Лженауки в СССР в 1930—1940-е годы



Лженауки в СССР в 1930—1940-е годы

oboznik.ru - О причинах крушения СССР и фальсификации истории

Идеологический контроль в советской науке сыграл большую роль как в жизни ученых, подвергшихся репрессиям, так и — более глобально — в развитии некоторых научных сфер России XXI века. Цель: выяснить, как повлиял идеологический контроль на отдельные сферы наук в СССР и на ученых в этих сферах, а также на современную Россию. Коммунистическая идеология повлияла на все сферы общественной жизни страны. Наука — не исключение, а, пожалуй, наиболее развитая отрасль народного хозяйства СССР. Советское государство стремилось к построению коммунизма, и идеология марксизма-ленинизма порой не позволяла развиваться перспективным наукам.

Это привело к идеологическому контролю в исследованиях, массовым репрессиям ученых, и, в конце концов, внесением в список «лженаук». Наряду с постоянным административным контролем за развитием фундаментальных и прикладных наук, партийный контроль выливался в кампании репрессий.

Как следствие, некоторые науки объявлялись буржуазными и идеалистическими, а их приверженцы подвергались гонениям, вплоть до высылки их страны и расстрела. Некоторые причины жесткой цензуры: 1) построение коммунизма, следование идеологии марксизма-ленинизма; 2) по мнению некоторых историков, репрессии проводились по личным убеждениям И. В. Сталина;

3) риск отхождения от общепринятой идеологии, что могло привести к контрреволюции. Далее автором исследуются такие науки как генетика и педология, одно из направлений психологии. Причины выбора их выбора таковы, что, во-первых, деятельность в этих направлениях была официально осуждена и запрещена, а их приверженцы подвергались репрессиям, что задокументировано. Во-вторых, генетика, близко связанная с медициной, и детская психология являются одними из тех наук, в которых Россия отстает от ведущих стран. В середине 1930-х годов началась кампания против генетики. Называя ее «буржуазной наукой», Т. Д. Лысенко утверждал, что генов не существует и обвинял ученых в предательстве советского строя.

Его политическую преданность и научно-практические достижения «яровизации» (физиологической реакции растений на охлаждение, вызванной адаптацией к сезонным изменениям умеренного климата) поддерживал и сам И. В. Сталин, благодаря которому Т. Д. Лысенко в 1938 году возглавил ВАСХНИЛ. Гонения на классическую генетику начались из-за «противоречия» идеологическому строю и якобы поклонения западу, а после ее публично стали называть «фашистской наукой». Генетиков репрессировали, высылали из страны, лишали должностей и званий, заставляли признать мичуринскую биологию и отказаться от своих догматов подвергали аресту и расстрелу. Настала пора «лысенковщины», возник конфликт интересов.

Один из ярчайших примеров — влиятельный ученый, работавший в естественно-научном направлении, Н. И. Вавилов. В 1920-х годах он возглавил Всесоюзный институт растениеводства, провозгласив главной задачей повышение урожайности всех видов угодий. Сотрудничал с иностранными коллегами: Америка, Англия, Индия, Германия, Шотландия). Однако, Вавилов обоснованно не признал «мичуринскую» биологию и тем самым, стал первым врагом Лысенко. 6 августа 1940 года генетика арестовали: НКВД вернули Вавилова в Москву. В постановлении говорилось: «Установлено, что в целях опровержения новых теорий в области яровизации и генетики, выдвинутых советским ученым Лысенко и Мичуриным, ряд отделов ВИРа по заданию Вавилова производили специальную работу по дискредитации выдвинутых теорий Лысенко и Мичурина… Продвигая заведомо враждебную теорию, Вавилов ведет борьбу против теорий и работ Лысенко. Цицина и Мичурина, имеющих решающее значение для сельского хозяйства ССССР». Приговорен к сметной казни, позже наказание заменено на 15 лет лагерей, где генетик скончался в 1943 году. Печально известная сессия ВАСХНИЛ 1948 года, на которой Лысенко выступает с докладом «О положении в биологической науке», заканчивается полным запретом генетики и увольнением целого ряда ученых. Из библиотек изымают книги, генетика перестает существовать. Некоторые ученые, под угрозой остаться без имени и работы, принимают сторону Лысенко и меняют направление деятельности (Н. Д. Дубинин, И. А. Раппопорт).

Таким образом, генетика в 30—50-х годах ХХ века находится в «черном списке» СССР. О том, чтобы догнать западные страны в этом перспективном направлении не может быть и речи: десятки талантливых ученых расстреляны и высланы из страны. Ученые боятся отойти от заданного государством курса, их прежде объективная деятельность служит государственной пропаганде и идеологии. Можно ли назвать это наукой, когда цензура заставляет ученых подстраиваться под идеологию марксизма-ленинизма? Едва ли. На стыке психологии и педагогики появилась новая комплексная наука — педология, которая изучала влияние наследственного фактора и социальной среды на формирование интеллектуальных способностей ребенка, определяющих его дальнейшее развитие. В СССР педология находилась на пике своего развития в 1920-е годы. В школах практиковали психологические тесты, и в их результате комплектовали классы, организации школьного режима и т. п. Задача педологии — выяснить, как учатся ученики. Однако из-за противоречия идеологической политики эту науку, как и многие другие, запретили. Постановление ЦК ВКПб «О педагогических извращениях в системе «Наркомпросов» (1936) ликвидировало педологию как самостоятельную науку. Ученым советовали переквалифицироваться в педагогов, их работы подверглись критики, а некоторых даже репрессировали.

Например, А. Б. Залкинд, лидер педагогического движения в СССР. Под его предводительством проходит первый педагогический съезд, он возглавляет Институт психологии, педологии и психотехники. В конце 1931 года обвинен в «меньшевиствующе-идеологическом эклектизме». В 1931 году А. Б. Залкинд был снят с должности директора Института психологии, а также, исключен из Президиума Общества психоневрологов-материалистов. Предположительно, совершил суицид. Идеологический контроль повлиял на развитие науки не только в Советском Союзе, но и в современной России. Отсутствие классической генетики и педологии сделало разрыв между Россией и ведущими странами весьма существенным: по оценкам ученых, наша страна отстает примерно на 30 лет в развитии медицины и психологии, в частности, детской. Выделяется множество причин, и одна из них — именно запрет наук и жесткая цензура в СССР. В пример можно привести Финляндию, которая считается одной из лучших по качеству школьного образования.

Усиление внимания к детям с «особенностями» развития началось в 1940— 60-х годах, что, по сути, говорит об исследованиях и в области педологии. Сейчас в средних школах и колледжах обязательно работает детский психолог, а спецшкол нет, так как абсолютное большинство (62 %) зданий адаптировано для инвалидов. Им предоставляют помощников (koulunkäyntiavustaja), выплачиваются стипендии, актуализируются смешанные классы. Так как генетика и медицина достаточно тесно связаны, был проведен анализ между ведущими странами (Китай, Сингапур, Япония) и Россией. По оценкам ученых-экономистов и социологов, Россия отстает в здравоохранении примерно на 85 лет от восточных коллег. Если Китай лидирует по количеству долгожителей (с 36 лет возраст достиг 73 за 60 лет), то Россия — по количеству смертности в младенчестве. Например, смертность в Китае на 2005—2010 годы по данным ООН — 1,9 на тысячу младенцев; в России — 10,7. Это лишь один критерий анализа, а существует еще и технологическое, психологическое и т. д. Таким образом, Россия существенно отстает от восточных и западных стран, что, безусловно, сказывается не только на авторитете страны, но и на жизни ее граждан.

При самых благоприятных экономических, социальный и прочих условиях, мы «догоним» другие страны только через 130 лет. Одной из причин подобного отставания стал запрет в СССР в самом начале развития генетики и педологии, которые являлись одними из самых перспективных сфер науки.

Соколова Дарья




Другие новости и статьи

« Швейцарские наёмники – страшный сон средневековой Европы

Западное влияние на российский императорский двор »

Запись создана: Среда, 23 Май 2018 в 4:57 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы