30 Август 2019

Актуальные вопросы правового регулирования организации представления военнослужащими сведений о размещении общедоступной информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

oboznik.ru - Чего нас лишил Интернет?
#интернет#право#военноеправо

В соответствии с инициативой Министерства обороны Российской Федерации на всеобщее обсуждение вынесен пакет документов, согласно которому, военнослужащие обязаны будут предоставлять в уполномоченный орган сведения о размещении ими в Интернете "своих персональных данных, а также иных сведений, сделанных ими общедоступными"*(1). Данная тема, в основном относящаяся к сфере информационной безопасности, вызывает все больший интерес у ученых-правоведов*(2).
Первая новация направлена на внесение дополнений в ст. 33 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, в которой предъявляются требования к гражданам, заключающим контракт о прохождении военной службы.

Согласно данному предложению гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, обязан будет представить в федеральный орган исполнительной власти или федеральный государственный орган, в которых законом предусмотрена военная служба, сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых гражданин (иностранный гражданин) непосредственно размещал общедоступную информацию, а также данные, позволяющие его идентифицировать, за три календарных года, предшествующих году поступления на военную службу.

Аналогичные нормы уже действуют при поступлении на государственную гражданскую и муниципальную службу. Например, ст. 15.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ устанавливает, что гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, при поступлении на службу за три календарных года, предшествующих году поступления на муниципальную службу, подает сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых он размещал общедоступную информацию. Статья 20.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе" предъявляет такие же требования к кандидатам для заключения служебного контракта на замещение должности государственного гражданского служащего.

Конкретизируются данные нормы и устанавливается порядок представления указанной информации в ведомственных нормативных актах*(3).
Статья 7 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ к общедоступной информации относит общеизвестные сведения и иную информацию, доступ к которой не ограничен.
Данный Закон указывает, что информация, размещаемая ее обладателями в сети "Интернет" в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных. В случае если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.

Предполагается, что после вступления в законную силу поправок к ст. 33 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Министерство обороны Российской Федерации, иные федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законом предусмотрена военная служба, будут наделены полномочиями по обработке общедоступной информации, размещенной гражданами (иностранными гражданами), поступающими на военную службу по контракту, а также полномочиями по проверке достоверности и полноты представленных сведений.
Второй новацией, установленной проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", является предложение дополнить Федеральный закон "О статусе военнослужащих" ст. 27.2, касающейся представления сведений о размещении, а также размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
Таким образом, военнослужащих обяжут ежегодно подавать сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых они непосредственно размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать. Срок подачи такой информации предлагается установить до 30 апреля и совместить с представлением сведений о доходах (расходах), об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Под данную обязанность не подпадают требования о размещении общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей военнослужащим в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти или федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
За Министром обороны Российской Федерации (руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа) указанный выше проект закона закрепляет полномочия по обработке общедоступной информации, а также проверке достоверности и полноты представленных сведений. Кроме того, к данным полномочиям будет относиться право на применение запрета на размещение ранее указанной информации для военнослужащих, замещающих воинские должности по установленному перечню.

Под запрет может попасть информация (фото- и видеоматериалы, статьи и др.), размещенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и позволяющая раскрыть данные:
- о военнослужащем;
- о других военнослужащих;
- о ведомственной принадлежности;
- о характере служебной деятельности либо служебной деятельности других военнослужащих;
- о деятельности подразделений, в которых военнослужащие (в том числе являющиеся иностранными гражданами) проходят военную службу;
- о месте дислокации их воинских частей и подразделений.
Также в ст. 27.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предлагается установить ответственность военнослужащего в случае отказа от представления информации или представления недостоверной и (или) неполной информации об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых гражданин (иностранный гражданин) непосредственно размещал общедоступную информацию, а также данные, позволяющие его идентифицировать.

Федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законом предусмотрена военная служба (в случае принятия вышеназванного законопроекта), потребуется разработать требования к порядку подачи указанных сведений, назначить подразделение, отвечающее за обработку общедоступной информации, а также проверку достоверности и полноты представленных сведений, что неминуемо повлечет увеличение штатной численности подразделений и затрат служебного времени и средств федерального бюджета на переписку, работу в сети "Интернет", проверку данных, обучение военнослужащих порядку представления информации и т.п.
Таким образом, государство, охраняя сведения о государственной тайне, предъявляет все более жесткие требования к лицам, желающим поступить на военную службу по контракту, и военнослужащим (в том числе из числа иностранных граждан), чья служебная деятельность должна быть вне всеобщего доступа.

Библиографический список

1. Кубышкин А.В. Международно-правовые проблемы обеспечения информационной безопасности государства [Текст]: дис. … канд. юрид. наук / А.В. Кубышкин. М., 2002. 193 c.;
2. Марков А.А. Некоторые аспекты информационной безопасности в контексте национальной безопасности [Текст] / А.А. Марков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. 2011. Вып. 1. С. 43-48;
3. Пелевина Е.С. Особенности системы информационной безопасности как элемента международной безопасности в современном мире [Текст] / Е.С. Пелевина // Теории и проблемы политических исследований. 2017. Том 6. N 1А. С. 194-205;
4. Садикова И.С. Защита персональных данных в аспекте обеспечения неприкосновенности частной жизни [Текст] / И.С. Садикова // Вестник экономики, права и социологии. 2012. N 3. С. 217-219;
5. Чугунова К.Ю. Информационное оружие как угроза национальной безопасности Российской Федерации [Текст] / К.Ю. Чугунова // Актуальные проблемы российского права. 2015. N 7 (56). С. 59-64.
6. Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования: Монография. М., 2003. 320 с.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=66716 (дата обращения: 17.07.2017).

*(2) Кубышкин А.В. Международно-правовые проблемы обеспечения информационной безопасности государства: дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. 193 с.; Марков А.А. Некоторые аспекты информационной безопасности в контексте национальной безопасности // Вестн. СПб. ун-та. Серия 12. Социология. 2011. Вып. 1. С. 43-48; Пелевина Е.С. Особенности системы информационной безопасности как элемента международной безопасности в современном мире // Теории и проблемы политических исследований. 2017. Т. 6. N 1А. С. 194-205; Садикова И.С. Защита персональных данных в аспекте обеспечения неприкосновенности частной жизни // Вестн. экономики, права и социологии. 2012. N 3. С. 217-219; Чугунова К.Ю. Информационное оружие как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Актуальные проблемы рос. права. 2015. N 7 (56). С. 59-64 и др.

*(3) См., например, приказ Председателя Верховного Суда Российской Федерации "Об утверждении порядка представления в Верховном Суде Российской Федерации сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 13 марта 2017 г.

Ю.Н. Туганов,
заслуженный юрист Российской Федерации,
доктор юридических наук, профессор,
профессор Российской таможенной академии,
главный научный сотрудник Российского
государственного университета правосудия

С.И. Журавлев,
доцент кафедры организационно-кадровой работы
в органах государственной власти Московского
технологического университета (МИРЭА),
кандидат юридических наук, доцент

Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 10, октябрь 2017 г., с. 18-20.

Другие новости и статьи

« Тайна русского слова: слово и экология души

Цели и условия современного школьного образования »

Запись создана: Пятница, 30 Август 2019 в 0:34 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика