Благотворительность Русской православной церкви в годы Первой мировой войны: региональный аспект



День памяти и скорби. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, которая длилась почти четыре года и стоившая нашей стране более 27 миллионов жизней. Еще Л.Н. Толстой определил, что «началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Он писал о совершенно другой войне. Этот день – один из самых печальных дней в истории многих стран, которые появились в результате разделения Советского Союза.

Сегодня мы вспоминаем, в первую очередь, погибших на фронтах Великой Отечественной, тех, кто ценой своей жизни защитил будущие поколения всего мира от фашизма. Помимо миллионов погибших, сотни тысяч людей содержались в концлагерях и страдали от голода в тылу. Годы послевоенной разрухи унесли свою долю человеческих жизней. Это был урок, позволивший мировому сообществу понять, что война не может быть благом – независимо от того, кто и почему ее начинает.

Необходимо помнить, что та, теперь уже далекая от нас война, унесшая много миллионов жизней, была войной за существование русской нации. В Российской Федерации День памяти и скорби отмечают с 1996 года. В этот год вышел указ первого президента Российской Федерации, устанавливающий 22 июня как День памяти и скорби. Этот день в России – не просто дата в календаре: по всей стране приспускаются государственные флаги, а телевидению и радио, а также учреждениям культуры рекомендовано не проводить никаких развлекательных программ и мероприятий. 

См. также:

Военная катастрофа 22 июня 1941 года: жизнь разделилась на «до» и «после»

22 июня 1941 года: новая версия

22 июня 1941 года: начало конца

22 июня 1941 года. Винтовка против танка

Начавшаяся 22 июня 1941 года война оказалась совершенно не такой, как ее показывали на экранах кино

Как началась война?


Благотворительность Русской православной церкви в годы Первой мировой войны: региональный аспект

oboznik.ru - Деятельность русской православной церкви в защиту мира в 1945-1949 г.г.

В годы Первой мировой войны в качестве организатора и активного участника благотворительного движения в России выступила Русская православная церковь. Накануне войны она представляла собой мощную организацию из 67 епархий, включала в себя 48 тыс. храмов, в которых служили более 50 тыс. священников, а также около 1 тыс. монастырей. С началом войны все эти учреждения под контролем Святейшего Синода развернули свою активную деятельность по оказанию посильной помощи фронту, а также всем нуждающимся в тылу. После объявления всеобщей мобилизации в стране Святейший Синод принял ряд мер, которыми определил основные направления в оказании помощи раненым и больным воинам, а также поддержке семей призванных на войну. 30 июля 1914 г. на экстренном заседании был принят ряд распоряжений, касающихся обнародования во всех церквях страны высочайшего манифеста о начале войны, также устанавливались ежедневные богослужения в церквях «за государя, о победе над врагом, за сражающееся воинство и раненых воинов», после которых обязательно должны были производиться кружечные сборы средств на военные нужды, устанавливались кружки для пожертвований в пользу Российского общества Красного Креста (РОКК).

Кроме того, по распоряжениям Синода по всей стране при монастырях, общинах, духовных учебных заведениях и др. началась подготовка свободных помещений под лазареты для эвакуированных с фронта раненых и больных, а также заготовка «предметов лазаретного инвентаря»2 . Во всех православных приходах страны по указанию Синода создавались особые попечительные советы и церковно-приходские попечительства для организации помощи семьям фронтовиков. Они должны были «вести списки семей, члены которых находились в армии, выяснять имущественное положение каждой семьи, оказывать помощь нуждающимся, изыскивать средства на это путем сбора пожертвований, пособий из церковных сумм» .

Таким образом, в годы войны происходило повсеместное учреждение попечительных советов и церковно-приходских попечительств, основная работа которых была направлена на оказание посильной помощи участникам войны, солдатским семьям, сиротам, а также беженцам. После издания распоряжений Синода по всей стране в православных епархиях, в их числе и в Уфимской, активизировалась работа духовенства и церковных учреждений по оказанию посильной помощи пострадавшим от войны нижним чинам, а также семьям мобилизованных. Уже 7 августа 1914 г. Уфимская духовная консистория под руководством епископа Андрея издала определение № 12 559, обращенное к духовенству епархии, в котором призвала создавать попечительства и советы при церквях и организовать сборы пожертвований на военные нужды2 . В нем предписывалось также содействовать земским учреждениям в организации в приходах помощи солдатским семьям в сельско-хозяйственных работах, организации госпиталей при монастырях и духовных учебных заведениях Уфы, а также устройства сборов средств на их оборудование и содержание и др.

В начале августа 1914 г. в Уфе появились первые санитарные поезда с ранеными и больными воинами. Не имея возможности организовать на собственные средства лазареты, духовенство Уфимской епархии оказывало всяческое содействие губернской власти, земским учреждениям и местным благотворительным обществам для их устройства. Так, для размещения и лечения первых партий раненых под лазареты были выделены свободные помещения при Уфимском духовном училище, Уфимском Благовещенском женском монастыре, а для их оборудования организован сбор добровольных пожертвований с прихожан3 . Таким образом, совместная работа духовенства и местных властей заключалась, в первую очередь, в открытии и оборудовании лазаретов при церковных учреждениях, заготовке белья, перевязочных материалов, медикаментов, продовольствия, а также подготовке сестер милосердия и сиделок.

Определение от 7 августа 1914 г. предписывало также духовенству Уфимской епархии предпринять ряд срочных мер по организации в приходах всесторонней помощи всем нуждающимся в условиях войны. Так, каждый приходской священник должен был разъяснять прихожанам значение начавшейся войны и призвать их к оказанию помощи и поддержки нуждающимся семьям мобилизованных, организовать для этого попечительные советы на началах указанных в определении Святейшего Синода.

Первые советы и попечительства были открыты при церквях Уфы уже в начале августа 1914 г. Основная их работа заключалась в сборе денежных пожертвований и продовольствия на военные нужды, а также в выдаче пособий солдатским семьям. Открытые в сельской местности попечительства организовывали сборы пожертвований зерном, оказывали помощь в обработке полей и выдавали солдаткам денежные средства для найма рабочих. Во время уборочной страды они устраивали временные приюты и ясли для детей, опираясь при этом на опыт работы уже имеющихся в губернии приютов Ведомства учреждений императрицы Марии и местные благотворительные общества1 . Такая помощь в губернии со стороны православного духовенства и монастырей оказывалась повсеместно всем нуждавшимся семьям призванных без различия вероисповедания.

Свой посильный вклад в оказание помощи раненым солдатам внесло духовенство монастырей Уфимской епархии. Так, женские монастыри направляли сестер и послушниц в лазареты для ухода за ранеными, выполняли заказы местного управления Российского общества Красного Креста по пошиву одежды и белья для солдат. Кроме того, в первые месяцы войны, с разрешения местных властей, в стенах монастырей открывались лазареты и осуществлялся уход за ранеными воинами. Так, в августе 1914 г. лазареты были открыты в Мензелинском Пророко-Ильинском, Уфимском Успенском мужском и Воскресенском единоверческом монастырях2 . Монастыри также оказывали разнообразную посильную помощь солдатским семьям в сельскохозяйственных работах, выдавали продовольствие и топливо крайне бедным из них, присматривали за детьми во время страды, открывали приюты для детей-сирот и многое другое. Летом 1915 г. в стране остро встал вопрос оказания помощи беженцам, когда значительное их число хлынуло во внутренние регионы, в том числе в Уфимскую губернию. В августе–сентябре 1915 г. Синодом были изданы распоряжения, согласно которым для осуществления помощи беженцам в каждой епархии учреждать особые епархиальные комитеты.

Кроме того, Синод призвал для временного размещения беженцев освобождать здания церковных учреждений: епархиальные дома, монастырские помещения, свободные здания духовных учебных заведений. Так, образованный в Уфе в 1915 г. епархиальный комитет помощи беженцам свою работу начал с организации постоянного дежурства на станции Уфа, выдачи продовольствия прибывающим в губернию беженцам. Кроме того, комитет выдавал денежные и продовольственные пособия, устраивал приюты, занимался заготовкой белья и теплой одежды для беженского населения и проч. Многие виды помощи православным духовенством осуществлялись за счет средств от сборов пожертвований. Уже в первые месяцы войны во всех церквях губернии после окончания службы и проповеди среди прихожан были организованы добровольные сборы деньгами, хлебом и одеждой. Кроме того, все местные церкви епархии участвовали во всероссийских кружечных и тарелочных сборах.

Таким образом, в годы Первой мировой войны основным направлением в благотворительной деятельности духовенства православных приходов Уфимской епархии была поддержка фронта, оказание помощи тылу. С этой целью проводились сборы пожертвований, организовывалась всевозможная помощь солдатским семьям, предоставлялись помещения под лазареты для раненых, велась заготовка белья, продовольствия для фронта, открывались приюты для детей сирот, оказывали помощь беженцам и многое другое.

Шилова Роксана Радиковна




Другие новости и статьи

« «Счастье в труде»: Церковь и рабочий вопрос в конце XIX – начале ХХ в.

«Окно овертона»: теория заговора в действии »

Запись создана: Воскресенье, 10 Июнь 2018 в 12:11 и находится в рубриках Новости.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы