14 Сентябрь 2019

О качестве учебных изданий

oboznik.ru - В 2015 году конкурс в военные вузы составил 9 человек на место
#учебноеиздание#наука#учеба

Аннотация: В статье рассмотрены такие составляющие понятия качества учебных изданий, как содержание, редакторская обработка, экспертиза, дается оценка учебной литературы в рамках следующих особенностей: компетентностный характер образования, опережающий характер образования, новые образовательные программы и новые образовательные технологии.

Ключевые слова: вузовское книгоиздание, качество учебных пособий, экспертиза учебных изданий. Рассматривая вопросы качества учебных изданий в образовательном процессе, важно подчеркнуть, что качество учебной литературы – понятие весьма многоплановое: это и виды учебных изданий, их функции, содержание, конструирование, методический аппарат, требования к языку и стилю произведения, иллюстрации, редакторская обработка, рецензирование, оформление, полиграфия и многое другое.

И все это должно быть качественным в соответствующем понимании. Все, без сомнения, важно. Мы коснемся только трех составляющих – содержания, роли редакторской обработки и экспертизы. И в ракурсе этого остановимся на трех особенностях, которые в любом случае сегодня должны находить свое отражение и в учебных изданиях, и в компетенциях авторов, которые создают учебники, учебные пособия и другие виды учебной литературы. Этими особенностями являются: 1) компетентностный характер образования, 2) опережающий характер образования, 3) новые образовательные программы и новые образовательные технологии (под задачи новых научных направлений, новой экономики и постоянно обновляющейся социальной сферы). И в рамках этих особенностей следует подчеркнуть такой аспект, как региональность. Выделение этого аспекта важно, потому что он, наряду с содержательной составляющей, в значительной степени носит воспитательный и политический характер (формирование интереса к Дальневосточному региону, формирование «дальневосточных» знаний и компетенций, закрепление высокообразованной молодежи в регионе). Без сомнения, в зависимости от вида издания, от его фундаментальности и актуальности, предназначения, степень отражения указанных особенностей и регионального аспекта различна, но они должны присутствовать в обязательном порядке (если говорить об этой стороне качества). Сегодня сравнительную оценку качества учебных изданий в вузах региона на системной основе никто не делает.

Все остается на усмотрение самих авторов, кафедр и учебно-методических подразделений вузов. Затрудняет возможность такой сравнительной оценки и низкий уровень межвузовского использования учебной литературы в регионе. Вместе с тем, такую оценку можно сделать, анализируя качество наших дальневосточных учебных изданий, представляемых на экспертизу с последующим присвоением грифа ДВ РУМЦ, на конкурсы, в т.ч. такие, как Университетская книга, на выставку Печатный двор, для включения в серию «Университетский учебник Дальневосточного федерального округа», другие конкурсы и выставки. Также можно принять во внимание рецензии на учебные издания, отзывы экспертов, комментарии и решения жюри конкурсов. В контексте экспертной оценки важно отметить, что в настоящее время к анализу качества и соответствия учебной литературы современным знаниям и технологиям привлекаются и представители работодателей. Уже не первый год дипломы регионального отделения Союза машиностроителей, регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей вручаются лучшим учебным изданиям, представляемым на конкурсы и выставки. Остановимся на некоторых оценках учебной литературы в рамках указанных выше особенностей. Априори понятно, что компетентностный характер образования, в частности, реализуется через методический аппарат, направленный на формирование компетенций, и их релевантную диагностику.

Анализ учебных изданий за последние годы показывает, что такой методический аппарат представлен слабо, а чаще его вообще нет. Опережающий характер образования подразумевает, что в учебной литературе должны быть новые актуальные знания, а не устаревшая информация. Надо отдать должное авторам учебных изданий, что они стараются включать и новые научные достижения, и новые перспективные технологии. Однако, в связи с малыми объемами дисциплин, «места хватает» только на изложение основ и основных понятий, и в меньшей степени на новое и перспективное. Важно отметить и то, что далеко не все преподаватели работают в научном плане, что затрудняет «попадание» в учебную литературу актуального научного знания. Новые образовательные программы и новые образовательные технологии создаются, как правило, под задачи новой экономики, новых достижений науки и постоянно обновляющейся социальной сферы. И здесь появляется весьма сложная задача – создание учебников и учебных пособий под новые дисциплины, которых ранее не было.

Вместе с тем, такие примеры в регионе есть. Это и учебник профессора В.В. Пикуля по стеклометаллокомпозитам и оболочкам, и учебное пособие профессора Я.Ю. Блиновской по морской экологии, и учебно-методический комплекс профессора Ю.Н. Кульчина по фотонике и др. Но таких учебных изданий явно мало. В большинстве же случаев учебные издания в привычном для нас «твердом виде» отстают от темпов появления новых образовательных программ, а тем более новых отраслей экономики и достижений науки. Здесь важен своевременный обмен опытом (пример: мастер-класс Ю.Н. Кульчина «Разработка учебного курса на основе последних достижений науки»), подготовка и быстрый запуск электронных учебных изданий. В этой ситуации важнейшим является опережающее планирование учебного книгоиздания на каждой кафедре, в каждом вузе, в регионе.

А также кооперация лучших педагогов и педагогических коллективов при планировании и издании учебной литературы (чтобы посредственные /низкокачественные учебные издания, скажем по социальной работе или экономике, не готовили в каждом вузе, а сообща создавали качественные учебники и учебные пособия и затем использовали их во всех вузах региона). Это очень важно для тех образовательных программ, которые есть во многих вузах региона (социальная работа, экономика и др.). Что касается редакторской обработки, то здесь, в первую очередь, необходимо максимально снизить количество изданий в «авторской редакции» и «в авторской верстке». Важны профессиональное грамотное редактирование, рецензирование и экспертиза рукописей учебных изданий. Во многом этот вопрос имеет экономическую подоплеку, но его обязательно нужно решать в каждом вузе, издающем учебную литературу. Привлечение работодателей. В 2008 году В.В. Путин и в 2014 году Д.А. Медведев подписали соответствующие Постановления Правительства РФ, где есть право и обязанность работодателей участвовать в экспертизе учебных изданий и образовательных программ в контексте требований к уровню подготовки кадров. Также есть соглашение между Российским союзом промышленников и предпринимателей и Министерством образования и науки РФ о совместной деятельности в части актуальности и содержания образовательных программ под потребности работодателей..

В нашем регионе такая работа ведется, но недостаточно. Некоторые работодатели и объединения работодателей принимают участие в подготовке и экспертизе учебных изданий, в т.ч., как упоминалось выше, при проведении Печатного двора, Университетской книги, но участия этого явно недостаточно. Для учебной литературы фундаментального и инновационного характера важно сотрудничество с представителями научно-инновационной сферы, так как именно здесь формируются последние достижения науки, рождаются инновации, делаются грамотные форсайты. Для нашей дальневосточной системы высшего образования крупнейшим работодателем и партнером выступает Дальневосточное отделение Российской академии наук. Научные знания и методы научного познания крайне важны для магистерских программ и программ подготовки кадров высшей квалификации. И это должно в полном объеме отражаться в актуальной учебной литературе. Механизмы повышения качества учебной литературы различны. Одним из таких механизмов выступает развитие экспертизы учебных изданий и подтверждение этой экспертизы путем соответствующего заключения. Результат этого заключения выносится, как правило, на титульный лист

учебного издания в виде специальной записи – всем нам знакомое грифование. Наиболее актуальны грифы федеральных УМО, а также и ДВ РУМЦ для нашего региона. Здесь сформированы экспертные силы по различным областям образования, и априори учебное издание с грифом более качественное, ему больше доверяют и его шире и чаще применяют. Важно также сегодня обозначить проблему обеспечения качественными учебными изданиями международных образовательных программ, системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, обеспечение военного образования. Все вышесказанное для Дальнего Востока носит проблемный характер и требует своего решения и последовательных совместных действий. В качестве выводов можно высказать два следующих (далеко не новых) тезиса. 1. Для повышения качества учебных изданий и соответствия их требованиям опережающего образования нужна плановая и системная работа всех заинтересованных сторон как в каждом вузе, так и на межвузовском и межотраслевом уровне.

На вузовском уровне – это руководители вуза, руководителя образовательных программ, преподаватели. На межвузовском – Советы ректоров и проректоров. На межотраслевом – прямое взаимодействие «кафедра – предприятие» (Роснефть, Газпром, ОАК, ДЦСС, ОСК, Алроса, РусГидро, Сбербанк и др.), а также объединения работодателей в регионе. На региональном – региональные отделения федеральных УМО, Дальневосточный региональный учебно-методический центр высшего профессионального образования, зональные объединения библиотек и издательств, региональные отделения Ассоциации инженерного образования и др. 2. Важнейшим условием развития системы создания и распространения качественных учебных изданий в Дальневосточном федеральном округе, как, впрочем, и везде, должны выступать эффективные механизмы мотивации преподавателей – авторов учебных изданий. Практика показывает, что когда такой механизм есть – появляется больше новых учебных изданий, качество их возрастает.

Фаткулин А.А.

Другие новости и статьи

« Реформы государственного аппарата 20-30-х гг. XX в. в CCCР в контексте социального проектирования

Источники пополнения и порядок отпуска материальных средств воинским частям »

Запись создана: Суббота, 14 Сентябрь 2019 в 0:15 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика