Политика гласности в Советском Союзе 1985–1990 гг. (по материалам Российского Государственного архива новейшей истории)
Преобразования в СССР во второй половине 80-х гг. XX в., вошедшие в историю как «перестройка», определили изменения политического и территориального переустройства государства, его экономической основы, социальной структуры, а также общественно-политической жизни советского общества.
Необходимость изучения грандиозных изменений в общественно-политическом сознании в период перестройки и актуальна, и закономерна. Следует отметить, что «перестройка» – следствие запроса общества к переменам, к объективному изучению и переосмыслению проблем истории государства российского, особенно советского периода. Эта тенденция четко сформировалась к 1985–1986 гг. Уже к 1987 г. увидело свет большое число монографий по проблемам истории советского периода, в том числе трудов профессиональных обществоведов.
Ученые и мыслители публиковали первые итоги не традиционного (не марксистско-ленинского) видения исторических проблем. Однако для начала кропотливой работы по их изучению необходимо было разработать новые методологические основы анализа ввиду несоответствия современности марксистско-ленинских методологических принципов в общественных науках, признать необходимость плюрализма в исторических исследованиях, кардинально обновить их источниковедческую базу. Было ясно, что будут сложности, определяемые малой временной отдаленностью событий со всеми вытекающими из этого проблемами, прежде всего пристрастное отношение к анализу событий недавнего прошлого. Поиски ответа на вопрос: где истоки современных затруднений «перестройки», начались уже в конце 1980-х г. Подчеркивалась необходимость начавшихся в 1985 г. изменений. Рассматривались процессы заинтересованности людей в перестройке, готовности населения к новым реалиям.
Исторический интерес заключается в том, чтобы проанализировать проведение перемен не снизу, народными массами, а инициирование радикальных реформ высшим политическим руководством СССР. Очевидно, что начало перестройки и гласности было провозглашено высшим политическим органом КПСС – Политбюро ЦК партии в лице ее Генерального секретаря ЦК КПСС (с марта 1990 г. – Президента СССР) М.С. Горбачева. Важнейшим компонентом идеологической политики периода перестройки была гласность. Среди ученых есть мнение, что гласность – это не полная свобода слова, тем более в условиях существования социалистической идеологии, но процесс был так стремителен, что практически полностью вырвался из-под контроля уполномоченных на то инстанций. Наша задача – анализ содержания понятий, которыми М.С. Горбачев оперировал на заседаниях Политбюро ЦК партии, когда заговорил о политике перестройки и гласности на государственном уровне.
На совещании 5 апреля 1985 члены Политбюро ЦК КПСС обсуждали подготовку к XXVII съезду ЦК партии. Констатировалось, что необходимо преодолевать сложившиеся в государстве идеологические штампы, нужна гласность. У пропагандистов не могло быть запретных тем, а печать – это реальный помощник партии в идеологическом плане. Считалось необходимым контролировать то, как обеспечивается гласность, как работают каналы связи с массами, изучать общественное мнение. Из проекта доклада ЦК КПСС на предстоящем пленуме ЦК КПСС (Заседание Политбюро ЦК КПСС 19.04.1985) видно, что именно в этот момент М.С. Горбачев поднял вопрос «принятия закона о порядке проведения всенародного обсуждения и голосования по важнейшим вопросам жизни страны».
По его мнению, это был шаг в сторону развития советского народовластия, а без политики гласности, это было невозможным. Работая над новой редакцией Программы КПСС в июне 1985 г., М.С. Горбачев отмечал, что задача демократизации является практически осуществимой для партии. Для этого необходимо повышение уровня общественного сознания. М.С. Горбачев призывал расширять гласность в работе партии и других общественных организациях: «чем лучше информированы люди, тем сознательнее они действуют, тем активнее поддерживают партию, ее планы и программные цели»3 . Спустя год на пленуме ЦК КПСС (8.03.1986) М.С. Горбачев вновь подчеркивал, что гласность – это гарантия прав и свобод советского гражданина. Но, к сожалению, не было раскрыто понятие гласности, ее механизмов и методов расширения.
По мнению публицистов и политологов, политика гласности – это публичные дискуссии для выражения своих взглядов и получения информации. Вроде бы к этому призывал М.С. Горбачев в различных выступлениях в 1985–1986 гг., однако конкретизации содержания политики гласности общественность не дождалась. М.С. Горбачев на мартовском Пленуме ЦК КПСС (11.03.1985) вновь говорил, что партия будет неуклонно проводить разработанную ею социальную политику, «все во имя человека, на благо человека»1 . На апрельском Пленуме (23.04.1985) главной идеей стала установка на ускорение социально-экономического развития Советского Союза2 . После XXVII съезда КПСС, Горбачев вернулся к активизации идеологической работы, прежде всего в печати, телевидении и радио. В 1986 г. по вопросам партийного и государственного строительства, идеологической работы Политбюро и Секретариатом ЦК КПСС принято свыше 850 постановлений. Позднее, подводя итоги деятельности Политбюро и Секретариата ЦК КПСС в 1986 г., М.С. Горбачев отметил, что в партии не должно быть организаций, находящихся вне контроля, закрытых для критики… ни один руководитель не должен ограждаться от ответственности за свои действия и поступки.
На заседании Политбюро 24 марта 1987 г. М.С. Горбачев был вынужден констатировать факт – перестройка буксует. Вместо выяснения причин пробуксовки и выработки конкретных предложений о механизмах ее преодоления, М.С. Горбачев ограничился призывами всемерно укреплять в обществе атмосферу, созданную XXVII съездом и январским Пленумом ЦК КПСС (27–28.01.1987): «Гласность, критика, контроль масс – главные постулаты»4 . В этом же 1987 г. он подчеркивал, что опыт прошлого просто не вписывается, а может и противоречит целям и задачам перестройки. Призывал не закрывать пути плюрализму, гласности, развитию процессов демократизации, четко и твердо проводить партийную линию в средствах массовой информации, не позволяя им охаивать настоящее5 . Вероятно, осознавав неподготовленность, а в итоге фактический провал политики перестройки в 1989–1990 гг., М.С. Горбачев предполагал перестроить общество в кратчайшие сроки. Он в 1989 г. в очередной раз призвал взяться за разработку политической платформы КПСС «О ходе перестройки и задачах партии»6 , предлагая перестроить внутреннюю жизнь партии, сформулировав современное понимание марксистско-ленинской теории. На июнь 1990 г. был назначен XXVIII съезд КПСС. Никто не мог предвидеть, что этот съезд будет последним в истории КПСС.
Рамки сообщения не дают возможности выявить все аспекты и причины краха политики перестройки и гласности, а после этого и власти Коммунистической партии Советского Союза. Вероятно, намерения реформаторов были благие. Однако, прежде всего судя по публикациям в прессе, куда просачивались отголоски дискуссий в высших правительственных кругах типа «Борис, ты не прав!», общественность понимала, что на первых этапах перестройки и гласности целью лидера была борьба с инакомыслием в высших эшелонах партии и государства с помощью общества и средств массовой информации. Кроме того, в ходе кризиса надо было дать выход недовольству трудящихся. И, наконец, возможно, получить от народа подсказку пути выхода из кризиса. Будущие объективные научные исследования могут ответить на вопрос, а мог ли М.С. Горбачев, за такой короткий срок, создать план выхода из кризиса?
Осина Ольга Владимировна
Другие новости и статьи
« Образ Родины в визуальной пропаганде эпохи Гражданской войны в России
Управление общественным доверием: экономика и нравственность »
Запись создана: Пятница, 27 Март 2020 в 12:40 и находится в рубриках Современность.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика