30 Март 2020

Первая промышленная революция

oboznik.ru - Как работал сталинский завод

#революция#промышленность#общество

Первая промышленная революция, или, как ее иногда называют, «великая индустриальная революция», воплощалась в переходе от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике во второй половине XVIII — первой половине XIX века. Трансформация аграрного общества в  индустриальное, индустриализация сопровождались стремительным ростом производительных сил на базе крупной машинной промышленности. Первая промышленная революция взяла старт в Великобритании, и обусловлено это было не только изобретением там во второй половине XVII века эффективного парового двигателя.

Страна в это время была мировым торговым лидером и обладала свободным капиталом. Ее население, воспитанное в традициях протестантской трудовой этики, жило в относительно либеральной политической системе. Государство не подавляло экономическую активность, и значительная часть граждан была готова к предпринимательству. В  Великобритании, как затем и в других странах Западной Европы и США, происходила трансформация традиционного общества в общество с развитыми рыночными отношениями и активным классом предпринимателей [4; 5]. Первое промышленное применение паровой двигатель нашел в угольной промышленности. Предложенная Джеймсом Уаттом в 1778 году паровая машина после ее освоения резко, примерно в четыре раза снизила себестоимость угледобычи. Затем ее модификации стали применяться в хлебопечении и других отраслях промышленности.

Изобретение токарных и фрезерных станков во второй половине XVIII — первой половине XIX века существенно повысило качество паровых машин. В конце XVIII — начале XIX века английские и американские инженеры совместили бойлер и двигатель, появились первые паровозы и пароходы. Паровоз-пионер «Lokomotion» — «Движение» — работал на первой в мире железной дороге общественного пользования Стоктон — Дарлингтон, которая была открыта в 1825 году в Англии. Пароход-пионер «Клермонт», совершавший рейс по реке Гудзон из Нью-Йорка в Олбани, был построен Робертом Фултоном в 1807 году. В 1838-м английский пароход «Сириус» впервые пересек Атлантический океан без использования парусов. Коренным образом улучшились коммуникационные возможности общества, экономические связи между странами и континентами. К середине XIX века в Англии, а затем и в других странах практически исчезло ручное ткачество.

Ткацкие фабрики оснащались паровыми машинами, выпуск которых в конце XVIII века освоили заводы Уатта и Болтона в Сохо. В металлургии в конце XVII — начале XVIII века замена древесного угля на каменноугольный кокс позволила получить чугун из руды в доменной печи. В 1778–1781 годах в Англии был построен первый в мире знаменитый Железный мост (The Iron Bridge) через реку Северн. Первый электрический телеграф создал российский ученый П.Л. Шиллинг в 1832 году. В 1837-м С. Морзе запатентовал в США электромагнитный телеграф и изобрел код, где буквы алфавита представляются комбинацией коротких и длинных сигналов — «точек» и «тире».

Коммерческая эксплуатация телеграфа впервые осуществлена в Лондоне в 1837 году. В ходе первой промышленной революции зародилась и химическая индустрия, производство таких химикатов, как серная кислота, карбонат натрия, соляная кислота, хлорная известь, портландцемент для изготовления бетона, светильный газ для фонарей, не опытными партиями — «в пробирках», а в промышленных масштабах. Переселение обнищавших крестьян в города, разорение мелких ремесленников обеспечивали быстрорастущую промышленность рабочей силой и способствовали расширению и ускорению урбанизации. Впервые в истории стала распространяться практика применения женского труда вне дома. Благодаря газовому освещению рабочий день наемного работника продолжался 13–15 часов (с тремя краткими перерывами для приема пищи). Внедрение машин позволило использовать низкоквалифицированных работников, и поэтому повсеместным явлением стало применение дешевого детского труда.

Совместный труд на производстве и совместное, причем зачастую некомфортное проживание в городах способствовали активизации социальных протестов и усилению различных партий и общественных движений. В ответ стало развиваться государственное регулирование отношений между наемными работниками и бизнесом в интересах укрепления политический стабильности в странах Европы и США. В целом же уровень жизни населения в результате первой промышленной революции заметно вырос. Улучшились качество питания, санитарные условия, медицинское обслуживание. В  результате увеличилась продолжительность жизни и снизилась смертность населения. С VI по XIX век население Европы никогда не превышало 180 млн человек, а с 1801 по 1914 год оно выросло до 460 млн человек [6]. При этом как в Европе, так и в США кардинально изменилось и представление о благополучии [7; 8].

Промышленная революция и экономический рост / Я. Уринсон. — Москва :
Либеральная миссия, 2018. — 40 с.

Другие новости и статьи

« Обслуживание предприятий военной торговли и руководство их деятельностью

Благотворительность Русской православной церкви в годы Первой мировой войны: региональный аспект »

Запись создана: Понедельник, 30 Март 2020 в 3:03 и находится в рубриках Современность.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика