Настоящее и будущее высшего образования. Выживут ли социогуманитарные дисциплины в условиях технического университета?



Настоящее и будущее высшего образования. Выживут ли социогуманитарные дисциплины в условиях технического университета?

oboznik.ru - О проблеме оценки качества высшего образования

Аннотация. В статье автор делает попытку проанализировать состояние высшего образования на основе данных аналитического доклада «Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд», который был подготовлен в 2012 г. на основе Форсайт-исследования будущего высшей школы в России в перспективе до 2030 г. В статье также анализируются

современные перспективы развития социогуманитарных дисциплин в техническом университете, прежде всего, связанные с развитием личностно-ориентированного обучения. Ключевые слова: индустриальное общество, инновация, кризис высшего образования, личностно-ориентированное обучение, постиндустриальное общество, социогуманитарные дисциплины, технический университет.

Современное высшее образование переживает кризис. В 2012 г. был подготовлен аналитический доклада «Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд» в перспективе до 2030 г. На основании анализа публикаций мировых и российских корифеев университетской образовательной мысли были выявлены основные тенденции развития высшей школы в развитых странах и определена особенность ситуации в России [1]. Аналитики пришли к выводу, что в условиях интенсивных социокультурных, экономических, технологических, демографических и других изменений, принимающих глобальный масштаб, «будущее социальных и культурных институтов, даже имеющих длительную историю и прочно укорененных, является неопределенным»[1]. Современный кризис образования имеет общецивилизационную природу и связан с «фазовым сдвигом» – переходом от индустриального к постиндустриальному обществу.

Все развитые страны с той или иной степенью остроты его переживают. Согласно докладу, «образовательные события индивидуальности» уходят из стен колледжей и университетов, а последние начинают превращаться в образовательные супермаркеты или социально-адаптирующие учреждения. Во многих странах значительно возросла доля платного образования; образование постепенно перестает быть государственным (национальным) проектом и переходит в сферу инициативы и ответственности самого человека» [1]. В настоящее время идёт содержательный дискурс относительно настоящего и будущего высшей школы. Стратегические альтернативы различны и противоречивы.На одном полюсе лежит оборонительная и консервативная позиция субъектов системы образования, на другом – активная позиция. Как утверждают эксперты Форсайт-исследования, «образование (общее и профессиональное) еще выполняет роль социального лифта для «мировой деревни» – стран третьего мира, молодежь которого стремится мигрировать в развитые страны». Для молодежи развитых стран более важны, «как средства социального продвижения, включенность в сети корпоративных и родовых связей, в различные сообщества, а также личные достижения» [1]. В этой ситуации крайне важен и ответ на вопрос: «Какой же будет судьба социогуманитарных дисциплин в будущем технического университета?»

Обуславливающих факторов будущего образования много. Кто-то считает, что данные дисциплины будут выведены из учебного плана и превратятся в дополнительные образовательные программы, курсы и т.д. по выбору самого индивида или представят сетевые образования за пределами вузов. Другие считают, что они обретут более инновационный вид и представят что-то вроде гуманитарного конструкторского бюро. Поэтому сложно дать ответ и на более резкий вопрос: «Выживут ли социогуманитарные университеты в условиях технического университета?» Но затем возникает и более актуальный вопрос: «Как же тогда будущее общество сохранит основу устойчивого развития, если институты образования, выполнявшие данную функцию до сих пор, превратятся в супермаркеты, а социогуманитарные кафедры будут вынуждены реализовывать потребительские заказы индивидов и видимо за пределами технических вузов?» В советской высшей школы преподавание социогуманитарных дисциплин отличалось излишней теоретизированностью, идеологизированностью, догматизмом. Сегодня важно, чтобы «общественники» чутко улавливали изменения в обществе, экономике, имеющими под собой объективную основу и своевременно, адекватно реагировали на них, не теряя своей духовной основы.

Образование всё больше рассматривается как инвестиция. В этих условиях социогуманитарная кафедра должна не только учитыватьзапросы личности, общества и производства, но одновременно влиять на них, формируя потребности. В наши дни актуализируется прикладной аспект читаемых дисциплин. Одна из самых важных функций социогуманитарных дисциплин была и есть социализирующая [2,3]. Считаю, что основные функции социогуманитарных дисциплин – мировоззренческая, гуманистическая, социализирующая не утратят своего значения и в будущем. Настоящее социогуманитарных дисциплин, я думаю и будущее, связано, прежде всего,с развитием личностно-ориентированного обучения, рассматривающего студента как полноправного субъекта образовательного процесса. Важные составляющие обучения - формирование личности студента, его социальной позиции, развитие дивергентного мышления, коммуникативной компетентности как педагогов, так и студентов. Одна из важных задач личностно-ориентированного обучения - это развитие дивергентного мышления как основы творческого мышления, дополняемогоконвергентным мышлением. В условиях технического университета безсоциогуманитарных дисциплин реализация этой задачи невозможна. К примеру, роль эстетического образования, в частности, искусства в развитие личности, её творческого мышления крайне высока. В этих условиях актуализируетсясинергетическая роль междисциплинарного [4,5,6] и межкафедрального [7,8,9] сотрудничества.

Другой важной задачей личностно-ориентированного обучения является развитие способности к самообразованию и самосовершенствованию, тесно связанное с высоким уровнем мотивационной деятельности. И здесь в силу вступает необходимость формирования в условиях вуза «Я-концепции», которая развивает систему представлений человека о самом себе. При этом такой процесс обучения обеспечивает духовное и интеллектуальное развитие студентов. Важнейшей функцией «Я-концепции» является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. «Я – концепция» влияет на цели, которые индивид ставит перед собой, на особенности становления, развития, деятельности личности. Современной задачей социогуманитарных дисциплин является формирование социальной компетентности[5], социального интеллекта как преподавателя, так и самого студента. Для успешной социализации будущих выпускников необходимо, чтобы в учебном плане присутствовали такие дисциплины как социология и психология при условии сохранения всех имеющихся. Первая закладывает основы знания природы общества, вторая – основы человеческой психологии.

Возможен междисциплинарный курс – социальная психология. Социогуманитарные кафедры в условиях технического университета сталкиваются с многими проблемами, вызванными не только переходным состоянием общества, экономики, образования. Это и технократический подход, минимизирующий роль и значение социогуманитарных дисциплин в учебном процессе, и в конечном итоге ведущий к сокращению данных дисциплин в учебном плане. Самая сложная современная проблема связана с формированием духовной ценностной системы у наших студентов, в то время, когда в российском обществе утверждаются ценности индивидуализма, грозящегося скатиться к потребительскому индивидуализму, эгоизму, асоциальному поведению.

С одной стороны, мы должны адаптировать студентов к имеющейся социальной реальности, культивировать у них в определённой мере конформизм, а с другой стороны, возвышать их в своих целях и стремлениях, развивать чувство социальной ответственности, формировать баланс между социальным и индивидуальным. В связи с большим притоком в российские вузы иностранных студентов в основном из развивающихся стран реализация перечисленных задач только осложняется. В своё время известный американский социолог Дэвид Рисмен выделил три основных типа социальных характеров, соответствующих трем типам общественного устройства.

Способы формирования характеров зависят, по мнению Рисмена, от демографических сдвигов, происходящих, начиная со Средних веков до настоящего времени. Каждой стадии роста населения соответствует определенный тип социального характера. В современном обществе, согласно Рисмену, сосуществуют все выделенные им типы социального характера. Мотивация поведения людей, представляющих три типа характера, совершенно различна. У ориентированного на традицию человека — это страх быть опозоренным в случае несоответствия принятым в обществе нормам, выполнения которых от него ждут. У ориентированного на себя человека — это мотивация внутренняя, своего рода «внутренний голос», определяющий его поведение, поэтому зависимость от других окружающих его людей кажется незначительной.

Третий тип ориентирован на другого человека, зависит в своем поведении исключительно от других людей. Особняком в типологии Рисмена стоит «автономная личность», отличающаяся нонконформизмом, действующая рационально, более свободная от воздействий социальных и культурных факторов. «Автономная» личность соединяет индивидуализм с приспособленностью к «групповой» и социально организованной деятельности. Задача образования на современном этапе и, прежде всего, социогуманитарных дисциплин, способствовать формированию именно такой личности.

В современных условиях созрела и необходимость тесного взаимодействия социогуманитарной кафедры с работодателями, в том числе по вопросу реализации дополнительных образовательных программ. Согласно результатам опроса работодателей ведущих предприятий нашего города выяснилось, что нашим выпускникам не хватает умения работать в команде, формулировать свои предложения и свою позицию, а также инициативности, ответственности, что уже составляет серьёзный задел для совместной работы в условиях сокращения учебного плана наших дисциплин. Известный культуролог К. Леви – Стросс (1908-2009), создатель собственного направления в этнологии, оставил нам замечательную фразу: «XXI век будет веком гуманитарных наук или его не будет вовсе». Мы надеемся, что социогуманитарные дисциплины обретут своё достойное место в условиях технического университета.

Список литературы

1. «Будущее высшей школы в россии: экспертный взгляд. форсайт-исследование – 2030»: http://www.intelros.ru/reports/14409-buduschee-vysshey-shkoly-v-rossii-ekspertnyyvzglyad-forsayt-issledovanie-2030.html. 2. Шайдуллина, Р.М. Модель проектирования системы экономической социализации будущих инженеров [Текст] / Р.М. Шайдуллина, А.Ф. Амиров // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №4. – С.91-96. 3. Шайдуллина, Р.М., Бахтигареева Л.Т., Степанова Р.Р. Экономическая подготовка как средство экономической социализации студентов технического вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. - №2. – С.364. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/129-22325. 4. Юсупов, Р.Н. Преподавание философии как проблема в условиях модернизации современного высшего образования [Текст] / Р.Н.Юсупов // Актуальные вопросы инженерного образования - 2015: сборник трудов международной научно-методической конференции. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2016. – С. 73-76. 5. Юсупов, Р.Н. Как преподавать историю: философский взгляд на проблему [Текст] / Р.Н.Юсупов, Э.А. Мухтасарова // Актуальные вопросы инженерного образования - 2016: сборник трудов международной научно-методической конференции, посвященной 60-летию филиала УГНТУ в г. Октябрьском. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2016. – С. 185-190. 6. Юсупов, Р.Н. «Подводные камни» современного российского экологического образования. Попытка философского осмысления [Текст] / Р.Н.Юсупов, Н.В. Юсупова // Казанская наука. - 2016. - № 1. - С. 122-124. 7. Усманова, Ф.К. Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента на основе принципа двуплановости [Текст] / Ф.К. Усманова, Э.Р.Мухаметов, И.С. Нургалиев, К.И. Фазлыев// Казанская наука. 2016. №1.С.113-115. 8. Усманова, Ф.К. Особенности работы преподавателя вуза в условиях компетентностного подхода [Текст] / Ф.К. Усманова, Л.З. Усманова // Актуальные вопросы инженерного образования ˗ 2015: сборник научных трудов Международной научно ˗ методической конференции / отв. ред. К.Т. Тынчеров. ˗ Уфа: Альфа Принт, 2016. ˗ С. 211- 215. 9. Усманова, Ф.К. Использование технологии критического мышления при обучении студентов в техническом вузе [Текст] / Ф.К. Усманова // Современные технологии в нефтегазовом деле -2014: сборник трудов международной научно-технической конференции в 2-х т./отв. ред. К.Т. Тынчеров. -Уфа: Аркаим, 2014. -Т. 1. - С.187-192.

Э.А.Мухтасарова




Другие новости и статьи

« Май 9 число – «… лучший день в году!»

Лингвистический подход в изучении бренда СМИ »

Запись создана: Суббота, 12 Май 2018 в 10:38 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы