12 Сентябрь 2019

Альтернатива керосину

oboznik.ru - Альтернатива керосину
#керосин#топливо#ГСМ

Самолеты и дроны на нетрадиционных видах топлива

Водород, энергия атома или электричество — самолеты с двигателями, работающими на альтернативных бензину и керосину видах топлива, так и не пошли в серию, хотя экспериментировали с ними многие авиационные державы. Ровно 30 лет назад, 15 апреля 1988 года в воздух впервые поднялся советский опытный борт Ту-155 на сжиженном водороде. О нем и других аппаратах, летавших на топливе не из нефти, — в материале Андрея Коц, РИА Новости.

Ту-155 (СССР)

Энергетический кризис 1970-х подтолкнул советскую авиапромышленность к поискам новых топливных решений. Один из вариантов был разработан Машиностроительным заводом «Опыт» на базе пассажирского реактивного Ту-154Б — экспериментальный самолет Ту-155. Специально для него создали двигатель НК-88 (центральный), работавший на сжиженном водороде температурой минус 253 градуса по Цельсию. Кроме того, борт оснастили двумя турбореактивными «керосиновыми» НК-8-2 — для подстраховки. Самолет получился удачным. Он мог находиться в воздухе более двух часов — причем только на водородном топливе.

oboznik.ru - Альтернатива керосину
Самолет ТУ-155

Жидкий водород с его высокой удельной теплотворной способностью, втрое превосходящей углеводородное топливо, чрезвычайно перспективен как горючее для различных двигателей. К тому же он стоит дешевле авиационного керосина и не загрязняет окружающую среду. Приобретенный советскими конструкторами опыт в создании и испытаниях Ту-155 послужил хорошей базой для освоения технологий строительства пассажирских и грузовых самолетов на криогенных видах топлива. Однако распад Советского Союза поставил крест на этой смелой программе. Единственный построенный Ту-155 в настоящее время находится на территории ЛИИ имени Громова.

NB-36H (США)

Американские межконтинентальные стратегические бомбардировщики Convair B-36, стоявшие на вооружении ВВС США с 1949 по 1959 год, использовались как платформа для испытаний принципиально новой силовой установки — ядерной. Специально под нее была создана летающая лаборатория NB-36H с защитной 12-тонной капсулой для экипажа в носовой части, призванной уберечь летчиков от радиации. Реактор на быстрых нейтронах мощностью один мегаватт диаметром 1,2 метра и весом 16 тонн разместили в задней части бомбоотсека. Он должен был запускаться в полете и охлаждаться атмосферным воздухом, поступавшим за счет скоростного напора через специально сделанные в борту самолета воздухозаборники. Всего экспериментальный борт совершил 47 вылетов, но ядерная силовая установка включалась лишь на короткие промежутки времени.

oboznik.ru - Альтернатива керосину
Самолет Convair NB-36H (на переднем плане)

Сама идея атомолета в то время выглядела очень привлекательной. Такой летательный аппарат мог бы применяться как стратегический бомбардировщик или разведчик, способный нести боевое дежурство в воздухе без дозаправки в течение нескольких суток. Однако конструкторам так и не удалось справиться с основными недостатками ядерной силовой установки. Во-первых, каждый атомолет — это, по сути, «грязная» бомба, которая вполне может упасть на своих. Во-вторых, экспериментальный борт и в воздухе тащил за собой “шлейф” радиоактивных веществ. И в-третьих, экипаж все равно получал большую дозу облучения. Наконец, развитие межконтинентальных баллистических ракет как основных средств доставки ядерного оружия лишило сложную и опасную программу атомолетов всех перспектив.

Caihong T-4 (Китай)

Над летательными аппаратами, питающимися от солнечной энергии, работали и работают многие страны. Но дальше всех продвинулся Китай, представивший в середине 2010-х беспилотник Caihong T4. Эта 500-килограммовая махина с 40-метровым размахом крыла способна развивать скорость до 200 километров в час и, как сообщают разработчики, находиться в воздухе несколько месяцев. Максимальная высота полета — 20 километров. Четыре пары электродвигателей с пропеллерами получают энергию от солнечных батарей, установленных на верхней части крыльев аппарата. Аккумуляторы заряжаются в светлое время суток, и этого хватает, чтобы БПЛА сохранял полную работоспособность и ночью.

Область применения подобных беспилотников необычайно широка. Они могут использоваться для метеонаблюдений, в качестве атмосферных спутников связи, для мониторинга пожарной обстановки и многого другого. В военном деле идеально подходят для разведки. Впрочем, все экспериментальные БПЛА такого типа страдают одной и той же «детской болезнью»: они слишком громоздкие, неповоротливые и хрупкие из-за особенностей конструкции, предусматривающей размещение солнечных панелей на максимально возможной площади.

Airbus E-FAN

oboznik.ru - Альтернатива керосину
Самолет Airbus E-FAN

Современный рынок летательных аппаратов, работающих от аккумуляторов, невелик. Но уже очень скоро в серийное производство должны пойти несколько моделей электрических самолетов. Один из них, двухместный аккумуляторный Airbus E-FAN впервые поднялся в воздух 11 марта 2014 года неподалеку от французского Бордо. Литийионная батарея способна непрерывно подпитывать двигатели на протяжении часа. В дальнейшем планируют установить гибридный движок, что существенно повысит время и дальность полета.

На сегодняшний день E-FAN весит 500 килограммов и развивает крейсерскую скорость в 160 километров в час. По словам разработчиков, на этой машине предполагается тренировать летчиков гражданской и военной авиации. Не секрет, что авиационное топливо — очень дорогой «расходник» в процессе обучения пилотов. Это приводит к тому, что будущие асы летают недостаточно часто. Самолет, заряжающийся «от розетки», решил бы эту проблему раз и навсегда.

Другие новости и статьи

« Право на жилище определяется нуждаемостью в жилом помещении

Законно ли,что «повышение к окладу за работу с вредными и(или) опасными условиями труда» должно зависеть от часовой нормы? »

Запись создана: Четверг, 12 Сентябрь 2019 в 0:58 и находится в рубриках Аэродромное, Новости, Служба горючего, Современность.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика