16 Сентябрь 2019

Жилищное обеспечение военнослужащих: понятие, формы, гарантии

oboznik.ru - Разделение прав военнослужащих на получение постоянного жилья в зависимости от календарной даты
#жилье#право#военноеправо

Понятие жилища и права на жилище. Словари русского языка трактуют понятие "жилище" как помещение для жилья. В свою очередь, термин "жилье" означает обитаемое место, где живут люди. Термин "жилье" рассматривается так же, как синоним термина "жилище"*(1).

На законодательном уровне определение понятия "жилище" содержится в ст. 139 УК РФ. В данной статье под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания.

Жилищное законодательство оперирует более конкретным понятием - "жилое помещение", под которым понимается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, т. е. отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (например, противопожарным, градостроительным и техническим)*(2).

В ст. 15 ЖК РФ перечисляются основные признаки жилого помещения:
- во-первых, объектом жилищных прав является жилое помещение, признаваемое недвижимым имуществом. Исходя из признаков понятия "недвижимость", предусмотренных п. 1 ст. 130 ГК РФ, жилым помещением может признаваться только помещение, представляющее собой здание или строение, перемещение которого на другое место без ущерба его назначению невозможно;

- во-вторых, жилое помещение должно быть изолированным, т.е. отделенным от других жилых помещений и объектов общего пользования, а также отграниченным (юридически отделенным) от остального пространства и имеющим отдельный вход (выход). Нельзя, например, признать жилым помещением часть комнаты, так как такая часть составляет единое целое с остальной площадью и не может отчуждаться или приобретаться отдельно;

- в-третьих, обязательным признаком жилого помещения является его пригодность для постоянного проживания граждан. Данный признак заключается в том, что жилое помещение должно отвечать санитарным и техническим правилам и нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. В настоящее время соответствующие правила содержатся в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.

Согласно ЖК РФ жилым считается только то помещение, которое пригодно для постоянного, а не временного проживания.

При этом такое жилое помещение может предоставляться как во временное, так и в постоянное пользование. К жилым помещениям относятся:

1) жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании;

2) квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Согласно п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Не допускаются к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

3) комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. В законодательстве можно встретить понятие "жилая комната", под которой понимается часть квартиры, общежития, отделенная от других помещений (комнат) перегородками и предназначенная для проживания, отдыха, внеклассных занятий (в общежитиях, детских домах и т.д.)*(3).

Согласно ст. 15 ЖК РФ и ст. 673 ГК РФ жилое помещение как объект жилищных отношений должно отвечать установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям, быть пригодным для проживания граждан.
Право на жилище означает возможность гражданина иметь жилище, пользоваться им на условиях, установленных законом, а также распоряжаться им в установленных законом случаях и порядке. Данное право имеет конституционный характер. Конституция Российской Федерации относит право граждан Российской Федерации на жилище к основным правам человека. Содержание данного права согласно ст.ст. 25, 40 Конституции Российской Федерации включает:
- обеспечение государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях;
- предоставление жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище;
- оказание содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий;
- гарантированность неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища*(4).
Как указывает Л.М. Пчелинцева, "конституционное право на жилище является субъективным правом граждан и реализуется в различных по юридической природе правоотношениях: общих конституционных правоотношениях, организационных (административных), имущественных (гражданских) правоотношениях и др."*(5). При реализации данного права между различными категориями субъектов возникают жилищные отношения, под которыми в научной литературе понимаются "общественные отношения, возникающие по поводу ожидаемого или наличествующего жилого помещения, выступающие формой вынужденной деятельности и характеризующиеся по условию их возникновения и существования относительной свободой"*(6).

Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11), где сказано: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая большое значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии".
При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конституционное право граждан на жилище является государственно-правовым институтом. Конституционные положения о праве на жилище являются юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений; пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда и т.д.
Праву граждан на жилище соответствуют обязанности государства, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением гражданам жилых помещений и пользованием ими; расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного жилищного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем, обеспечением правильного распределения общественных жилищных фондов, гарантированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилищем. В этих целях органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия (создают предпосылки) для осуществления гражданами права на жилище (ст. 2 ЖК РФ), в том числе:
1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
4) стимулируют жилищное строительство;
5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;
7) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;
8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;
9) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Жилищные права граждан охраняются законом. Любые действия, препятствующие осуществлению права граждан на жилище, запрещены. При этом государство заинтересовано в том, чтобы и граждане при осуществлении жилищных прав не совершали действий, нарушающих права других лиц, чтобы были обеспечены надлежащее использование жилищного фонда и его сохранность.
ЖК РФ (ст. 10) определяет следующие основания возникновения у граждан жилищных прав и обязанностей:
а) договоры и иные сделки, предусмотренные законодательством, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законодательством, но не противоречащие ему;
б) акты государственных органов и акты органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
в) судебные решения, установившие жилищные права и обязанности;
г) приобретение в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
д) членство в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
е) действия (бездействие) участников жилищных отношений или наступление событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Специалистами в области жилищного права обоснованно отмечается, что понятие "право на жилую площадь" и в нормативных правовых актах, и на практике используется в различных значениях, в том числе как право на жилое помещение, жилой дом, либо как понятие, охватывающее совокупность полномочий нанимателя. Нередко понятие "право на жилую площадь" отождествляется с понятием "право на жилище", когда речь идет не о конкретном жилом помещении, а о возможном объекте каких-либо правоотношений. Конституционное право на жилище означает, прежде всего, абстрактное (объективное) право гражданина иметь жилище для проживания, как постоянного, так и временного. Право на жилую площадь говорит о наличии жилого помещения или притязании гражданина на конкретное жилое помещение, т.е. в этом случае речь идет о субъективном праве на жилое помещение.
Конституция Российской Федерации закрепляет основные права и свободы граждан, соответствующие международным актам о правах человека, в том числе в жилищной сфере. Наличие надлежащего жилья свидетельствует о достойном жизненном уровне человека, провозглашенном Всеобщей декларацией прав человека (ст. 25) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). Данная норма имплементирована в Конституцию Российской Федерации, которая предусматривает, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40).
Право граждан на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов социального использования. Данное право предоставляется на условиях договора социального найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях договора коммерческого найма жилого помещения либо приобретения или строительства жилья как за собственные средства без ограничения размеров площади, так и с использованием финансовой помощи от государства (в этом случае государство определяет категории граждан, которым она оказывается, и порядок ее оказания).
Таким образом, право на жилище в качестве одного из важнейших социально-экономических прав входит в состав конституционно-правового статуса гражданина. Этому праву гражданина соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением жилых помещений и пользованием этими помещениями. С учетом изложенного право граждан на жилище представляет собой возможность каждого в выбранном им месте жительства иметь жилое помещение (во владении и пользовании или в собственности), т. е. иметь гарантированную государством возможность быть им обеспеченным по установленным законом основаниям, стабильно им пользоваться, не опасаясь возможности его произвольного лишения и нарушения его неприкосновенности, а также распоряжаться им в установленных законом случаях и порядке.
Право военнослужащих на жилище и формы его реализации. Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство в соответствии с Конституцией Российской Федерации гарантирует предоставление жилых помещений или финансовых средств на их приобретение. Реализация данной конституционной гарантии осуществляется посредством жилищного обеспечения, под которым понимается деятельность уполномоченных государственных органов по предоставлению жилых помещений по нормам и в порядке, предусмотренным законодательством. Жилищное обеспечение военнослужащих имеет целевым назначением как удовлетворение жилищных потребностей лиц, нуждающихся в жилых помещениях, т.е. реализацию каждым военнослужащим субъективного права на жилище (функция социальной защиты), так и стимулирование военнослужащего к долгосрочному исполнению обязанностей военной службы (стимулирующая функция).
Правовую основу жилищного обеспечения военнослужащих составляют ЖК РФ, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ, иные законодательные акты, а также довольно обширная совокупность подзаконных нормативных правовых актов, в том числе ведомственного уровня.
Указанными нормативными правовыми актами определены следующие формы жилищного обеспечения военнослужащих:
1) предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда:
- служебного жилого помещения;
- жилого помещения в общежитии;
- жилого помещения маневренного фонда;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
4) выделение денежных средств из федерального бюджета на реализацию жилищных прав:
- выдача государственного жилищного сертификата, обеспеченного соответствующими денежными средствами;
- предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилищная субсидия);
- предоставление гражданам, уволенным с военной службы, принятым до 1 января 2005 г. органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
- выделение денежных средств в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
- выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений;
5) предоставление арендованных жилых помещений.
При анализе норм Федерального закона "О статусе военнослужащих" и изданных в его развитие подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих право на жилище военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, обращает на себя внимание то обстоятельство, что формы жилищного обеспечения указанных лиц варьируются в зависимости от времени поступления граждан на военную службу и от времени их увольнения с военной службы.
При этом можно выделить несколько ключевых (или рубежных) дат, разграничивающих военнослужащих и граждан, проходивших военную службу, на определенные категории по объему предоставляемых им жилищных прав (см. таблицу).

Таблица

Формы жилищного обеспечения различных категорий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы

 

N п/п

Категории военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы

Жилищные гарантии

 

1

Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных образовательных организаций)

Предоставляются жилые помещения по выбору военнослужащих в собственность бесплатно или по договору социального найма по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства

 

2

Военнослужащие, окончившие военные образовательные организации в период с 1 января 1998 г. по 1 января 2005 г., и военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту в период с 1 января 1998 г. по 1 января 2005 г.

На весь период прохождения военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями

 

3

Военнослужащие, указанные в п. 2 настоящей таблицы, достигшие общей продолжительности военной службы 20 лет и более до 1 января 2014 г. либо признанные нуждающимися в жилых помещениях до 1 января 2014 г. в связи с увольнением с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более

Предоставляются жилые помещения по выбору военнослужащих в собственность бесплатно или по договору социального найма

 

4

Военнослужащие, поступившие на военную службу после 1 января 2005 г.

На весь период прохождения военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Право на получение жилого помещения в собственность реализуется путем участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения

5

Граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, принятые до 1 января 2005 г. органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета по их выбору в форме предоставления:
- жилого помещения в собственность бесплатно;
- жилого помещения по договору социального найма;
- субсидии на приобретение или строительство жилого помещения

6

Граждане, уволенные с военной службы в период с 1 января 2005 г. по 1 января 2014 г. по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более (за исключением участников накопительно-ипотечной системы)

Обеспечиваются жилыми помещениями федеральным органом, в котором они проходили военную службу, путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма

7

Военнослужащие, указанные в п. 2 настоящей таблицы, которые достигнут общей продолжительности военной службы 20 лет и более после 1 января 2014 г. либо которые будут признаны нуждающимися в жилых помещениях после 1 января 2014 г. в связи с увольнением с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более

Обеспечиваются жилыми помещениями путем предоставления субсидии на приобретение или строительство жилья

Первой такой датой является 1 января 1998 г.
Именно с указанной даты вступил в силу Федеральный закон "О статусе военнослужащих", который впервые установил правило, согласно которому военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на весь период военной службы гарантируется предоставление служебных жилых помещений. Право на получение жилых помещений для постоянного проживания (по договору социального найма или в собственность бесплатно) военнослужащие приобретают при достижении общей продолжительности военной службы 20 лет либо ранее указанного срока в случае увольнения с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (при наличии на момент увольнения общей продолжительности военной службы не менее 10 лет).

Однако при введении данного вполне разумного правила возник вопрос: а как быть с военнослужащими, которые приобрели право на получение жилых помещений по ранее действовавшему Закону Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. N 4338-I, который с 1 января 1998 г. утратил силу? В соответствии с названным Законом военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях) предоставлялись служебные жилые помещения или общежития. Далее при продолжении службы сверх данного срока они приобретали право на получение жилых помещений для постоянного проживания.

Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Законодатель, руководствуясь указанной конституционной нормой, установил указанную выше рубежную дату: за военнослужащими, поступившими на военную службу в рамках прежнего правового регулирования, т.е. до 1 января 1998 г., сохранен прежний порядок жилищного обеспечения. А для тех, кто поступил на военную службу после указанной даты, установлены иные правила реализации права на жилище: на весь период прохождения военной службы им гарантируется предоставление служебных жилых помещений.

Вторая ключевая дата, которая фигурирует в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" и которая разграничивает военнослужащих на категории с точки зрения объема и форм реализации их права на жилище, - 1 января 2005 г.
Значимость указанной даты для сферы жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, проявляется в двояком смысле:
- во-первых, с указанного времени вступил в силу Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". Все офицеры, закончившие военные образовательные учреждения после 1 января 2005 г., и граждане, поступившие на военную службу по контракту после указанной даты, являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения. На время прохождения военной службы им предоставляются служебные жилые помещения, а право на получение постоянного жилья они реализуют путем участия в указанной системе;
- во-вторых, с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (вошедшим в историю как "Закон о монетизации льгот") с органов местного самоуправления снята функция жилищного обеспечения граждан, увольняемых с военной службы. За теми гражданами, которые были уволены с военной службы и успели встать в органах местного самоуправления по избранному месту жительства на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках прежнего правового регулирования, т.е. до 1 января 2005 г., сохранилось право на получение жилых помещений от органов местного самоуправления, но за счет средств федерального бюджета, специально выделяемых на эти цели. Те же военнослужащие, которые увольняются с военной службы после 1 января 2005 г. (кроме участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения), обеспечиваются жилыми помещениями теми федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходили военную службу, на условиях и в порядке, установленных для военнослужащих.

Третьей датой, разграничивающей военнослужащих на категории по порядку и формам реализации их права на жилище, является 1 января 2014 г. - дата вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ, предусматривающего предоставление военнослужащим, признанным нуждающимися в получении жилых помещений, субсидии на строительство или приобретение жилых помещений.

По первоначальному замыслу разработчиков данного Закона переход от предоставления жилья "в натуре" к получению соответствующих денежных средств на эти цели должен был коснуться всех военнослужащих, имеющих право на жилищное обеспечение. Однако такой подход вступил бы в противоречие с приведенной выше конституционной нормой о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, умаляющие права граждан.

В связи с изложенным выше первоначальная редакция законопроекта была доработана и порядок применения новой формы жилищного обеспечения военнослужащих (кроме участников накопительно-ипотечной системы) сформулирован следующим образом:
- за военнослужащими, признанными нуждающимися в получении жилых помещений до 1 января 2014 г., сохранено право выбора формы жилищного обеспечения: либо получение жилого помещения по договору социального найма, либо в собственность бесплатно, либо получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья;

- для военнослужащих, которые будут признаны нуждающимися в получении жилых помещений после 1 января 2014 г., получение жилищной субсидии будет единственной формой жилищного обеспечения. К их числу будут относиться военнослужащие, которые достигли общей продолжительности военной службы 20 лет и более после 1 января 2014 г., либо которые будут признаны нуждающимися в жилых помещениях после 1 января 2014 г. в связи с увольнением с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Таким образом, исходя из времени поступления на военную службу, военнослужащие по объему и формам жилищного обеспечения подразделяются на три большие группы:
1) военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г.;
2) военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы в период с 1 января 1998 г. по 1 января 2005 г.;
3) военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы в период после 1 января 2005 г.
В силу естественных причин число военнослужащих первых двух категорий с течением времени будет постепенно снижаться, наступит время (примерно к 2025 г.), когда разделение военнослужащих на категории по рассматриваемому признаку исчезнет вовсе и в отношении всех военнослужащих будет действовать единая форма жилищного обеспечения - накопительно-ипотечная.
Что касается граждан, уволенных с военной службы, то вся их совокупность подразделяется на две группы:

а) граждане, уволенные с военной службы до 1 января 2005 г. (их жилищное обеспечение осуществляется органами местного самоуправления по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, или путем выдачи государственных жилищных сертификатов);
б) граждане, уволенные с военной службы в период с 1 января 2005 г. по 1 января 2014 г. (их жилищное обеспечение осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти на условиях, предусмотренных для военнослужащих).
С течением времени численность обеих указанных групп постепенно уменьшится до нуля, поскольку, как отмечалось выше, примерно к 2025 г. в Российской Федерации останется единственная форма жилищного обеспечения военнослужащих и лиц, проходивших военную службу, - участие в накопительно-ипотечной системе.
Гарантии реализации права военнослужащих на жилище. Право военнослужащих на жилище может стать реальностью только в том случае, если имеются соответствующие гарантии реализации данного важнейшего социального права.

Под гарантиями (от фр. garantie - ручательство, условие, обеспечивающее что-либо)*(7) понимаются материальные, финансовые, организационные, духовные и юридические условия и средства, обеспечивающие военнослужащим возможность получать установленные законодательством виды довольствия, компенсации, пользоваться правами, свободами, льготами. Гарантии в жилищном обеспечении охватывают совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию жилищных прав военнослужащих.
Ключевое место в системе гарантий занимают правовые (юридические) гарантии, под которыми понимаются содержащиеся в нормах права средства и способы защиты прав и свобод личности, а также правомерная деятельность государства, правоохранительных органов, органов местного самоуправления, правозащитных организаций, направленная на их обеспечение*(8). Система юридических гарантий включает в себя обязанности органов государственной власти и их должностных лиц по созданию условий и средств реализации статуса военнослужащих, ответственность за их ненадлежащее исполнение, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность применения военнослужащими законных способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе через обращение в суд (субъективные гарантии)*(9).

Таким образом, "гарантии - это правовые средства, направленные на обеспечение реализации того или иного права человека. Конкретное право каждого человека может быть реализовано только тогда, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить"*(10).
К основным гарантиям жилищных прав военнослужащих относятся:
- наличие правовых норм, юридически закрепляющих необходимый объем их жилищных прав;
- достаточность финансовых средств, выделяемых на реализацию законодательства о жилищном обеспечении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы;
- законодательно закрепленная обязанность государственных органов и должностных лиц обеспечивать реализацию жилищных прав указанных категорий граждан;
- наличие специальных уполномоченных органов и должностных лиц, в функциональные обязанности которых входит реализация жилищных прав военнослужащих;
- предусмотренная законодательством юридическая ответственность органов и должностных лиц за нарушение жилищных прав военнослужащих;
- наличие юридически оформленных правил и процедур защиты и восстановления нарушенных жилищных прав военнослужащих.

Комплекс гарантий жилищного обеспечения военнослужащих содержится в Федеральном законе "О статусе военнослужащих". Данный Закон в п. 1 ст. 15 закрепляет важное положение о том, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных законодательством, за счет средств федерального бюджета.

В Федеральном законе "О статусе военнослужащих" закреплены следующие гарантии реализации права военнослужащих на жилище:
1) установление предельного трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы для предоставления семье военнослужащего служебного жилого помещения по установленным нормам (п. 1 ст. 15);
2) сохранение за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) права на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу; запрет на снятие указанных военнослужащих в течение пяти лет с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу (п. 1 ст. 15);
3) возможность регистрации военнослужащих и членов их семей до получения жилых помещений по адресам воинских частей и предоставление на этот период пригодных для проживания жилых помещений (п. 3 ст. 15);
4) предоставление военнослужащим, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, при переводе к новому месту военной службы в другую местность служебных жилых помещений на весь период военной службы в данной местности (п. 4 ст. 15);
5) возможность бронирования*(11) занимаемых военнослужащими жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда, за исключением служебных жилых помещений, в случае направления военнослужащих для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации, в районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности и другие местности с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, на все время их пребывания за пределами территории Российской Федерации или в указанных районах и местностях (п. 9 ст. 15);
6) право органов местного самоуправления в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями (п. 12 ст. 15);
7) запрет на снятие без их согласия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы граждан, уволенных с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более (п. 13 ст. 15);

8) право военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, которым жилые помещения предоставляются в собственность, на получение с их согласия жилых помещений общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, с оплатой излишка общей площади жилого помещения за счет собственных средств таких граждан (п. 16 ст. 15);
9) право военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеющих трех и более детей, на внеочередное получение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма (п. 17 ст. 15);
10) предоставление отдельным категориям военнослужащих права на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров (военнослужащие, имеющие воинское звание полковника, ему равное и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями; командиры воинских частей; военнослужащие, имеющие почетное звание Российской Федерации; военнослужащие - преподаватели военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, военных кафедр при государственных образовательных организациях высшего образования; военнослужащие, являющиеся научными работниками, имеющие ученую степень и (или) ученое звание) (п. 2 ст. 15.1);

11) возможность предоставления жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления (с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома). Такое превышение может составлять не более 9 квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, а для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров (п. 3 ст. 15.1);
12) запрет на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающихся в улучшении жилищных условий, без их согласия без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.

Рассмотренные жилищные гарантии свидетельствуют о том, что государство рассматривает военнослужащих как специальных субъектов жилищных правоотношений. Как указывает З.Х. Акчурин, право на обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - специальное право военнослужащих на жилище, обусловленное действием норм специального (военного) законодательства в области обеспечения жилищных прав военнослужащих, установлением в законодательстве (в том числе и на конституционном уровне) в отношении военнослужащих особого (специального) порядка реализации права на жилище, распространяющегося только на них, наличием у военнослужащих особого правового положения (статуса), заключающееся в снабжении данной категории граждан жильем на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством*(12).
Уполномоченные органы жилищного обеспечения военнослужащих. Важнейшей гарантией реализации жилищных прав военнослужащих является наличие специальных уполномоченных органов и должностных лиц, на которые возложена обязанность обеспечивать реализацию указанного права. Во всех федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, подобные уполномоченные органы созданы.

В Минобороны России согласно приказу Министра обороны Российской Федерации "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 3 ноября 2010 г. N 1455 таким уполномоченным органом определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (ДЖО МО). Установлено, что данный уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Минобороны России:
- ФГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России;
- ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации";
- ФГУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России;
- ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России.
Указанные специализированные организации осуществляют следующие функции:
а) принимают заявления от военнослужащих для признания их нуждающимися в жилых помещениях;
б) признают военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном законодательством;
в) снимают военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях;
г) принимают решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Согласно Положению, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 1888, основными задачами ДЖО МО являются:
1) организация обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
2) организация работы в Минобороны России по выполнению государственных программ жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
3) участие в разработке правовых актов по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Кроме того, приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. N 166 на ДЖО МО возложены функции по формированию и ведению реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - участники НИС), предоставлению участникам НИС информации о состоянии их именных накопительных счетов, подготовке сведений о количестве участников НИС для формирования бюджетной проектировки, предоставлению сведений об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем, подготовке сведений о лицах, имеющих право на использование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил и изъявивших желание реализовать это право, по организации в Вооруженных Силах работы по выплате участникам НИС или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
Важная функция возложена на ДЖО МО приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 января 2012 г. N 119. Согласно данному приказу в целях организации деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации по исполнению Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат (ГЖС) в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. N 2050, ДЖО МО назначено уполномоченным органом Минобороны России по вопросам реализации в Вооруженных Силах указанного Порядка.

Важное место в реализации жилищных прав военнослужащих занимает ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих созданное в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449. На данное учреждение возложены следующие основные задачи:
- открытие и ведение именных накопительных счетов участников НИС. На именных накопительных счетах учитываются накопления для жилищного обеспечения военнослужащих. Именные накопительные счета открываются и ведутся непосредственно в указанном учреждении;
- передача накапливаемых на именных накопительных счетах средств в доверительное управление управляющим компаниям в соответствии с нормативными и правовыми актами Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены договорами доверительного управления;
- предоставление участникам НИС целевых жилищных займов для приобретения жилья в собственность;
- погашение за счет средств целевых жилищных займов ипотечных кредитов (займов), полученных участниками НИС;
- выплата денежных средств с именных накопительных счетов военнослужащим (либо членам их семей) при возникновении права на использование накоплений;
- другие функции, предусмотренные законодательством.
В иных федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, функции жилищного обеспечения военнослужащих возложены на соответствующие жилищные комиссии. Деятельность жилищных комиссий, а также порядок жилищного обеспечения военнослужащих регламентируются ведомственными нормативными правовыми актами:
1) в ФСО России - приказом ФСО России "О порядке обеспечения жилыми помещениями в ФСО России" от 13 ноября 2002 г. N 362;
2) в ФСБ России - приказом ФСБ России "Об утверждении Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями" от 24 октября 2011 г. N 590;
3) в Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации - приказом ГУСП "Об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации" от 16 января 2012 г. N 3;
4) в спасательных воинских формированиях МЧС России - приказом МЧС России "Об организации в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий мероприятий по учету военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в спасательных воинских формированиях МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений (социальных выплат)" от 16 мая 2016 г. N 262.

Библиографический список:

 

1. Военно-юридический энциклопедический словарь / под общ. ред. А.В. Кудашкина, К.В. Фатеева. М., 2008.
2. Пчелинцева Л.М. Право военнослужащих на жилище: теоретические аспекты и проблемы реализации. М., 2004.
3. Суслова С.И. Правовые формы жилищных отношений: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2014.
4. Калашников С.В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества // Государство и право. 2002. N 10.
5. Мигачев Ю.И. Правовой статус военнослужащих, гарантии его реализации и защиты в Российской Федерации // Государство и право. 1997. N 7. С. 73 - 82.
6. Иваненко В.А. Социальные права человека и социальные обязанности государства. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.
7. Акчурин З.Х. Правовое регулирование обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту: дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.
8. А.В. Кудашкин, С.В. Шанхаев. Об основных правовых вопросах и проблемах, связанных с приватизацией гражданами жилых помещений, а также о правоприменительной практике и коррупциогенности законодательства о приватизации // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2010. N 7. С. 59-72.
9. Кудашкин А.В. Приватизация жилых помещений и право военнослужащих на получение жилых помещений в собственность: вопросы теории и практики // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2016. N 4.
10. Кудашкин А.В. Разрешение жилищных споров с участием военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2009. N 9.
11. Кудашкин А.В. Пора устранить коррупциогенный механизм жилищного обеспечения лиц, увольняемых с военной службы (антикоррупционная экспертиза 1 ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих") // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2009. N 5.
12. Кудашкин А.В. Порядок жилищного обеспечения военнослужащих меняется, но еще далек от совершенства // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2012. N 10.
13. Кудашкин А.В. Влияние новелл жилищного законодательства на жилищно-правовые институты военного права // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2014. N 9.
14. Корякин В.М., Кудашкин А.В. Жилищная энциклопедия военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. М., 2017. Жилищное право: Учебное пособие. / под общ. ред. А.В. Кудашкина. М. 2014.

*(1) Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М., 1986. С. 167.

*(2) Военно-юридический энциклопедический словарь / под общ. ред. А.В. Кудашкина, К.В. Фатеева. М., 2008. С. 149-150

*(3) Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г. N 37.

*(4) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" от 2 июля 2009 г. N 14; Кудашкин А.В., Кириченко Н.С. О полномочиях военнослужащих (сотрудников) Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации на вхождение (проникновение) в жилое помещение // Право в Вооруженных Силах. 2017. N 4.

*(5) Пчелинцева Л.М. Право военнослужащих на жилище: теоретические аспекты и проблемы реализации. М., 2004. С. 142.

*(6) Суслова С.И. Правовые формы жилищных отношений: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 8.

*(7) Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 6. М., 1971. С. 118; Современный словарь иностранных слов. М., 1993. С. 136.

*(8) Калашников С.В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества // Государство и право. 2002. N 10. С. 19.

*(9) Мигачев Ю.Н. Правовой статус военнослужащих, гарантии его реализации и защиты в Российской Федерации // Государство и право. 1997. N 7. С. 73-82.

*(10) Иваненко В.А. Социальные права человека и социальные обязанности государства. СПб., 2003. С. 97.

*(11) Бронирование жилой площади - процедура, направленная на оформление сохранности жилого помещения в период временного отсутствия военнослужащего (Военно-юридический энциклопедический словарь. С. 51).

*(12) Акчурин З.Х. Правовое регулирование обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту: дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 11.

В.М. Корякин,
доктор юридических наук, доцент,
профессор Военного университета

А.В. Кудашкин,
доктор юридических наук, профессор

Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 10, октябрь 2017 г., с. 57-71.

Другие новости и статьи

« Образы американца и русского на страницах массовой прессы

Значение и задачи планирования хозяйственной деятельностью воинской части. Виды планов и их основное содержание »

Запись создана: Понедельник, 16 Сентябрь 2019 в 0:25 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Будем благодарны за Ваши комментарии  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика