Политические институты и процессы



Политические институты и процессы

oboznik.ru - Истоки политической мысли России

Политический институт  одно из центральных понятий политической науки, проявляющийся в виде политических отношений и политических интересов. Любой элемент политической реальности содержит в себе и политические отношения и политические интересы, поэтому в категориальном аппарате политологии данные понятия являются одними из основных. Политические отношения представляют собой связи и взаимодействия между членами общества по поводу общих, обязательных для всех интересов, государственной власти как орудия защиты и реализации последних. Являясь по своей сути социальными политические отношения, в то же время, существенно отличаются от всех других общественных отношений по многим признакам, и в основе этих различий находится объект отношений  политическая власть и, главным образом, институты политической власти.

Политические отношения определяют и фиксируют положение и роли социальных групп и индивидов в политической жизни общества: в качестве субъектов и объектов властвования; господствующих или подчиненных, управляющих или управляемых. Исторически сложились следующие модели политических отношений: господство, лидерство, управление, контроль. Политические отношения нельзя рассматривать отдельно от политических интересов, так как они проявляются непосредственно в их форме. Но вместе с тем, будучи формой проявления отношений, политические интересы составляют автономную область общественной жизни. По своей природе они представляют концентрированное выражение социально-экономических интересов.

Содержание политических интересов составляет осознанное, обобщенное выражение потребностей социальных групп в определенной политике и политических структурах как элементах их реализации. Политический интерес сопряжен с осознанием человека своего отношения к властям, к государству, к общественным ценностям и т.д. На его формирование и содержание оказывает влияние положение субъекта в данной системе общественных отношений и его место и роль в ней. По временному критерию политические интересы дифференцируется на: перспективные, ближайшие, постоянные, текущие; по значимости, с точки зрения общепризнанных ценностей на: стратегические и тактические; по субъекту-носителю на: общеклассовые, групповые, государственные и т.д. Анализ интересов позволяет объяснить причины и мотивы политических действий, дает возможность прогнозировать тенденции в поведении

политических субъектов, а также выявлять грубые политические просчеты в деятельности правящих политических сил, основная причина которых связана, как правило, с путаницей в вопросе о приоритетности интересов перспективных или текущих, постоянных или временных, общих или групповых. Следовательно, политические интересы непосредственно работают в политической практике, выступая базой для управления политическими и социальными процессами. Политическая сфера деятельности представляет собой социальное пространство организованных действий и взаимоотношений людей, выступающих в форме политических институтов. Понятие «политический институт» достаточно многогранно и обозначает:  определенные группы людей, уполномоченные обществом выполнять социально-политические функции;  определенные организации, созданные в обществе для выполнения людьми необходимых функций;  совокупность материальных и иных средств деятельности, позволяющих представляющим общество организациям или группам лиц выполнять установленные политические функции;  совокупность политических норм и ролей, реализация которых имеет жизненно важное значение для тех или иных социальных групп или общества в целом.

Обобщая вышеперечисленное, политический институт можно определить как систему учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных (символических) средств и на основе фиксированных норм. Примером политических институтов могут служить государство, его органы и учреждения, партии и т.д. Политические институты отличаются от социальных тем, что функционируют в политической сфере, обеспечивая осуществление публичной власти в обществе, удовлетворение политических потребностей и интересов, выполнение управленческих функций.

Политические институты призваны поддерживать установленный обществом порядок, согласовывать интересы и регулировать возникающие социальные и политические конфликты, тем самым, выполняя интегративную функцию в обществе. Изменения в социально-экономической и политической жизни государства всегда связаны с изменением ценностных установок в общественнополитической сфере и сознании граждан. Особенно четко процесс переоценки, распада господствующих систем ценностей и становления новых прослеживается в переходный период того или иного общества и всегда занимает относительно длительное время и характеризуется своей сложностью и вариативностью.

Его можно проследить на примере нашей страны, значительная часть общества которой переживает сложный период распада прежних социалистических ценностей и внедрения новых либерально-демократических и либерально-консервативных ценностей западноевропейского образца, которые проецируются на российское общество часто без учета его национальной самобытности и ментальных особенностей. Одним из наиболее важных понятий современной политической теории является также понятие политического процесса. При характеристике функциональных основ политической практики понятие политического процесса является стержневым, поэтому под политическими процессами понимают разнообразные виды политической деятельности субъектов и их взаимоотношений. Категория «политический процесс» охватывает все элементы и стороны политической системы и характеризует их взаимодействие. В связи с этим изучение политического процесса позволяет более глубоко и полно познать свойства и возможности политических институтов и субъектов, роль политического сознания и культуры в политической жизни.

Характер и конкретное содержание политического процесса определяется особенностями данной политической системы и существующего режима. Основная специфическая черта политического процесса  достижение политическими субъектами общих целей при помощи использования власти и соответствующих норм. Механизм политического процесса строится на взаимодействии общественных институтов и социальных групп. Для каждой политической системы характерен свой тип политического процесса. Демократический характер процесса, основанный на участии широких масс в управлении государством и реальной свободе индивидов в политической жизни, соответствует демократической системе. Тоталитарная система предполагает иной тип политического процесса, исключающий реальное участие в политической жизни страны его граждан и свободу социального и политического выбора.

Политические процессы, как и любые социально-исторические процессы, имеет две стороны: объективную и субъективную, и вопрос о соотношении этих двух сторон в политических процессах является одним из основных теоретико-методологических вопросов политической науки. Относительно типологии политических процессов в политической науке сложились различные подходы, один из которых, позволяющий в наиболее общем виде проанализировать политические процессы, основывается на выделении двух моделей политических процессов: глобальном и частном. Глобальный политический процесс включает в свое содержание совокупные действия субъектов политики, воплощающиеся в формировании, функционировании, изменении и развитии политической системы в целом. Модель частного политического процесса может выступать в виде процессов экономико-политических, идеолого-политических, политико-правовых и других, ограниченных рамками отдельных сфер общества. Данный подход используется также при анализе политических решений: стадий, этапов и т.д

Другим важным аспектом глобального политического процесса является функционирование политической системы  постоянное воссоздание установленных политических институтов, субъектов, норм, ценностей, символов, механизмов и ролей осуществления власти. Функционирование политической системы означает реализацию ее институтами своих функций в их взаимосвязи и взаимодействии, в результате чего происходит воспроизводство гегемонии определенных социальных групп (классов), а также определенная степень интеграции, целостности общества на основе достигнутой меры согласования интересов слоев населения.

Процесс функционирования политической системы предполагает ее стабильность, что достигается за счет адаптации системы к изменяющейся социальной среде. Поскольку социальная среда характеризуется динамизмом, то стабильность политической системы за счет выполнения ею своих основных функций тоже представляется динамической. В целях своего сохранения любая политическая система стремится реагировать на всякого рода социальные изменения и таким способом процесс функционирования системы обеспечивает её устойчивость в совокупности с необходимыми переменами.

Политология: учеб. пособие / И.Ф. Денисенко. – Ростов н/Д, 2017. – 322 с. – Библиогр.: с. 310.



Другие новости и статьи

« Назначение и требования, предъявляемые к учету материальных средств

Власть как центральная категория политической науки »

Запись создана: Вторник, 17 Апрель 2018 в 4:52 и находится в рубриках Современность.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы