Связь Романовых и Рюриковичей: отражение в исторической политике XVII в.



Связь Романовых и Рюриковичей: отражение в исторической политике XVII в.

oboznik.ru - Происхождение царской династии Романовых

Несмотря на то что в 1613 г. в России появилась новая династия, Романовы вели свою родословную от Рюриковичей и связывали себя с ними множеством разных смысловых нитей, придавая своему воцарению законность. Первая связка – родословная. Самая очевидная и простая для объяснения нить была обозначена еще в Утвержденной грамоте 1613 г., своего рода пояснительной записке к избранию Романовых: «По великомъ государѣ царе i великом князе Iване Васильевиче, всеа Русиi самодержеце, от его царского прекрасноцветущего корени пресвѣтлая и преславная вѣтвь, от Бога данные и благочестивые супруги, от великие государыни нашея царицы i великие княгини Настасѣи Романовны Юрьева, процвете сын его государь наш…» .

Анастасия Романовна Юрьева была любимой женой Ивана Васильевича и родной теткой Федора Никитича, будущего патриарха Филарета и отца первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича. При этом придворные авторы XVII в. пытаются всячески подчеркнуть это родство. Так, в той же Утвержденной грамоте народ решает, что быть «на всѣхъ великих преславных Росийских государствахъ государемъ царемъ i великим княземъ, всеа Русиi самодержцем, Михайлу Өедоровичю Романову-Юрьеву… понеже он, великиi государь, блаженные памяти хвалам достойнаго великаго государя царя i великого князя Өедора Iвановича, всеа Русиi самодержца, двоюродного брата Өедора Никитича Романова-Юрьева сынъ».

А в Новом летописце Борис Годунов «похотя ихъ царское послѣднее сродствiе известь: братiя бо царя Өедора Ивановича Өедоръ Никитичъ з братьею, а сродствiе бысть ближнее царица Анастасѣя Романовна да Микита Романовичъ от единого отца и матери; отъ царицы Настасѣи Романовны царь Өедоръ Ивановичъ, отъ Никиты Романовича Өедор Никитичъ з братьею. Царь же Борисъ не мога ихъ видѣти, хотя и досталной корень царьской известь»3 . При этом Годунов тоже является родственником Рюриковичей, хотя и не кровным, однако романовские летописцы подчеркивают именно свое прямое родство. Вторая связь – идейная. Романовы не создавали принципиально новые духовно-политические смыслы, однако активно развили и вывели на международный уровень те, которые были созданы при последних Рюриковичах для осмысления Россией самой себя: «Новые образы-понятия, с одной стороны, развивают практику подобных именований России, сложившуюся в течение XVI в. С другой стороны, их появление показывает и новый уровень в развитии отечественной религиозно-философской мысли – богоизбранность России признается уже свершившимся фактом, а сама Россия должна была теперь исполнить историческую функцию "Нового Израиля" и быть единственным светочем правой веры по всему свету».

Наконец, третье связующее – грех. Романовы принимают на себя не только положительные идеал-образы, как то происхождение от Августа, получение императорских даров от Константина и т.д., но и грехи своих прародителей. Самым ярким текстом, в котором отражена эта связь, является послание царя Алексея Михайловича святителю мученику Филиппу, митрополиту Московскому, казненному по приказу Ивана Грозного: «Молю тебя и желаю тебе прийти сюда, чтобы разрешить согрешение прадеда нашего, царя и великаго князя Иоанна, нанесенное тебе неразсудно завистию и неудержанною яростию, ибо твое на него негодование как бы и нас сообщниками творит его злобы: хотя я и неповинен досаждению твоему, но гроб прадедний присно убеждает меня и в жалость приводит, когда спослушествует совесть моя списанному житию и страданию твоему, что от того изгнания и до днесь лишаешься твоей святительской паствы царствующаго града»2 . Всякий христианин рождается во грехе и всю жизнь искупает его.

Однако помазанник Божий – царь – несет еще большую ответственность перед предками и потомками, своим народом и Господом: «Благополучие наследников Грозного немыслимо без очищения от грехов, возложенных этим царем на души своих потомков»3 . Искреннее избавление от греха подчеркивается в другом послании Алексея Михайловича: «Даровал нам Бог, великому государю, великое солнце… целителя, новаго Петра и втораго Павла проповедника и втораго Златоуста, великаго и пресветлаго солнца, Филиппа, митрополита Московскаго и всея Руси чудотворца возвратить мощи»1 . Таким образом, первые Романовы считали себя достойными и законными наследниками престола Рюриковичей по родству, по идейному наследию и по искуплению их грехов. При этом последние два были не только самостоятельными связками, но и логически вытекающими «правами и обязанностями», происходящими от кровных родственных уз.

Страхов Александр Борисович




Другие новости и статьи

« Актуальность изучения организации войскового хозяйства в подготовке военных специалистов

Фронт и тыл в изданиях периода Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) »

Запись создана: Среда, 6 Июнь 2018 в 18:18 и находится в рубриках Новости.

Метки: , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы