Истоки политической мысли России



Истоки политической мысли России

oboznik.ru - Истоки политической мысли России

История политических учений России восходит к VIII–IX вв. – времени формирования Киевской Руси, возникновения государственности, становления феодального общества, принятия христианства и появления письменности. Содержание сохранившихся и дошедших до нас литературных памятников свидетельствует о значительном разнообразии идей и концепций, составлявших основу древнерусского общественного сознания.

К ним следует, прежде всего, отнести характерную для эпохи Древней Руси концепцию народной Правды. Идеал Правды своими корнями уходит в глубины фольклора, к языческим легендам, былинам, сказкам, в которых идеализированы некоторые элементы уклада первобытного «коммунизма» и пламенной демократии. В обобщенном виде они становятся затем составными частями собирательного понятия Правды с её трудовой и созидательной основой. Один из самых почитаемых героев русского фольклора, труженик-пахарь Микула Селянинович – вот кто по праву может считаться «праотцом» народной Правды. Свободный труд придавал ему великую физическую и моральную силу, сознание собственного достоинства, уверенности и дружелюбия, готовности прийти на помощь людям. С утверждением христианства понятие Правды всё больше наполнялось религиозно-мистической символикой, но и при этом не «выталкивалось», а сохранялось нравственно-трудовое ядро идеала. Более того, оно оказывало своё духовное воздействие на религиозные догмы, как бы приземляя и приближая их к человеку.

Ядро – трудовое, а оболочка – религиозная; в таком сочетании неизбежно возникали различные еретические отклонения от библейских канонов, своеобразные «народные версии» христианства. Этот любопытный и пока ещё малоизученный процесс прослеживается в так называемых «отречённых книгах», находившихся на протяжении веков в обиходе народной культуры. «Отречённые книги», или апокрифы, посвоему толковали христианские догматы и не признавались официальной церковью. Откроем, к примеру, один из древних апокрифов «Беседа трех святителей». Там нас встречает такая загадка: «Что есть: стоит белый щит, а на нём сидит сокол, и прилетела сова и отогнала сокола?» Ответ гласит: «Белый щит – свет сей, а на нём сидел сокол, то есть правда, а прилетела злая сова, то есть кривда, и отогнала правду, а лжа-кривда осталась».

Итак, согласно этой легенде когда-то зло и неправда воцарились на земле. Но Правда не погибла: она «пошла к богу на небо», стала «божьей правдой», неуязвимой и недоступной для зла. Придет время – и она вернётся. Конечно, сегодня, с высоты завоеваний человеческого разума, дано нам постичь сокровенный, отнюдь не только религиозный смысл древних апокрифов и еретических толкований христианства. Густая пелена религиозности плотно окутывала сознание наших предков. И потому «царство божие» нередко закрывалось от их духовного взора мрачными, пессимистическими картинами «конца света». Верить в грядущее земное блаженство не хватало смелости и фантазии. Отсюда – и «царь от нищеты», предводитель обездоленных, зовущий более к праведности, нежели к богатству. Крайне низкий уровень развития производительных сил, реальное господство несправедливости, кажущееся извечным и бесконечным, – всё это объективно ставило пределы народной Мечте.

Различные варианты поиска и утверждения русской Правды были внутренне заряжены духом сопротивления кривде и злу. В то же время они чаще тешили воображение, нежели звали к борьбе. Случалось и так, что мечты о будущем вовсе отрывались от земных забот и тревог, убаюкивали сознание, порождали непротивленчество, глохли в трясине безвольной мечтательности. В конечном счёте, всё зависело от состояния эпохи, и уровня развития общества. Важную роль в становлении древнерусской политической мысли сыграла концепция Русской земли. В текстах литературных произведений Киевской Руси понятие «Русская земля», как и синоним его – слово «Русь», часто употреблялась для обозначения территории проживания, образа обители русского народа и православной христианской веры.

В дошедшем до нас повествовании о нашествии войск хана Батыя на Русь «Слове о погибели Русской земли», она характеризуется не как простая обитель, а как светло светлая, прекрасно украшенная, многими красотами прославленная. Вместе с тем в памятниках письменности Киевской Руси понятие «Русская земля» получает также политическое значение. В понимании их авторов это не просто территория, страна, но и нечто такое, что делает русских самостоятельным и независимым народом, это то, о чём должны проявлять постоянную заботу русские князья. В литературе этого периода прославлялись и наделялись положительными чертами только те из них, которые считались заступниками Русской земли и защищали её от внешних врагов. Одной из главных тем в древнерусской литературе была тема единства киевских князей.

Период раздробленности Киевской Руси на ряд обособленных в политическом отношении княжеств рассматривался как распад единого прежде княжеского рода на враждующие между собой группировки. В этой вражде древние мыслители усматривали главную причину всех несчастий, свалившихся на Русскую землю. В «Слове о полку Игореве» призывом к князьям прекратить междоусобную войну звучали слова: «Ярославы все внуки и Всеславовы! Не вздымайте более стягов своих, вложите в ножны мечи свои затупившиеся, ибо потеряли уже дедовскую славу. В своих распрях начали вы призывать поганых на землю Русскую, на достояние Всеславово. Из-за усобиц ведь началось насилие от земли Половецкой!» Подобный призыв звучал и в созданном во второй половине XII века

«Слове о князьях»: «Одумайтесь, князья, вы, что старшей братии своей противитесь, рать воздвигаете и поганых на братью свою призываете, – пока не обличил вас Бог на Страшном своем суде!» Русская политическая мысль раннего периода имела свои особенности. В первую очередь это связано с принятием пришедшего из Византии в 988 году христианства и, в этой связи, со значительным влиянием и стремлением к покровительству с её стороны.

Вполне закономерно, что русские мыслители того времени большое внимание уделяли вопросам национально-государственной идеологии, обоснованию права на самостоятельность Русского государства, исторической роли славянства и единства русского народа. Второй особенностью политической мысли Руси является её последовательное отстаивание необходимости политического объединения русских земель, пришедших в упадок в результате раздробленности, образования многочисленных княжеств и завоевания Руси монголо-татарами.

И, наконец, третья – заключалась в том, что принятие христианства было важнейшей идеологической акцией, осуществлённой властью во имя государственных целей, в результате которой новая религия стала государственной идеологией на долгие времена. Как и на Западе, христианство стало на защиту формирующихся феодальных отношений, вело борьбу за объединение русских земель под началом киевского князя, отстаивало право русской церкви на самостоятельную деятельность. Именно поэтому важное место в русской политической мысли стали занимать вопросы взаимоотношения государства, религии и церкви, а политическая теория страны вплоть до XVII века развивалась преимущественно как теократическое учение.

Политология: учеб. пособие / И.Ф. Денисенко. – Ростов н/Д, 2017. – 322 с. – Библиогр.: с. 310.




Другие новости и статьи

« Опять о «Велесовой книге»

Порядок обеспечения воинских частей материальными средствами, их зачисление на довольствие »

Запись создана: Пятница, 13 Апрель 2018 в 19:32 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы