15 Ноябрь 2018

Связь Романовых и Рюриковичей: отражение в исторической политике XVII в.

oboznik.ru - Происхождение царской династии Романовых
#история#романовы#историяармии

Несмотря на то что в 1613 г. в России появилась новая династия, Романовы вели свою родословную от Рюриковичей и связывали себя с ними множеством разных смысловых нитей, придавая своему воцарению законность. Первая связка – родословная. Самая очевидная и простая для объяснения нить была обозначена еще в Утвержденной грамоте 1613 г., своего рода пояснительной записке к избранию Романовых: «По великомъ государѣ царе i великом князе Iване Васильевиче, всеа Русиi самодержеце, от его царского прекрасноцветущего корени пресвѣтлая и преславная вѣтвь, от Бога данные и благочестивые супруги, от великие государыни нашея царицы i великие княгини Настасѣи Романовны Юрьева, процвете сын его государь наш…» .

Анастасия Романовна Юрьева была любимой женой Ивана Васильевича и родной теткой Федора Никитича, будущего патриарха Филарета и отца первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича. При этом придворные авторы XVII в. пытаются всячески подчеркнуть это родство. Так, в той же Утвержденной грамоте народ решает, что быть «на всѣхъ великих преславных Росийских государствахъ государемъ царемъ i великим княземъ, всеа Русиi самодержцем, Михайлу Өедоровичю Романову-Юрьеву… понеже он, великиi государь, блаженные памяти хвалам достойнаго великаго государя царя i великого князя Өедора Iвановича, всеа Русиi самодержца, двоюродного брата Өедора Никитича Романова-Юрьева сынъ».

А в Новом летописце Борис Годунов «похотя ихъ царское послѣднее сродствiе известь: братiя бо царя Өедора Ивановича Өедоръ Никитичъ з братьею, а сродствiе бысть ближнее царица Анастасѣя Романовна да Микита Романовичъ от единого отца и матери; отъ царицы Настасѣи Романовны царь Өедоръ Ивановичъ, отъ Никиты Романовича Өедор Никитичъ з братьею. Царь же Борисъ не мога ихъ видѣти, хотя и досталной корень царьской известь»3 . При этом Годунов тоже является родственником Рюриковичей, хотя и не кровным, однако романовские летописцы подчеркивают именно свое прямое родство. Вторая связь – идейная. Романовы не создавали принципиально новые духовно-политические смыслы, однако активно развили и вывели на международный уровень те, которые были созданы при последних Рюриковичах для осмысления Россией самой себя: «Новые образы-понятия, с одной стороны, развивают практику подобных именований России, сложившуюся в течение XVI в. С другой стороны, их появление показывает и новый уровень в развитии отечественной религиозно-философской мысли – богоизбранность России признается уже свершившимся фактом, а сама Россия должна была теперь исполнить историческую функцию "Нового Израиля" и быть единственным светочем правой веры по всему свету».

Наконец, третье связующее – грех. Романовы принимают на себя не только положительные идеал-образы, как то происхождение от Августа, получение императорских даров от Константина и т.д., но и грехи своих прародителей. Самым ярким текстом, в котором отражена эта связь, является послание царя Алексея Михайловича святителю мученику Филиппу, митрополиту Московскому, казненному по приказу Ивана Грозного: «Молю тебя и желаю тебе прийти сюда, чтобы разрешить согрешение прадеда нашего, царя и великаго князя Иоанна, нанесенное тебе неразсудно завистию и неудержанною яростию, ибо твое на него негодование как бы и нас сообщниками творит его злобы: хотя я и неповинен досаждению твоему, но гроб прадедний присно убеждает меня и в жалость приводит, когда спослушествует совесть моя списанному житию и страданию твоему, что от того изгнания и до днесь лишаешься твоей святительской паствы царствующаго града»2 . Всякий христианин рождается во грехе и всю жизнь искупает его.

Однако помазанник Божий – царь – несет еще большую ответственность перед предками и потомками, своим народом и Господом: «Благополучие наследников Грозного немыслимо без очищения от грехов, возложенных этим царем на души своих потомков»3 . Искреннее избавление от греха подчеркивается в другом послании Алексея Михайловича: «Даровал нам Бог, великому государю, великое солнце… целителя, новаго Петра и втораго Павла проповедника и втораго Златоуста, великаго и пресветлаго солнца, Филиппа, митрополита Московскаго и всея Руси чудотворца возвратить мощи»1 . Таким образом, первые Романовы считали себя достойными и законными наследниками престола Рюриковичей по родству, по идейному наследию и по искуплению их грехов. При этом последние два были не только самостоятельными связками, но и логически вытекающими «правами и обязанностями», происходящими от кровных родственных уз.

Страхов Александр Борисович

Другие новости и статьи

« Исторические и социально-политические предпосылки создания контрпропаганды в Российской империи

Контркампания под руководством Л.Д. Троцкого по разоблачению Московских открытых процессов 1936–1938 гг. »

Запись создана: Четверг, 15 Ноябрь 2018 в 13:18 и находится в рубриках Новости.

метки: , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика