Великая Октябрьская социалистическая революция на телеэкране: разнообразие творческих подходов



Великая Октябрьская социалистическая революция на телеэкране: разнообразие творческих подходов

oboznik.ru - События революции 1917 г. и Гражданской войны в трудах казаков-эмигрантов

oboznik.ru - События революции 1917 г. и Гражданской войны в трудах казаков-эмигрантов

К 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции федеральные каналы подготовили несколько документальных фильмов, с современных позиций оценивающих это важнейшее для страны историческое событие, на несколько десятков лет определившее судьбу России. В нашем исследовании мы рассмотрели три фильма: «Великая русская революция» Д. Киселева, «Революция. Западня для России» Е. Чавчавадзе (фильм 1-й) и «Подлинная история русской революции» П. Тупика (1 и 5 серии).

Сам по себе столетний юбилей грандиозного события требует от создателей документальных фильмов особого творческого подхода и взвешенной интерпретации исторического материала, и к специфическому набору выразительных средств, не позволяющих банально подойти к освещению знаменательной даты. В нашем исследовании мы сфокусировали внимание на трех группах выразительных средств: драматургические элементы, визуальные характеристики и особенности нарратива. В каждом фильме, при обязательном наличии выразительных средств всех трех групп, мы отмечаем особый авторский творческий подход к их использованию. Для всех фильмов характерно построение изложения на основе драматургической композиции, особое внимание уделяется кульминационным моментам, практически в каждом фильме есть киноцитаты.

Однако в фильмах П. Тупика можно выделить как отдельный пункт большое количество постановочных сцен, они занимают большой объем в фильмах, в них актеры наглядно иллюстрируют слова автора. Современные технологии позволяют авторам сопровождать закадровый текст разнообразными визуальными средствами.

На экране мы видим фотохронику, фотопортреты, фото газет прошлых лет. Особая роль отводится инфографике, схемам, часто используются «ожившие фотографии». В фильме «Революция. Западня для России» можно отметить оригинальный элемент — карикатуру. Карикатур много, в частности, и иностранных. В каждом визуальном элементе зритель получает сгусток информации. Но при этом авторы руководствуются одним из обязательных правил соотношения слова и изображения на телеэкране — основные идеи, мысли, выводы, оценки публициста должны оформляться словом. Отсюда и наше особое внимание к особенностям нарратива в рассматриваемых нами документальных фильмах. В фильме «Революция. Западня для России» главный повествователь (зритель воспринимает его как автора) находится за кадром, он объясняет «вставки» и действия фильма. Второстепенными рассказчиками являются приглашенные эксперты.

Их стоит отметить особо: все они из разных стран (Япония, США, Россия, Финляндия, Франция, Молдавия); каждый приглашенный нарратор — специалист в своей области, т. е. информация подавалась с точки зрения историков, литературоведов, экономистов, религиозных деятелей и т. д. Количество интервью экспертов — 20, при этом эксперты были не только современниками, но и несколько интервью были вставлены из других более ранних передач. В связи с большим числом нарраторов из разных сфер мы можем говорить о высоком познавательном потенциале этого фильма. В фильме «Великая русская революция» главным нарратором является автор фильма Д. Киселев, он неоднократно появляется в кадре в разных местах, связанных с событиями 1917 г. Второстепенных закадровых рассказчиков несколько и каждый отвечает за ту или иную историю, сюжетный поворот.

Стоит отметить, что закадровые нарраторы подобраны под ситуации и под людей, например, цитаты женщин и историю с данными цитатами озвучивает женский голос. Здесь можно говорить об эмоциональной роли нарраторов. В фильме «Подлинная история русской революции» нарраторов двое и оба закадровые. Разные моменты картины описывает нарратор, чей тембр голоса подходит под ситуацию, что создает определенный драматический эффект. Рассмотренные нами документальные фильмы о Великой Октябрьской социалистической революции продемонстрировали разнообразие подходов к использованию богатого арсенала телевизионных выразительных средств.

С. Ю. Бутусова




Другие новости и статьи

« Образы американца и русского на страницах массовой прессы

Информация из социальных сетей: актуальные проблемы журналистов »

Запись создана: Среда, 4 Апрель 2018 в 5:04 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы