О праве на государственную службу в России c XVIII по XXI век



О праве на государственную службу в России c XVIII по XXI век

oboznik.ru - О праве на государственную службу в России c XVIII по XXI век

Административная реформа – процесс длительный, перманентный, включающий в себя определенные этапы. Научный интерес к целям, содержанию, методам его проведения и результатам обоснован той ролью, которую выполняет государственное управление в обществе.

В центре административной реформы – вопросы правовой регламентации и организации государственной службы. Различные аспекты государственной службы, её становления – это темы, к которым в разные времена обращались историки, политологи, философы, социологи и, конечно, правоведы. Вопросам права граждан на государственную службу уделялось внимание в трудах многих отечественных ученых-правоведов: С.С. Алексеева, Г.В. Атаманчука, А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, А.А. Гришковца, М.В. Костенникова, А.В. Куракина, В.М. Манохина, Ю.Н. Старилова и других. Автор статьи ставит своей целью проследить этапы трансформации права на государственную службу в России от петровских времен до наших дней. История государственной службы в России уходит в глубины времени более чем на тысячу лет, переходя от этапа к этапу от дружинной «администрации» к государевой службе. Становление государственной службы в петровскую эпоху характеризуется выработкой принципов подбора и расстановки кадрового состава чиновников.

Эти принципы устанавливали необходимые качества, которыми должны были обладать претенденты на должности в государственных органах и учреждениях. Например, уже в Генеральном Регламенте Петра I от 1720 года была норма, предписывающая руководителям постоянно заботиться о том, чтобы канцелярии и конторы принимали на штатные должности лиц, основательно знающих поручаемое им дело. На государеву службу следовало принимать лиц, способных решать государственные дела «ни по дружбе или по вражде, или из-за взяток», а исключительно в целях соблюдения интересов государства при полном подчинении государственной дисциплине.

Для этого в Петровской Табели о рангах, которая стала несомненно самым большим достижением в правовом регулировании государственной службы того времени, была предписана обязанность каждого государственного учреждения создавать кадровый резерв из молодых дворян, зачислявшихся в чин коллегии юнкеров. Это означало, что вакансии должны были замещаться путем продвижения по службе, а не со стороны. Приоритетное право на доступ к государственной службе Табель о рангах отдавала дворянам. Этот основополагающий документ о государственной службе, а большинство исследователей отождествляют дату его создания (24 января 1722 года) с возникновением государственной службы, установил и требования, предъявляемые к претендентам на замещение вакантных должностей. Подготовленности претендентов на замещение государственной должности придавалось важное значение и в последующем.

Так, чиновники административных ведомств в соответствии с положениями рескрита Александра I от 1809 года должны были быть «исполнителями сведующими» и, что особенно хотелось бы подчеркнуть, обладать «твердым отечественным образованием». Комплектовать государственные учреждения нужно было «способными и ученьем образованными чиновниками» («ученых наукам») и, опять акцентируем, «знающих юриспруденцию» [1, с.75]. Во многом продвижению этой идеи способствовал подготовленный выдающимся государственным деятелем России М.М. Сперанским Указ об обязательном экзамене для занятия государственной должности. Кроме того, для замещения ряда должностей был установлен образовательный ценз – наличие высшего университетского образования. Указ вводил и запрет на прием на службу «по родству». И хотя этот Указ по настоянию бюрократии действовал непродолжительное время, его положения были закреплены позже в «Уставе о службе гражданской» 1832 года и «Правилах о порядке производства в чины гражданской службы» 1834 года. Важным критерием для поступления на государственную службу были и моральные качества кандидатов на замещение должностей.

Они должны были следовать правилам добропорядочности, быть честными, воздерживаться от дурных наклонностей и неблаговидных поступков. Требования о деловых и нравственных качествах, предъявляемыe к претендентам на государеву службу, к середине XIX века конкретизировались и дополнялись, а перечень их увеличивался. Все эти требования содержались в различных указах и уставах, положениях и инструкциях, которые позже были объединены в «Свод уставов о службе гражданской». Основными критериями при поступлении на службу в те времена были сословное происхождение и уровень знаний. И все же право на доступ к государственной службе в первую очередь оставалось за дворянством, в котором абсолютная монархия видела свою основную социальную опору. Как справедливо замечает Ю.Н. Старилов, законодательство отражало возросшее значение в государственном управлении дворянского сословия, обеспечивало ему политические преимущества, льготы для получения должностей в государственных учреждениях [1, с.77]. В отличие от других сословий потомственным дворянам отдавался приоритет в праве на государеву службу, хотя на управленческие должности, но с различными ограничениями, допускались выходцы из других сословий. Например, в 20-х годах XIX века на гражданскую службу было запрещено принимать купцов (за исключением купцов 1-й гильдии) и их детей.

Кроме потомственных дворян на гражданскую службу могли претендовать также люди податного звания, нижние чины, уволенные с военной службы, служители церкви, дети среднего и высшего духовенства, канцелярских служащих и купцов 1-й гильдии, ученые, художники. Подводя итог под особенностями правового регулирования допуска на государственную службу в дореволюционный период, можно утверждать, что право на государеву службу распространялось на все более широкий круг возможных претендентов, а в перечень требований, предъявляемых к ним, включались не только родовитость, деловые способности, но и нравственные качества, а также достойный уровень образованности. Принцип сословного подхода к допуску на государственную службу был формально отменен в 1905 году указом Николая II.

Согласно указу, российским подданным независимо от происхождения предоставлялись равные права в отношении государственной службы. Однако в реальности преимущество оставалось за мужчинами. Женщины принимались лишь на должности вспомогательно-обслуживающего характера. В целом в дореволюционный период Россия сформировала детальное законодательство о государственной службе, однако после 1917 года все оно было отменено. Новая власть, «строя свой, новый мир», руководствовалась идеями быстрого отмирания всякого государства, слома старого государственного аппарата и упразднения чиновничества.

Советская правовая доктрина выдвигала и теоретически обосновывала положение о том, что «участвовать в управлении государством по силам любому гражданину, чиновничество же, т.е. корпус специально подготовленных управленцев-профессионалов, является атрибутом буржуазного государства, привелигированной кастой, паразитирующей на обществе и обеспечивающей господство эксплуататорского меньшинства над массами трудящихся» [2, с.27].

Одним из первых актов советской власти был Декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917 года. Действующая ранее система должностей и чинов была заменена партийно-государственной номенклатурой. Закона о государственной службе в СССР не было. Нормы о порядке комплектования государственных должностей содержались в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, правительственных постановлениях, правилах работы государственных учреждений). Выработкой кадровой политики в СССР занималась коммунистическая партия. К числу главных требований к принимаемым на государственную службу были преданность делу коммунистической партии. Руководящие должности могли быть заняты только членами КПСС, рекомендованными соответствующими партийными комитетами.

Публично-правовая природа государственной службы в этот период отрицалась. Культивировался старый сталинский тезис о том, что «незаменимых людей нет», а значит, каждый претендент на государственную должность должен осознавать, что его принимают по милости руководителя, а не по праву. «Перестройка», начавшаяся в 1987 году, особых изменений в принципы подбора кадров не привнесла, а вот экономические, социальные и политические изменения после распада СССР потребовали существенной трансформации кадровой политики. Политика подбора кадров на государственную службу своим ориентиром взяла принцип профессионализма и компетентности. В 1993 году впервые на конституционном уровне было закреплено право равного доступа граждан к государственной службе. В 1995 году был принят основополагающий нормативный правовой акт о государственной службе в новой России – Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации».

В стадию системного реформирования государственной службы Россия вступила после смены в 2000 году политического руководства. В соответствии с утвержденной Президентом Концепцией реформирования системы государственной службы, создаются различные организационные структуры для проведения её в жизнь, в частности, соответствующая Комиссия при Президенте Российской Федерации, а затем и Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров. Один за другим принимаются федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе». Последним установлено, что на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, владеющие государственным языком и соответствующие квалификационным требованиям, отнесенным к должностям государственной гражданской службы.

Это означает, что «при поступлении на государственную службу не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений» [3, с.1/2], а также других обстоятельств для тех кандидатов, профессиональная подготовленность которых отвечает требованиям по должности, на которую они претендуют. Важным условием поступления на службу является прохождение конкурсного отбора претендентов, заключающегося в оценке их профессионального уровня и соответствия выбранной должности.

Следует заметить, однако, что законодательство о военной, а также о службе в правоохранительных органах содержит ряд дополнительных правоограничений, связанных с особенностями этих видов государственной службы. Таким образом, право на государственную службу в России трансформировалось в зависимости от целей и принципов государственной власти на разных этапах её истории. Сегодня каждый полностью правоспособный гражданин России может реализовать свое конституционное право на государственную службу при условии соответствия квалификационным требованиям, установленным к государственным должностям государственной службы, успешно пройдя конкурсный отбор.

Л.П. ЗАКИРЬЕНОК



Другие новости и статьи

« Политические партии и борьба за массы в период Великой русской революции

Методы и техника переливания крови в годы Великой Отечественной войны »

Запись создана: Понедельник, 15 Октябрь 2018 в 12:52 и находится в рубриках Современность.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы