Забытая книга «для народного чтения»



Забытая книга «для народного чтения»

oboznik.ru - Из бумаги больше вычитаешь, или о превосходстве традиционных книг над электронными

Одним из виднейших деятелей русской общественной мысли середины XIX в. был известный писатель, философ, общественный деятель князь В.Ф. Одоевский. Помимо всего прочего, он был известен еще и как популяризатор науки1 . Такую известность он приобрел отчасти и благодаря своей работе над созданием так называемого «народного чтения». Оно, по замыслу Одоевского и его единомышленников, имело целью просвещение крестьян посредством литературы, подготовленной специальной для них. Таким образом, за «народным чтением» стояло стремление сделать науку более доступной для простого народа.

Реализуя свою идею о создании «народного чтения», Одоевский в 1843–1848 гг. был одним из соиздателей журнала «Сельское чтение» – сборника статей общеобразовательного и прикладного характера для крестьян. Другим соиздателем «Сельского чтения» был А.П. Заблоцкий-Десятовский, с 30-х гг. XIX в. входивший в кружок либеральных чиновников вместе с кн. В.Ф. Одоевским, Н.А. Милютиным, Ю.Ф. Самариным и др. С ними же он и работал над проектом создания системы школ для обучения крестьян. По мысли Заблоцкого-Десятовского, бывшего в то время редактором Журнала Министерства государственных имуществ, журнал «Сельское чтение» должен был решить проблему недостатка книг для открывающихся созданных усилиями Управления государственного имущества сельских школ. Главным достоинством этого журнала, как отмечал литературный критик В.Г. Белинский, было то, что «все мысли в нем излагаются не поучениями, не сентенциями, но живым, увлекательным и наглядно убедительным образом, или в виде повестей, рассказов, или разговоров, имеющих драматический интерес» .

Особенно подчеркивал Белинский преимущества последних: «Говорят крестьяне; следовательно, вопрос решается крестьянским умом»1 . Этот журнал вызвал бурную реакцию московских славянофилов, в частности А.С. Хомякова и К.С. Аксакова, посчитавших вредным, неуважительным учить народ, глядя на него свысока. Так, Хомяков в 1845 г. писал, что издание «Сельского чтения» ему кажется «крайне оскорбительным явлением и выражением глубокого, ничем не заслуженного и во всяком случае непозволительного презрения к просвещаемому»2 , а Аксаков, обрушиваясь на саму идею народного чтения за то, что оно подразумевает выделение народа «в особенный отдел людей», для которого «не существует общего чтения, как для всех людей вообще, а изготовляется нарочно чтение народное»3 , гораздо позже, в 1859 г. критиковал «Сельское чтение», потому что оно подходит к народу, «как уж к совершенно несмысленному ребенку», и особенно Одоевского, «который чуть не говорил народу "душенька народ, миленький народенька"» .

Такие отзывы стали причиной ссоры Одоевского с московской партией славянофилов в 1859 г. и последовавшим за ней отчуждением Одоевского от славянофильства вообще5 . Однако, несмотря на неодобрение своих друзей, знакомых и единомышленников как во время, так и после издания «Сельского чтения», труды в области образования для крестьян были продолжены – ЗаблоцкийДесятовский при участи В.Ф. Одоевского составил и издал совместно «Рассказы о Боге, человеке и природе» (1849)6 – книгу, менее известную среди прочих сборников, журналов и статей, созданных для народного чтения, но определенно заслуживающую серьезного внимания. «Рассказы о Боге, человеке и природе» были изданы Заблоцким-Десятовским при участии Одоевского в 1849 г. За основу этой книги было взято сочинение виртембергского педагога Раймонда Вурста «Das erste Schulbuch» .

Сама книга была предназначена для детского чтения дома и в школе. Издатели, говоря об «условиях употребления этой книжки», заявляли, что при издании книги намеревались «соединить в одной книжке основные понятия о существенных предметах в жизни всякого человека… в таком виде, чтобы чтение ее служило, с тем вместе, и средством развития мыслящей способности в детях»1 . Для достижения заявленной цели были использованы такие способы изложения, как рассказ, разговор, повесть, афоризм.

Издатели отмечают, что для этой книги был использован, в основном, обыкновенный разговорный язык, кое-какие страницы были написаны языком простонародным, где-то были с намерением введены термины и обороты речи, но, в общем, они «стремились… к точности, ясности и простоте выражения; старались, в особенности, избегать напыщенности и ложной восторженности», «желали, чтобы дети полюбили родной язык в его простоте, – необходимой принадлежности всякой истины, и поняли бы, что слово, – великий дар Творца, не должно никогда служить орудием лжи, быть гробом повапленным»2, 3.

Позиция издателей по вопросам народного образования была выражена следующей фразой: «Не учите простолюдина ни физике, ни химии, ни другим наукам; но дайте ему средство понимать явления, совершающиеся вокруг него, хоть для того, чтобы он не тушил пожар от грозы молоком, не думал бы, что скотская чума ходит в виде женщины, не приписывал бы падеж скота в своем доме недоброму месту, не чуждался бы врачебных мер и опрятности, не верил бы знахаркам, и, исполняя какую-либо должность в сельском быту, лучше бы понимал, чего от него требует Начальство».

В книге представлены рассказы, в которых простым и доступным языком повествуется о Боге, совести, душе, природных явлениях, качествах человека, занятиях людей, болезнях, сторонах света и т.д. Но особенный интерес в «Рассказах о Боге, человеке и природе» представляет первая глава: «История общественной жизни, ее потребностей и обязанностей». Эта глава состоит из одиннадцати рассказов. В них была предпринята попытка объяснить, что такое общество, как оно появилось, какими законами они регулируются и как появились эти законы.

В первом рассказе «Истории общественной жизни…» описаны события, в результате которых сформировалась простая община и появились первые законы. Начинается рассказ с того, что каждый из двух живущих в плодородной, но пустынной местности отцов семейства очертили территорию, которую будут занимать, договорившись не посягать на территорию другого и совместно защищать собственность каждого. Покой двух новоиспеченных хозяев нарушает незнакомец, который приходит со своими работниками в сад Якова и решает, игнорируя его, распорядиться там. Яков же позвал Иосифа, и они вместе дали отпор незнакомцам и объяснили принципы устройства их союза. Незнакомец «был человек рассудительный», согласился с тем, что был неправ, «и просил только, чтобы они приняли его в свое общество», «ибо он понял, что людям необходима взаимная помощь»1 .

После того как в общество приняли первого незнакомца, стали приходить другие незнакомцы, также желавшие стать частью растущей общины. Для общего блага и безопасности в общине были установлены «три правила, или закона: 1) Никто не должен делать того, что может оскорбить другого, или нарушить его права собственности. 2) Никто не должен мешать другому распоряжаться его собственностью. 3) Никто не может вступить в их общество, если не обяжется исполнять эти законы»2 . В следующих рассказах представлено, как это общество развивалось, реагируя вызовы, связанные с совместным проживанием людей: как после пожара и грабежей установились законы помогать всем в любой неприятности; как для организации помощи была учреждена должность Головы, на которую был выбран Яков, который получил полномочия давать «распоряжения для пользы общей»3 , в обмен на обязанность «указывать всем, что должно делать», и «заботиться обо всем, что касается общей пользы»4 ; как Голова назначил караул и установил первые сборы: на пожарные инструменты и ружья для сторожей; как появились новые правила и законы, «натуральная повинность» (обязанность участвовать в общественных работах), полевые караулы и сельская полиция; как развилась политическая организация общества, появилось сельское правление, а также как появилась школа. В рассказах описывается, как, сначала выполняя работы по очереди, отдельные жители стали получать жалование за свою работу, будь то охрана порядка в селении или пожарное дело, т. е. становились профессиональными работниками.

Но заканчивается история этого общества одиннадцатым рассказом, в котором описывается следующее положение дел в обществе: Головой Яковым были недовольны, так же, как и назначенным сельским правлением школьным учителем, выборные (советники Головы) обвинялись во взяточничестве, жители роптали на принятые законы и уставы, выросла преступность, нарушители закона оставались безнаказанными – в общем, беда случилась с общиной. Такой беды не было в соседней земле, там, по заявлениям «умных, бывалых людей»1 «порядок, и правда, и благодать», потому что «над нею есть Царь, власть которого от Бога!». Услышав это, люди «подумали, посудили и порешили тем, что просить Царя взять их под свой закон», а Царь, в свою очередь, милостиво принял их покорство, и «по селу все пошло как по маслу», и от исполненья царских указов «такое добро пошло, которого никто и не гадал; потому что Царь далеко видит, и судит, – и не по родству и дружбе, а по истинной правде и по произволению Божию».

Заканчивается же эта глава «Песнью Русскому Царю». Таким образом, «Рассказы о Боге, человеке и природе» А.П. Заблоцкого-Десятовского, изданные при участии В.Ф. Одоевского, являются трудом, в котором предпринята попытка не только дать крестьянским детям основы научных практически применимых знаний на доступном им разговорном языке, но и создать у детей хотя бы минимальные представления об истоках современного им общественного устройства, происхождения государства и его институтов, а также обосновать монархическую форму правления, особую роль и «миссию» царя в российской политической системе. Такой подход к передаче крестьянам, и особенно крестьянским детям, элементарных сведений об обществе и истории его возникновения и становления интересен как в педагогическом, так и в социально-политическом плане, и делает «Рассказы о Боге, человеке и природе» выдающимся произведением среди созданных для народного чтения.

Кононенко Олег Сергеевич




Другие новости и статьи

« Антибольшевистское движение в годы Гражданской войны в современной российской историографии

23 апреля 2018 года у стен Финуниверситета прошел торжественный митинг, посвященный дню Победы »

Запись создана: Пятница, 1 Июнь 2018 в 5:15 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы