22 Февраль 2020

«Счастье в труде»: Церковь и рабочий вопрос в конце XIX – начале ХХ в.

oboznik.ru - Труд как ценность

#церковь#труд#общество

Изучение деятельности Церкви в условиях секуляризации и религиозной дестабилизации имеет существенное значение для исторической реконструкции социокультурного пространства дореволюционной России. История пролетариата была одной из самых популярных и исследованных тем в российской историографии, однако вопрос участия Русской Православной Церкви в жизни рабочего сообщества в XIX – начале XX вв. относится к недостаточно изученным. Цель данного исследования состоит в том, чтобы охарактеризовать позицию РПЦ в отношении рабочего вопроса в конце XIX – начале ХХ вв.

В докладе будут рассмотрены отношение к рабочему вопросу в двух плоскостях, а именно: общецерковная позиция (на основании данных отчетов обер-прокурора Святейшего Синода, материалов РГИА и периодической печати), а также ситуация непосредственно на приходах, которую сложно назвать позицией, скорее практическими реалиями. Местные церковные инициативы в промышленных районах проанализированы на материалах, относящихся к Московской губернии (данные ЦХД до 1917 г., ГА РФ, периодических изданий). До 1905 г. рабочие по существу не выделялись Русской Православной Церковью в отдельную социальную категорию, требующую специального церковного попечения. Глава Святейшего Синода обер-прокурор К.П. Победоносцев, участвуя в межведомстенных комиссиях по «рабочему вопросу», не только отрицал необходимость специальных государственных мер в деле решения рабочего вопроса, но и вообще отказывал этой проблеме в праве на существование в Российской империи2 .

События 9 января 1905 г. и последующее развитие революционной ситуации продемонстрировали всю несостоятельность идеи К.П. Победоносцева об отсутствии в России рабочего класса и рабочего вопроса в общеевропейском значении. Начиная с февраля, Святейшей Синод издает несколько определений об активизации священнического служения, а также публикует воззвания с трактовкой мятежных событий. Тогда же, в 1905 г., на страницах официального «Церковного вестника» появляется признание: «Духовенство проспало рабочее движение… Прислушивайся духовенство к настроению рабочего люда, к его насущным, волнующим вопросам и нуждам, почаще и повнимательней заглядывая в его бытовую обстановку жизни… – и не пролилась бы на родной земле невинная, братская кровь».

Период после 1905 г. характеризуется констатацией необходимости особого подхода к деятельности Церкви в рабочей среде, активизацией внутренней миссии, что проявляется на территории империи в создании специальных комиссий, братств, увеличении обществ трезвости, а также расширении программы внебогослужебных собеседований с рабочими. С 1909 г. в семинариях вводится преподавание обличения основ социализма, поскольку очевидна была некоторая беспомощность церковнослужителей в вопросах современности. Для приходского духовенства «особенность» рабочих как прихожан стала очевидна еще в начале 1880-х гг.

При крупных промышленных комплексах появляются собственные храмы. Проблемой фабричных приходов становится многочисленность паствы, а также очевидная недостаточность традиционных форм проповеди и их привычного содержания. Можно утверждать, что духовенство на местах активно действовало в рамках возможных форм участия в жизни рабочих: приходские попечительства оказывали адресную материальную помощь семьям нуждающимся работникам предприятий, священнослужители нередко брали на себя ответственность по переговорам с фабрикантами о предоставлении полноценного воскресного отдыха рабочим.

На предприятиях и при храмах в промышленных районах проводились регулярные лекционные курсы. Стоит отметить стоящие особняком мнения по рабочему вопросу митрополита Московского Владимира (Богоявленского), а также протоиерея Иоанна (Восторгова), которые активно занимались просветительской и проповеднической деятельностью в рабочей среде Московской губернии. Утверждая, что «счастье в труде», о. Иоанн Восторгов, также как и митрополит Владимир, озвучил в своих сочинениях, по сути, социальную программу, тесно перекликавшуюся с документом католической церкви – энцикликой папы Льва XIII «Рерум Новарум».

Рассмотрев в российском рабочем движении все признаки общеевропейского, оба проповедника предлагали ввести систему страхования, надзор за детским и женским трудом. В своих трудах они также уделяли внимание созданию христианских профсоюзов для рабочих, а также практике участия духовенства в трудовых конфликтах в качестве примиряющей силы1 . Подводя итог, можно говорить о запоздалом реагировании Церкви на быстро разраставшуюся социальную проблему. Отсутствие целостности и системности в планировании церковной политики в отношении рабочего вопроса до событий 1905 г. можно связать с именем обер-прокурора К.П. Победносцева, убежденного в патриархальности трудовых отношении и особом пути российского фабричного дела.

После 1905 г. Православная Церковь широко развернула просветительскую деятельность в рамках социальной программы, дозволенной и поддержанной светской властью. Церковь вынесла проблему рабочих на всероссийское и общецерковное обсуждение Миссионерских съездов, занялась публикацией противосоциалистических трудов, активизировала проповедническую работу в промышленных районах. Позиция Митрополита Владимира (Богоявленского) и прот. Иоанна (Восторгова), знакомых с реалиями промышленных районов, в отношении рабочего вопроса шла дальше критикуемого современниками «ответа» Церкви на актуальные запросы современности, выразившегося в формулировке «терпи и уповай»2 . Однако именно общества трезвости, попечительства, церковные школы, народные чтения вошли в социальнопросветительскую программу Русского Православия начала ХХ в., став, по сути, единственно возможным церковным ответом на рабочий вопрос.

Шеянова Мария Евгеньевна 

Другие новости и статьи

« Глобализация в представлении черносотенцев

Фронт и тыл в изданиях периода Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) »

Запись создана: Суббота, 22 Февраль 2020 в 0:16 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика