Мир детства глазами М.А. Шолохова



Мир детства глазами М.А. Шолохова

oboznik.ru - Михаил Шолохов
#Шолохов#писатель#детство

Всем нам должно быть известно и дорого имя нашего знаменитого земляка М.А. Шолохова. В его творчестве изображено только увиденное, услышанное и пережитое самим автором, кровно связанное с историей страны и ее народом. Трагические, переломные моменты нашей истории ярко высвечивают светлые и темные стороны в человеке, выявляют его подлинную сущность. Как отмечают современные исследователи, особенно остро проявляется это в отношении к молодому поколению, к детям, к будущему страны и человечества [1; 3, с. 155–159].

Мир детства в произведениях М.А. Шолохова во многом – мир веры [2]. Рассказ «Нахаленок» написан в 1925 году – в послереволюционную эпоху. Это один из первых рассказов в творчестве М.А. Шолохова. Здесь представлены детские воспоминания писателя и его восприятие и понимание Гражданской войны.

Семилетний мальчик Миша, «для всей станицы – Мишка и ―нахаленок‖», живет с матерью и дедом в казачьем хуторе во время Гражданской войны. Классовая ненависть, охватившая всю страну, не обошла и маленький казачий хутор. Неприязнь классовых сословий проявляется даже в отношениях между детьми, наслушавшихся разговоров своих родителей. Дети перенимают поведение старшего поколения и начинают относиться к своим сверстникам именно с классовых позиций: «Зато мой батянька на войне воевал, а твой – кровожад и чужие пироги трескает!..» [7, с. 112].

Семья главного героя Мишки – одна из хуторской бедноты, на счету у них каждый кусок хлеба. Хуторяне откровенно не любят Мишку: вначале за его нрав, буйный и задиристый, а впоследствии за то, что его отец – коммунист, а он – «коммуненок, коммунячев недоносок». Мишкин отец воюет «за большевиков», поэтому дом остался без кормильца. Приезд отца – счастливое событие для всей семьи, хотя и нарушающее привычный образ жизни героя. На второй план у Мишки отходят игры со сверстниками, постоянное баловство и озорничанье, «войны» с дедом.

Жизнь Нахаленка наполняется чем-то важным, до конца не осознанным, смутным ориентиром на еще не совсем понятную, но цель. В рассказах отца представлено отношение взрослых к большевикам, к Ленину, говорится о смысле той войны, на которой он пропадал четыре года: «Что вы, говорят, мужики и рабочие, раззяву-то ловите?.. Гоните господ и начальство в три шеи да поганой метлой! Все – ваше!..» [7, с.120]. Маленькому герою нравится идея борьбы бедноты с богатеями ради счастья всех бедных, поэтому Мишке хочется воевать, как его отец, вместе с отрядом большевиков.

При этом мальчик не только сорванец и хулиган, у него сильный характер и искренние чувства. Но все же Мишка прежде всего ребенок. Шолохов с любовью и юмором описывает отношения Нахаленка и его деда, который, любя, постоянно «воспитывает» внука: «Эй, Михайло Фомич, иди, я тебе уши оболтаю!» [7, с. 115]. Внук за словом в карман не лезет и «угрожает» старику: «Погоди, погоди, дедунюшка!.. Вот выпадут у тебя зубы, а я жевать тебе не буду!.. Хоть не проси тогда!» [7, с. 114]. Центральным эпизодом этого рассказа, несомненно, является описание сцены убитого горем семейства, когда привозят тело Мишкиного отца. Пришедшее в семью горе безмерно и необъятно. До глубины души Мишка потрясен видом тела отца, изрубленного шашками.

Очень точно Шолохов передает, что более всего в этом зрелище мальчик шокирован одной, но страшной деталью – «на заплывшем кровью выпученном глазе, покачиваясь, сидит большая зеленая муха» [7, с. 133]. Именно эта подробность будет преследовать героя в кошмарных снах. Ужас находит на Мишку, когда мальчик понимает, что кровавый кусок мяса в повозке – это его «батянюшка»: «Упал с повозки, хотел бежать, но ноги подвернулись, на четвереньках прополз до крыльца и ткнулся головой в песок» [7, с. 133]. Смерть Фомы – это неизбывное горе для семьи: деда Мишки, матери героя, самого Нахаленка, которые сразу потеряли все – сына, мужа, кормильца, защитника.

Разрабатывая тему детства, М.А. Шолохов следовал лучшим традициям русской классической литературы. Ребенок у писателя, как и у его предшественников, несмотря на кажущуюся беззащитность и хрупкость, наделен силой, которая способна вернуть застывшую, отчаявшуюся душу к свету, новой жизни, спасти человека от окончательного падения. Именно об этом говорит М.А. Шолохов в рассказе «Шибалково семя», написанном в 1825 году и вошедшем в цикл «Донские рассказы». Появившееся на свет дитя, склизкое, голое, падающее из рук, верещащее, «как зайчонок на зубах у лисы… «, смягчает сердце героя настолько, что начинает руководить не только его дальнейшими поступками, но и в корне изменяет его мировоззрение и отношение к жизни. Прав В. Петелин, который утверждает, что в рассказах М.А. Шолохова «много смертей, много крови, страданий, нечеловеческих мук и горестей» [4, с. 41].

Действительно, в «Донских рассказах», по словам литературоведа Л.Г. Сатаровой, «расчеловечивание и красных, и белых в ходе войны» резко контрастирует с «редкими минутами торжества очень трудного обратного процесса – вочеловечивания. <…> Шолохов оценил Гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей» [5, с. 33–39]. Ожесточившиеся в военное лихолетье казакисослуживцы готовы расправиться с «новорожденным отродьем»: «За ноги его да об колесо!.. Что ты с ним страдаешь, Шибалок?» [7, с. 41] – говорят казаки о едва родившемся ребенке.

Однако Шибалок уже не в состоянии переступить через детскую жизнь. Он молит, стоя на коленях, своих «братовтоварищев» о пощаде, призывая их «поиметь… сердце к дитю». И сотня идет Шибалку навстречу: «Ну, добре! Нехай твое семя растет и нехай из него выходит такой же лихой пулеметчик, как и ты… « [7, с. 40]. Как и многие казаки, герой рассказа волею судьбы оказался в эпицентре классовой борьбы, считая самым важным и ответственным делом гонять по верховым станицам Дона ради истребления банды Игнатьева. Шибалок давно уже привык к близости смерти и страдания: «Людей доводилось убивать – не робел… « [7, с. 40]. Он так же безжалостен к врагам и способен к мести: «Убью я ее не из страха, а по совести…» [7, с. 40] – говорит Шибалок о Дарье, матери своего ребенка. Однако Шолохов подчеркивает, что именно Яков направляет коней к найденной на дороге женщине. Именно он «жалость к ней поимел» и упросил «станишников» дозволить женщине остаться на его тачанке.

Трагическая двойственность героя ярко проявляется, когда Шибалок узнает о предательстве Дарьи: «… не мог я стерпеть – вдарил ее сапогом и рот ей раскровянил» [7, с. 40]. В горниле классовой борьбы извращаются все человеческие чувства, обесцениваются понятия любви и милосердия. Вместе с тем Гражданская война не смогла убить в душе Шибалка тягу к родному существу: «У вас жены и дети есть, а у меня, окромя его, никого не оказывается… « [7, с. 40] – с затаенной грустью произносит герой. Крохотный сын помогает Якову не озлобиться окончательно, спасает его от неминуемой духовной деградации. И мы видим, как сквозь жестокость и ненависть, порожденные братоубийственной войной, проступают иные чувства – чувства жалости и сострадания: «А мне жалко постреленка до крайности». Слова, с которыми Яков Шибалок обращается к своему сыну, проникнуты нерастраченной любовью, теплом и добротой: «мое это семя, и пущай живым оно остается», «давай на расставанье в маковку тебя поцелую… «, «мой сынишка», «зайчонок», «дитя», «постреленок», «сынок»… Сложно поверить, что ожесточившийся и безжалостный Шибалок заботливо кормит младенца молоком ожеребившейся кобылы, шьет ему рубаху из своих исподников… Поистине трогательный момент прощания шолоховского героя с сыном убедительно говорит о том, с чем он возвращается в отряд: бесприютная, одинокая душа, отогретая «дитем», обрела значимый опыт существования, жизнь Шибалка наконец-то наполнилась осознанным смыслом.

Мотив утраты классических христианских представлений о безусловной ценности каждой человеческой жизни находится в «сцеплении» (термин Б.М. Гаспарова) с мотивом сиротства. Ребенок, «шибалково семя», едва успев появиться на свет, сразу же лишается матери, а спустя год красноармеец уговаривает заведующую детским домом принять от него сына. И дело не только в том, чтобы поскорее «разбить фоминовскую банду». Сын для Шибалка – верный способ преодолеть распадающуюся связь времен и поколений: «Нехай растет, батьке вязы свернут – сын будет власть советскую оборонять.

Все память по Якову Шибалку будет, не бурьяном помру, потомство оставлю… « [7, с. 41]. Еще одним откровением Шолохова о детях, безусловно, можно назвать рассказ «Судьба человека» (1956-1957), где показаны абсурдность и нелогичность жизни: оставшийся сиротой ребенок и война, принесшая многострадальное горе и многочисленные смерти. Шолохов показывает беспощадность и бессердечность войны, которую не должны видеть и знать дети [6]. Ребенок не солдат, он не обязан воевать, ему нужно расти и развиваться, ему нужна родительская забота и помощь. Маленькому, беззащитному, потерянному существу не под силу груз ответственности, потому что он не готов еще к взрослой жизни. Как же выжить этому ребенку?

Ему остается лишь скитаться и выживать, как может. Судьбой уготована Ванюше встреча с человеком, ставшим для него отцом. И неважно, родной он или нет, важно, что нашлась родная душа, на которую можно положиться, которая обогреет и накормит, защитит и спасет от всех бед. У Шолохова ребенок – связующая нить человека с жизнью, придающая ей особый сакраментальный смысл, когда позади горечь утрат, а впереди все еще нет просвета. Мерилом нравственной оценки человека становится отношение к ребенку. Ведь никто из взрослых, каждый день проходящих или проезжающих мимо, не заметил, не обратил внимания на одинокого, измученного судьбой ребенка. Не увидел или не захотел увидеть Ванюшку даже боевой товарищ Соколова, у которого все благополучно: есть дом – полная чаша, есть любящая и заботливая жена, наконец, есть достаток, но… нет своих детей, нет продолжения рода, нет духовного начала, а значит, и нет будущего. Значимость встречи Ванюши с Соколовым несомненна.

Андрей Соколов сразу обращает внимание на беспризорного мальчонку у чайной. Он сумел разглядеть его чистый, искренний и изумленный взгляд, его удивительные «глазенки», такие ясные, «как звездочки ночью после дождя». Постепенное раскрытие отдельных деталей его внешности Вани: «розовая холодная ручонка», «глаза светлые, как небушко», – позволяет увидеть в мальчике его «ангельскую душу».

Он доверчив, любознателен и добр. Этот маленький ребенок уже успел пройти многие испытания, ему хорошо известно то, что заставляет человека глубоко вздыхать. У обездоленного войной мальчишки рано сложился мужественный и сострадательный характер. При этом автор подчеркивает, что перед нами всего лишь маленький уязвимый ребенок, который после смерти родителей ночует, где попало, завалялся весь в пыли и грязи. Мальчик, отец которого погиб на фронте, а мать убило в поезде, не теряет надежду, он уверен, что их смерть – это какой-то страшный сон, что они живы и вот-вот найдутся: «Папка родненький! Я знал!

Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь» [8, с. 309]. Это детское наивное и непосредственное «знание» – вера в доброе, вопреки всему и вся, вера, стремящаяся усмотреть смысл в том, что невозможно осмыслить; вера, стремящаяся угадать отсутствующее значение в случайном обращении: «Ванюша!» Андрей Соколов дарит мальчику надежду на дальнейшую счастливую жизнь. Два порознь пропадающих, «осиротевших», все потерявших человеческих существа обретают друг в друге свою новую, слитную, общую судьбу. Соколов и Ваня утверждают друг друга в жизни. Глубокая, светлая вера в человека пронизывает рассказ донского писателя.

Глубоко символично название произведения: это не только судьба русского солдата Андрея Соколова, но и судьба самого Ванюши, да и вообще всей страны. «И хотелось бы думать, – пишет Шолохов, – что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина» [8, с. 313]. В заключение следует отметить, что судьбы обездоленных детей являются доказательством бесчеловечности войны. Дети, изображенные в произведениях М.А. Шолохова, предстают как символы неостановимости жизни, символы надежды на лучшее [6].

Живым воплощением будущих поколений становятся судьбы Мишаток и Ванюшек, сохранивших веру в справедливость жизни и любовь к ней в своих маленьких, но сильных сердцах.

Литература

1. Былкова С.В. Роль массовой литературы в формировании речевого паспорта современного читателя // Молодой ученый. 2016. № 7-4 (111). С. 4–7.

2. Колмакова В.В. Определение уровня сформированности активной гражданской позиции современного студент // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2016. № 10 (64): В 3-х ч. Ч. 3. C. 182-186. URL: http://www.gramota.net/ (дата обращения: 20.03.2017).

3. Колмакова В.В. Повышение уровня духовно-нравственной культуры современной молодежи // Education&Science – 2016: Материалы Международной научно-практической конференции для работников науки и образования. Ростов-на/Д: Publishing House Science and Innovation Center, Ltd. (St. Louis), 2016. С. 155–159.

4. Петелин В.В. Михаил Шолохов: Страницы жизни и творчества. М.: Советский писатель, 1986.

5. Сатарова Л.Г. Брат на брата, сын на отца: Художественная концепция Гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова // Литература в школе. 1993. № 4. С. 33–39.

6. Шалков Д.Ю. Поэма В.В. Маяковского «Война и мир»: мифопоэтическая парадигма // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ. 2008. № 2. С. 205–207. 7. Шолохов М.А. Донские рассказы / вступит. статья В. Ганичева. М.: Художественная литература, 1980. 8. Шолохов М.А. Наука ненависти. Они сражались за Родину. Судьба человека. М.: Современник, 1975.

Я.В. Колмаков, Д.Ю. Шалков

 



Другие новости и статьи

« Человечность – мера всех вещей

«Гибридная война»: международно-правовое измерение »

Запись создана: Вторник, 17 Сентябрь 2019 в 0:11 и находится в рубриках Современность.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы