30 Август 2019

Основные риски контента сообществ социальной сети (на примере «Вконтакте»)

oboznik.ru - Основные риски контента сообществ социальной сети (на примере «Вконтакте»)
#СМИ#социальнаясеть#вконтакте

Аннотация: в статье определены и описаны основные контентные риски, с которыми пользователь социальной сети может столкнуться в группах и публичных страницах. В качестве материала исследования выступили четырнадцать сообществ ресурса «ВКонтакте», суммарно автором были проанализированы свыше четырех тысяч публикаций.

Знание проблем, обуславливающих негативное влияние на аудиторию, поможет выработать определенные механизмы защиты от их воздействия. Ключевые слова: контент, риски, сообщество, социальная сеть, «ВКонтакте». Summary: in this article defines and describes the basic content risks faced by social net users in communities and public pages. The material of the research includes fourteen communities of “VKontakte” the author of the article analyzed over four thou-

sand posts. The knowledge of the problems providing the negative influence on the audience may help to create some certain mechanisms of protection from their impact. Keywords: content, risks, community, social net, “VKontakte”. Помимо функции средства массовой коммуникации, социальные сети в настоящее время все больше играют роль информационного источника, способствуют распространению каких-либо сведений.

Ученые справедливо отмечают, что «массовые социальные сети наподобие «ВКонтакте» образовали собственную медиасреду: по мере роста аудитории и ее массовизации институционально оформились средства массовой информации – сообщества (группы и паблики). С одной стороны, они обладают всеми атрибутами масс-медиа, с другой – технологические особенности платформы определили их своеобразие. Наибольшей популярности достигли развлекательные, юмористические сообщества» [3, С.89]. Действительно, в настоящее время самой популярной социальной сетью является «ВКонтакте», поскольку именно она владеет максимальным числом аудитории [1]: 97 миллионов пользователей заходят на сайт ежедневно, всего зарегистрировано более 350 миллионов аккаунтов.

К тому же, данная сеть обладает максимально широкими функциональными возможностями в качестве любой формы передаче данных (аудио, видео, изображения, текст). Значительная часть распространяемой информации осуществляется посредством групп и публичных страниц.

Согласно результатам проведенного нами исследования, среднестатистический пользователь подписан сегодня примерно на двести сообществ «ВКонтакте». Всего же на данный момент в данной социальной сети существует 28 011 838 различных сообществ, то есть пользователь как минимум одной социальной сети является аудиторией десятков источников одновременно. При этом ресурс «ВКонтакте» позволяет сортировать сообщества по трем основным параметрам, таким как популярность, количество участников и релевантность.

По типу сообществ социальная сесть в виде автоматизированной выборки предлагает следующие варианты деления: группа, страница и встреча. С точки зрения безопасности предоставляемого контента, все сообщества «ВКонтакте» можно разделить на безопасные и небезопасные. В режиме поиска существует определенный фильтр «безопасный поиск», позволяющий избежать пользователю информации, несущей риски, к примеру, порнографической, эротической и прочего контента, нарушающего общепринятые нормы этики и морали.

Также группы делятся на различные категории, исходя из принципа организации сообщества: например, Веб-сайт, Интернет-магазин, Образовательное учреждение, СМИ, Компания, Организация, Высокие технологии, Искусство и развлечения, Потребительские товары, Экономика и финансы. Таким образом, можно предположить, что в зависимости от функциональных особенностей то или иное сообщество в социальной сети «ВКонтакте» имеет свои цели и свою потенциальную аудиторию.

По данным социологического опроса, проведенного компанией Всероссийского изучения общественного мнения в 2017 г. (N=1600), можно отметить, что «наиболее востребованными в социальных сетях тематическими сообществами и группами являются юмористические (их просматривают 43%), связанные со здоровьем (41%), новости о событиях в стране (41%). Также интересны страницы о еде и кулинарии (36%), о доме и семье (33%), путешествиях (32%), спорте (31%), науке и технике (28%). Реже всего листают страницы территориальных, профессиональных и учебных сообществ (15%, 14% и 14% соответственно).

В различных социально-демографических группах предпочтения разнятся: если мужчины в первую очередь читают о спорте (45%), автомобилях (45%), науке и технике (43%), то женщины – о здоровье (54%), еде и рецептах (52%), семье и детях (46%). У молодежи от 18 до 24 лет в ТОП-3 наиболее интересных тем вошли юмор (49%), спорт (44%), наука и техника (36%), а у людей преклонного возраста – новости (62%), здоровье (49%), питание (46%) [2]. Опираясь на данные социологического опроса, выборку сообществ в социальной сети «ВКонтакте», исходя из их рейтинга и уровня активности, мы в качестве материала исследования выбрали четырнадцать сообществ. Суммарно нами были проанализированы свыше четырех тысяч публикаций, представляющих контент данных групп.

Все они были выбраны исходя из рейтинга из популярности и предлагаемого контента, таким образом, каждая группа имеет от двух до восьми миллионов подписчиков, является активной (десятки тысяч просмотров каждой публикации в день) и регулярно обновляемой: «Институт благородных девиц» (3 335 118); «MDK» (8 600 323 подписчиков); «Подслушано» (3 755 968 подписчиков); «4ch» (3 371 136 подписчиков); «БОРЩ» (6 096 847 подписчиков); «Шедевры рекламы» (2 672 866 подписчиков); «Академия порядочных парней» (3 238 284 подписчиков); «Индульгенция» (2 343 411 подписчиков); «Сарказм» (4 093 213 подписчиков); «Лепра» (4 488 340 подписчиков); «Тысяча чертей, какая татуировка!» (3 381 270 подписчиков); «ЕП» (8 994 527 подписчиков); «Палата № 6» (8 032 249 подписчиков); «Орленок» (2 491 195 подписчиков). По итогам исследования, нами были выявлены основные риски, с которыми могут столкнуться пользователи при потреблении контента сообществ социальной сети «ВКонтакте».

1. Недостоверная информация, которая способствует формированию у подписчиков неверных знаний и представлений о чем-либо. Эта угроза является одной из самых распространенных в социальных сетях, в том числе «ВКонтакте». Недостоверная информация может формировать у аудитории как ошибочные представления относительно отдельных вопросов, так и в целом неверную картину мира. При этом даже сообщества популярные и имеющие миллионы

подписчиков не заботятся о достоверности информации либо искажают ее специально в коммерческих целях, чтобы «накрутить» еще больше число подписчиков и ежедневных просмотров.

2. Непроверенные сведения о продаже какого-либо товара или предоставления услуг. Происходит обман пользователей, поскольку отсутствует гарантия качества, предлагаемый товар оказывается подделкой либо вовсе покупатель может оплатить товар, но не получить ничего. Это происходит как в группах, посвященных продаже определенного товара и услуги, так и в сообществах широкой тематики в качестве рекламных публикаций.

3. Розыгрыши и конкурсы, как правило, носят в группах рекламный характер и лишь в небольшом количестве являются достоверными, когда пользователь, соблюдая условия розыгрыша, действительно может получить приз. Зачастую аудитории угрожает не только фальсификация данных относительно победителя, но и угроза финансовых потерь (например, просьба внести оплату за доставку выигранного приза). К тому же можно перейти по вредоносной ссылке, которая заразит компьютер или мобильное устройство вирусами, направленными на уничтожение или списывание данных.

4. Материалы (фото, видео, тексты) эротического и порнографического характера, предназначенные для аудитории 18+, которые находятся в сободном доступе. Они могут распространяться как в отдельных специализирующихся на данной тематике группах, так и в сообществах широкого профиля. (Например, сегодня групп с эротической тематикой можно насчитать «ВКонтакте» свыше 70 тысяч сообществ, а практически в каждой второй группе есть контент с эротической или порнографической тематикой).

5. Пропаганда нездорового образа жизни. Это прямая или скрытая пропаганда употребления наркотиков, табакокурения или алкоголя.

6. Пропаганда и популяризация каких-либо действий, представляющих угрозу для здоровья и жизни пользователей. Например, многочисленные группы о срытом или прямом призыве к суициду, опасным селфи, депрессии, апатии, чрезмерному похудению и т.п.

7. Нецензурная лексика. Данная опасность так или иначе присутствует в публикациях большинства сообществ и в комментариях к ним. Во многих группах отсутствует модерация относительно обсценной лексики, а в ряде сообществ приветствуется ее употребление. Например, практически в каждой второй группе ежедневно публикуются посты с нецензурной лексикой. 8. Нарушение представлений об этических нормах, формирование сомнительной культуры и неверных ценностей пользователей. Например, семейные, религиозные ценности, общие нормы этики и морали, поведенческие реакции и прочее.

9. Пропаганда жестокости и насилия. Это многочисленные видеозаписи или фотографии, которые направлены на демонстрацию жестокого обращения с животными, людьми – к примеру, представителями сексуальных меньшинств, женщинами, в целом публичным насилием и т.п.

10. Разжигание конфликтов между различными социальными группами населения. Такая рознь может иметь социальную, политическую, сексуальную, межнациональную, религиозную и другую направленность и провоцировать открытые конфликты, как словесного характера, так и призывающие к определенным действиям.

11. Пропаганда, запрещенных законом направлений и организаций. Например, экстремистские сообщества, запрещенные религиозные сообщества и др. Такие публикации, как правило, встречаются реже, чем остальные риски и еще реже в сообществах общей тематики, но нуждаются в отдельном рассмотрении, так как предполагают уголовную ответственность пользователей за репосты и лайки подобных сообщений. Мы обозначили наиболее распространенные риски, которые могут оказать негативное влияние на пользователей, особенно на детей и подростков, а также молодежь, которые находятся на этапе формирования мировоззрения и ценностей. В качестве практики решения данной проблемы одним из методов мы можем предложить популяризацию тематики медиабезопасности и проведение медиаобразовательных занятий. Так, например, на факультете журналистики Челябинского государственного университета в период с 25 октября по 1 ноября 2017 г. была проведена Неделя информационно-медийной грамотности. Выявленные в ходе научного исследования риски были адаптированы для проведения практических заданий и иного комплекса мероприятий.

При поддержке Учебно-научного центра медиаобразования и студентов факультета был организован Медиаобразовательный Форум в виде круглого стола с приглашением различных специалистов, подготовлены видеои аудиоматериалы на тему медиаграмотности, выпущена стенгазета, разработаны и розданы буклеты для различных категорий населения, подготовлены тесты и проведены медиаобразовательные уроки в школах города, домах детского творчества и вузах, также были опубликованы научно-популярные статьи на городском портале «Mediazavod» в специальной рубрике «Медиаграмотность». Эффективность данных медиаобразовательных мероприятий будет оценена позже и описана в дальнейших научных и методических трудах.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Аудитория «ВКонтакте». [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: https://vk.com/about (режим доступа – свободный).

2. Социальные сети: кто туда ходит и зачем? [Электронный ресурс]. Доступно на: URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116254 (режим доступа – свободный).

3. Степанов В.А. Сообщества в социальной сети «ВКонтакте» как СМИ: особенности типологии и перспективы развития // Веснік БДУ. Сер. 4, філалогія. журналістыка. педагогіка. Минск: Белорусский государственный университет. 2015. № 2. С. 86-90.

А.А. Морозова

Другие новости и статьи

« Эволюция отношений городских общин и княжеской власти в древнерусском праве

Тайна русского слова: слово и экология души »

Запись создана: Пятница, 30 Август 2019 в 0:21 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика