30 Август 2019

Тактика наклеивания ярлыков в СМИ: советский опыт и современная практика

#СМИ#ярлыки#опыт

В последние годы политические новости стали неотъемлемой частью нашей жизни, и даже тем, кто не интересуется политикой, сложно избежать того потока информации, который обрушивают на нас СМИ, вовлекая в политический процесс и конструируя новую реальность. Для выполнения данной цели авторы текстов активно используют стратегию дискредитации. Изучение функционирования стратегии дискредитации и её модификаций в зависимости от задач правящей идеологии позволяет выявить способы укрепления дихотомии «свой»-«чужой» в массовом сознании, а также подчеркнуть ключевую роль СМИ в процессе становления и эффективной работы политических режимов. В данном исследовании проанализирована лишь одна из многочисленных форм реализации стратегии дискредитации — тактика навешивания (наклеивания) ярлыков.

Материалом исследования стали тексты советской прессы с 1960 по 1979 гг. газет «Правда», «Известия», «Красная звезда» и «Вечерняя Москва», а также современные газетные публикации популярных российских изданий «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Известия» с 2013 по 2018 гг. Исследование проводилось методом сплошной выборки в рубриках, посвященных мировой политике.

К исследованию был применен междисциплинарный подход, так как для анализа медиаполитического дискурса необходимо учитывать различные факторы (политические, исторические, социальные). В ходе исследования нами были выявлены две группы ярлыков, функционирующих в рамках стратегии дискредитации в советской прессе 19601970-х годов. Первую группу представляют изначально нейтральные номинации, получившие негативный прагматический потенциал в процессе идеологизации общества. К таким лексическим единицам относятся: империалист, колонист, монополист, пропагандист, аристократ. Ко второй группе ярлыков принадлежат лексемы с изначально пейоративным значением.

Данную группу представляется возможным разделить на подгруппы в соответствии с ключевой семой ярлыка: «военные действия», «криминал», «игра». Все используемые для дискредитации противника номинации помещаются автором в семантическое поле «чуждости» и актуализируются за счет контекста, богатого негативно-оценочной лексикой. При анализе современных текстов была выявлена тенденция «передачи слова другому», то есть частотное применение цитат для передачи как фактической, так и оценочной информации. В связи с этим возникает вопрос о правомерности исследования стратегий и тактик в подобных контекстах, так как формально журналист не сам использует средства воздействия, а лишь приводит цитату. Однако в рамках данной работы мы полагаем, что журналист сознательно выбирает те цитаты, которые выражают его идеологическую позицию и прагматическую интенцию.

Исследование современной прессы показало, что тактика наклеивания ярлыков менее частотна, а использование самих ярлыков менее вариативно по сравнению с советским периодом. В ходе исследования были выделены те же две группы ярлыков, обозначенные нами выше. Первую малочисленную группу составляют изначально нейтральные номинации, получившие негативные коннотации в связи с экстралингвистическими процессами (майдан). Вторая группа ярлыков с изначально пейоративным значением была также поделена в соответствии с интегральной семой, и самыми широко представленными семами становятся «представитель политического течения» и «театральное представление».

Исследования подобного рода представляются актуальными, так как современные СМИ, являясь «наследниками» достижений советской журналистики, активно пользуются тактиками дискредитации и языковыми клише прошлого. Таким образом, в рамках теории цикличности политического дискурса, глубокий анализ функционирования манипулятивных языковых действий способен пролить свет на процессы идеологизации в современных медиа.

И. С. Лисюткина

Другие новости и статьи

« Великая Октябрьская социалистическая революция на телеэкране: разнообразие творческих подходов

Формирование нового типа репортажа на фоне кризисных политических событий и его особенности »

Запись создана: Пятница, 30 Август 2019 в 0:05 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика