14 Сентябрь 2019

Краткая историческая справка о создании и развитии территориальных органов военного управления

oboznik.ru - Краткая историческая справка о создании и развитии территориальных органов военного управления
#военкомат#история#армия

8 апреля 1918 г. на государственном уровне было положено начало образованию новых территориальных органов военного управления - комиссариатов по военным делам, впоследствии получивших наименование военных комиссариатов (военкоматов). В настоящее время профессиональная подготовка, повседневный напряженный труд личного состава военных комиссариатов, как и ранее, подчинены главным целям - повышению боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и обеспечению военной безопасности государства.
Система местных органов военного управления была сформирована задолго до 1917 г., с возникновением необходимости создания массовой регулярной армии.

Что касается военных комиссариатов как органов местного военного управления, то они создавались с учетом истории и опыта дореволюционных управлений местных бригад. управлений уездных воинских начальников, губернских и уездных по воинской повинности присутствий, которые непосредственно ведали учетно-мобилизационными вопросами при комплектовании войск.
После Октябрьской революции 1917 г. в России сложилась новая система государственной власти - советская власть. Ее вооруженную защиту осуществляли солдаты. матросы, оставшиеся верными новой власти, и Красная гвардия, состоявшая ИЗ рабочих Москвы и Петрограда.
В период с февраля по май 1918 г. были созданы и вели работу военные отделы волостных, уездных и губернских советов, являвшиеся коллегиальными органами. В их состав входили представители местного совета, штаба Красной гвардии, штаба воинской части или гарнизона.
Все местные органы военного управления строились применительно к добровольческому способу комплектования армии. В разных местах они именовались по-разному: «Военный отдел». «Комиссия по организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии». «Военно-административный отдел». «Военная коллегия», «Штаб Красной Армии» и др. Основными задачами этих органов были вербовка добровольцев, формирование отрядов и частей Красной Армии и их материальное обеспечение.
Добровольческий способ комплектования продолжался до весны 1918 г. Численность противоборствующей стороны в то время была нс менее 700 тыс. чел.

Несмотря на героизм и стойкость Красной гвардии, она не могла выполнять все усложняющиеся задачи защит государства. И оно было вынуждено взяться за организацию регулярной Красной Армии. Начало ее созданию положил Декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) от 15 января 1918 г. В апреле того же года была создана Высшая военная инспекция, призванная оказывать помощь местным органам военного управления, контролировать порядок формирования и обучения частей и соединений Красной Армии. Декретом СНК от 8 апреля 1918 г., утвержденным Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК) 22 апреля того же года, по всей стране была создана единая сеть местных органов военного управления - комиссариатов по военным делам. Поэтому 8 апреля 1918 г. отмечается в нашей стране как День военных комиссариатов.

В соответствии с названным Декретом СНК военные комиссариаты создавались в волостях, уездах, губерниях и округах. К концу года на территории РСФСР было сформировано семь окружных. 39 губернских, 395 уездных и около 7 тыс. волостных военных комиссариатов. Они подчинялись: в центре - Всероссийскому главному штабу (с 10 февраля 1921 г. - Штабу Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА); в округах - командующим фронтами (с 9 января 1925 г. - командующим территориальными войсковыми округами). Указанным выше Декрет ом было определено, что комиссариаты по военным делам создаются для учета годного к военной службе населения, его призыва, формирования вооруженных сил республики, обучения всех рабочих и нс эксплуатирующих чужой труд крест ьян военному делу, управления войсками, предназначенными дтя обслуживания местных нужд, удовлетворения материальных потребностей военного снабжения. 29 мая 1918 г. ВЦИК принял Постановление «О переходе к всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию», которым было определено решение об обязательной воинской повинности. 29 июня того же года СНК принял Декрет о воинском учете. В соответствии с этим Декретом военные комиссариаты провели большую работу по выявлению и приему на учет военнообязанных. На военные комиссариаты в тот период возлагались следующие обязанности: а) на волостные военные комиссариаты: - учет всего мужского населения, годного для несения военной службы, а также лошадей и повозок: -организация на местах обучения трудящихся военному делу; - разверстка мобилизационных нарядов; - оборудование сборных пунктов для мобилизованных; - сбор и обработка сведений для мобилизационных планов. За волостными военными комиссариатами также сохранились в полном объеме обязанности волостных военных отделов по организации вербовочной работы, агитации и вербовке добровольцев в Красную Армию:

б) на уездные военные комиссариаты: - руководство деятельностью волостных военных комиссариатов в пределах своего уезда; - учет людских и транспортных ресурсов; - обучение трудящихся военному делу; - проведение учебных сборов: - проведение агитационной работы среди населения и запись добровольцев: - составление мобилизационного плана: - проведение мобилизации на случаи объявления войны: - материальное обеспечение войск и содействие их размещению: - руководство всеми военными учреждениями и складами, расположенными на территории уезда: - формирование из записавшихся в Красную Армию подра зделений и воинских частей; - удовлетворение кулыурно-просветигельских нужд войск.

По сравнению с деятельностью уездных воинских начальников дореволюционной России функции уездных военных комиссариатов значительно расширились: к ним добавились задачи проведения агитационной работы среди населения и обучения грудящихся военному делу; в) на губернские военные комиссариаты: - руководство деятельностью уездных военных комиссариатов; - вербовочно-агитационная деятельность среди населения: -организация призыва на военную службу по уездам: - организация в губернии военного обу чения грудящихся: - организация военных сборов с военнообязанными: - формирование воинских частей и их благоустройство. В подчинении губернских военных комиссариатов находились все воинские части и учреждения (лазареты, госпитали, склады), дислоцированные на территории

губернии. Губернский военный комиссар являлся начальником гарнизона и комендантом в пункте своего пребывания, за исключением городов, где учреждались особые комендатуры. Штатная численность губернского военного комиссариата (с комендантским управлением) составляла 321 чел., а уездного (с пересыльным пунктом) -от 152 (первого разряда) до 103 чел. (третьего разряда). Окружные военные комиссариаты были наделены военно-административной властью в округе. Губернские, уездные и волостные советы были обязаны оказывать содействие окружному военному комиссариату в деле выполнения плана государственной обороны. Наряду с задачами, общими с нижестоящими военными комиссариатами, на окружные военные комиссариаты возлагались: - разверстка между уездными военными комиссариатами, в губерниях - между округами, нарядов Всероссийской коллег ии или Главного штаба на призыв людей и поставку лошадей: - контроль за выполнением этих нарядов: - прием сформированных воинских частей и отправка ИХ по назначению; - снабжение войск всем необходимым и создание всех видов запасов. К ноябрю 1920 г. в рядах Красной Армии насчитывалось 5.5 млн чел., в том числе: в Действующей армии - 2 426 тыс. чел., в Тылу - 2 971 тыс. Из них мобилизованные составляли 83.4%, добровольцы - 16.6%

В достижение такого результата вклад военных комиссариатов очевиден. К началу 1921 г. в связи с прекращением на фронтах боевых действий и наметившимися реорганизацией и сокращением численности Красной Армии подверглись изменениям и местные органы военного управления. Декретом СНК от 21 марта 1921 г. были упразднены волостные военные комиссариаты. Вместо них были созданы военные делопроизводства. которые вели учет военнообязанных и мобилизационную работу. В 1921 - 1923 гг. количество военных комиссариатов и ИХ штат были сокращены. Только за 1921 г. количество военных комиссариатов сократилось с 2 276 (штатная численность - 196 168 чел.) вначале до 1 216 (штатная численность - 98 543 чел.), а к концу года - до 1 036 (с общей штатной численностью 73 292 чел.). В рассматриваемый период губернские военные комиссариаты представляли собой высший военно-административный орган губерний. На них возлагались руководство и контроль за деятельностью уездных военных комиссариатов, воинских частей, учреждений и заведений местного значения.

Уездные военные комиссариаты являлись высшими военно-административными органами в уезде. Военная реформа 1924 - 1925 гг. внесла существенные изменения в область военного строительства в стране в целях укрепления Вооруженных Сил. сокращения их численности в соответствии с условиями мирного времени и экономическими возможностями страны. Была принята смешанная система устройства Вооруженных Сил. позволявшая при меньших затратах имет ь небольшую кадровую армию, способную обеспечить безопасность границ страны, а в случае войны быстро отмобилизовать армию.

Одновременно обеспечивалось широкое военное обучение трудящихся из чиста военнообязанных. Была упорядочена организационно-штатная структура войск, регламентирована система комплектования, качественно обновлен кадровый состав, реорганизована система снабжения, заложена плановая система боевой подготовки н др. Важнейшим вопросом военной реформы было определение системы комплектования. которая предусматривала сочетание кадровых войск с территориально-милиционными формированиями. Кадровыми оставались большая часть соединений н частей приграничных военных округов, технические н специальные войска, а также ВМФ. Территориальные войска представляли собой местные формирования внутренних округов. Это были, как правило, стрелковые или кавалерийские соединения и части, в которых содержалось 16-20 % кадрового состава, а остальные военнообязанные граждане приписывались из окружающих населенных пунктов и городов. Боевая подготовка приписного (временного) состава проводилась на ежегодных сборах продолжительностью два-три месяца в течение пяти лег. Затем бойцы территориальных войск зачислялись в запас.

Военная реформа коснулась и военных комиссариатов. В соответствии с Постановлением ВЦП К и СИ К от 9 января 1925 г. были созданы территориальные войсковые округа, а губернские военные комиссариаты реорганизованы в управления территориальных округов: корпусных, дивизионных или самостоятельных губернских. Уетдные военные комиссариаты остались в прежнем виде и с теми же функциями основного учетно-мобилизационного органа на правах военных отделов уездных исполкомов с подчинением управлениям территориальных округов. В административном отношении управления территориальных округов являлись военными отделами местных губернских исполкомов. В таком виде военные комиссариаты просуществовали до 1938 г., когда в связи с переводом Вооруженных Сил на кадровую систему комплектования и введением нового административного деления страны на области и районы была произведена коренная реорганизация местных органов военного управления. Согласно Положению о местных органах военного управления, объявленному в приказе Наркома обороны СССР 1938 г. № 0104 (Постановление СП К от 7 июня 1938 г. № 112). местными органами военного управления являлись: - военные комиссариаты союзных и автономных республик, краев, областей; - объединенные городские, городские, окружные (в национальных округах), объединенные районные и районные военные комиссариаты. Военные комиссариаты одновременно являлись военными отделами соответствующих советов министров союзных и автономных республик, исполнительных комитетов краевых, областных, окружных, городских и районных советов депутатов трудящихся. Руководили местными органами военного управления Генеральный штаб РККА, входивший в состав Наркомата обороны СССР, и командующие войсками военных округов.

Перед Великой Отечественной войной и в послевоенное время на военные комиссариаты возлагались следующие задачи: - подготовка и проведение войсковой мобилизации; - подготовка молодежи к военной службе, проведение призыва граждан на действительную военную службу и учебные сборы: - организация оборонно-массовой и военно-патриотической работы среди военнообязанных. призывников и допризывной молодежи; - учет людских и народнохозяйственных ресурсов, пригодных для нужд армии; - предоставление призывникам отсрочек от призыва и контроль за правильной организацией их учета и бронирования на предприятиях, в учреждениях, организациях и учебных заведениях. Кроме того, на военные комиссариаты в последующем возлагались обязанности: - готовить документы на получение пенсий уволенным с военной службы лицам офицерского состава, военнослужащим сверхсрочной службы и их семьям; - содействовать в трудоустройстве и обеспечении жилой площадью офицеров, уволенных из Вооруженных Сил: - отбирать из гражданской молодежи кандидатов для направления на учебу в военно-учебные заведения, а также рабочих и служащих для работы в воинских частях и учреждениях; - рассматривать и разрешать жалобы призывников, военнообязанных, военнослужащих. инвалидов войны, членов их семей, а также членов семей погибших воинов.

I сентября 1939 г. был принят Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», а с 15 августа по 31 декабря 1940 г. на всей территории страны был проведен переучет мобилизационных ресурсов. Переучет проводился в соответствии с новым Руководством по учету, которое было введено в действие приказом 1 1аркома обороны СССР от 5 июня 1940 г. № 143. В результате проведенного переучета на 1 января 1941 г. на учет было взято: - на общий учет (сержанты и рядовые) - 20.3 млн чел.: - на специальный учет (забронированные) - 2.1 млн чел. Военно-обученных людских ресурсов насчитывалось: -обученных - 15.8 млн чел.;

- мало обученных - 2,3 млн чел.; - необученных - 4.2 млн чел. Учет транспортных средств (автомобили, тракторы, велосипеды) н бочкотары осуществлялся органами Государственной автоинспекции и Центрального управления Нархозучета Госплана, а учет лошадей, повозок и упряжи велся Наркоматом земледелия. От этих органов Наркомат обороны получал данные, необходимые для планирования мобилизации войск. Проведенная в 1938 г., а затем в 1940 г. реорганизация военных комиссариатов значительно улучшила систему учета военнообязанных и их призыва в условиях мирного и военного времени. Это особенно наглядно подтвердилось при проведении мобилизации в 1941 г. С началом Великой Отечественной войны было призвано н поставлено на укомплектование войск: по нарядам - 3.5 млн чел., вне нарядов в воинские части -3.4 млн чел., всего - 6.9 млн чел., или 99.1 % от предусмотренного мобилизационным планом. Исключительно важную роль сыграли военные комиссариаты в ходе Великой Отечест венной войны.

С 23 июня 1941 г. основным рабочим органом Ставки Главного Командования (с 8 августа Верховного Главнокомандования (ВГК) стал Генеральный штаб. Он был освобожден от организационных и мобилизационных функций и в соответствии с постановлением Государст венного комитета обороны (ГКО) от 28 июля 1941 г. сосредоточил свои усилия на оперативно-стратегическом руководстве (по указаниям Ставки ВГК) Вооруженными Силами, объединении деятельности всех управлений Наркомата обороны, а также Наркомата ВМФ. Все органы Генштаба, ведавшие организационными и мобилизационными функциями. были переданы Главному управлению формирования и укомплектования войск Красной Армии (Главупраформу), которое было создано через месяц после начала войны. 29 июля 1941 г. Военный Совет Главупраформа Красной Армии многое сделал по перестройке работы военных комиссариатов, в том числе: - изыскание людских мобилизационных ресурсов, их призыв и отправка в войска и на работу в промышленность: - борьба с дезертирством и уклонением от военной службы: - обеспечение семей офицеров, сержантов (старшин), солдат (матросов) пенсиями. пособиями и оказание им материальной помощи; - ведение работы по организации всеобщего военного обучения граждан мужского пола; - решение возросших задач по учету и бронированию военнообязанных.

Военным советом Главупраформа принимались строгие меры по оздоровлению обстановки с кадровым составом военных комиссариатов и очищению их коллективов от взяточников, проходимцев и морально разложившихся людей. Деятельность военных комиссариатов в годы воины находилась под жестким контролем органов власти. Военные комиссариаты, несмотря на огромные трудности, особенно в начальный период воины, справились с возложенными на них задачами. С 22 июня 1941 г. по 1 мая 1942 г. ими были призваны (мобилизованы) на военную службу 15 384 837 чел. Сотни тысяч автомашин, тракторов, лошадей и обозов прошли через сборные и сдаточные пункты военных комиссариатов в соответствии с мобилизационными планами, разработанными еще в мирное время. После окончания Великой Отечественной воины было проведено большое сокращение Вооруженных Сил. Миллионы военнослужащих возвращались к мирному труду. Военные комиссариаты выполнили огромнейшую работу по приему на воинский учет демобилизованных офицеров, сержантов и старшин, солдат и матросов. Одновременно военные комиссариаты проявляли заботу о демобилизованных воинах. об их трудоустройстве, создании бытовых условий, а также о семьях погибших защитников Отечества. В послевоенный период была изменена нормативно-правовая база для военных комиссариатов и их организационно-штатная структура.

В 1946 г. Главупраформ был расформирован и на его базе создан Главный штаб Сухопутных войск, который наряду с другими выполнял функции комплектования Вооруженных Сил личным составом, призыва граждан на военную службу и осуществлял руководство военными комиссариатами по директивам Генерального штаба. В 1950 г. управление Главнокомандующего и Главный штаб Сухопутных войск были упразднены, а вышеуказанные функции переданы в Генеральный штаб в Главное организационно-мобилизационное управление. В 1951 г. по Постановлению Совета Министров СССР вся работа по учету военнообязанных. транспортных средств, бочкотаре, лошадей и повозок была передана из милиции, Госавтоинспекцин и Госплана в военкоматы. В 1955 г. было вновь создано управление Главнокомандующего и Главного штаба Сухопутных войск и вновь руководство военными комиссариатами стал осуществлять Главный штаб Сухопутных войск.

В рамках проведенных преобразований важное значение имело создание в 1964 г. в структуре Генерального штаба Главного организационно-мобилизационного управления. и руководство военными комиссариатами перешло к указанному органу военного управления. С распадом СССР и созданием Министерства обороны Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Федерации начался новый этап в истории военных комиссариатов. ТОМУ ГШ ВС РФ. мобилизационным органам видов Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов (флотов), военным комиссариатам с огромными усилиями приходилось решать задачи комплектования войск. Это показали две чеченские кампании. Многие годы не проводились мероприятия мобилизационной подготовки (учения, мобилизационные тренировки). Ухудшилось качество призывных ресурсов. В запущенном состоянии оказался воинский учет. Эго явилось следствием кризиса государственной системы учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных ресурсов. Произошел «разрыв» регистрационного учета (прописки) и воинского учета. Для исправления стожившегося положения в ТОМУ ГШ ВС РФ была проведена большая работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, которая бы гарантированно обеспечивала комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск людскими и транспортными ресурсами на качественной основе и в установленные сроки. Результатом этого сложного процесса явилось дальнейшее совершенствование системы органов военного управления в соответствии с федеративным устройством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от I сентября 2007 г. № 1132 утверждено Положение о военных комиссариатах, которым определено, что военные комиссариаты являются территориальными органами Минобороны России в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота). Минобороны России осуществляет организацию деятельности военных комиссариатов, а командующие войсками военных округов (командующий Балтийским флотом) являются прямыми начальниками личного состава военных комиссариатов и руководят их деятельностью.

Основные задачи военных комиссариатов - это. прежде всего: - мобилизационное планирование и мобилизационная подготовка, планирование и подготовка мероприятий по мобилизации людских и транспортных ресурсов на случай перевода Вооруженных Сил с мирного на военное время: - учет граждан, пребывающих в запасе, распределение их по разрядам и предназначение в команды: - учет транспортных ресурсов и материальных средств, предназначенных для выполнения мобилизационного плана: - организация оповещения мобилизационных людских ресурсов, организаций и учреждений на случай мобилизации: - сбор и поставка в войска людских и транспортных ресурсов по мобилизации; - организация сборовых мероприятий с гражданами, пребывающими в запасе, совместное воинскими частями.

Кроме того, военные комиссариаты решают задачи подготовки к военной службе и призыва на военную службу (такие как первоначальная постановка граждан на воинский учет, их подготовка к военной службе, осуществление призыва граждан на военную службу и направления на альтернативную гражданскую службу, работа по отбору кандидатов из числа граждан, пребывающих в запасе, желающих поступить на военную службу по контракту), а также задачи по организации и проведению работы с пенсионерами Минобороны России и многие другие немаловажные задачи.

Все задачи, решаемые военными комиссариатами, увязаны в единый комплекс, представляющий собой непрерывный и разноплановый процесс, направленный на выполнение главной цели - быть в постоянной готовности осуществить мобилизацию людских и транспортных ресурсов на закрепленной территории и обеспечить своевременное укомплектование личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Военные комиссариаты выполняют возложенные на них задачи в интересах не только всех видов Вооруженных Сил Российской Федерации и родов войск Вооруженных Сил, но и всех федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрено прохождение военной службы. Военные комиссариаты внесли значительный вклад в создание профессиональной армии как приоритетного направления в строительстве Вооруженных Сил Российской Федерации. Одно из важных средств повышения их боевой ГОТОВНОСТИ -завершение реализации федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004 - 2007 гг. Это позволило с 1 января 2008 г. перейти на одногодичный срок военной службы по призыву, начать планомерную и целенаправленную работу по повышению статуса и авторитета младших командиров.

В настоящее время осуществляется реализация федеральной целевой программы «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими. переведенными на военную службу по контракту, переход к комплектованию должностей сержантов (старшин), а также плавсостава Военно-морского флота военнослужащими. проходящими военную службу по контракту, в 2009 - 2012 годах». На 1 января 2000 г. в Российской Федерации работало 2 402 военных комиссариата, из них в субъектах Российской Федерации - 81 и административных образованиях. входящих в состав субъектов Российской Федерации. - 2 321. Их штатная численность составляла 73 300 чел., из них 18 300 военнослужащих и 55 000 лиц гражданского персонала.

Для ведения военно-учетной и призывной работы среди граждан Российской Федерации. постоянно и временно проживающих в г. Байконур (до 1999 г. - г. Ленинск) Республики Казахстан (космодром Байконур), в 1995 г. сформирован военный комиссариат г. Байконура. В зависимости от объема выполняемых задач военные комиссариаты делились на разряды: - военные комиссариаты субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономных образований) - внеразрядные. 1 - 4-го разрядов: - военные комиссариаты районов, городов (без районного деления), административных округов и префектур и равных нм административных образований - внеразрядные. 1-го. 2-го и 3-го разрядов. В течение 2005 - 2007 гг. в целях повышения эффективности функционирования всей системы военных комиссариатов проведена оптимизация их структуры и состава. В ходе этой работы были введены структуры, занимающиеся отбором граждан на военную службу по контракту, в интересах экипировки в период призыва введены должности начальников вещевой и продовольственной служб, усилены юридические. финансовые и ревизионные органы ввиду перевода военных комиссариатов на финансирование из бюджета Минобороны России н увеличения объемов правовой работы.

Кроме того, в укачанный период упразднены 669 военных комиссариатов, имевших незначительные мобилизационные и призывные задания, а высвободившаяся численность сотрудников направлена на развитие структуры военных комиссариатов. Новый - современный - этап развития военных комиссариатов в Российской Федерации начался с 1 октября 2009 г. С указанной даты военные комиссариаты согласно соответствующей директиве ГШ ВС РФ перешли к новой организационноштатной структуре, которая включает 81 военный комиссариат субъектов Российской Федерации-’. Остальные военкоматы стали их структурными подразделениями, они преобразованы в отделы военкоматов субъектов по соответствующему муниципальному образованию.

Еще одним важным новшеством стал переход к комплектованию штатных должностей военных комиссариатов исключительно лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Основные структурные изменения, количественные и качественные преобразования в сфере, относящейся к компетенции военных комиссариатов, нашли свое отражение в Положении о военных комиссариатах, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609.

В.М. Корякин

Другие новости и статьи

« Краткая история становления и развития пожарной охраны России

«Промежуточный» режим: к вопросу о сложности типологической характеристики современного российского режима »

Запись создана: Суббота, 14 Сентябрь 2019 в 1:05 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика