О качестве учебных изданий



О качестве учебных изданий

oboznik.ru - В 2015 году конкурс в военные вузы составил 9 человек на место

Аннотация: В статье рассмотрены такие составляющие понятия качества учебных изданий, как содержание, редакторская обработка, экспертиза, дается оценка учебной литературы в рамках следующих особенностей: компетентностный характер образования, опережающий характер образования, новые образовательные программы и новые образовательные технологии.

Ключевые слова: вузовское книгоиздание, качество учебных пособий, экспертиза учебных изданий. Рассматривая вопросы качества учебных изданий в образовательном процессе, важно подчеркнуть, что качество учебной литературы – понятие весьма многоплановое: это и виды учебных изданий, их функции, содержание, конструирование, методический аппарат, требования к языку и стилю произведения, иллюстрации, редакторская обработка, рецензирование, оформление, полиграфия и многое другое.

И все это должно быть качественным в соответствующем понимании. Все, без сомнения, важно. Мы коснемся только трех составляющих – содержания, роли редакторской обработки и экспертизы. И в ракурсе этого остановимся на трех особенностях, которые в любом случае сегодня должны находить свое отражение и в учебных изданиях, и в компетенциях авторов, которые создают учебники, учебные пособия и другие виды учебной литературы. Этими особенностями являются: 1) компетентностный характер образования, 2) опережающий характер образования, 3) новые образовательные программы и новые образовательные технологии (под задачи новых научных направлений, новой экономики и постоянно обновляющейся социальной сферы). И в рамках этих особенностей следует подчеркнуть такой аспект, как региональность. Выделение этого аспекта важно, потому что он, наряду с содержательной составляющей, в значительной степени носит воспитательный и политический характер (формирование интереса к Дальневосточному региону, формирование «дальневосточных» знаний и компетенций, закрепление высокообразованной молодежи в регионе). Без сомнения, в зависимости от вида издания, от его фундаментальности и актуальности, предназначения, степень отражения указанных особенностей и регионального аспекта различна, но они должны присутствовать в обязательном порядке (если говорить об этой стороне качества). Сегодня сравнительную оценку качества учебных изданий в вузах региона на системной основе никто не делает.

Все остается на усмотрение самих авторов, кафедр и учебно-методических подразделений вузов. Затрудняет возможность такой сравнительной оценки и низкий уровень межвузовского использования учебной литературы в регионе. Вместе с тем, такую оценку можно сделать, анализируя качество наших дальневосточных учебных изданий, представляемых на экспертизу с последующим присвоением грифа ДВ РУМЦ, на конкурсы, в т.ч. такие, как Университетская книга, на выставку Печатный двор, для включения в серию «Университетский учебник Дальневосточного федерального округа», другие конкурсы и выставки. Также можно принять во внимание рецензии на учебные издания, отзывы экспертов, комментарии и решения жюри конкурсов. В контексте экспертной оценки важно отметить, что в настоящее время к анализу качества и соответствия учебной литературы современным знаниям и технологиям привлекаются и представители работодателей. Уже не первый год дипломы регионального отделения Союза машиностроителей, регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей вручаются лучшим учебным изданиям, представляемым на конкурсы и выставки. Остановимся на некоторых оценках учебной литературы в рамках указанных выше особенностей. Априори понятно, что компетентностный характер образования, в частности, реализуется через методический аппарат, направленный на формирование компетенций, и их релевантную диагностику.

Анализ учебных изданий за последние годы показывает, что такой методический аппарат представлен слабо, а чаще его вообще нет. Опережающий характер образования подразумевает, что в учебной литературе должны быть новые актуальные знания, а не устаревшая информация. Надо отдать должное авторам учебных изданий, что они стараются включать и новые научные достижения, и новые перспективные технологии. Однако, в связи с малыми объемами дисциплин, «места хватает» только на изложение основ и основных понятий, и в меньшей степени на новое и перспективное. Важно отметить и то, что далеко не все преподаватели работают в научном плане, что затрудняет «попадание» в учебную литературу актуального научного знания. Новые образовательные программы и новые образовательные технологии создаются, как правило, под задачи новой экономики, новых достижений науки и постоянно обновляющейся социальной сферы. И здесь появляется весьма сложная задача – создание учебников и учебных пособий под новые дисциплины, которых ранее не было.

Вместе с тем, такие примеры в регионе есть. Это и учебник профессора В.В. Пикуля по стеклометаллокомпозитам и оболочкам, и учебное пособие профессора Я.Ю. Блиновской по морской экологии, и учебно-методический комплекс профессора Ю.Н. Кульчина по фотонике и др. Но таких учебных изданий явно мало. В большинстве же случаев учебные издания в привычном для нас «твердом виде» отстают от темпов появления новых образовательных программ, а тем более новых отраслей экономики и достижений науки. Здесь важен своевременный обмен опытом (пример: мастер-класс Ю.Н. Кульчина «Разработка учебного курса на основе последних достижений науки»), подготовка и быстрый запуск электронных учебных изданий. В этой ситуации важнейшим является опережающее планирование учебного книгоиздания на каждой кафедре, в каждом вузе, в регионе.

А также кооперация лучших педагогов и педагогических коллективов при планировании и издании учебной литературы (чтобы посредственные /низкокачественные учебные издания, скажем по социальной работе или экономике, не готовили в каждом вузе, а сообща создавали качественные учебники и учебные пособия и затем использовали их во всех вузах региона). Это очень важно для тех образовательных программ, которые есть во многих вузах региона (социальная работа, экономика и др.). Что касается редакторской обработки, то здесь, в первую очередь, необходимо максимально снизить количество изданий в «авторской редакции» и «в авторской верстке». Важны профессиональное грамотное редактирование, рецензирование и экспертиза рукописей учебных изданий. Во многом этот вопрос имеет экономическую подоплеку, но его обязательно нужно решать в каждом вузе, издающем учебную литературу. Привлечение работодателей. В 2008 году В.В. Путин и в 2014 году Д.А. Медведев подписали соответствующие Постановления Правительства РФ, где есть право и обязанность работодателей участвовать в экспертизе учебных изданий и образовательных программ в контексте требований к уровню подготовки кадров. Также есть соглашение между Российским союзом промышленников и предпринимателей и Министерством образования и науки РФ о совместной деятельности в части актуальности и содержания образовательных программ под потребности работодателей..

В нашем регионе такая работа ведется, но недостаточно. Некоторые работодатели и объединения работодателей принимают участие в подготовке и экспертизе учебных изданий, в т.ч., как упоминалось выше, при проведении Печатного двора, Университетской книги, но участия этого явно недостаточно. Для учебной литературы фундаментального и инновационного характера важно сотрудничество с представителями научно-инновационной сферы, так как именно здесь формируются последние достижения науки, рождаются инновации, делаются грамотные форсайты. Для нашей дальневосточной системы высшего образования крупнейшим работодателем и партнером выступает Дальневосточное отделение Российской академии наук. Научные знания и методы научного познания крайне важны для магистерских программ и программ подготовки кадров высшей квалификации. И это должно в полном объеме отражаться в актуальной учебной литературе. Механизмы повышения качества учебной литературы различны. Одним из таких механизмов выступает развитие экспертизы учебных изданий и подтверждение этой экспертизы путем соответствующего заключения. Результат этого заключения выносится, как правило, на титульный лист

учебного издания в виде специальной записи – всем нам знакомое грифование. Наиболее актуальны грифы федеральных УМО, а также и ДВ РУМЦ для нашего региона. Здесь сформированы экспертные силы по различным областям образования, и априори учебное издание с грифом более качественное, ему больше доверяют и его шире и чаще применяют. Важно также сегодня обозначить проблему обеспечения качественными учебными изданиями международных образовательных программ, системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, обеспечение военного образования. Все вышесказанное для Дальнего Востока носит проблемный характер и требует своего решения и последовательных совместных действий. В качестве выводов можно высказать два следующих (далеко не новых) тезиса. 1. Для повышения качества учебных изданий и соответствия их требованиям опережающего образования нужна плановая и системная работа всех заинтересованных сторон как в каждом вузе, так и на межвузовском и межотраслевом уровне.

На вузовском уровне – это руководители вуза, руководителя образовательных программ, преподаватели. На межвузовском – Советы ректоров и проректоров. На межотраслевом – прямое взаимодействие «кафедра – предприятие» (Роснефть, Газпром, ОАК, ДЦСС, ОСК, Алроса, РусГидро, Сбербанк и др.), а также объединения работодателей в регионе. На региональном – региональные отделения федеральных УМО, Дальневосточный региональный учебно-методический центр высшего профессионального образования, зональные объединения библиотек и издательств, региональные отделения Ассоциации инженерного образования и др. 2. Важнейшим условием развития системы создания и распространения качественных учебных изданий в Дальневосточном федеральном округе, как, впрочем, и везде, должны выступать эффективные механизмы мотивации преподавателей – авторов учебных изданий. Практика показывает, что когда такой механизм есть – появляется больше новых учебных изданий, качество их возрастает.

Фаткулин А.А.




Другие новости и статьи

« Организация подвоза материальных ценностей в соединении (воинской части)

Реформы государственного аппарата 20-30-х гг. XX в. в CCCР в контексте социального проектирования »

Запись создана: Понедельник, 16 Апрель 2018 в 5:47 и находится в рубриках Современность.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы