«Счастье в труде»: Церковь и рабочий вопрос в конце XIX – начале ХХ в.



«Счастье в труде»: Церковь и рабочий вопрос в конце XIX – начале ХХ в.

oboznik.ru - Труд как ценность

Изучение деятельности Церкви в условиях секуляризации и религиозной дестабилизации имеет существенное значение для исторической реконструкции социокультурного пространства дореволюционной России. История пролетариата была одной из самых популярных и исследованных тем в российской историографии, однако вопрос участия Русской Православной Церкви в жизни рабочего сообщества в XIX – начале XX вв. относится к недостаточно изученным. Цель данного исследования состоит в том, чтобы охарактеризовать позицию РПЦ в отношении рабочего вопроса в конце XIX – начале ХХ вв.

В докладе будут рассмотрены отношение к рабочему вопросу в двух плоскостях, а именно: общецерковная позиция (на основании данных отчетов обер-прокурора Святейшего Синода, материалов РГИА и периодической печати), а также ситуация непосредственно на приходах, которую сложно назвать позицией, скорее практическими реалиями. Местные церковные инициативы в промышленных районах проанализированы на материалах, относящихся к Московской губернии (данные ЦХД до 1917 г., ГА РФ, периодических изданий). До 1905 г. рабочие по существу не выделялись Русской Православной Церковью в отдельную социальную категорию, требующую специального церковного попечения. Глава Святейшего Синода обер-прокурор К.П. Победоносцев, участвуя в межведомстенных комиссиях по «рабочему вопросу», не только отрицал необходимость специальных государственных мер в деле решения рабочего вопроса, но и вообще отказывал этой проблеме в праве на существование в Российской империи2 .

События 9 января 1905 г. и последующее развитие революционной ситуации продемонстрировали всю несостоятельность идеи К.П. Победоносцева об отсутствии в России рабочего класса и рабочего вопроса в общеевропейском значении. Начиная с февраля, Святейшей Синод издает несколько определений об активизации священнического служения, а также публикует воззвания с трактовкой мятежных событий. Тогда же, в 1905 г., на страницах официального «Церковного вестника» появляется признание: «Духовенство проспало рабочее движение… Прислушивайся духовенство к настроению рабочего люда, к его насущным, волнующим вопросам и нуждам, почаще и повнимательней заглядывая в его бытовую обстановку жизни… – и не пролилась бы на родной земле невинная, братская кровь».

Период после 1905 г. характеризуется констатацией необходимости особого подхода к деятельности Церкви в рабочей среде, активизацией внутренней миссии, что проявляется на территории империи в создании специальных комиссий, братств, увеличении обществ трезвости, а также расширении программы внебогослужебных собеседований с рабочими. С 1909 г. в семинариях вводится преподавание обличения основ социализма, поскольку очевидна была некоторая беспомощность церковнослужителей в вопросах современности. Для приходского духовенства «особенность» рабочих как прихожан стала очевидна еще в начале 1880-х гг.

При крупных промышленных комплексах появляются собственные храмы. Проблемой фабричных приходов становится многочисленность паствы, а также очевидная недостаточность традиционных форм проповеди и их привычного содержания. Можно утверждать, что духовенство на местах активно действовало в рамках возможных форм участия в жизни рабочих: приходские попечительства оказывали адресную материальную помощь семьям нуждающимся работникам предприятий, священнослужители нередко брали на себя ответственность по переговорам с фабрикантами о предоставлении полноценного воскресного отдыха рабочим.

На предприятиях и при храмах в промышленных районах проводились регулярные лекционные курсы. Стоит отметить стоящие особняком мнения по рабочему вопросу митрополита Московского Владимира (Богоявленского), а также протоиерея Иоанна (Восторгова), которые активно занимались просветительской и проповеднической деятельностью в рабочей среде Московской губернии. Утверждая, что «счастье в труде», о. Иоанн Восторгов, также как и митрополит Владимир, озвучил в своих сочинениях, по сути, социальную программу, тесно перекликавшуюся с документом католической церкви – энцикликой папы Льва XIII «Рерум Новарум».

Рассмотрев в российском рабочем движении все признаки общеевропейского, оба проповедника предлагали ввести систему страхования, надзор за детским и женским трудом. В своих трудах они также уделяли внимание созданию христианских профсоюзов для рабочих, а также практике участия духовенства в трудовых конфликтах в качестве примиряющей силы1 . Подводя итог, можно говорить о запоздалом реагировании Церкви на быстро разраставшуюся социальную проблему. Отсутствие целостности и системности в планировании церковной политики в отношении рабочего вопроса до событий 1905 г. можно связать с именем обер-прокурора К.П. Победносцева, убежденного в патриархальности трудовых отношении и особом пути российского фабричного дела.

После 1905 г. Православная Церковь широко развернула просветительскую деятельность в рамках социальной программы, дозволенной и поддержанной светской властью. Церковь вынесла проблему рабочих на всероссийское и общецерковное обсуждение Миссионерских съездов, занялась публикацией противосоциалистических трудов, активизировала проповедническую работу в промышленных районах. Позиция Митрополита Владимира (Богоявленского) и прот. Иоанна (Восторгова), знакомых с реалиями промышленных районов, в отношении рабочего вопроса шла дальше критикуемого современниками «ответа» Церкви на актуальные запросы современности, выразившегося в формулировке «терпи и уповай»2 . Однако именно общества трезвости, попечительства, церковные школы, народные чтения вошли в социальнопросветительскую программу Русского Православия начала ХХ в., став, по сути, единственно возможным церковным ответом на рабочий вопрос.

Шеянова Мария Евгеньевна 




Другие новости и статьи

« Порядок применения эксплуатационных норм расхода горючего и учета ГСМ в воинской части

Благотворительность Русской православной церкви в годы Первой мировой войны: региональный аспект »

Запись создана: Воскресенье, 10 Июнь 2018 в 12:05 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы