«Окно овертона»: теория заговора в действии



«Окно овертона»: теория заговора в действии

oboznik.ru - «Окно Овертона» Как работают информационные технологии по дегуманизации человека и общества

На сегодняшний день является известной теория заговора «Окно Овертона». Цель данной работы заключалась в том, чтобы проанализировать практики использования теории «Окно Овертона» в российских публичных дискурсах и выявить её мифологические черты как основу её дискурсивной эффективности. По результатам исследования нами был сделан вывод о том, что теория «Окно Овертона» содержит элементы теории заговора и организована в форме мифа.

«Окно Овертона» Как работают информационные технологии по дегуманизации человека и общества

Одной из современных концепций заговоров является теория «Окно Овертона». С 2014 года, согласно данным сайта «Google», становится популярным поисковый запрос «Окно Овертона», что продолжается до сих пор [7]. Наглядность и простота теории обеспечили термину «Окно Овертона» популярность, однако к исходной концепции некоторые авторы добавили идею о возможности сознательных манипуляций рамками «окна возможностей». В русскоязычной публицистике и блогосфере данное понятие в основном используется для обозначения техник и практик сознательной манипуляции рамками общественной дискуссии [3]. Цель данной работы — проанализировать практики использования теории «Окно Овертона» в российских публичных дискурсах на предмет её восприятия комментаторами и выявить ее мифологические черты как основу её дискурсивной эффективности.

Анализ публичных дискурсов позволяет понять, какие общественные проблемы представлены в дискурсах о заговорах и каким образом окружающий мир репрезентирован в них. Анализ российских дискурсов позволит изучить мнения граждан относительно дискуссионных вопросов: взаимоотношения России с другими странами; восприятие политических конфликтов; идентификация себя («русского») и других. Эмпирической базой исследования выступила аргументация теории в русскоязычных блогах и форумах с 2014 по 2017 год, где люди высказывали свое мнение относительно содержания публицистических статей об «Окне Овертона»; корпус включил 264 высказывания, методом был анализ содержания высказываний.

В публичных дискурсах предполагается, что «Окно Овертона» — это технология, с помощью которой в каждом обществе можно утвердить любую, даже самую иррациональную идею. Согласно концепции, для каждого явления в обществе существует так называемое окно возможностей. «Двигая» окно, можно расширить спектр возможностей любой идеи. Цель достигается при выполнении последовательных действий, благодаря которым идея проходит шесть стадий: немыслимо, радикально, приемлемо, разумно, стандартно, действующая норма. В процессе выполнения данных шагов общественное мнение незаметно меняется и становится противоположным предшествующему [4]. Согласно результатам исследования ключевыми темами, в рамках которых участники форумов и блогов «видят» действие теории, являются политика, СМИ, сексуальное поведение, повседневный мир, явления художественной культуры. При анализе публичных дискурсов аргументации теории «Окно Овертона» было выявлено, что структурные и функциональные особенности данной концепции аналогичны структурам и функциям культурных мифов в модели Клода ЛевиСтросса.

По мнению антрополога, миф одновременно диахроничен как историческое повествование о прошлом, и синхроничен как инструмент объяснения настоящего и будущего [2]. Аналогичные функции можно отметить в теории «Окно Овертона». С её помощью можно объяснить формирование отдельных явлений, от начала развития в прошлом и результатах настоящего и будущего: «ещё один пример пиратство. Какие ассоциации вызывает пират? Весёлый и находчивый Джек Воробей и команда. А 300-400 лет назад Вам вряд ли захотелось бы с ними столкнуться» [5]. Одной из черт мифа является бинарность оппозиций [2]. Тема противоположности является ключевой в «Окне Овертона»: от радикального до общественного одобряемого. В рамках публичного дискурса можно отметить пример с каннибализмом: от крайне запретной формы поведения до нормального образа жизни. А также, дихотомию заговорщиков — «нас» (против которых заговор), тайного — явного, западного — российского: «я давно подозревал, что нас используют американцы! :)

А если серьезно, то это действительно, вся подобная гадость идет к нам с запада. Как это можно не замечать? Ведь в 90-х вроде как стало очевидно, что если ты сам о себе и о своей стране не будешь заботиться, то никакой американский Овертон со своим окном или форточкой тебе не поможет! Тем более всякие благотворительные организации и разные фонды. Ну кто тебе даст что-то бесплатно, мил человек? Короче печалька одна. А за статью спасибо, очень интересные факты приведены» [4]. Один из важных аспектов теории ЛевиСтросса — элементы мифа могут выступать как операторы реорганизации [2]. Согласно исследованным дискурсам, обществу можно навязать любое аморальное явление, таким образом реорганизовав его: «мысль более чем понятная.

Примерно так происходит деморализация пьяниц-выпил натворил что-нибудь — стыдно. В следующий раз — не очень стыдно. А потом в порядке вещей и вот так постепенно шаг за шагом человек деградирует. Происходит привыкание» [4]. Отметим, что через миф происходит разрешение противоречий [2]. Некоторые участники обсуждений убеждены, что через теорию «Окно Овертона» получили объяснение общественных явлений: «похоже уже началось» [6]. По мнению Леви-Стросса, сущность мифа составляет рассказанная в нем история: актантами нарратива «Окна Овертона» являются условные «Россия», «Запад» и их агенты — институты, политики, социальные общности. В качестве заговора «Окно Овертона» интегрировано в геополитический контекст: предполагается, что именно «Запад» пытается использовать технологию в российском обществе: «гребанная толерантность запада, как же задолбали уже эти «учителя жизни»! Иногда кажется, что Петр I пробил овертоновское окно в Европу.

Наша русская культура гораздо более соответствовала общечеловеческим и христианским ценностям» [4]. Рассматривая возможность применения технологии в России, комментаторы выделяют различие менталитетов России и «Запада», что является, по их мнению, важным фактором в противостоянии технологии. Для раскрытия мифологического смысла концепции «Окно Овертона» был применен метод структурного анализа К. Леви-Стросса [2]. Концепция отражает известное противоречие информационного века: через призму популярного, принимаемого и одобряемого известными людьми (исторические примеры; признания лидеров мнений в явлениях, отклоняющихся от нормы; продукция массмедиа) и нового названия (эвфемизма) можно сделать нормальным любую иррациональную идею; запрет же является радикальным, ограничивающим все: люди постоянно находятся в рамках, которые являются необходимыми и создаются ими же, но люди «жаждут» свободы, которую может обеспечить оптика популяризации.

Из этого следует, что запрет для людей является радикальностью, тем, что невозможно сделать, но все что популярно и возможно осуществить становится нормой. В то же время, популяризация радикальной, иррациональной идеи является мифологической системой, а установление определенного состояния мысли в обществе подкрепляется квазинаучными взглядами. Таким образом, анализируя высказывания участников обсуждений, теория «Окно Овертона» представляет собой модель заговора [1]. По мнению комментаторов, заговорщиками выступает ограниченная группа людей, которая имеет деньги, обеспечивающее ей власть. Конкретные названия групп комментаторы не дают, они используют в этом плане метафоры и эвфемизмы: «князья мира сего», «определенный круг лиц», «хозяева денег», «капитал, мормоны» и т.д. Однако, по мнению комментаторов, все идеи «идут с Запада». Технология навязывает аморальные и асоциальные явления, какими являются каннибализм, инцест, педофилия и т.д.

Результатом заговора, а именно — претворения в жизнь асоциальных явлений, по мнению участников обсуждений, является деморализация людей и, в как следствие, уменьшение их численности и самоуничтожение: «главное, чтобы нормальный Человек НИГДЕ, НИКАК, НИ ПРИКАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ НЕ СМОГ БЫ СУЩЕСТВОВАТЬ, ЖИТЬ, И ТЕМ БОЛЕЕ – РАЗМНОЖАТЬСЯ» [6]. Концепция «Окно Овертона» — объяснительная модель реальности, где все процессы, происходящие в мире, встроены в определенную модель «окон». Людей привлекает возможность простоты понимания различных явлений: через теорию каждый человек может объяснить для себя тот или иной феномен, подстроив его под «шаги» технологии. Теория моделирует существующую реальность и помогает комментаторам разобраться в окружающей действительности, которая, как им кажется, находится под влиянием геополитического контекста. Теория «Окно Овертона», одновременно представляет собой явление общественной жизни, содержащее элементы теории заговора, и форму мифа современности.

Список используемой литературы

1. Дугин А. Г. Конспирология. [Текст] / А. Г. Дугин. — М.: Арктогея, 2005. — 624 с.

2. Леви-Строс К. Структурная антропология. [Текст] / Пер. с фр. В. Иванова. — М.: Изд-во ЭКСМОПресс, 2001. — 512 с.

3. Окно Овертона. [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BA%D0% BD%D0%BE_%D0%9E%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B0 (дата обращения 22.03.2017).

4. Окно Овертона. [Электронный ресурс] // URL: http://interesnyefakty.org/okno-overtona/ (дата обращения 18.03.2017).

5. Стариков Н. Технология уничтожения. Окно Овертона [Электронный ресурс] // URL: https://nstarikov.ru/blog/36349 (дата обращения 22.03.2017).

6. Технология уничтожения. «Окно Овертона». [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravdatv.ru/2014/01/16/34675 (дата обращения 22.03.2017). 7. GoogleTrends. [Электронный ресурс] // URL: https://trends.google.com/trends/explore?date=all&q= %D0%9E%D0%BA%D0%BD%D0%BE%20%D0%9E%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0 %BD%D0%B0 (дата обращения 18.03.2017)

Басина П.А.




Другие новости и статьи

« Благотворительность Русской православной церкви в годы Первой мировой войны: региональный аспект

Первая промышленная революция »

Запись создана: Понедельник, 11 Июнь 2018 в 9:38 и находится в рубриках Современность.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы