Президентство В.В. Путина (2000–2008)
31 декабря 1999 г. президент России Б. Н. Ельцин ушел в отставку. Исполнять обязанности президента РФ с 1 января 2000 г. стал Владимир Путин. В качестве приоритетных В. В. Путин провозгласил ряд важнейших социально-политических и экономических задач.
Среди них борьба с бедностью, обеспечение прав собственности предпринимателей, поддержка малого и среднего бизнеса, возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны, построение внешней политики исходя из национальных интересов России и другие .
На основе этих задач был разработан целый комплекс национальных проектов: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса». Основной смысл каждого из проектов — это концентрация финансовых средств и организационных усилий на повышении качества жизни людей. Внутренняя политика После прошедшей 7 мая 2000 г. инаугурации новый президент России приступил к решению поставленных задач. В 2000 г. был принят закон об изменениях порядка формирования Совета Федерации.
Ранее в его состав входили губернаторы и председатели областных дум, что противоречило принципу разделения властей. В состав верхней палаты Федерального собрания стали входить по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ (1 избирается, 1 назначается губернатором). Губернаторы вошли в только что созданный Государственный совет, где они могли обсуждать национальные проекты и представлять интересы своих регионов. В мае 2000 г. была проведена административная реформа, по которой были созданы семь федеральных округов — Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Каждый округ определялся по аналогии с военными округами и экономическим районами и возглавлялся полномочным представителем президента. В его обязанности входило повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений. В практике нередки были факты, когда главы регионов бездействовали в принятии решений и перекладывали всю ответственность на федеральный центр.
В 1990-е гг. имели место массовые нарушения в обеспечении населения теплом и электричеством во многих регионах страны, в то время как государственные средства на это выделялись в полном объеме. В 2004 г. по инициативе президента был разработан новый закон о порядке наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов РФ. Губернаторы утверждались законодательным органом субъекта по предложению президента. В 2005 г. вышел закон о выборах в Государственную думу по партийным спискам, который предусматривал избрание депутатов по пропорциональной системе. Право предлагать федеральные списки кандидатов получили только политические партии. Не допускалось создание в предвыборный период избирательных блоков2 . Была установлена норма в 7 % голосов для прохождения в Государственную думу.
В социально-экономической области стали осуществляться следующие реформы. В 2000 г. объявлена налоговая реформа, основными задачами которой были снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, упрощение налогообложения малого бизнеса. Известно, что в РФ были возможности для уклонения от налогов и сокрытия доходов3 . В результате при прогрессивных налоговых ставках государство теряло финансовые поступления. В итоге была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц. Ставка налога для граждан с любыми доходами установлена в размере 13 %. Госбюджет существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени».
В 2001 г. происходит отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Отменен налог на приобретение автомобилей. Страховые взносы во внебюджетные фонды заменил единый социальный налог (ЕСН). Это частично вывело заработную плату из тени.
В 2002 г. ставку налога на прибыль предприятий снизили до 24 % . Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от мировых цен на сырье, что существенно пополнило бюджет России. В сфере малого бизнеса были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Замена в 2003 г. налога с пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, отмена налога с продаж несколько сократили налоговые поступления в бюджеты регионов, но государство приняло меры для их стабилизации.
Остается проблема криминальных поборов и запутанной системы отчетности. Но главным результатом здесь стало появление в России современной работоспособной налоговой системы. В 2002 г. обнародована Пенсионная реформа, основной целью которой стало преодоление уравнительности всех видов пенсий, повышение реального их размера, введение страховых принципов. Произошли изменения структуры и переход к подсчету пенсионных прав исходя из страховых взносов и конвертации. Пенсия стала разделяться на две части — страховую (отчисления работодателя) и накопительную (взносы самого работника в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)). Обязательный накопительный компонент был введен для повышения уровня жизни будущих получателей пенсии и предусматривал инвестирование пенсионных накоплений.
Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 г., а его реальным заработком и размером отчислений работодателя. Это дало гражданам возможность самим влиять на размер своей будущей пенсии. Была введена субсидиарная ответственность федерального бюджета по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами. Негосударственные пенсионные фонды были уравнены в правах с ПФР. С 1 июля 2004 г. они могли заключать договоры по обязательному пенсионному страхованию. В 2005 г. была осуществлена одна из наиболее известных реформ, предложенных президентом, — монетизация льгот. Суть программы состояла в следующем.
Структура льгот возникла еще в советской системе, когда существовала система социальных гарантий, характерная для экономики того времени. Однако в период перестройки понятие «льгота» потеряло свое первичное значение. Количество льгот, предоставляемых гражданам, резко возросло. Но многие из них не были реально обеспечены, ими пользовались далеко не все.
Жители деревень фактически не знали о льготах. Система имела серьезные недостатки. Новый закон о монетизации должен была устранить несправедливость неравномерного доступа к льготам трудящихся и населения. Следует отметить, что реформа тогда затронула только «федеральных льготников» (инвалидов, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС и некоторых других — 14 млн чел.). Было «монетизировано» три вида льгот — транспортные (проезд на городском транспорте и пригородных электричках), лекарства и санаторно-курортное лечение. Реакция населения на монетизацию льгот была неоднозначной. Следующей важной реформой, предложенной президентом В. В. Путиным, стало осуществление государственной поддержки семей «Материнский капитал». С 1 января 2007 г. при рождении или усыновлении второго или последующего ребенка, имеющего российское гражданство, семья может получить определенную сумму денег.
Они могут быть использованы на улучшение жилищных условий, получение образования, здравоохранение, пенсионные накопления матери и т. д. Средства выплачиваются только в безналичной форме, продавцу услуг. Важным социально-политическим вопросом явились отношения президента с представителями крупного капитала, олигархами. Известно, что в 1990-е гг. крупный бизнес активно вмешивался в принятие политических решений. Такие конфликты у В. В. Путина были с медиамагнатами В. Гусинским и Б. Березовским и М. Ходорковским. Принятые меры оказали положительное влияние на других налоговых неплательщиков в сфере энергоресурсов, торговли и других отраслях.
В результате принятых мер налоговые поступления уже в 2004 г. выросли на 225,3 %, а олигархи перестали добиваться контроля над государственной властью. Состоявшиеся 14 марта 2004 г. в России президентские выборы показали, что более 70 % избирателей отдали свои голоса за В. В. Путина. «Чеченский вопрос». Важным направлением политической деятельности президента В. В. Путина было урегулирование национальных отношений на Кавказе, послевоенное положение республик Кавказа. В 2000 г. закончилась активная фаза боевых действий в Чечне.
Главой республики стал муфтий Ахмат Кадыров. В марте 2003 г. в ходе референдума чеченцы проголосовали за новую Конституцию, согласно которой она является частью России, но имеет широкие полномочия. Открытое сопротивление боевиков не закончилось, а перешло в фазу террористической войны. 23 октября 2002 г. в Москве произошел захват зрителей мюзикла «Норд-Ост», в результате которого погибли 130 человек. В конце декабря 2002 г. был взорван дом правительства Чечни в Грозном. В 2003 г. в Москве произошел взрыв на рок-фестивале в Тушино (июль), взорван военный госпиталь в Моздоке (август), электричка в Ставропольском крае (декабрь).
В феврале 2004 г. происходит взрыв поезда метро в Москве. Каждый из этих терактов унес жизни десятки человек. Огромной трагедией в сентябре 2004 г. явился захват в Беслане террористами школы № 1. В результате этой трагедии погибли более 300 человек и свыше 1 000 оказались в заложниках. Теракт в Беслане стал заключительным в череде террористических актов начала 2000-х гг. и следствие по нему продолжается до сих пор, вызывая разные версии и догадки. Жертвой террористов стал и первый президент Чечни А. Кадыров. Новым президентом республики был избран его сын Рамзан Кадыров. В результате принятых мер обстановка в Чеченской Республике, на всем Кавказе стала заметно улучшаться. После Беслана руководство страны приняло ряд мер, направленных на укрепление законодательства, касающегося региональных выборов.
Были отменены выборы губернаторов и созданы Национальный антитеррористический комитет и «Комиссия по вопросам улучшения социально-экономического положения в ЮФО». Была также создана Общественная палата, увеличившая полномочия и возможности народных избранников в Госдуме. В 2005-2008 гг. была активизирована социальная политика. Улучшилось материальное снабжение поликлиник, больниц, школ, детских садов, университетов, созданы бизнес-школы и специализированные клиники. Одновременно началось массовое строительство жилья. Реформы затронули и агропромышленный комплекс7.
Внешняя политика В июне 2000 г. был подписан указ о «Концепции внешней политики Российской Федерации». Основной идеей концепции было формирование «положительного имиджа» России за границей. Решался вопрос государственного долга страны Международному валютному фонду (МВФ) и Парижскому клубу кредиторов .
Отношения с США.
11 сентября 2001 г. в США произошла трагедия. Террористы-смертники направили захваченные самолеты на здания Всемирного торгового центра и Пентагона. Тогда американское правительство объявило своим главным врагом международный терроризм. По мнению властей США, глава террористической организации «Аль-Каида» Усама бен Ладен был главным инициатором теракта 11 сентября и скрывался в то время в Афганистане у лидера экстремистского движения «Талибан», захватившего там власть в 1996 г. Россия выразила поддержку США. В. В. Путин одобрил инициативы по уничтожению «Аль-Каиды» в Афганистане. РФ согласилась предоставить российское воздушное пространство самолетам антитеррористической коалиции и не возражало против использования американцами баз в бывших среднеазиатских республиках СССР. Этот шаг объяснялся угрозой распространения влияния Талибана и терроризма на страны Центральной Азии, что напрямую угрожало безопасности южных границ России. В итоге в октябре 2001 г. США и Великобритания нанесли воздушные и ракетные удары по территории Афганистана. Вскоре началась сухопутная операция против отрядов талибов, которая завершилась вытеснением сил талибов и боевиков «Аль-Каиды». Несмотря на активное сотрудничество, в отношениях США и России сохранились многочисленные противоречия. США не собирались сворачивать свои военные базы на территории Киргизии и Узбекистана после окончания операции в Афганистане.
В 2002 г. впервые членами НАТО стали бывшие республики СССР Латвия, Литва и Эстония, а также бывшие соцстраны — Болгария, Румыния, Словакия, Словения. Другой причиной осложнения российско-американских отношений стали события в Ираке. Соединенные Штаты активно искали себе поставщика нефти, альтернативного Саудовской Аравии10. Несмотря на резолюцию ООН № 1441, они при поддержке Великобритании вторглись в Ирак11. Поводом послужили ложные обвинения в адрес президента Ирака Саддама Хусейна в разработке оружия массового поражения. Война началась 20 февраля 2003 г. Против действий США выступили Россия, Китай и даже ряд американских союзников по антитеррористической коалиции и НАТО (в частности, президент Франции Жак Ширак, канцлер Германии Герхард Шредер).
20 марта В. В. Путин выступил с резкой критикой политики США, разрушавшей систему международной безопасности. Вашингтон это проигнорировал. В апреле 2003 г. были разгромлены основные части иракской армии, американцы и их союзники вошли в Багдад. С. Хусейн попал в руки американцев, а в 2006 г. казнен. Поиски оружия массового поражения (ОМП) не принесли никаких результатов. В стране резко обострились внутренние конфликты на религиозной почве. В районах, не контролируемых администрацией и войсками антииракской коалиции, активизировались радикальные группировки, что привело к росту жертв среди населения Ирака. Наблюдались многочисленные случаи захвата заложников разных стран с целью вынудить правительства вывести свои войска. Дальнейшее расширение НАТО на Восток и война в Ираке весьма негативно отразились на сотрудничестве США и России.
Отношения со странами постсоветского пространства. Наиболее сложные отношения сложились у Москвы с прибалтийскими государствами, а также с Грузией. Правящие круги Эстонии, Латвии и Литвы еще с 1990-х гг. выдвигали претензии к России за «оккупацию», под которой они подразумевают период нахождения Прибалтики в составе СССР. После вступления в НАТО претензии стали высказываться еще чаще.
Правительство России категорически не признает ни каких-то претензий со стороны прибалтийских государств, ни их трактовки исторических событий. При активной поддержке Соединенных Штатов в начале 2000-х гг. произошли так называемые цветные революции в бывших республиках СССР: «оранжевая революция» на Украине, «революция роз» в Грузии, «революция тюльпанов» в Киргизии.
В результате переворотов в Грузии и на Украине к власти пришли проамериканские правительства, что не могло не вызвать протестов и противодействия со стороны России. Грузия в период президентства Эдуарда Шеварднадзе являлась плацдармом для действий чеченских боевиков. В январе 2004 г. после «революции роз» (ноябрь 2003 г.), устроенной, как считается, при американском участии, на президентских выборах победил Михаил Саакашвили. Грузия стала страной, полностью зависимой от США. Новый президент делал резкие высказывания в адрес России, в частности, обвинял ее в попустительстве сепаратизму Абхазии и Южной Осетии, которые «самовольно» отделились от Грузии. В 2006 г. Россия ввела против производителей ряда грузинских товаров санкции, связанные с низким качеством продукции, подняла цены на энергоносители, существенно приблизив их к общемировым и прекратив дотирование грузинской экономики.
В Тбилиси это расценили как политическое давление. Взаимоотношения России и Украины в этот период были весьма сложными. В 2004 г. во время президентских выборов на Украине Россия поддержала кандидатуру премьер-министра Виктора Януковича. Его программа включала построение более тесных связей с Россией и предоставление русскому языку на Украине официального статуса. Его противник Виктор Ющенко был настроен проамерикански и призывал Украину вступить в НАТО. В. Ющенко поддерживали многочисленные западные общественные организации, США и Польша, Евросоюз. Считается, что на Украине искусственно нагнеталось напряжение, готовился сценарий «революции», отработанный в Сербии и Грузии. Во втором туре выборов в ноябре 2004 г. победу с небольшим перевесом одержал В. Янукович. Однако В. Ющенко не признал результаты выборов, объявил их сфальсифицированными и призвал своих сторонников выйти на площадь Независимости (Незалежности) в Киеве. Так на Украине началась «оранжевая революция». Вашингтон, Брюссель и Варшава оказали давление на действующего президента Украины Леонида Кучму.
Он был вынужден объявить о проведении третьего тура — «переголосования». Это продемонстрировало силу В. Ющенко, который и одержал победу. При В. Ющенко Украина проводила в отношении России непоследовательную политику. В конце 2005 — начале 2006 г. произошло обострение российско-украинских отношений, так называемый «газовый кризис», вызванный нежеланием Украины платить за поставляемый Россией газ по рыночной цене. В результате все же было достигнуто соглашение, в соответствии с которым Украина будет покупать российский газ по ценам, близким к общемировым. Также были достигнуты договоренности о фиксированной оплате транзита газа через Украину.
В марте 2005 г. происходит «революция тюльпанов» — переворот в Киргизии, в результате которого был свергнут президент республики Аскар Акаев. Главная причина недовольства оппозиции объяснялась неспособностью власти наладить ситуацию в стране, крайним распространением коррупции и клановости в управлении. Существовало мнение, что революция также произошла при поддержке США и западного капитала. Однако новый президент, оппозиционер Курманбек Бакиев, сумел наладить отношения и с Москвой, и с США. «Цветные революции» подтолкнули Россию к поиску более активного взаимодействия с республиками СНГ и проведению более амбициозной внешней политики на постсоветском пространстве.
В 2000–2008 гг. В. В. Путин активно развивал сотрудничество с Китаем. 16 июля 2001 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (так называемый «Большой договор»). Стороны обязались не участвовать в союзах или блоках, наносящих ущерб суверенитету, безопасности, территориальной целостности друг друга. В договоре зафиксировано отсутствие взаимных территориальных претензий. В ходе следующего визита В. В. Путина в Китай в 2004 г. были подписаны соглашения о восточной части государственной границы. Россия уступила Китаю остров Тарабаров и половину острова Большой Уссурийский неподалеку от Хабаровска. Граница между двумя государствами была проведена по фарватеру реки Амур. 6 сентября 2000 г. президент В. В. Путин принял участие в «Саммите тысячелетия» под эгидой ООН. Он регулярно принимал участие в международных саммитах так называемой «Большой восьмерки» 13. Большой международный резонанс вызвала речь В. В. Путина 10 февраля 2007 г. во время Мюнхенской конференции по политике и безопасности в Европе.
В ней прозвучали следующие положения. 1. Однополярная модель мирового устройства неприемлема в современных международных отношениях. 2. США навязывает миру свою агрессивную политику.
3. Только ООН имеет право принимать решение о военном вмешательстве. 4. НАТО не соблюдает международные договоренности и продолжает расширение на восток, несмотря на свои заверения в обратном. 5. ОБСЕ перестало быть гарантом безопасности в Европе и превратилось в инструмент, выгодный Североатлантическому альянсу. 6. Российская Федерация будет вести внешнюю политику исключительно в своих интересах. В. В. Путин косвенно признавал несостоятельность политики бывших президентов — Б. Н. Ельцина и М. С. Горбачева, заявив, что распад СССР стал самой большой катастрофой в мировой геополитике.
Западные политики назвали речь российского президента «возобновлением холодной войны». Вся дальнейшая внешнеполитическая деятельность В. Путина была направлена на укрепление позиций России и ее союзников, что впоследствии показали события в Абхазии, Южной Осетии, Крыму (2014 г.) и на Юго-Востоке Украины. Итоги внутренней и внешней политики Президента В. Путина в 2000–2008 гг. можно охарактеризовать таким образом.
1. В 2000-е гг. в России снова (впервые со времен Л. И. Брежнева) наметилась тенденция к стабильности в экономике. Увеличились более чем в 80 раз налоговые поступления.
2. Ощутимые результаты стала приносить борьба с коррупцией. 3. Влияние западных государств на внутреннюю политику России существенно ослабло. 4. В целом за два срока президентства В. В. Путина в России был накоплен значительный золотовалютный резерв и внешние долги оставались незначительными.
Заец, Светлана Викторовна. История России. XXI век. Хроника основных событий : учебно-методическое пособие / С. В. Заец ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2017. — 48 с.
Другие новости и статьи
« Звездный час Андрея Кокошина
Муж в армии. Права жен «солдат-срочников» »
Запись создана: Четверг, 12 Март 2020 в 8:26 и находится в рубриках Современность.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика