Особенности трудоустройства бывшего военнослужащего
Военная служба - особый вид деятельности, который трудовым законодательством не регулируется. Но если военный увольняется со службы в запас или уходит на пенсию, ничто не мешает ему трудоустроиться в любую организацию. При этом работодателям, принимающих на работу бывших военнослужащих, необходимо знать и выполнять определенные требования закона - как при самом трудоустройстве, так и в течение трудовой деятельности данного работника. В статье рассмотрим, кто из военных и когда может осуществлять трудовую деятельность, каковы особенности приема на работу бывших военных и какие гарантии для них установлены законодательством.
Военная служба
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства:
в Вооруженных Силах РФ и в войсках национальной гвардии РФ; в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
в Службе внешней разведки РФ;
в органах федеральной службы безопасности;
в органах государственной охраны;
в органах военной прокуратуры;
в военных следственных органах Следственного комитета РФ;
в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ;
в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.
Граждане, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранные граждане могут исполнять военную службу только в ВС РФ и воинских формированиях.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) военнослужащие проходят военную службу по контракту в добровольном порядке или военную службу по призыву в соответствии с Законом N 53-ФЗ.
Увольнение с военной службы
Согласно ст. 50 Закона N 53-ФЗ военнослужащие увольняются с военной службы в запас, за исключением военнослужащих:
1. Мужского пола, отчисленных из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, не достигших возраста 18 лет.
2. Женского пола, отчисленных из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования и не имеющих военно-учетной специальности.
3. Избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации.
4. В отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы.
5. Являющихся иностранными гражданами.
Военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, отправляются в отставку.
Примечание. За военными в отставке сохраняется воинское звание.
Военнослужащие, уволенные с военной службы и оставшиеся в запасе, состоят на воинском учете, а остальные с него снимаются.
Все перечисленные граждане, за исключением военнослужащих, указанных в п. 1, должны состоять на воинском учете.
Увольняться военнослужащие с военной службы могут по следующим основаниям:
- по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
- по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
- по состоянию здоровья;
- в связи с лишением воинского звания;
- в связи с утратой доверия.
Кроме этого, они могут быть уволены досрочно. Все основания увольнения перечислены в ст. 51 Закона N 53-ФЗ.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, увольняются со службы с момента приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения.
На пенсию по выслуге лет военнослужащие уходят, имея стаж военной службы 20 и более лет (ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1*(1)).
Кто из военнослужащих может осуществлять трудовую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях?
Чтобы ответить на этот вопрос, сначала следует отметить, что в силу ст. 10 Закона N 76-ФЗ военнослужащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. То есть эту деятельность военные могут осуществлять параллельно с военной службой.
А вот осуществлять иную деятельность в других организациях и учреждениях могут военнослужащие:
уволенные со службы и снятые с воинского учета;
уволенные со службы и зачисленные в запас;
зачисленные в запас в случаях, установленных ст. 52 Закона N 53-ФЗ;
находящиеся в отставке;
ушедшие на пенсию по выслуге лет.
Оформляем прием на работу бывшего военного
И так, при приеме на работу бывший военный должен предоставить ряд документов в соответствии со ст. 65 ТК РФ. Причем если он не совмещал военную службу с педагогической или научной деятельностью и не работал до военной службы, то трудовой книжки и пенсионного свидетельства у него нет и работодателю придется их оформить.
Основными документами, предъявляемыми при трудоустройстве бывшего военного, являются документы воинского учета: военный билет, временное удостоверение или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
К сведению. Формы документов воинского учета, а также формы документов, по которым осуществляется первичный воинский учет в органах местного самоуправления, порядок их ведения и хранения установлены в приложении 9 к Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения осмотров конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495.
При предоставлении бывшим военным документов воинского учета работодателю следует убедиться, что тот действительно освобожден с военной службы. Только после этого можно заключать трудовой договор.
Если на момент приема на работу у военнослужащего нет документов воинского учета, а есть, например, только приказ воинской части об увольнении (который, в принципе, тоже является доказательством увольнения с военной службы), во избежание проблем рекомендуем не торопиться с оформлением трудового договора. Как вариант сначала можно заключить гражданско-правовой договор.
Если военный получает пенсию по выслуге лет, можно ли заключить с ним срочный трудовой договор?
В соответствии со ст. 59 ТК РФ допускается заключать срочный трудовой договор с лицами, которые являются пенсионерами по возрасту.
В пенсионном законодательстве РФ вместо термина "пенсия по возрасту" используется понятие "пенсия по старости" (пп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Эти понятия тождественны (см. Определение КС РФ от 15.05.2007 N 378-О-П).
Таким образом, пенсионерами по возрасту, с которыми можно заключать срочные трудовые договоры, являются граждане, которым назначена пенсия по старости.
Что касается пенсии за выслугу лет, она является самостоятельным видом пенсии, назначаемым в рамках государственного пенсионного обеспечения бывшим военнослужащим, имеющим на момент увольнения соответствующую выслугу лет.
Вывод: заключить срочный трудовой договор с бывшим военнослужащим, получающим пенсию по выслуге лет, как с пенсионером по возрасту работодатель не может. Но срочный договор может заключаться на других основаниях, установленных ст. 59 ТК РФ.
Помимо документов, перечисленных в ст. 65 ТК РФ, бывший военный может представить документы, дающие ему право на дополнительные гарантии, например, удостоверение ветерана трудовых действий или чернобыльца.
Итак, в течение недели со дня приема на работу бывшего военнослужащего работодатель должен оформить ему трудовую книжку, если ее не было (п. 8 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила)).
При этом в соответствии с п. 21 Правил запись о прохождении военной службы (противопожарной, в ОВД, ФСИН, налоговой полиции, ФСКН, таможенных органах) должна быть внесена в трудовую книжку. Поскольку образца такой записи нет, при ее оформлении необходимо руководствоваться общими требованиями по заполнению трудовых книжек. То есть до внесения записи о приеме на работу в разделе "Сведения о работе" нужно указать:
- в графе 1 - порядковый номер записи - 1;
- в графе 2 - дату внесения записи арабскими цифрами (число, месяц - двузначными, год - четырехзначными);
- в графе 3 - период и место службы;
- в графе 4 - наименование, дату и номер документа, представленного работником, на основании которого делается запись (например, военного билета).
После чего вносится запись о приеме на работу.
Приведем образец.
N записи |
Дата |
Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении |
Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись |
||
число |
месяц |
год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
… |
… |
… |
… |
… |
… |
1 |
20 |
09 |
2017 |
Проходил службу в Вооруженных |
Военный билет |
|
|
|
|
Силах Российской Федерации |
от 05.09.1994 |
|
|
|
|
по контракту с 18.07.1997 |
МК N 1234567 |
|
|
|
|
по 12.05.2017. |
|
|
|
|
|
Государственное бюджетное |
|
|
|
|
|
учреждение здравоохранения |
|
|
|
|
|
"Тонкинская районная больница" |
|
|
|
|
|
(ГБУЗ "Тонкинская районная больница") |
|
2 |
20 |
09 |
2017 |
Принят на должность заведующего |
Приказ |
|
|
|
|
хозяйством. |
от 20.09.2017 N 15-к |
Если бывший военный уже работал после увольнения со службы, но запись о военной службе в трудовую книжку не внесена - ничего страшного. Эту запись может внести следующий работодатель сразу после записи об увольнении с предыдущей работы.
Для получения бывшим военным свидетельства пенсионного страхования следует заполнить анкету за его подписью по форме АДВ-1 и опись по форме АДВ-6-1 и направить их в отделение ПФР.
Сведения о лицах, находящихся на воинском учете, в том числе военных пенсионерах, находящихся в запасе, необходимо внести в разд. II личной карточки.
Если предельного возраста пребывания в запасе сотрудник достиг уже во время работы, он должен сняться с воинского учета, после чего в п. 8 разд. II личной карточки делается отметка "Снят с воинского учета по возрасту".
Примечание. Предельный возраст нахождения военнослужащих в запасе установлен ст. 53 Закона N 53-ФЗ и составляет от 35 лет для младших воинских должностей до 70 лет для высших офицерских.
И здесь возникает вопрос: нужно ли заполнять этот раздел личной карточки, если военный на момент трудоустройства уже достиг предельного возраста пребывания в запасе либо признан не годным к военной службе по состоянию здоровья, снят с воинского учета и отправлен в отставку?
Считаем, что поскольку за военным в отставке сохраняется звание (за исключением случаев, установленных Законом N 53-ФЗ), следует заполнить соответствующие строчки, в частности п. 2"Воинское звание" и п. 8 (отметка о снятии с воинского учета).
При этом хранить личную карточку военного в отставке в специальном разделе картотеки, где хранятся личные карточки работников, поставленных на воинский учет, не нужно.
Уведомляем о приеме на работу бывшего военного
О заключении трудового договора с бывшим военнослужащим, стоящим на воинском учете, работодатель должен уведомить военкомат. Сделать это необходимо в течение двух недель по форме, установленной приложением 9 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях, утвержденным Генштабом ВС РФ 11.07.2017.
Примечание. За неисполнение обязанности по уведомлению военкомата работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ, предусматривающей штраф 1 000 руб.
Но это не все. Поскольку военные являются государственными служащими, на них распространяется действие законодательства о коррупции, в частности Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". В соответствии со ст. 12 этого закона, а также ст. 64.1 ТК РФ:
- граждане, замещавшие воинские должности, перечень которых установлен соответствующими нормативными правовыми актами, в течение двух лет после увольнения с военной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы;
- работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими воинские должности, включенные в соответствующие перечни, в течение двух лет после их увольнения с военной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора руководителю воинской части (военной организации) по последнему месту его военной службы в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29.
Обратите внимание! Такие перечни установлены Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" и Приказом Министра обороны РФ от 04.04.2016 N 175.
Согласно установленному порядку сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем, либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы. Сообщение направляется руководителю организации по последнему месту службы гражданина, уволенного с военной службы, в 10-дневный срок со дня заключения трудового или гражданско-правового договора.
В сообщении должны содержаться следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество гражданина;
- число, месяц, год и место рождения гражданина;
- должность военной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с нее (по сведениям, содержащимся в военном билете);
- наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии));
- дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
- дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия);
- наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);
- должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).
Обратите внимание! За неисполнение этой обязанности ст. 19.29 КоАП РФ предусмотрен для организации штраф в размере до 500 000 руб.
Кроме этого, на военнослужащих распространяется следующее ограничение: лица, замещавшие воинские должности, перечень которых определен соответствующими правовыми актами, в течение двух лет после увольнения с военной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в их должностные (служебные) обязанности в период прохождения военной службы, только с согласия аттестационной комиссии, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
То есть до оформления трудового договора военный, на которого распространяется данное ограничение, должен представить новому работодателю разрешение специальной комиссии.
Гарантии для бывшего военного
Для бывших военных установлен ряд гарантий как при трудоустройстве, так и при исполнении трудовых обязанностей, но не Трудовым кодексом, а п. 5.1 ст. 11 и ч. 5 ст. 23 Закона N 76-ФЗ. Зависят эти гарантии от статуса военного, места и срока службы, момента увольнения со службы. Представим варианты в таблице.
Статус работника - бывшего военного |
Гарантия |
Уволенный с военной службы |
Предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом специальности в государственных организациях |
Работавший до призыва в государственных организациях |
Сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы права на поступление на работу в те же организации |
Трудоустроившийся в течение года с увольнения с военной службы; отслуживший 25 лет и более, независимо от продолжительности перерыва, являющийся: |
Зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со ст. 10 Закона N 76-ФЗ, который учитывается при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы |
Впервые поступивший на работу после увольнения с военной службы |
Преимущественное право на оставление на работе при сокращении штата |
Уволенный с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями |
Право на получение профессионального образования без выплаты стипендии в период обучения |
Уволенный после прохождения военной службы по призыву и принятый на прежнее место работы |
Материальная помощь на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, определяемом Правительством РФ |
Уволенный с военной службы |
Предоставление не позднее месячного срока с момента обращения мест для детей бывших военнослужащих в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях |
Поступивший на работу в органы государственной власти независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу |
Зачет времени военной службы в стаж государственной службы, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы |
Проходивший военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, при поступлении на работу в этих районах и по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы независимо от продолжительности перерыва военной службы |
Срок военной службы засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда в порядке, определяемом Правительством РФ. Этот срок подтверждается на основании выданных воинскими частями по последнему месту военной службы справок об основаниях увольнения и сроке военной службы в районах Крайнего Севера* |
Ветеран боевых действий в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" |
Дополнительный отпуск продолжительностью 15 суток |
* Постановление Правительства РФ от 26.06.1999 N 692 "О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда". |
* * *
Выделим основные моменты.
1. Нельзя принимать на работу военного, не освобожденного от военной службы, если эта деятельность не связана с образовательной или научной.
2. Если бывшему военному оформляется трудовая книжка, в нее следует внести запись о прохождении военной службы.
3. Если у него нет пенсионного свидетельства, следует оформить этот документ, направив соответствующие сведения в ПФР.
4. При трудоустройстве бывшего военного сведения об этом должны быть направлены в военкомат, а если его военная должность входит в специальный перечень, то и руководителю воинской части по последнему месту его военной службы, если с момента увольнения со службы не прошло два года.
5. Гарантии, которые должны быть предоставлены работодателем бывшему военному, установлены Законом N 76-ФЗ.
Говоря о трудоустройстве бывших военнослужащих, нельзя не сказать о военном стаже. Он необходим для определения общего трудового стажа, страхового стажа для расчета пособий, а также стажа для расчета надбавок к оплате труда. И здесь имеются свои нюансы. О том, как определить стаж военной службы, если у вас трудится бывший военный, мы расскажем в следующем номере журнала.
Общий трудовой стаж
Для начала отметим, что понятие "общий трудовой стаж" применялось для определения права на пенсию по старости в соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 01.01.2002.
В Федеральном законе от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" используется такое понятие, как трудовой стаж, который учитывается при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
А Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) уже установлен такой вид пенсии, как страховая пенсия по старости. Право на нее имеют граждане, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом N 400-ФЗ. Одним из условий назначения страховой пенсии является наличие страхового стажа определенной продолжительности. При прохождении военной службы страховые взносы не перечисляются и должны перечисляться только при дальнейшем трудоустройстве бывшего военного.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы. Кроме этого, если военный проходил службу на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, время такой службы засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.
К сведению. Супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитывается весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению медицинской организации их дети нуждались в постороннем уходе.
В общий трудовой стаж бывшего военнослужащего засчитывается и время обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных организациях высшего образования, поскольку в силу ст. 2 Закона N 76-ФЗ курсанты таких организаций уже являются военнослужащими.
Поскольку, как правило, работодатели принимают на работу бывших военнослужащих, они обычно на этот момент получают пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности (по выбору). Впоследствии при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости бывшие военные уже имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или по инвалидности и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1)).
При определении права на пенсию за выслугу лет военных, уволенных со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигших на день увольнения 45-летнего возраста, имеющих общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба, в общий трудовой стаж включаются:
- трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ);
- страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Законом N 173-ФЗ до дня вступления в силу Закона N 400-ФЗ;
- страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Законом N 400-ФЗ.
Примечание. С 01.02.2017 размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом индексации составляет 4 805 руб. 11 коп. в месяц.
Для получения страховой пенсии бывшим военнослужащим необходимо наличие следующих условий:
- получение пенсии за выслугу лет или по инвалидности;
- достижение возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин;
- наличие минимального страхового стажа, не учтенного при назначении пенсии, по линии военного ведомства не менее 8 лет (на 2017 год);
- наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных баллов. В 2017 году она равна 11,4.
Также стоит отметить, что в соответствии со ст. 30 Закона N 173-ФЗ в общий трудовой стаж при установлении страховой части трудовой пенсии по старости лицам из числа граждан, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, в их общий трудовой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет согласно указанному закону.
Стаж для расчета пособий
Бывшие военнослужащие, как и остальные работники, имеют право получать пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Пособие им рассчитывается в обычном порядке, но есть особенность в расчете страхового стажа. Напомним, что продолжительность страхового стажа влияет на размер пособия и установлена ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Итак, в соответствии со ст. 16 Закона N 255-ФЗ в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (далее - страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Примечание. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 N 91 (далее - Правила).
При этом с 2010 года наравне с этими периодами работы и (или) иной деятельности в стаж стали засчитываться периоды прохождения военной службы и иной службы, предусмотренной Законом N 4468-1 (в ОВД, пожарной службы и т.д.).
К сведению. В соответствии с п. 19.1 Правил периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом N 4468-1, подтверждаются военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде службы.
Таким образом, несмотря на то, что в периоды военной службы не предполагается обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, они учитываются при расчете пособий, если граждане увольняются со службы и устраиваются на работу по трудовому договору.
В отношении бывших военных, служивших по контракту, действует такое понятие, как непрерывный трудовой стаж. Непрерывным стаж считается, если между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу перерыв длился не более года.
Обратите внимание! Непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от перерыва от увольнения до поступления на работу у ветеранов боевых действий на территории других государств, ветеранов, исполнявших обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и граждан, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более (ч. 5 ст. 23 Закона N 76-ФЗ).
Непрерывный стаж при установлении страхового стажа для расчета пособий следует учитывать, если работник уволился с военной службы до 01.01.2007.
Так, в силу ст. 17 Закона N 255-ФЗ, если продолжительность страхового стажа, исчисленного по правилам, действовавшим до 01.01.2007, меньше продолжительности непрерывного трудового стажа работника за тот же период, то за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного стажа. Давайте разбираться.
Итак, если военный уволился со службы до 01.01.2007, нужно посчитать его непрерывный трудовой стаж для определения размера пособий:
1. Определить продолжительность непрерывного трудового стажа на 01.01.2007.
2. Определить продолжительность страхового стажа на 01.01.2007 без включения в него военной службы.
3. Сравнить продолжительность непрерывного и страхового стажа.
Пример 1
С бывшим военнослужащим 15.05.2015 был заключен трудовой договор. В соответствии с трудовой книжкой и военным билетом трудовая деятельность включает:
- 7 лет военной службы по контракту - с 05.09.1998 по 04.09.2005;
- 4 года работы по трудовому договору в ООО "Ромашка" - с 10.11.2005 по 09.11.2009;
- 2 года 5 месяцев 25 дней работы по трудовому договору в ГБУ "Старт" - с 15.05.2015 до наступления страхового случая 09.11.2017, когда был выдан больничный.
Поскольку перерыв с момента увольнения со службы до трудоустройства не превысил 1 год, период военной службы включается в непрерывный трудовой стаж.
Страховой стаж на 01.01.2007 - 1 год 1 месяц 21 день.
Непрерывный трудовой стаж на 01.01.2007 составляет 8 лет 1 месяц 21 день (7 л. военной службы + 1 г. 1 мес. и 21 дн. работы в ООО "Ромашка" до 01.01.2007).
Он больше страхового, поэтому продолжительность стажа для расчета пособия составит 13 лет 5 месяцев 24 дня (8 л. 1 мес. 21 дн. + 5 л. 4 мес. 3 дн. (2 г. 10 мес. 8 дн. (с 01.01.2007 по 09.11.2009) работы в ООО "Ромашка" + 2 г. 5 мес. 25 дн. работы в ГБУ "Старт")).
Работник имеет право на пособие в размере 100% среднего заработка.
Пример 2
Немного изменим условия примера 1. С бывшим военнослужащим 15.05.2015 был заключен трудовой договор. В соответствии с трудовой книжкой и военным билетом трудовая деятельность включает:
- 1 год работы по трудовому договору в ДЮСШ - с 01.06.1997 по 31.05.1998;
- 7 лет военной службы по контракту - с 05.09.1998 по 04.09.2005;
- 4 года работы по трудовому договору в ООО "Ромашка" - с 10.11.2006 по 09.11.2010;
- 2 года 5 месяцев 25 дней работы по трудовому договору в ГБУ "Старт" - с 15.05.2015 до наступления страхового случая 09.11.2017, когда был выдан больничный.
Перерыв с момента увольнения со службы до трудоустройства превысил 1 год, поэтому период военной службы не включается в непрерывный трудовой стаж.
Непрерывный стаж составит 1 год 1 месяц и 21 день (работа по трудовому договору в ООО "Ромашка" до 01.01.2007).
Страховой стаж на 01.01.2007 составляет 2 года 1 месяц 21 день (работа в ДЮСШ и ООО "Ромашка").
Продолжительность непрерывного стажа на 01.01.2007 меньше страхового, поэтому стаж для расчета пособия составит 14 лет 6 месяцев 23 дня (1 г. 1 мес. 21 дн. непрерывного стажа + 7 л. военной службы до 01.01.2007 + 6 л. 5 мес. 2 дн. страхового стажа (3 г. 11 мес. 9 дн. (с 01.01.2007 по 10.11.2010) работы в ООО "Ромашка" + 2 г. 5 мес. 23 дн. работы в ГБУ "Старт")).
Работник имеет право на пособие в размере 100% среднего заработка.
Если увольнение со службы было после 01.01.2017, то для подсчета страхового стажа нужно просто сложить периоды работы и иной деятельности, включаемой в страховой стаж, и период военной службы.
Расчет пособия
Для расчета пособия, кроме страхового стажа, нужно определить заработок за расчетный период.
В силу ч. 7 ст. 14 Закона N 255-ФЗ особенности исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством РФ. В настоящее время действует положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение).
Согласно п. 6 Положения пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующие году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей), или за иной период, указанный в п. 11 Положения.
В связи с тем, что средний заработок за два предшествующих года не может быть рассчитан для бывшего военного, поскольку он получал денежное довольствие, на которое не начислялись страховые взносы, то средний заработок для исчисления пособия принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
Примечание. Согласно ст. 422 НК РФ денежное довольствие военнослужащих не облагается страховыми взносами.
Отметим, что по общему правилу пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются работодателем за первые три дня болезни и ФСС за последующие дни болезни.
При этом в силу ч. 4 ст. 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение дополнительных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом в страховой стаж периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету ФСС.
То есть расходы на выплату разницы в размере пособий с учетом стажа военной службы компенсируются ФСС из федерального бюджета. Определение объема таких межбюджетных трансфертов не производится, если данные периоды учтены при определении продолжительности страхового стажа до 01.01.2017 в соответствии со ст. 17 Закона N 255-ФЗ.
Стаж для северных надбавок
Период военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки, засчитывается и в стаж работы для получения северных надбавок.
Согласно данному порядку срок военной службы засчитывается в стаж бывшим военным в календарном порядке. При этом срок перерыва между днем увольнения и приемом на работу не имеет значения, если военнослужащий был уволен:
- в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе;
- по состоянию здоровья;
- в связи с организационно-штатными мероприятиями;
- из-за окончания срока военной службы;
- в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;
- в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и др.;
- в связи с избранием его депутатом Государственной Думы, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.
Примечание. Порядок зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда определен Постановлением Правительства РФ от 26.06.1999 N 692.
Исчисление стажа работы для получения процентной надбавки к оплате труда с зачетом срока военной службы осуществляется на основании выданных воинскими частями по последнему месту такой службы справок об основаниях увольнения и сроке военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.
К сведению. Единая форма такой справки утверждена Приказом МВД РФ от 20.02.2002 N 154.
* * *
Подведем итог. С одной стороны, на бывших военных распространяется действие тех же норм, что и на остальных работников, с другой - есть свои особенности, которые работодателю следует учитывать. Это в первую очередь касается трудоустройства бывших военных, уведомления о нем бывших работодателей, предоставления гарантий, определения трудового и страхового стажа, а также стажа для расчета пособий по временной нетрудоспособности и северных надбавок. Мы надеемся, что наш материал поможет вам во всем разобраться.
Т.Ю. Комиссарова,
эксперт журнала "Отдел кадров государственного
(муниципального) учреждения"
Журнал "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 11, ноябрь 2017 г., с. 9-19, N 12, декабрь 2017 г., с. 10-19.
Другие новости и статьи
« Социально-психологические особенности взаимоотношений в воинском коллективе
Раковорская битва. Проблемы современной интерпретации »
Запись создана: Среда, 24 Июнь 2020 в 8:00 и находится в рубриках Современность.
метки: трудоустройство
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика