Особенности реализации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, конституционного права на отдых



Особенности реализации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, конституционного права на отдых

oboznik.ru - Право военнослужащих на отдых

Право на отдых является важнейшей социальной гарантией правового статуса военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее - военнослужащие), которая закреплена в ч. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ). Данное право также включает в себя предусмотренное ст. 24 Всеобщей декларации прав человека право на досуг и разумное ограничение рабочего дня.

Оно призвано гарантировать восстановление человеческого организма после нагрузок, связанных с работой (службой), чем не только обеспечивается дальнейшее эффективное исполнение возложенных на лицо трудовых (служебных) обязанностей, но и сохраняется физическое и психическое здоровье человека, интеллектуальное и нравственное развитие его личности.

Данная тема всегда находилась под пристальным вниманием специалистов военного права. Особенностям реализации права военнослужащих на отдых посвящали свои публикации такие авторы, как: К.В. Фатеев, С.С. Харитонов, А.Н. Жигульский, М.В. Зенкин, Р. Белямов*(1). В настоящей статье рассматриваются вопросы, касающиеся предоставления военнослужащим отдыха за исполнение обязанностей военной службы (далее - исполнение обязанностей) сверх установленной регламентом продолжительности ежедневного рабочего времени (далее - сверхурочное время); за привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей в выходные и праздничные дни, а также за участие в мероприятиях, которые, при необходимости, могут проводиться без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Особый характер военной службы как отдельного вида федеральной государственной службы обусловлен ее специфическим назначением - защищать государственный суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, обеспечивать безопасность государства, отражать вооруженное нападение и выполнять задачи в соответствии с международными обязательствами РФ. Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 76-ФЗ - это составляет существо воинского долга. Соответственно целям поддержания боеспособности подразделений на высоком уровне, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства существует возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий граждан, правил прохождения службы, в том числе и в части касающейся реализации военнослужащими своего права на отдых*(2).

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона N 76-ФЗ, конституционное право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения военной службы. В тоже время, согласно ч. 8 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Из этого следует, что все вопросы, которые возникают при реализации военнослужащими своего конституционного права на труд и отдых, должны быть урегулированы исключительно в рамках законодательства о военной службе. Это очередной раз подтверждает, что правоотношения, которые складываются между военнослужащими, органами военного управления и должностными лицами носят публично-правовой характер и не подлежат урегулированию нормами частного права.
Вместе с тем, законодательство о военной службе, регламентируя особенности реализации военнослужащими права на труд и отдых, зачастую использует бланкетный способ изложения норм трудового права. Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона N 76-ФЗ, продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, которая установлена федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Поэтому регламенты служебного времени устанавливают общую продолжительность еженедельного служебного времени не более 40 часов*(3), а в выходные и праздничные дни военнослужащим предоставляются дни отдыха.

Учитывая специфику публично-правовых отношений по исполнению общих, должностных и специальных обязанностей военнослужащими, военное законодательство предусматривает возможность привлечения их к исполнению обязанностей сверх установленной регламентом продолжительности еженедельного служебного времени. Так, в соответствии с Федеральным законом N 76-ФЗ (п.п. 1, 3 ст. 11), Положением о порядке прохождения военной службы*(4) (далее - Положение), Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации*(5), военнослужащий при необходимости может быть привлечен к исполнению обязанностей сверх установленного времени в следующих случаях:
1. исполнение обязанностей в рабочие дни сверх установленной продолжительности ежедневного служебного времени (сверхурочное время);
2. исполнение обязанностей в выходные и праздничные дни;
3. участие в мероприятиях, которые при необходимости могут проводиться без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Подобная дифференциация очень важна, так как последующее предоставление отдыха военнослужащим осуществляется также исходя из того или иного основания привлечения их к исполнению обязанностей сверх еженедельной продолжительности служебного времени. Исключением из правила являются военнослужащие, проходящие военную службу в соединениях и воинских частях постоянной боевой готовности. Данной категории военнослужащих, в соответствии с п. 3.1 Федерального закона N 76-ФЗ дополнительные сутки отдыха не предоставляются. Для них законодателем и руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы (далее - федеральных органы), определены другие формы компенсации повышенных нагрузок (увеличенные оклады, особые надбавки или доплаты в структуре денежного довольствия и др.).
Для остальных категорий военнослужащих приложением N 2 к Положению определен порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха. Пунктом 2 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (далее - Порядок) определено, что руководителями федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов) устанавливаются форма и порядок ведения журнала учета служебного времени (например, в органах федеральной службы безопасности эти правоотношения урегулированы приказом ФСБ России от 6 июня 2000 г. N 301)*(6). Командир (начальник) подразделения должен вести журнал учета служебного времени и предоставления дополнительного времени отдыха (далее - журнал). При этом отдельно учитывается сверхурочное время (в часах) и отдельно ведется учет времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей в выходные и праздничные дни (в часах, но с учетом времени, необходимого для прибытия на службу и обратно). Этот вид переработки должен компенсироваться отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели (в часах), а если особенности военной службы не позволяют это сделать, то указанное время суммируется и учитывается в журнале. Когда суммарное сверхурочное время и время выполнения обязанностей в выходные и праздничные дни достигает продолжительности ежедневного времени, установленного регламентом, то военнослужащему предоставляются дополнительные сутки отдыха, которые по его желанию, могут быть присоединены к основному отпуску. При этом отдых предоставляется с учетом интересов службы и боевой подготовки подразделения, но не менее одних суток в неделю и не менее шести в месяц. Правильность ведения журнала должна подтверждаться подписью военнослужащего еженедельно.
В Вооруженных Силах Российской Федерации эти вопросы урегулированы гл. IX"Предоставление военнослужащим отдельных видов отпусков и учета служебного времени и времени отдыха" Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 660.
Согласно п. 7 ст. 29 Положения общая продолжительность основного отпуска, с учетом дополнительного времени отдыха, не может превышать 60 суток. При этом дополнительные сутки отдыха за исполнение обязанностей в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни, присоединяемые к основному отпуску, в количестве не более 30 в него не входят*(7). Таким образом, за этот вид переработки военнослужащий имеет право получить отдых в другие дни недели либо увеличить свой отпуск на соответствующее количество суток. При этом другого способа компенсации переработки (например, денежных выплат) законодатель не предусмотрел.
Иной подход к правовому регулированию законодатель применил для компенсации военнослужащим времени привлечения их к участию в боевом дежурстве, учениях, походах кораблей и других мероприятиях, которые при необходимости проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. В соответствии с Федеральным законом N 76-ФЗ (п.п. 2, 3 ст. 11) перечни таких мероприятий утверждаются в каждом федеральном органе, в зависимости от решаемых этими органами задач и особенностей прохождения в них военной службы, и являются исчерпывающими (например, приказ ФСБ России от 26 декабря 2001 г. N 685*(8), приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 992). При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что наличие того или иного мероприятия в соответствующем перечне еще не означает его автоматическое проведение без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, так как необходимость проведения мероприятия в такой форме определяется компетентным должностным лицом федерального органа в соответствующем правовом акте.
За каждые трое суток привлечения военнослужащих к подобным мероприятиям им должны предоставлять отдых в количестве двух суток. Данный вид переработки также фиксируется в соответствующей графе журнала. В соответствии с п. 5 Порядка отдых за участие в подобных мероприятиях военнослужащему предоставляется, как правило, после их окончания, с учетом интересов службы и необходимости поддержания постоянной боевой готовности подразделения. При этом по своему желанию военнослужащий вместо отдыха может получить денежную компенсацию (п.п. 2, 3 ст. 11). Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона N 76-ФЗ дополнительные сутки отдыха, компенсирующие военнослужащим участие в данных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются.
Основанием для получения компенсации является приказ соответствующего командира воинской части, издаваемый на основании рапорта военнослужащего, к которому прилагается выписка из приказа, подтверждающего участие военнослужащего в мероприятии, которое проводилось без учета продолжительности еженедельной служебной нагрузки, и определяющего период фактического выполнения военнослужащим задач в этих условиях.
Порядок расчета подобной компенсации определяется руководителем федерального органа*(9) и при этом во всех органах он одинаков: оклад денежного содержания делится на 30 и полученная сумма умножается на количество компенсируемых дополнительных суток отдыха. Отличительной особенностью данной компенсации является то, что оплачивается не само время переработки (как у граждан, осуществляющих трудовую деятельность в соответствии с ТК РФ), а именно то количество дней, которое военнослужащему должны предоставить для отдыха. При этом в качестве расчетной суммы берется только оклад денежного содержания и не учитываются ежемесячные надбавки. Это обстоятельство неоднократно подвергалось критике со стороны военнослужащих, однако, по нашему мнению, оно полностью соответствует особенностям обеспечения военнослужащих денежным довольствием. Если граждане, которые работают по ТК РФ, привлекаются к сверхурочной работе (ст.ст. 152-154 ТК РФ) и получают оплату за каждый час в увеличенном размере, то военнослужащие на протяжении всего времени действия контракта о прохождении военной службы состоят с государством в особых отношениях публично-правового характера. Это отношения власти и подчинения, они основаны на субординации и беспрекословности выполнения приказов, где преобладает императивный метод правового регулирования.
В структуре денежного довольствия, которым военнослужащий обеспечивается ежемесячно, заранее заложены соответствующие надбавки для компенсации ограничений прав и прочих неудобств, которые возникают при исполнении обязанностей военной службы. Поэтому вполне логично, что при расчете денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха учитывается только оклад денежного содержания, так как надбавки за учитываемый период военнослужащему были выплачены в полном объеме, с учетом сложности, объема, значимости и опасности выполненной им работы.
Таким образом, проведенный нами анализ нормативных правовых актов показывает, что государство гарантирует военнослужащим соблюдение их конституционного права на отдых. На практике, руководствуясь нормами материального права, правоприменители сталкиваются с рядом проблем, наиболее распространенными из которых являются следующие*(10):
1. Перенос дополнительных суток отдыха на следующий год. В нормативных правовых актах, регламентирующих данные правоотношения, перенос суток отдыха на следующий год не предусмотрен. Зато в соответствии с п. 14 ст. 29 Положения в тех случаях, когда основной и (или) дополнительный отпуск не был предоставлен военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в текущем календарном году в связи с болезнью или другими исключительными обстоятельствами, допускается перенос основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год. При переносе основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год они должны быть использованы до его окончания. Это положение дает право применить процедуру переноса отпусков в том числе и на дополнительные сутки отдыха. Такая позиция подтверждается постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8, в котором указывается, что "…в тех случаях, когда военнослужащему не было предоставлено дополнительное время (дополнительные сутки) отдыха вместе с основным отпуском за истекший год в следующем календарном году, срок, с которого исчисляется нарушение права военнослужащего на предоставление дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха за предшествующий период, начинает исчисляться с 1 января года, следующего за годом, в который основной отпуск должен был быть перенесен"*(11). Таким образом, можно сделать вывод, что дополнительные сутки отдыха переносятся на следующий календарный год и должны быть предоставлены до его окончания в полном объеме.
Начальник при предоставлении отдыха в другие дни недели не правильно учитывает сверхурочное время и время исполнения обязанностей в выходные и праздники (например, за суточное дежурство предоставляется один день отдыха).
Начальник своевременно не принимает меры для предоставления отдыха подчиненным, в итоге время переработки суммируется, а при изъявлении военнослужащим желания получить дополнительные сутки отдыха, то при пересчете за каждые предоставленные сутки отдыха руководитель зачитывает ему 24 часа учтенного времени. Такой подход грубейшим образом нарушает требование Порядка, которым определено, что одни сутки отдыха предоставляются при суммарном достижении сверхурочного времени (времени привлечения к исполнению обязанностей в выходные и праздники) нормальной продолжительности ежедневного служебного времени, т.е. восьми часов.
По данным вопросам судебная практика в настоящее время находится на этапе формирования, а военнослужащие нередко предпочитают не вступать в конфликт со своими начальниками и органами военного управления. В результате возможно возникновение предпосылок для нанесения вреда психическому и физическому здоровью личности военнослужащего, который нередко исполняет свои обязанности в условиях влияния деструктивных факторов окружающей среды.
Вместе с тем, не смотря на наличие определенных недостатков, нормы права в данной сфере общественных отношений носят реальный характер. Очень подробно описан механизм реализации военнослужащими своего конституционного права на отдых, зафиксирована продолжительность еженедельного служебного времени, предусмотрены различные варианты компенсаций. Несмотря на то что допускается возможность привлечения к исполнению обязанностей сверх указанного ограничения, законодатель гарантировал для военнослужащих минимально обязательный отдых не менее шести суток в месяц и не реже одних суток в неделю. Кроме того, существует возможность компенсации повышенных нагрузок предоставлением дополнительных суток отдыха или в денежном эквиваленте. При этом возможность присоединения накопившихся выходных к основному отпуску является субъективным правом военнослужащего и не подлежит умалению со стороны воинских должностных лиц и органов военного управления.
Основные проблемы в рассмотренной сфере общественных отношений возникают на этапе правоприменения и связаны, как правило, с правовым нигилизмом отдельных воинских должностных лиц и самих военнослужащих.

Библиографический список:

1. Белямов Р. Некоторые вопросы реализации права военнослужащего на отдых [Текст] / Р. Белямов // Военно-юридический журнал. - 2006. - N 8. - С. 8-10.
2. Балобанов Н.Н., Туганов Ю.Н. Настольная книга судьи военного суда по гражданским делам [Текст]. - М.: За права военнослужащих, 2011. - 415 с.
3. Жигульский А.Н. О предоставлении военнослужащим дополнительных суток отдыха [Текст] / А.Н. Жигульский // Право в Вооруженных Силах. - 2008. - N 11. С. 38-41.
4. Зенкин М.В. Реализуемо ли право на дополнительный отдых? [Текст] / М.В. Зенкин // Право в Вооруженных Силах. - 2006. - N 12. - С. 13-15.
5. Фатеев К.В., Харитонов С.С. Дополнительные сутки отдыха военнослужащим, проходящим военную службу по контракту: есть ли временные ограничения их использования военнослужащими? [Текст] / К.В. Фатеев, С.С. Харитонов // Право в Вооруженных Силах. - 2010. - N 8. - С. 33-34.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) См., напр.: Фатеев К.В., Харитонов С.С. Дополнительные сутки отдыха военнослужащим, проходящим военную службу по контракту: есть ли временные ограничения их использования военнослужащими? // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 8; Зенкин М.В. Реализуемо ли право на дополнительный отдых? // Там же. 2006. N 12; Жигульский А.Н. О предоставлении военнослужащим дополнительных суток отдыха // Там же. 2008. N 11; Белямов Р. Некоторые вопросы реализации права военнослужащего на отдых / / Военно-юридический журнал 2006. N 8.

*(2) См. подробнее: Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. СПб., 2003.

*(3) В органах федеральной службы безопасности данные правоотношения регламентированы приказом ФСБ России от 6 мая 2000 г. N 301 (по состоянию на 2 янв. 2017 г.) // Режим доступа: URL: http://docs.pravo.ru/document/view/28120367 (дата обращения: 05.04.2017).

*(4) Указ Президента Российской Федерации "Вопросы прохождения военной службы" от 16 сентября 1999 г. N 1237 (по состоянию на 2 янв. 2017 г.; п. 1, 5 Приложения N 2).

*(5) Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" от 10 ноября 2007 г. N 1495.

*(6) Приказ ФСБ России "О служебном времени военнослужащих органов безопасности" от 6 мая 2000 г. N 301 (по состоянию на 2 янв. 2017 г.) // Режим доступа: URL: http://docs.pravo.ru/document/view/28120367 (дата обращения: 5.04.2017).

*(7) Пункт 3 Порядка.

*(8) Приказ ФСБ России "О мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящих военную службу по контракту" от 26 дек. 2001 г. N 685 (по состоянию на 2 янв. 2017 г.) // Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/15014 (дата обращения: 5.04.2017).

*(9) Приказ ФСБ России "О порядке и условиях выплаты военнослужащим органов федеральной службы безопасности денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха" от 31 мая 2007 г. N 278 // Режим доступа: http://docs.pravo.ru/ document/view/12244 (дата обращения 5.04.2017 г.); приказ Министра обороны РФ от 14 февраля 2010 г. N 80.

*(10) Отдельные аспекты судебной практики в сфере реализации военнослужащими по контракту своего конституционного права на отдых, поднимали в своих работах Ю.Н. Туганов и H.H. Балабанов. См., напр.: Балобанов Н.Н., Туганов Ю.Н. Настольная книга судьи военного суда по гражданским делам. - М.: За права военнослужащих, 2011. - 415 с.

*(11) О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г., по состоянию на 28 июня 2016 г. // Рос. газета. - 2014. - N 124.

А.Р. Кузнецов,
аспирант Московской юридической академии

Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 6, июнь 2017 г., с. 29-34

 



Другие новости и статьи

« Трофейная служба в годы Великой Отечественной войны

Получение постоянного жилья в период прохождения военной службы военнослужащими, заключившими первый контракт о прохождении военной службы после 1998 года »

Запись создана: Понедельник, 10 Сентябрь 2018 в 4:05 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы