11 Январь 2020

Образ гражданских конфликтов и гражданских войн в литературе, искусстве, национальной памяти

oboznik.ru - Шел август 1921 года. Гражданская война, необычайно измучившая огромную страну, наконец заканчивалась
#гражданскаявойна#война#история

В данной работе я рассмотрю гражданскую войну с точки зрения искусства, а именно авторов, которые посветили часть своей жизни этой теме. Гражданская война – самая печальная страница в истории каждого государства. В гражданской войне, войне брата с братом, нет героики национально-освободительной войны, войны с иностранным захватчиком, в ней не соблюдаются международные правила и конвенции.

В кoнцe XX в., пoслe тех событий, которые произошли в Росcии, мы можем oтнoсительнo бeспристрaстнo посмотреть, как изображали писатели того времени события, которые были названы гражданской войной. Конечно, те, кто писал о войне, имели свою четко выраженную позицию. Писатели-большевики, такие как Серафимович Александр Серафимович, Шолохов Михаил Александрович, Фурманов Дмитрий Андреевич, Фадеев-Васильев, Григорий Прокофьевич, они отстаивали свою точку зрения на позициях, то что война справедлива, война накажет врагов советской власти, герои в их произведениях четко делятся на своих и чужих. Вражда их непримирима.

В тоже время как писатели-интеллигенты, такие как Иван Шмелев, Михаил Булгаков и Борис Пастернак были по ту сторону баррикад. Для писателей беспартийной ориентации война имела другой смысл, они писали о том, что война братоубийственна, то, что большевики и их власть разрушает и убивает людей и их жизнь, но, к сожалению, действия белых страшны не менее красных. Но все же в одном все русские писатели сходятся: война жестока, человек на войне ожесточается, ему приходится преступать общечеловеческие нравственные законы. Далее я хочу разобрать понятие войны и показать образ человека в произведениях писателей. Также объяснить, как гражданская война предстает в произведениях, независимо от социально-политических оценок. Михаил Шолохов в рассказе «Родинка» показывает, как отец убивает сына и только по родинке узнает, что стал сыноубийцей.

В «Конармии» Бабеля мальчик-красноармеец диктует автору письмо, в котором рассказывает, как старший брат пытал отца, потому что тот был врагом, как сам потом был убит. Братоубийственный характер гражданской войны ощущает на себе Юрий Живаго, герой романа Б. Пастернака, врач, предназначение которого спасать жизни людей. Герой пьесы М. Булгакова «Бег» белогвардейский генерал Хлудов тяжким бременем несет в себе память о повешенных по его приказу людях. В центре романа А. Фадеева «Разгром» – образ командира партизанского отряда Левинсона. Жизнь этого человека подчинена служению революции, именно во имя революционной целесообразности действует командир. Он воспитывает своих бойцов (Морозка), он в любом случае берет ответственность на себя. Но революционная целесообразность требует жестокости не только к тем, кто является и считается врагом, но и к тем, кто просто мешает революции.

При этом деятельность Левинсона становится абсурдной: он и его отряд сражаются за трудовой народ, но ради сохранения отряда Левинсон вынужден отнять свинью у корейца (простого крестьянина, ради которого и ведется война), семья корейца скорее всего погибнет зимой от голода, Левинсон отдает приказ отравить смертельно раненного Фролова, т.к. раненые мешают продвижению отряда. Именно офицеры являются героями романа и пьес М. Булгакова. Алексей Турбин – русский офицер, прошедший германскую войну, настоящий боевой офицер, цель которого защищать родину, а не воевать с собственным народом. Булгаков показывает, что власть Петлюры в Киеве ничуть не лучше власти большевиков: грабежи, карьеризм во власти, насилие над мирным населением. Алексей Турбин не может воевать с собственным народом. А народ, по мнению героя, поддерживает большевиков.

Именно пафос опустения, мертвой земли, людей без будущего звучит в «Солнце мертвых» Ивана Шмелева. Действие происходит в Крыму, который до революции был цветущим раем, а сейчас, после гражданской войны, превратился в пустыню. В пустыню превращаются и души людей. Следующую часть хочу посвятить любви и нравственном выборе в романах о гражданской войне. Революция и гражданская война – не время для любви. Но писатели не могут не говорить о вечном. Герои рассказа Б. Лавренева «Сорок первый» – белогвардейский офицер Говоруха-Отрок и красноармеец Марютка. Волею судьбы и автора они оказываются на острове вдали от гражданской войны, между ними вспыхивает чувство. Но Марютка убивает любимого тогда, когда перед нею встает социальный выбор – революция превыше всего, превыше человеческого счастья и вечной любви. Так, герой «Чевенгура» А. Платонова Копенкин преданно любит Розу Люксембург, которую никогда не видел. Как уже говорилось, для революционеров такой нравственный выбор однозначен: целесообразно все, что служит революции. Для российской интеллигенции этот выбор крайне труден.

С одной стороны, именно интеллигенция принимала участие в революции или сочувствовала ей. С другой стороны, ужас гражданской войны, большевистский террор отвратил интеллигенцию от происходящего или заставил служить ее идеям, несмотря на внутренние противоречия. «Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая в ответ одно на другое, точно перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу, бросалась в голову, ею заплывали глаза», – так пишет Борис Пастернак. Его герой не хочет быть ни на чьей стороне, как истинно русского интеллигента его привлекает общечеловеческая истина. Но стать в стороне от войны не удается никому. Совсем иная судьба – судьба, приводящая героиню в стан большевиков, у Любови Яровой. Позиция автора пьесы, К. Тренева, однозначна – жизнь Любови Яровой обретает смысл только в служении народу, революции, т.е. большевикам.

Правда, в жертву героиня должна принести своего мужа – поручика Ярового. «Россия, кровью умытая» – так называется роман Артема Веселого, писателя, погибшего в сталинских застенках. Многоголосая Россия, сражающаяся, запутавшаяся в выборе, страстная, сильная – такой предстает страна в романе. Название же его символистично. Так можно определить и отношение всех отечественных писателей к теме гражданской войны, независимо от их политической и социальной ориентации. Читая произведения о гражданской войне, мы не можем не вспомнить слова Пушкина: «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Ковалевская Олеся Владимировна

Другие новости и статьи

« Антибольшевистское движение в годы Гражданской войны в современной российской историографии

Питание рабочего населения провинциального советского города (на примере Оренбурга): опыт моделирования продовольственной корзины »

Запись создана: Суббота, 11 Январь 2020 в 0:15 и находится в рубриках Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика