Дальний восток России в военно-техническом сотрудничестве с союзниками в годы Первой мировой войны
Начавшаяся Первая мировая война обнажила острую проблему в снабжении противостоящих друг другу армий предметами военного имущества. К концу 1914 г. «…противоборствующие коалиции израсходовали имеющиеся запасы и испытывали недостаток в вооружении и боеприпасах, поскольку их генеральные штабы, готовясь к войне и разыгрывая ее возможные сценарии, рассчитывали закончить боевые действия в короткие сроки с имеющимися мобилизационными запасами, пополняемыми небольшим текущим производством на оборонных заводах»1 . Наиболее остро дефицит военного имущества проявился в русской армии, вылившись в «кризис вооружений», поразивший войска в конце 1914 – начале 1915 г. Армия, промышленность и правительство оказались не подготовленными к затяжной и крупномасштабной войне. Российскому правительству уже с самого начала войны пришлось прибегать к систематическим закупкам материальных ресурсов у союзников по Антанте и в США.
Военно-техническое сотрудничество с союзниками становится важным элементом в механизме борьбы с «кризисом вооружений» царской армии и мерах, предпринимаемых для развития оборонной промышленности. Однако сложность организации поставок материального имущества из-за рубежа заключалось в том, что они пришлись на периферийные порты и регионы страны соответственно, которые для этого были совершенно не приспособлены. В связи с активизацией военных действий в Черном и Балтийских морях для «…сношения с внешним миром у России оставалось только два порта: Владивосток и Архангельск» . Таким образом, уже с началом войны, наряду с Архангельском, который стал главным портом Европейской части страны, к принятию грузов был подключен и Владивосток. Принятие Владивостоком стратегических грузов из-за рубежа стало «Главным направлением деятельности по оказанию помощи фронту…» .
В процессе налаживания военно-технических поставок к принятию иностранных грузов, был подключен и порт Николаевска-на-Амуре. Направление иностранных грузов в Дальневосточные порты привело к необходимости экстренного развития их инфраструктуры. Главные усилия по модернизации были сосредоточены на Владивостоке. В конце 1914 г. в порту начинается активное строительство. За период 1914–1916 гг. в порту было оборудовано 16 причалов, а общее количество причальных мест с учетом понтонных приспособлений была доведена до 37. Для разгрузки судов и обработки крупногабаритных грузов причалы оснастили 6-ю портовыми и 26-ю береговыми 20 тонными кранами1 . Масштабным явилось строительство крытых складских помещений. К 1917 г. площадь крытых складов составляла с учетом довоенных помещений 155 тыс. кв. м, что позволяло разместить до 369 тыс. т груза. Были увеличены открытые складские территории, площадь которых равнялась 121 тыс. кв. м, что позволяло разместить 254 тыс. т груза2 . В итоге предпринимаемых мер удалось резко увеличить грузооборот Владивостокского порта.
Уже в 1915 г. ввоз грузов во Владивосток превысил норму мирного времени, нося «…ярко выраженный оборонительный характер»3 . В 1916 г. порт работал наиболее напряженно: привоз превысил вдвое даже импорт предыдущего года. Если в 1914 г. грузооборот порта составил 1 323 669 т, то в 1916 г. 2 628 053 т, причем 2 098 960 т составил импорт товаров4 . Мероприятия по развитию Николаевского порта по своему содержанию были аналогичны тем, что проводились во Владивостоке, уступая им, пожалуй, лишь по масштабам. К началу 1917 г. в Николаевске-на-Амуре из числа планируемых к постройке шести пакгаузов были возведены четыре площадью в 2867 кв. м. Были построены свайная эстакада и все планируемые понтонные причалы. Улучшилась навигация в Амурском лимане. Таким образом, Первая мировая война значительно усилила торгово-транспортное значение Дальнего Востока. Будучи глубоким тылом, регион приобрел особую роль в развитии внешнеэкономических связей России.
Кроме Дальневосточных портов, большая нагрузка легла на транспортную сеть региона. С ростом грузопотоков, шедших из-за границы через Владивосток, усилилась нагрузка на железнодорожный транспорт, связывающей дальневосточную окраину со всей Россией1 . В этой связи особая нагрузка легла на Китайско-Восточную железную дорогу (далее КВЖД). За 1914–1916 гг. грузооборот КВЖД увеличился на 97%, а входящей в ее состав Уссурийской железной дороги на 54,4%2 . Однако, несмотря на интенсификацию работы всех служб и подразделений железной дороги, наладить своевременную вывозку грузов в центральную часть страны не удавалось. Это являлось одной из главных причин постепенного затаривания грузами Владивостока, его пригородов и станций КВЖД. Так, к маю 1917 г. во Владивостоке находилось не менее 355 тыс. т различных грузов, КВЖД же могла вывезти чуть более 221 тыс. т грузов .
Подобное положение дел побудило часть иностранных грузов направлять на Николаевск. Расчет делался на то, что доставленные в Николаевский порт грузы можно будет перевозить по Амуру в Хабаровск, Благовещенск и далее транспортировать по введенной в строй в 1916 г. Амурской железной дороге. В навигацию по Амуру из Николаевска можно было перевести до 327 тыс. т различных грузов4 . Однако этот расчет не оправдался. Главная проблема в перевозки грузов по железной дороге состояла в нехватке подвижного состава. КВЖД уже с начала войны испытывала острый дефицит вагонов для транспортировки грузов. Согласно утвержденным планам, для Владивостока суточная норма подвижного состава составляла 160 вагонов .
На деле среднее количество вагонов, ежедневно предоставляемых для вывоза грузов, равнялась не более 150 вагонов. Одна из основных причин нехватки вагонов заключалась в том, что на пути в центр страны из Владивостока подвижной состав проходил участки разных железных дорог: Уссурийской, Амурской, Забайкальской, Сибирской и т.д., имевших самостоятельный учет. Между железными дорогами страны образовалась большая и сложная вагонная задолженность. Только Забайкальская железная дорога к 1916 г. должна была вернуть во Владивосток 7485 вагонов6 . В декабре 1916 г. в распоряжении КВЖД насчитывалось всего 891 свободный вагон7 . Поэтому реализовать мероприятия по вывозу грузов из Владивостока и усиления вагонного парка КВЖД впредь до поступления вагонов из Европейской части было невозможно.
Таким образом, Дальневосточный регион в годы войны, кроме естественных обязанностей, вызванных военным временем, взял на себя и специфические, вызванные его включение в систему военно-технического сотрудничества с союзниками. Дальневосточные порты стали важным звеном в системе международных транспортных связей в лагере Антанты и принимали, наряду с портами Европейского севера, основной поток иностранных грузов, а КВЖД являлось важнейшей транспортной артерией, снабжающей отечественные предприятия промышленным оборудованием и сырьем, а армию – оружием.
Виноградов Павел Валентинович
Другие новости и статьи
« Влияние визуального ряда кинематографических произведений периода Гражданской войны на зрителя
Роль учредительного собрания в революции и гражданской войне в России »
Запись создана: Пятница, 10 Январь 2020 в 0:12 и находится в рубриках Новости, Первая мировая война.
метки: Первая мировая война
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика