Пропагандистская миссия посыльного судна «Шилка» в 1917 г.



Пропагандистская миссия посыльного судна «Шилка» в 1917 г.

oboznik.ru - Пропагандистская миссия посыльного судна «Шилка» в 1917 г.

Статья рассматривает пропагандистскую миссию посыльного судна «Шилка» в Сиэтле в 1917 г.

Ключевые слова: посыльное судно, пропаганда, моряки, докеры, Сиэтл, советское правительство, послание.

The article examines a propaganda mission in Seattle messenger ship «Shilka» in 1917. In addition, attention is paid to the domestic political history. Key words: tender, propaganda, sailors, dockers, Seattle, the Soviet government, the message. Одной из главных установок партии большевиков было наступление мировой революции в рамках объединения пролетариата всего мира.

Практически с первых дней установления советской власти большевистское руководство предпринимало политические акции для привлечения к своей борьбе иностранных рабочих. Вероятно, самой первой подобной политической акцией стала миссия посыльного судна Сибирской флотилии «Шилка» [1, с. 84]. Уже в ноябре 1917 г. экипаж «Шилки» во главе с опытным участником большевистского движения Н. Д. Крюковым направился на западное побережье Соединенных Штатов в порт Сиэтл. Перед революционными моряками поставили сложную задачу – объяснить портовым рабочим города Сиэтла глубокий смысл Октябрьской революции [2, с. 5-11]. Впоследствии в официальной советской историографии данный поход «Шилки» был канонизирован как успех молодой пролетарской власти.

Американские докеры написали личное послание В. И. Ленину и передали его с экипажем «Шилки». В нем были освещены основные проблемы на взгляд Американского пролетариата. Отсутствие в Северо-американских Соединенных Штатах элементарных буржуазных свобод (свобода слова, свобода вероисповедания, свобода печати, свобода политических собраний), политическая ангажированность капиталистической прессы, многочисленные случаи политического террора по отношению к активистам рабочего движения и профсоюзным деятелям, поддержка большевистского правительства в деле продвижения идей мировой революции. Результаты предпринятой пропаганды поначалу были весьма скромными. Однако следует отметить, что не все американские рабочие остались равнодушными к пропаганде, проводимой революционными моряками, а другая часть увлеклась идеей классовой борьбы.

На самом деле триумф миссии «Шилки» содержал несколько малоизвестных для широкой публики моментов. Прежде всего, отметим, что вопреки советской историографии никакой специальной миссии экипажа «Шилки» не было. Судно уже находилось на ремонтах в доках Сиэтла. Здесь не может быть сомнений, т. к. подобный факт подтверждается материалами архивных фондов Российского Государственного архива Военно-Морского Флота (г. Санкт-Петербург) [3, оп. 1, д. 4, л. 7].

Скорее всего, ее команда во главе с Н. Д. Крюковым провела политическую акцию по собственной инициативе, руководствуясь сложившейся политической ситуацией в России [1, с. 84]. Как следует из материалов американских СМИ того периода, акция по пропаганде революционных идей была проведена вечером 24 декабря 1917 года старшиной-рулевым Данилом Тераниновым и собрала более 500 человек большинство из которых оказалось представителями крайне «левой» профсоюзной организации «Индустриальные рабочие мира» (далее – ИРМ). Общая численность которых в Соединенных Штатах в этот период достигала 300 тысяч человек. После проведения этой акции Д. Теранинов был арестован, после чего допрошен сотрудниками военно-морского бюро расследований и посажен на борт «Шилки» [4, с. 1]. Город заполнился слухами, что «Шилка» привезла помощь профсоюзу «ИРМ» в виде 100 тысяч долларов золотом, винтовки и взрывчатку для начала революции [5, с. 1].

Несколько печатных изданий напрямую обвинили Россию в поддержке «изменников» Америки [4, с. 1]. Как и следовало ожидать ситуация с «Шилкой» не осталась без внимания от Военно-морской разведки Соединенных Штатов, представители которой вместе с таможней еще днем 24 декабря проинспектировали содержимое трюмов «Шилки», не нашли в них ничего противозаконного. Но несмотря на это, были проведены аресты 21 члена профсоюза «ИРМ», митингующих рядом на пирсе и пытающихся проникнуть на судно. Каких-либо еще значимых ограничительных мер в отношении экипажа «Шилки» со стороны властей Сиэтла произведено не было, но у корабля был выставлен круглосуточный караул в 50 человек для наблюдения и охраны. Интересно отметить, что уже 1 января 1918 года офицеры и команда «Шилки» по свидетельству печатных изданий свободно передвигались по городу, а также посетили Коммерческий Клуб и Коммерческую палату Сиэтла [6, с. 7]. 5 января 1918 года «Шилка» ушла во Владивосток.

При этом судну были организованы торжественные проводы, импровизированный оркестр из добровольцев исполнил несколько произведений, проводить «Шилку» пришло и около 200 членов профсоюза «ИРМ» [7, с. 3]. После отплытия, власти города подвергли жесткой критике местные печатные издания, распространивших ложную информацию о подрывной деятельности экипажа. В опубликованных материалах отмечалось, что благодаря жесткому обращению со стороны властей Соединенных Штатов рабочие России увидят в них своего врага и никогда не примут ценностей демократии [8, с. 4]. Рассмотрим последствия революционной агитации Н. Д. Крюкова и его команды. Кроме профсоюзной организации «ИРМ» информация о победе русского пролетариата заинтересовала и «Американскую федерацию труда», которая стояла на позициях классового сотрудничества с предпринимателями В конце ноября 1918 года промышленные союзы доков Сиэтла потребовали увеличения оплаты труда чернорабочих, что прежде всего, было обусловлено инфляцией из-за которой их минимальные расходы увеличились с 1915 года почти в два раза.

Положение усугублялось распространением письма главы Emergency Fleet Corporation (EFC) Чарльза Пиза к владельцам верфей Сиэтла через профсоюз Металлургической отрасли в котором он угрожал расторгнуть контракты в случае повышения оплаты труда [9, с. 10-11]. Как следствие 110 профсоюзов через Центральный Трудовой Совет Сиэтла инициировали проведение всеобщей забастовки. Она началась всего через год после убытия «Шилки» в Советскую Россию 6 февраля 1919 года. В ходе недельной забастовки профсоюзами рабочих был сформирован Генеральный забастовочный комитет, который в свою очередь создал подразделения фактически дублирующие функции полиции, пожарной охраны, коммунального хозяйства, а также распределяющие продукты питания [9, с. 20-21, 40-41]. Профсоюзами была организована широкая пропаганда в виде листовок и плакатов, при этом одним из самых распространенных лозунгов стал лозунг: «Россия сделала Это»: «Русские показали нам выход. Что вы собираетесь делать с этим?

Вы обречены быть рабами, до тех пор пока не умрѐте или не откроете глаза, поймите, что Вы и босс не имеете ничего общего, эксплуатирующий нас класс должен быть свергнут, и ты, рабочий, должен иметь контроль над своей работой, и через неѐ иметь контроль над своей жизнью, вместо того чтобы быть жертвой шесть дней в неделю, а они будут получать прибыль из твоего пота и тяжѐлого труда» [9, с. 57]. По разным источникам в забастовке приняли участие в начале от 35 тысяч до 65 тысяч человек, а к концу недели количество бастующих достигало от 100 до 350 тыс. человек, кроме того имеются сведения о поддержке забастовке и в других портах Соединенных Штатов. Учитывая динамику развивающихся событий власти Сиэтла вынуждены были прибегнуть к дополнительному найму 2,5 тысяч охранников с ограниченными полномочиями, что бы хоть что-нибудь противопоставить вышедшим из под контроля профсоюзам. В своем выступлении мэр Сиэтла Оли Хенсон напрямую провел параллель между событиями в Петрограде в 1917 году и происходящей в Сиэтле забастовкой солидарности [10].

Несмотря на такое сравнение подчеркнем, что забастовка носила исключительно мирный характер и через неделю после многочисленных переговоров была прекращена. Предположения о том, что забастовка рабочих была напрямую спровоцирована большевиками не имеют под собой никакого основания и «следа Москвы» учитывая отсутствие прямых контактов между молодым Советским государством и рабочими профсоюзами Соединенных Штатов в этих событиях не прослеживается.

Однако следует признать косвенное влияние пропагандистской деятельности экипажа «Шилки», на будущие выступления профсоюзов и распространение идей революции среди иностранных рабочих прежде всего из-за солидарности Советскому пролетариату и преемственности моделей Русской революции.

Библиография

1. Краснознаменный Тихоокеанский флот. М.: Мин. Обороны, 1981. 2. Мухачев Б. И. Вымпел революции. Хабаровск, 1980. 3. Российский Государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). Ф. 2112. 4. Daily capital journal. № 305, December 24, 1917. Salem, Oregon. 5. Seattle Daily Times. Monday Evening, December 24, 1917. Seattle, Washington. 6. THE SEATTLE STAR. JANUARY 01, 1918. 7. The Seattle star. January 09, 1918. 8. The Tacoma times. January 03, 1918. 9. The Seattle General Strike. Seattle Union Record Publishing Co., Inc. 1919 10. The Seattle General Strike of 1919 [Электронный ресурс]. URL: http://www.prole.info/texts/seattle1919.html (Дата обращения: 6.06.2011).

Гуринов Сергей Леонидович




Другие новости и статьи

« Особенности производства и снабжения стрелковым оружием в России в годы Первой мировой войны как фактор формирующий специфику военных действий Гражданской войны

Организация учета вещевого имуществ в воинской части »

Запись создана: Понедельник, 21 Май 2018 в 9:49 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы