11 Январь 2020

Деятельность немецких разведывательно– диверсионных школ и вражеской агентуры на территории СССР в 1941–1944 гг. в историографии периода Великой отечественной войны

oboznik.ru - Немцы на Украине. Харьков в период оккупации
#война#СССР#1941

Первые сведения о деятельности немецкой агентуры и школ по ее подготовке появляются в работах периода Великой Отечественной войны. Они создавались в период 1941–1944 гг. в основном сотрудниками органов госбезопасности, предназначались, как правило, для внутреннего пользования. Большим подспорьем в розыске агентуры противника стали вышедшие в мае и сентябре 1943 г. сборники «Материалы по распознаванию поддельных документов», в составлении которых активное участие приняли офицеры 2-го отделения ГУКР «Смерш». В них впервые были обобщены уловки противника по подделке документов. По материалам сборников были подготовлены «Краткие карманные справочники по проверке документов».

В данных работах безапелляционно указывалось на то, что «за годы Сталинских пятилеток в нашей стране ликвидированы эксплуататорские классы и создано нерушимое морально-политическое единство советского народа» и что «в Советском Союзе фашисты не встретили никакой организованной помощи». Традиционно определялись и категории населения, которые пошли на сотрудничество с оккупантами: «русские белогвардейцы, остатки разбитых в СССР эксплуататорских классов, уголовники, политически и морально неустойчивый элементы», «человеческие отбросы, подонки, лишенные совести и чести».

Представляется важным отметить тот факт, что уже в 1942 г. в печати появились данные о том, что немецкая разведка активно использует в своей работе в качестве агентов женщин и подростков. В частности, указывалось, что «немецкая и финская разведки не ограничиваются вербовкой для предательской работы только мужчин. Они вербуют женщин и подростков, имея в виду, что переброска их через линию фронта вызывает меньше подозрений…». Отметим, что в вышеназванных работах акцент делается на анализ деятельности немецкой разведки по засылке агентуры в тыл Красной Армии и Советского Союза. «Противопартизанский вектор» деятельности спецслужб практически не рассматривается. Для обучения партизанских кадров, а также в помощь командирам партизанских соединений были подготовлены своеобразные методические рекомендации (путеводители) по основным вопросам партизанской войны – «Спутник партизана». В них впервые акцентированно указывалось на то, что немцы активно используют свою агентуру для борьбы и с партизанами: «О расположении партизанского отряда немцы стремятся узнать обычно при помощи своих шпионов.

Иногда это бывают солдаты, переодетые в гражданское платье»2 . В 1943 г. была издана работа начальника Центрального штаба партизанского движения (ЦШПД) П. Пономаренко «Партизанское движение в Великой Отечественной войне», в которой он коснулся деятельности немецких спецслужб в вопросе организации разведывательно-диверсионных школ: «Напуганные размахом партизанского движения, германский, венгерский и румынский генеральные штабы, главный штаб войск СС и штабы армий и соединений, а также органы разведки и контрразведки, жандармерии и гестапо принялись за изучение истории партизанской борьбы… открываются особые «противопартизанские» школы; увеличивается число специально обученных команд, частей и соединений для борьбы с партизанами… Практикуется засылка детей, тренируемых под страхом смерти в специальных детских школах». П. Пономаренко, как руководитель БССР и ЦШПД, фактически на государственном уровне признал тот факт, что на оккупированной территории к разведывательно-диверсионной работе активно привлекались дети и создавались специальные детские школы. Еще одним примером такого исследования является подготовленная помощником начальника разведывательного отдела ЦШПД капитаном В. Куровым рукопись «Партизанская агентурная разведка».

Первая глава рукописи «Агентурная разведка противника» состоит из следующих разделов: «введение»; «подбор, методы и подготовка агентуры, забрасываемой противником в партизанские отряды»; «экипировка агентуры», «переброска и связь с агентурой». Во введении В. Куров отмечает, что для «разведки партизанских формирований немцам пришлось применить главным образом агентурную разведку, т.к. другие разведки благодаря маневренности партизан не дали требуемого эффекта». Определяя социальную базу для вербовки, автор вышел за рамки упрощенного подхода, когда указывалось, что «агентура для обучения в школах вербовалась в основном среди военнопленных, из антисоветского, предательского и уголовного элемента, проникшего в ряды Советской Армии и перешедшего на сторону немцев, и в меньшей мере из антисоветски настроенных граждан, оставшихся на временно оккупированной территории СССР».

В своей рукописи В. Куров определял, помимо названных групп, следующие категории граждан, которые активно вербовались немецкими спецслужбами: представители националистических эмигрантских организаций, военные специалисты, женщины и дети обоего пола2 . В работе приводится перечень «типовых» (обязательных) предметов и дисциплин, которые преподавались в спецшколах. Автором определены важнейшие задачи, которые стояли перед немецкой агентурой при ведении разведки партизанских соединений3 . Подводя итог, укажем, что главной особенностью вышеназванных работ было их прикладное значение и создавались они, в первую очередь, для сотрудников органов госбезопасности и командиров партизанских соединений.

Кулинок Святослав Валентинович

Другие новости и статьи

« Прошу разъяснить порядок действий при изменении фамилии (имени) получателя алиментов?

Проблема территориальной реорганизации России в политике большевиков: идейные представления и практика (1917–1923 гг.) »

Запись создана: Суббота, 11 Январь 2020 в 0:01 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика