15 Октябрь 2018

О праве на государственную службу в России c XVIII по XXI век

oboznik.ru - О праве на государственную службу в России c XVIII по XXI век

Административная реформа – процесс длительный, перманентный, включающий в себя определенные этапы. Научный интерес к целям, содержанию, методам его проведения и результатам обоснован той ролью, которую выполняет государственное управление в обществе.

В центре административной реформы – вопросы правовой регламентации и организации государственной службы. Различные аспекты государственной службы, её становления – это темы, к которым в разные времена обращались историки, политологи, философы, социологи и, конечно, правоведы. Вопросам права граждан на государственную службу уделялось внимание в трудах многих отечественных ученых-правоведов: С.С. Алексеева, Г.В. Атаманчука, А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, А.А. Гришковца, М.В. Костенникова, А.В. Куракина, В.М. Манохина, Ю.Н. Старилова и других. Автор статьи ставит своей целью проследить этапы трансформации права на государственную службу в России от петровских времен до наших дней. История государственной службы в России уходит в глубины времени более чем на тысячу лет, переходя от этапа к этапу от дружинной «администрации» к государевой службе. Становление государственной службы в петровскую эпоху характеризуется выработкой принципов подбора и расстановки кадрового состава чиновников.

Эти принципы устанавливали необходимые качества, которыми должны были обладать претенденты на должности в государственных органах и учреждениях. Например, уже в Генеральном Регламенте Петра I от 1720 года была норма, предписывающая руководителям постоянно заботиться о том, чтобы канцелярии и конторы принимали на штатные должности лиц, основательно знающих поручаемое им дело. На государеву службу следовало принимать лиц, способных решать государственные дела «ни по дружбе или по вражде, или из-за взяток», а исключительно в целях соблюдения интересов государства при полном подчинении государственной дисциплине.

Для этого в Петровской Табели о рангах, которая стала несомненно самым большим достижением в правовом регулировании государственной службы того времени, была предписана обязанность каждого государственного учреждения создавать кадровый резерв из молодых дворян, зачислявшихся в чин коллегии юнкеров. Это означало, что вакансии должны были замещаться путем продвижения по службе, а не со стороны. Приоритетное право на доступ к государственной службе Табель о рангах отдавала дворянам. Этот основополагающий документ о государственной службе, а большинство исследователей отождествляют дату его создания (24 января 1722 года) с возникновением государственной службы, установил и требования, предъявляемые к претендентам на замещение вакантных должностей. Подготовленности претендентов на замещение государственной должности придавалось важное значение и в последующем.

Так, чиновники административных ведомств в соответствии с положениями рескрита Александра I от 1809 года должны были быть «исполнителями сведующими» и, что особенно хотелось бы подчеркнуть, обладать «твердым отечественным образованием». Комплектовать государственные учреждения нужно было «способными и ученьем образованными чиновниками» («ученых наукам») и, опять акцентируем, «знающих юриспруденцию» [1, с.75]. Во многом продвижению этой идеи способствовал подготовленный выдающимся государственным деятелем России М.М. Сперанским Указ об обязательном экзамене для занятия государственной должности. Кроме того, для замещения ряда должностей был установлен образовательный ценз – наличие высшего университетского образования. Указ вводил и запрет на прием на службу «по родству». И хотя этот Указ по настоянию бюрократии действовал непродолжительное время, его положения были закреплены позже в «Уставе о службе гражданской» 1832 года и «Правилах о порядке производства в чины гражданской службы» 1834 года. Важным критерием для поступления на государственную службу были и моральные качества кандидатов на замещение должностей.

Они должны были следовать правилам добропорядочности, быть честными, воздерживаться от дурных наклонностей и неблаговидных поступков. Требования о деловых и нравственных качествах, предъявляемыe к претендентам на государеву службу, к середине XIX века конкретизировались и дополнялись, а перечень их увеличивался. Все эти требования содержались в различных указах и уставах, положениях и инструкциях, которые позже были объединены в «Свод уставов о службе гражданской». Основными критериями при поступлении на службу в те времена были сословное происхождение и уровень знаний. И все же право на доступ к государственной службе в первую очередь оставалось за дворянством, в котором абсолютная монархия видела свою основную социальную опору. Как справедливо замечает Ю.Н. Старилов, законодательство отражало возросшее значение в государственном управлении дворянского сословия, обеспечивало ему политические преимущества, льготы для получения должностей в государственных учреждениях [1, с.77]. В отличие от других сословий потомственным дворянам отдавался приоритет в праве на государеву службу, хотя на управленческие должности, но с различными ограничениями, допускались выходцы из других сословий. Например, в 20-х годах XIX века на гражданскую службу было запрещено принимать купцов (за исключением купцов 1-й гильдии) и их детей.

Кроме потомственных дворян на гражданскую службу могли претендовать также люди податного звания, нижние чины, уволенные с военной службы, служители церкви, дети среднего и высшего духовенства, канцелярских служащих и купцов 1-й гильдии, ученые, художники. Подводя итог под особенностями правового регулирования допуска на государственную службу в дореволюционный период, можно утверждать, что право на государеву службу распространялось на все более широкий круг возможных претендентов, а в перечень требований, предъявляемых к ним, включались не только родовитость, деловые способности, но и нравственные качества, а также достойный уровень образованности. Принцип сословного подхода к допуску на государственную службу был формально отменен в 1905 году указом Николая II.

Согласно указу, российским подданным независимо от происхождения предоставлялись равные права в отношении государственной службы. Однако в реальности преимущество оставалось за мужчинами. Женщины принимались лишь на должности вспомогательно-обслуживающего характера. В целом в дореволюционный период Россия сформировала детальное законодательство о государственной службе, однако после 1917 года все оно было отменено. Новая власть, «строя свой, новый мир», руководствовалась идеями быстрого отмирания всякого государства, слома старого государственного аппарата и упразднения чиновничества.

Советская правовая доктрина выдвигала и теоретически обосновывала положение о том, что «участвовать в управлении государством по силам любому гражданину, чиновничество же, т.е. корпус специально подготовленных управленцев-профессионалов, является атрибутом буржуазного государства, привелигированной кастой, паразитирующей на обществе и обеспечивающей господство эксплуататорского меньшинства над массами трудящихся» [2, с.27].

Одним из первых актов советской власти был Декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917 года. Действующая ранее система должностей и чинов была заменена партийно-государственной номенклатурой. Закона о государственной службе в СССР не было. Нормы о порядке комплектования государственных должностей содержались в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, правительственных постановлениях, правилах работы государственных учреждений). Выработкой кадровой политики в СССР занималась коммунистическая партия. К числу главных требований к принимаемым на государственную службу были преданность делу коммунистической партии. Руководящие должности могли быть заняты только членами КПСС, рекомендованными соответствующими партийными комитетами.

Публично-правовая природа государственной службы в этот период отрицалась. Культивировался старый сталинский тезис о том, что «незаменимых людей нет», а значит, каждый претендент на государственную должность должен осознавать, что его принимают по милости руководителя, а не по праву. «Перестройка», начавшаяся в 1987 году, особых изменений в принципы подбора кадров не привнесла, а вот экономические, социальные и политические изменения после распада СССР потребовали существенной трансформации кадровой политики. Политика подбора кадров на государственную службу своим ориентиром взяла принцип профессионализма и компетентности. В 1993 году впервые на конституционном уровне было закреплено право равного доступа граждан к государственной службе. В 1995 году был принят основополагающий нормативный правовой акт о государственной службе в новой России – Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации».

В стадию системного реформирования государственной службы Россия вступила после смены в 2000 году политического руководства. В соответствии с утвержденной Президентом Концепцией реформирования системы государственной службы, создаются различные организационные структуры для проведения её в жизнь, в частности, соответствующая Комиссия при Президенте Российской Федерации, а затем и Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров. Один за другим принимаются федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе». Последним установлено, что на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, владеющие государственным языком и соответствующие квалификационным требованиям, отнесенным к должностям государственной гражданской службы.

Это означает, что «при поступлении на государственную службу не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений» [3, с.1/2], а также других обстоятельств для тех кандидатов, профессиональная подготовленность которых отвечает требованиям по должности, на которую они претендуют. Важным условием поступления на службу является прохождение конкурсного отбора претендентов, заключающегося в оценке их профессионального уровня и соответствия выбранной должности.

Следует заметить, однако, что законодательство о военной, а также о службе в правоохранительных органах содержит ряд дополнительных правоограничений, связанных с особенностями этих видов государственной службы. Таким образом, право на государственную службу в России трансформировалось в зависимости от целей и принципов государственной власти на разных этапах её истории. Сегодня каждый полностью правоспособный гражданин России может реализовать свое конституционное право на государственную службу при условии соответствия квалификационным требованиям, установленным к государственным должностям государственной службы, успешно пройдя конкурсный отбор.

Л.П. ЗАКИРЬЕНОК

Другие новости и статьи

« Политические партии и борьба за массы в период Великой русской революции

Методы и техника переливания крови в годы Великой Отечественной войны »

Запись создана: Понедельник, 15 Октябрь 2018 в 12:52 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика