боя и неудачник в банковском деле

Срочная служба в армии засчитывается в пенсионный стаж »

Запись создана: Среда, 18 Сентябрь 2019 в 0:15 и находится в рубриках Современность.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы