25 Октябрь 2018

Проблемы современной отечественной журналистики

Целостность российского информационного пространства сохраняется благодаря в том числе региональной журналистике, которая встает перед решением как общих для отечественных СМИ проблем, так и сугубо специфических — диктуемых местными реалиями.

Снижение качества отечественной журналистики

Современная журналистика перестала быть эффективной и действенной. Если прежде в отделе писем редакции на каждое письмо или жалобу заводился специальный формуляр, если в каждом СМИ была рубрика «Мы выступили. Что сделано?», то сегодня от такой практики в большинстве редакций отказались, как и от отделов писем. Отсюда — падение доверия аудитории, которая уже не видит в журналистах защитников. В современной журналистике много сообщений — мало анализа. В связи с этим известный публицист Л. Никитинский говорит следующее: «В журналистике циркулируют высказывания. Сообщение нейтрально, а высказывание сразу обладает энергией и всегда хочет произвести эффект. Когда ваше высказывание породило некое обсуждение, тогда и начинается журналистика.

Журналистика — это не то, что кто-то хочет услышать. А то, что кто-то хочет сказать. Первичным является мотив высказывания» [1]. Как известно, профессионализм — это деятельность, осуществляемая на основе системы кодов, в журналистике—на основе профессиональных и этических стандартов. Систематическое пренебрежение принципами и правилами, устойчивое применение которых и позволяет той или иной деятельности воспроизводиться, т.е. существовать, может привести к кардинальному изменению характера деятельности. Непрофессионализм проявляется в работе и корреспондентов, и редакторов, и медиавладельцев, многие из которых не имеют специального образования, да и не считают нужным его получать, оправдываясь тем, что журналистика была, есть и будет открытой сферой.

Но именно это приводит к снижению профессиональной культуры, чему, конечно, есть объяснение. Во-первых, огромное количество СМИ нередко смешивают журналистику, рекламу и PR, и такая нежелательная интерференция происходит по причине внешней схожести функций, методов, типовых средств и др. в трех перечисленных видах творческой массово-информационной деятельности. Это, во-вторых, позволяет владельцам и учредителям СМИ ставить перед корреспондентами некорректные задачи (например, вместо правдивого отражения событийной картины, объективного анализа социальных проблем нацеливать их на создание и «продажу» положительного имиджа спонсоров, невзирая на их репутацию, и т.п.). В-третьих, сами журналисты по разным причинам сознательно нарушают профессиональную этику. То есть перерождение журналистов может происходить потому, что в нашей профессии постоянно присутствует «зона риска»: велика опасность нарушения правил и норм деятельности при сохранении внешних атрибутов. Культура журналистской профессии должна демонстрироваться прежде всего в качественных СМИ, но таких изданий не так много, а в социальных сетях, которые некоторые исследователи склонны относить к «гражданской журналистике», информация подается сознательно пристрастно и предвзято.

Журналистика становится всё более корпоративной

Директор департамента «Факультет журналистики» Уральского федерального университета Б. Лозовский пишет: «…СМИ и журналисты становятся частью корпорации, в качестве которой может выступать страна, регион, муниципалитет. Всё более усиливается участие государства в медиаотрасли, в том числе посредством законодательного регулирования» [2, с. 45]. Клановость имеет сугубо прагматические карьерные цели. Тусовочная журналистика рассчитана на узкую — свою — аудиторию и поддерживается лишь благодаря недальновидности издателя в лице государства или некой корпорации. Такая ситуация рано или поздно должна была привести к лояльности, что и демонстрируют СМИ. Расчет лишь на самовыражение, пренебрежение интересами аудитории приводят к ее оттоку (эксперты считают, например, что уже и телеаудитория от 20 до 40 лет уходит в интернет).

Журналистика находится под различными видами давления — политического, экономического, корпоративного и др.

В Российской академии народного хозяйства и государственной службы проходит курс открытых лекций Liberal Arts Speaking, посвященных журналистике, и одну из них прочитала Татьяна Лысова (главный редактор газеты «Ведомости» с 2002-го по 2007-й и с 2010-го по 2017-й год). Она, выделив различные виды давления, сказала, что их совокупность рождает самоцензуру, что неизбежно приводит к боязни потери. Одни (владельцы, издатели) боятся потерять деньги, другие — бизнес, партнеров, рекламные контракты, друзей. В результате журналистика теряет доверие, она перестает быть в общественном сознании необходимым видом деятельности [3]. И сегодняшнее активное развитие блоггерства (со всеми его плюсами и минусами), возможно, есть общественная реакция на измену журналистики самой себе (она превращается в пиарналистику, политическую и коммерческую «джинсу» и др.). Между тем демократическое общество нуждается в подлинной журналистике — социальном контролере, одном из элементов и признаков гражданского общества.

Медленно развивается независимый сегмент СМИ

В мае 2015 г. на медиафоруме ОНР в СанктПетербурге Президент РФ В.В. Путин сказал: «… Общество в целом заинтересовано в развитии независимого сегмента СМИ… И поэтому, конечно, нужно отработать такую систему поддержки, чтобы она распространялась на всех». Именно созданием условий — правовых, экономических, идеологических — для развития региональных СМИ и должны заниматься отвечающие за региональную информационную политику, а не заниматься мелочной опекой редакций государственных СМИ, вмешиваясь в их политику; не создавать государственные информационные холдинги, а делать так, чтобы в регионах могли создаваться и функционировать на равных с государственными общественные, частные и др. СМИ. Сегодня в г. Воронеже разной степенью независимости своей редакционной политики обладают газеты «Коммерсантъ» (вкладка), «Коммуна», «”Московский комсомолец” в Воронеже», «МОЁ!», эфирный телеканал «Вместе-РФ/ВТК 41 Аргус радиостанции «Благовестие», «Борнео». Но развиваются интернетСМИ: «Блокнот Воронеж», «Время Воронежа», «Новости Воронежа», 36on.ru, «Четыре пера», «СВИК-ТВ», Downtown.ru, «Глаза» и др. Появились также новые возможности для свободы слова — социальные сети.

Незначительна роль общественнопрофессиональных организаций

Надеемся, что усилится роль СЖР и будут возникать другие профессионально-общественные организации. Гильдия аналитических журналистов (2012 г.) — некоммерческое партнерство, объединяющее в своих рядах ведущих журналистов, редакторов и иных субъектов медиарынка региона для развития качественной журналистики, повышения качества взаимодействия триады «СМИ — общество — государственная власть», обеспечения предоставления качественной и объективной информации всем жителям региона. Трижды ГАЖ получала государственную субсидию на распределение грантов между независимыми СМИ. Грант — это творческое задание, которые журналисты выполняют абсолютно самостоятельно, не согласовывая ни с кем своих публикаций и руководствуясь исключительно интересом своих читателей. Это дает возможность творческого раскрепощения и ярких результатов. Повторюсь, в рамках обозначенной темы. Например, в 2016 г. тема грантовой программы Гильдии — «Совершенствование освещения в СМИ проблем социально ориентированных НКО и социальных (благотворительных) проектов представителей реального сектора экономики (в том числе, по поддержке НКО)». Налажена система общественного контроля, суть которой в том, что все публикации, выходящие в рамках грантового задания, размещаются в группе Гильдии в социальной сети. Это лишь один пример вполне сбалансированного подхода к государственной поддержке независимых СМИ, который стоит расширять и тиражировать.

У каждого вида СМИ — свои проблемы. Если говорить о прессе, то она практически оставлена без господдержки, она по-прежнему не отнесена к социально значимым отраслям. Есть макропроблемы, требующие решений на государственном уровне: сокращение читательской аудитории традиционных СМИ (закат текстовой эпохи, уход текстовой культуры, преобладание пассивного аудиовизуального восприятия над вдумчивым чтением); снижение уровня образованности и культурного уровня населения; ограничение участия иностранного капитала на рынке печатных СМИ; снижение рекламных доходов на рынке печатных СМИ; рост цен на бумагу и рост затрат на производство; высокие арендные ставки на помещения под офисы издательств, отсутствие льгот. Есть издательские проблемы, проблемы распространителей и проблемы подписки.

Если говорить об электронных СМИ, то в них остается все меньше журналистики и все больше развлечений; преобладает сниженная тематика и проблематика; становятся привычными эпатажность и негативизм, развязность поведения участников программ (как результат — деконструктивность и апатия населения, явная или скрытая агрессивность); увеличивается число ошибок в речи журналистов и ведущих. Какие же «тёмные силы гнетут» региональную журналистику?

• Коллаборационисты в самой профессиональной среде, т.е. работники СМИ, добровольно переходящие в стан пропагандистов, политтехнологов и т.п.

• Владельцы, издатели, учредители, сознательно препятствующие реализации основных задач журналистики, и прежде всего — функции социального контроля.

• Монополисты (госчиновники, полиграфисты, бумагопроизводители, распространители и др.), объективно тормозящие развитие качественной прессы.

• Аудитория, предпочитающая лишь «жёлтую» или развлекательную информацию (хотя, думается, меньше всего в сложившемся положении виноваты читатели, слушатели, зрители. Когда нет достойного предложения, трудно говорить о воспроизводстве качественной аудитории.

И не ее вина, что приходится больше иметь дело с облегченным контентом, «гламуром» и «глянцем»). В заключение — несколько предложений. — При корректировке информационной политики на федеральном и региональном уровне изучить и принять к действию уже существующую концепцию Союза журналистов России «Судьба региональной прессы: проблемы господдержки, приватизации, взаимодействия СМИ и органов власти», а также концепцию модернизации института журналистики Валерия Иваницкого [4] и др. — Прийти к пониманию, что исчезновение с информационного поля СМИ с историей — это поражение учредителей, владельцев и издателей. — Редакциям необходимо опираться на правовую базу, т.е. на комплекс документов (устав, положения, договоры и т.п.), определяющих четкие правила деятельности редакционного коллектива. — Необходимо осуществлять господдержку образовательным программам. — Необходимо вводить (хотя бы на факультативной основе) школьную дисциплину «Медиаобразование». Она была бы полезна и студентам вузов: ведь сегодня нет ни одного человека, который так или иначе не контактировал бы со средствами массовой коммуникации и средствами массовой информации.

г. Воронеж

Литература 1. Иванова Кристина. Обозреватель «Новой газеты»: «С уходом в интернет журналистика становится партизанской» / Кристина Иванова.— http://dragon-news.ru/archives/6221 (дата обращения 6.12.17). 2. Лозовский Б.Н. Новая корпоративность / Б.Н. Лозовский // Ценностный потенциал современных СМИ.— Воронеж, 2017.— С. 45—49. 3. «Заранее понятно, что на тебя все равно обидятся». Бывший главный редактор «Ведомостей» Татьяна Лысова—о видах давления на СМИ // Meduza.— https://meduza.io/feature/2017/11/20/zaranee-ponyatno-chtona-tebya-vse-ravno-obidyatsya (дата обращения 6.12.17). 4. Иваницкий В. Программа модернизации института российской журналистики / В. Иваницкий.— http://www.relga. ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2947&level 1=main&level2=articles (дата обращения 6.12.17).

Владимир Тулупов

Другие новости и статьи

« Аграрные отношения в годы Первой мировой войны

Влияние новых медиа на политическое поле России »

Запись создана: Четверг, 25 Октябрь 2018 в 19:48 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика