Адаптивность как стратегия саморазвития личности в современном информационном пространстве



Адаптивность как стратегия саморазвития личности в современном информационном пространстве

oboznik.ru - Призыв в армию: охота на аспирантов
#адаптивность#общество#СМИ

Аннотация: Ценности и смыслы, цели образования нового века информационных технологий диктуют новые стратегии обучения, развития и саморазвития личности. Инновационная ко-адаптация в условиях стремительно меняющегося социума – это активная стратегия развития личности, обусловленная сотрудничеством, коммуникативной и созидательной деятельностью.

Ключевые слова: творческое саморазвитие личности, ко-адаптация, адаптационные механизмы личности, инновационная деятельность, педагогическая прогностика Со времен Аристотеля и Сократа образование было чем-то элитарным, дающим новые идеи, стимулирующим активное развитие личности. Педагоги университетов считались самыми образованными, прогрессивными людьми своей эпохи. Это были первооткрыватели, мыслители, интеллектуальные светочи нации. В век информационных технологий, пожалуй, впервые за всю историю человеческой цивилизации, произошел странный парадокс: педагоги перестали быть движущим локомотивом прогресса. Напротив, им приходится прикладывать усилия, чтобы успеть за преобразованиями.

Педагоги вузов даже учатся у… своих же студентов! Поколение современных профессоров родилось за много лет до нашей эры (эры интернета), а поколение современных студентов – настоящие дети Всемирной паутины. Человечество живет в новом измерении, и поколение 20-летних почти разучилось существовать без интернета – советника и консультанта, друга и собеседника, инноватора и соавтора. Информационное голодание интернет-поколение ощущает острее физиологического, оставшись вне «зоны доступа» испытывает мощнейший стресс. В результате длительного времяпрепровождения в сетях «всемирной паутины» у большинства сформировался особый стиль мышления (не линейный как у предыдущего поколения, а гиперссылочный – т. е. углубляющийся в поиске). Еще одна характеристика нового стиля мышления – клиповость, т. е. выборочное, образное, фрагментарное понимание мира, лишенное системы взаимосвязей. Кстати, именно поэтому молодым людям так сложно читать бумажные носители, ведь они не позволяют сознанию совершать «скачки»: не дают мнений, комментариев, дополнительных сведений, да к тому же выстроены «линейно», с применением хронологических и логических связей. (Новые учебные пособия должны разрабатываться с учетом особенностей нового мышления).

Между тем «нечитающая молодежь» – это не хорошо и не плохо, современность нужно учиться воспринимать не оценочно, а как данность. Утратив способность к линейному восприятию, молодое поколение научилось многому тому, на что за всю историю человечества не способны были предыдущие поколения. Для поколения next не существует понятие «единственно верное решение». Само существование истины ставится под сомнение – на смену приходит поливариантность идей. Это закрепленный поведенческий сценарий: обратившись за сведением в интернет, они привыкли получать не единственно правильный, а сотни вариантов ответов и альтернатив. У интернет-поколения сформировался высокий «информационно-интеллектуальный иммунитет» к лишним данным, фактам и эмоциям, к любому информационному шуму, который мешает общению, пониманию реальности, а порой и принятию решений.

Именно поэтому многие молодые люди не смотрят ТВ, не читают газет и остаются вне политических и иных общественных дискуссий. Они с детства устали от информации. Новое поколение ценит индивидуальность, креативность, уже оформленную, презентованную как особое мнение, новый имидж, нетипичный сценарий поведения, поскольку это именно то, что может по-настоящему выделить пользователя из информационной толпы. Молодых отличает высокая степень готовности и способности к деятельной массовой коммуникации. Это уникальная способность к сотрудничеству в масштабах всего земного шара, общению, не знающему лингвистических и культурных границ. Она дана новому поколению, по-видимому, впервые за историю всего человечества. Молодые люди более, чем представители старших поколений, способны к одновременному ведению нескольких дел, нескольких диалогов.

Они научились принимать информацию по многоканальным сетям, давать обратную связь и совершать действия, принимать решения, следуя оригинальным виртуальным маршрутам. Новое поколение владеет интернет-санскритом, который непонятен большей части взрослого населения земного шара. Привычные слова из лексикона: (хеш-)теги, ник, стрим, баг, лаг, твич и другие описывают процессы и явления их мира. Готовы ли современные педагоги обучать людей с иными способностями и иным типом мышления, нежели у них самих? Какие коррекционные педагогические стратегии мы должны разработать, чтобы настроиться на совместное творчество в процессе педагогического взаимодействия? Способны ли кардинально изменить стратегии обучения, вместе с новым поколением переходя на новый информационный и психолого-педагогический виток взаимодействия?

В. И. Андреев в «Педагогической эвристике» подытожил размышления о проблемах педагогической прогностики: «Решение многих современных проблем образования оказывается весьма затруднительным, а иногда и практически невозможным на основе традиционных подходов, одномерного линейно детерминированного мышления и общеизвестных методов, ранее принятых в педагогике и дидактике. В последние 50 лет мир развивался не экстенсивно, как в предыдущие столетия, а интенсивно, постоянно осваивая многочисленные инновационные идеи и информационные технологии, вовлекаясь в процессы глобализации или в постоянно обновляющиеся средства массовой коммуникации. Все это породило принципиально новую социокультурную среду: человек буквально при жизни одного поколения оказался в совершенно другом информационном, поликультурном и коммуникационном пространстве, которое по своей сути также становится все более и более многомерным пространством» [1, с. 4] Практически во всех сферах профессионального образования идет «обратный отсчет»: педагоги передают студентам устаревшие знания, демонстрируя, в лучшем случае, актуальные для настоящего, но не для будущего модели и стандарты профессионального поведения, стратегии решения профессиональных задач.

Так, в Высшей школе журналистики КФУ до сих пор идет активное обучение редактированию и технологиям верстки бумажных газет. В то время как тиражи газет достигли критических отметок («Вечерняя Казань в 90-е годы издавалась тиражом более 70 тыс. экземпляров, в 2016 г. тираж упал до трех тысяч экземпляров), крупнейшие печатные издания мира переходят в онлайн. Российским школьникам разрешают носить вместо учебников планшет, а студентам до сих пор приходится выполнять огромное количество «ручных» письменных заданий, конспектировать учебники, воспринимать на слух информацию на устаревших по форме и содержанию лекциях. Регрессивность обучающих стратегий – проблема не только университетских образовательных курсов. Программы, ориентированные на личностное и профессиональное саморазвитие: тренинги, мастер-классы, курсы переподготовки специалистов, – тоже ставят неверные педагогические цели и задачи. Следовательно, работают не на тот результат, который ожидают его участники. Что сегодня востребовано? Судя по предложениям тренингов личностного роста в Казани, наиболее востребованными, как и 10 лет назад, остаются лидерство, умение работать в команде, коммуникативные способности, конкурентоспособность.

Между тем ситуация в стране и мире за последние годы изменилась. Сейчас востребована способность не просто выживать в эпоху перемен, а развиваться, опережая изменения. Размышления о моделировании цели педагогического взаимодействия привели к пониманию новой модели личности, востребованной сегодня социумом и вектором развития современного рынка труда. Она сочетает в себе черты трех моделей личности, предложенных В. И. Андреевым: конкурентоспособная, творчески саморазвивающаяся и самодостаточная. Между тем ко-адаптивная личность обладает и своим набором качеств. Идеальная модель личности XXI в. – это личность многомерная, вбирающая в себя и реализующая достоинства творчески саморазвивающейся, интеллигентной, самодостаточной и конкурентоспособной личности. Естественно, что эта личность должна быть и высокопрофессиональной…» [1, с. 70]

Отечественные педагоги стоят на пороге понимания новых задач, которые стоят перед ними. Однако уже сейчас понятно, что обучение должно стать не результатом, а пролонгированным процессом, и иметь четкие понятные цели. Причем цели должны быть реальными, конкретными, не идеальными и оторванными от реальных запросов социума. Ведь не секрет, что программы многих гуманитарных отделений российских университетов ориентированы на подготовку невостребованных специалистов. Цели и содержание обучения должны быть актуальными для педагогов, востребованы обществом, миром профессий и самими студентами.

Получаемые в вузе знания должны повышать уровень культуры и иметь прикладное применение в будущем, а не оставаться на всю жизнь «информационным мусором» или не использованным профессиональным навыком. Процесс обучения должен развивать личность студента, активизировать механизмы саморазвития, активизировать адаптационный ресурс личности, поскольку процесс изменения свойств и характеристик личности в новом времени будет происходить на протяжении всей жизни. Конструктивное педагогическое взаимодействие, способствующее развитию самопроцессов ко-адаптивной личности, должно базироваться на понимании ценностно-смысловых ориентиров, особенностей мотивации молодого поколения, что позволит наполнить учебные программы новым содержанием, полезными знаниями, востребованными новым поколением, способствующим гуманистическому развитию общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости. Казань, 2015.

АНДРЕЕВА Ю. В.



Другие новости и статьи

« Проблемы бедности в российском обществе

Проблема состояния здоровья людей в современной России »

Запись создана: Понедельник, 16 Сентябрь 2019 в 0:39 и находится в рубриках Современность.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы