«Канон русской литературы» как культурная матрица профессиональной деятельности рекламщиков



День памяти и скорби. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, которая длилась почти четыре года и стоившая нашей стране более 27 миллионов жизней. Еще Л.Н. Толстой определил, что «началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Он писал о совершенно другой войне. Этот день – один из самых печальных дней в истории многих стран, которые появились в результате разделения Советского Союза.

Сегодня мы вспоминаем, в первую очередь, погибших на фронтах Великой Отечественной, тех, кто ценой своей жизни защитил будущие поколения всего мира от фашизма. Помимо миллионов погибших, сотни тысяч людей содержались в концлагерях и страдали от голода в тылу. Годы послевоенной разрухи унесли свою долю человеческих жизней. Это был урок, позволивший мировому сообществу понять, что война не может быть благом – независимо от того, кто и почему ее начинает.

Необходимо помнить, что та, теперь уже далекая от нас война, унесшая много миллионов жизней, была войной за существование русской нации. В Российской Федерации День памяти и скорби отмечают с 1996 года. В этот год вышел указ первого президента Российской Федерации, устанавливающий 22 июня как День памяти и скорби. Этот день в России – не просто дата в календаре: по всей стране приспускаются государственные флаги, а телевидению и радио, а также учреждениям культуры рекомендовано не проводить никаких развлекательных программ и мероприятий. 

См. также:

Военная катастрофа 22 июня 1941 года: жизнь разделилась на «до» и «после»

22 июня 1941 года: новая версия

22 июня 1941 года: начало конца

22 июня 1941 года. Винтовка против танка

Начавшаяся 22 июня 1941 года война оказалась совершенно не такой, как ее показывали на экранах кино

Как началась война?


«Канон русской литературы» как культурная матрица профессиональной деятельности рекламщиков

oboznik.ru - Изучение русской литературы как возможность формирования  базовых национальных ценностей школьников

Классика (словесная, живописная, музыкальная) — неотъемлемая часть современной индустрии досуга и развлечений, поскольку «символический авторитет выступает фокусом коллективной идентификации и интеграции» [2, с. 100]. Массовая культура, живущая рефлексами высокой культуры, активно эксплуатирует ее идеи и образы. «Боттичеллевская Венера», «семья Яна Стена», «брейгелевский пейзаж», «персонаж с картины Босха», «бёклиновские наяды», «сновидение в духе Дали», «золото Климта» — все эти выражения и образы в дизайне, уличной и телевизионной рекламе отсылают к европейскому искусству, в свою очередь, пропитанному образами древнегреческой мифологии и римской истории, библейскими образами. Именно поэтому работа рекламщика предполагает профессиональную осведомленность в сфере искусства, умение использовать базовые культурные знания в прикладном аспекте, с учетом целевой аудитории.

Русская аудитория имеет свои особенности, обусловленные отечественной культурной традицией, которой до сих пор свойственна предельная литературоцентричность. В известном смысле отечественной мифологией (в бартовском значении, то есть «вторичной семиологической системой» [1, с. 78]) можно считать именно русскую литературу. Петербургский контекст только добавляет этой мифологичности бóльшую отчетливость: помимо «живой топографии», напрямую апеллирующей к «петербургскому/ленинградскому тексту» (День Достоевского, фестиваль Сергея Довлатова и т. п.), вспомним ежегодное грандиозное шоу для выпускников, концептуально восходящее к «Алым парусам» А. Грина.

Кстати, отсылка к русскому авангарду в оформлении мероприятия в нынешнем 2017 году лишь подтверждает устойчивый курс на сосуществование классики и авангарда с массовой культурой в разных ее изводах, в том числе развлекательном. Связь медийного дискурса с отечественной культурной картиной мира легко подтвердить, пролистав любой петербургский журнал, например еженедельник «Город». Изрядное количество заголовков статей в выбранных наугад номерах 2016 года отсылает к русской классике, причем преимущественно в ее «школьном изводе»: «Не вреден Грозный для меня», «Маленькие бюджетные трагедии», «Кто сам обманываться рад?», «С чувством, с толком обстановка» и др. Все сказанное говорит о важности для будущих рекламщиков изучения феномена «прецедентный текст» в его национально-культурной обусловленности [3, с. 216]. Представляется необходимым на занятиях по истории русской литературы и филологическому обеспечению профессиональной деятельности целенаправленно ориентировать будущих специалистов по рекламе и связям с общественностью на «канон русской литературы».

Это понятие не имеет строгого литературоведческого значения и отличается дискуссионностью. Однако очевидно, что при всей полемичности наполнения этого понятия в прикладной роли — как матрицы для массовой культуры, его в первую очередь необходимо понимать как пантеон «классических авторов» в определении Дидро («авторы, которых изъясняют в школах»), и в то же время оно не должно задавать «высокую интеллектуальную планку». Иначе «культурный капитал прошлого» рискует остаться без потребителя [4, с. 40]. Предлагаем несколько стратегий работы по освоению «канона русской литературы» в аудитории с будущими рекламщиками/журналистами. Во-первых, следует четко артикулировать само понятие «канон русской литературы» и содержательно наполнить его (формат — «лекция плюс семинар»). Помимо нескольких персоналий из литературы ХVIII века (Ломоносов, Фонвизин, Державин, Радищев, Карамзин), сюда войдет основной корпус школьной программы, начиная с Пушкина (особо следует оговорить его роль как основоположника «петербургского текста») и заканчивая писателями конца ХХ века.

При освоении ключевых текстов «канона» (не перечисляем их, поскольку они общеизвестны) важно фиксировать внимание на следующих восходящих к нему концептах русской культуры: «маленький человек», «тургеневская барышня», «бедные люди», «гоголевская шинель», «мертвые души», «отцы и дети», «обломовщина», «горьковский босяк», «леонидандреевщина», «зощенковская ситуация», «шукшинский герой» и др. На семинарских занятиях можно практиковаться в придумывании возможных контекстов употребления крылатых фраз из репертуара отечественной классики. Отдельного внимания заслуживают художественные окказионализмы, получившие важное прецедентное значение в отечественной культуре, например из произведений Салтыкова-Щедрина, Маяковского.

Особый цикл занятий предлагаем посвятить технологии озаглавливания текстов (с привлечением научной литературы по этому поводу). Совмещение синхронического и диахронического подходов к феномену заглавия как классических текстов (на материале пьес Островского, произведений Зощенко и других писателей: «Бедная Лиза», «Страдания молодого Вертера», «Преступление и наказание»), так и современных бестселлеров (к примеру, романов Пелевина). Еще один возможный разворот темы — обсуждение понятия «культовая книга» и анализ механизма приобретения книгой этого статуса. Можно основываться на романах Ильфа и Петрова об О. Бендере, булгаковском «Мастере и Маргарите». Отдельный семинар можно посвятить «культовой книге» пиарщиков «Generation "П"» Пелевина.

На конечном этапе планируется практическая работа по неймингу: придумывание адекватных в свете отечественной культуры названий для кафе, магазинов, торговых комплексов и т. п. Обсуждение неудачных случаев наименований, неудачных рекламных идей тоже может стать предметом обсуждения в аудитории. Таковы в общих чертах стратегии приобщения студентов-пиарщиков к «канону русской литературы».

Литература

1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. — М. : Издат. группа «Прогресс» : Универс, 1994. — 616 с.

2. Дубин Б. Классика, после и рядом: Социологические очерки о литературе и культуре : сб. ст. / Б. Дубин. — М. : НЛО, 2010. — 345 с.

3. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. — М. : URSS ЛКИ, 2007. — 261 с. 4. Мегрелишвили Т. Русский литературный канон в зеркале современности / Т. Мегрелишвили // Toronto Slavic Quarterly. — 2013. — № 44. — P. 35–48.

Г. Н. Боева




Другие новости и статьи

« Отечественная война 1812 года в деньгах и фактах

Есть ли вероятность, что ограниченно годных парней начнут забирать в армию из-за поправки о призыве? »

Запись создана: Вторник, 12 Июнь 2018 в 10:16 и находится в рубриках Современность.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы