11 Январь 2020

Утопический проект семьи А.М. Коллонтай

oboznik.ru - Коллонтай Александра Михайловна
#Коллонтай#история#марксизм

Коллонтай видела в буржуазном браке инструмент угнетения женщин и осознавала необходимость изменения института семьи при социалистическом строе. Еще в 1913 г. она провела фундаментальное исследование страхования материнства в России и других странах, где анализируя медицинскую и производственную статистику, обобщила опыт фабричных работниц. Результаты исследования были опубликованы под названием: «Общество и материнство». Одной из самых популярных работ Коллонтай является написанная в 1918 г. работа «Семья и коммунистическое государство», в которой она манифестировала идею переноса ответственности за мать и ребенка на государство. Это вполне можно назвать утопией, описывающей идеальное общество. Как и другие теоретики марксизма, Коллонтай видела главной функцией женщины труд.

Однако она подчеркивала, что без обеспечения государством должных условий это может превратиться в очередное закабаление. Приводя в качестве примера опыт Англии, Франции, дореволюционной России, Коллонтай доказывала, что трудовая повинность в условиях капиталистической системы несовместима с материнством и ведением домашнего хозяйства. Впрочем, Коллонтай писала об отмирании традиционной семьи еще при капитализме. С ее точки зрения, семью в традиционном понимании характеризуют следующие аспекты: хозяйство, обеспечивающее семью необходимым, экономическая зависимость жены от мужа-работника и необходимость заботы о детях. Однако при капитализме семья не производит какие-либо материальные ценности, женщина, как и мужчина, вынуждена работать, чтобы прокормить семью, а это, в свою очередь, частично перекладывает груз заботы о детях с плеч матери на плечи наемных работников, либо же на улицу, в случае с пролетарскими семьями. Все эти факторы говорят о том, что семья как структура требовала пересмотра и реформирования.

Из оставшихся функций Коллонтай называла все то же: воспитание детей и ведение домашнего хозяйства. Это требует значительных затрат труда от женщин, однако никак не оплачивается, отмечала Коллонтай. В ее идеальном обществе эти функции переложены на плечи нового коммунистического государства, а семьи в старом понимании больше нет. Теоретики, исследовавшие вопрос до нее, приходили к выводу, что совмещение рабочей и материнской функции либо невозможно, либо слишком пагубно для здоровья женщины. Коллонтай же полагала, что если переложить вторую функцию на плечи государства, то выиграют все стороны: женщина получит независимость, а государство новых членов общества и квалифицированную рабочую силу .

Домашний труд, по Коллонтай, следовало заменить «общественным обслуживанием», освободив женщину от четырех видов работ: уборка дома, приготовление еды, стирка и починка белья3 . Коллонтай не считала зазорным или «буржуазным» обсуждение таких приземленных вопросов, акцентируя таким образом внимание на том, какой объем работ, выполняемый работницами, остается без оплаты. При этом Коллонтай была уверена, что «все эти четыре стороны домашнего хозяйства, которыми еще держится семья, не являются нужными и полезными для государства [...] они не создают никаких новых ценностей, ничего полезного с точки зрения народного хозяйства».

В вопросе воспитания детей вся материальная часть так же ложилась на государство. Коллонтай считала, что дети должны бесплатно получать учебники, одежду и образование под присмотром опытных педагогов. Важно, что Коллонтай не предлагала отнимать детей у родителей, а хотела лишь максимально упростить их жизнь: государство возьмет на себя лишь «материальную обузу воспитания детей», радость же отцовства и материнства оставит тем, кто способен понимать и чувствовать эти радости»6 . Тем не менее Коллонтай была уверена, что «сознательная» работница не будет разделять своих детей и чужих: «На место узкой любви только к своему ребенку должна вырасти любовь матерей ко всем детям великой трудовой семьи». Соответственно, это влечет за собой изменение статуса отношений женщины и мужчины, вместо традиционной семьи – «товарищеский и сердечный союз двух свободных [...] членов коммунистического общества»1 , идея которого была заложена еще в концепции «новой женщины».

Поскольку семейная сфера в проекте Коллонтай контролируется государством, женщина может не бояться остаться без поддержки. Ее положение теперь зависит не от мужа, а от собственных трудовых сил. Утопичность проекта Коллонтай заключается в том, что она рассматривала лишь социально-экономические аспекты семьи. Как и другие социалисты, предсказывавшие скорое отмирание этого института, она игнорировала духовно-эмоциональную ее составляющую.

Красильникова Анастасия Вячеславовна

Другие новости и статьи

« Проблема территориальной реорганизации России в политике большевиков: идейные представления и практика (1917–1923 гг.)

Антибольшевистское движение в годы Гражданской войны в современной российской историографии »

Запись создана: Суббота, 11 Январь 2020 в 0:09 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика