12 Июнь 2018

«Канон русской литературы» как культурная матрица профессиональной деятельности рекламщиков

oboznik.ru - Изучение русской литературы как возможность формирования  базовых национальных ценностей школьников

Классика (словесная, живописная, музыкальная) — неотъемлемая часть современной индустрии досуга и развлечений, поскольку «символический авторитет выступает фокусом коллективной идентификации и интеграции» [2, с. 100]. Массовая культура, живущая рефлексами высокой культуры, активно эксплуатирует ее идеи и образы. «Боттичеллевская Венера», «семья Яна Стена», «брейгелевский пейзаж», «персонаж с картины Босха», «бёклиновские наяды», «сновидение в духе Дали», «золото Климта» — все эти выражения и образы в дизайне, уличной и телевизионной рекламе отсылают к европейскому искусству, в свою очередь, пропитанному образами древнегреческой мифологии и римской истории, библейскими образами. Именно поэтому работа рекламщика предполагает профессиональную осведомленность в сфере искусства, умение использовать базовые культурные знания в прикладном аспекте, с учетом целевой аудитории.

Русская аудитория имеет свои особенности, обусловленные отечественной культурной традицией, которой до сих пор свойственна предельная литературоцентричность. В известном смысле отечественной мифологией (в бартовском значении, то есть «вторичной семиологической системой» [1, с. 78]) можно считать именно русскую литературу. Петербургский контекст только добавляет этой мифологичности бóльшую отчетливость: помимо «живой топографии», напрямую апеллирующей к «петербургскому/ленинградскому тексту» (День Достоевского, фестиваль Сергея Довлатова и т. п.), вспомним ежегодное грандиозное шоу для выпускников, концептуально восходящее к «Алым парусам» А. Грина.

Кстати, отсылка к русскому авангарду в оформлении мероприятия в нынешнем 2017 году лишь подтверждает устойчивый курс на сосуществование классики и авангарда с массовой культурой в разных ее изводах, в том числе развлекательном. Связь медийного дискурса с отечественной культурной картиной мира легко подтвердить, пролистав любой петербургский журнал, например еженедельник «Город». Изрядное количество заголовков статей в выбранных наугад номерах 2016 года отсылает к русской классике, причем преимущественно в ее «школьном изводе»: «Не вреден Грозный для меня», «Маленькие бюджетные трагедии», «Кто сам обманываться рад?», «С чувством, с толком обстановка» и др. Все сказанное говорит о важности для будущих рекламщиков изучения феномена «прецедентный текст» в его национально-культурной обусловленности [3, с. 216]. Представляется необходимым на занятиях по истории русской литературы и филологическому обеспечению профессиональной деятельности целенаправленно ориентировать будущих специалистов по рекламе и связям с общественностью на «канон русской литературы».

Это понятие не имеет строгого литературоведческого значения и отличается дискуссионностью. Однако очевидно, что при всей полемичности наполнения этого понятия в прикладной роли — как матрицы для массовой культуры, его в первую очередь необходимо понимать как пантеон «классических авторов» в определении Дидро («авторы, которых изъясняют в школах»), и в то же время оно не должно задавать «высокую интеллектуальную планку». Иначе «культурный капитал прошлого» рискует остаться без потребителя [4, с. 40]. Предлагаем несколько стратегий работы по освоению «канона русской литературы» в аудитории с будущими рекламщиками/журналистами. Во-первых, следует четко артикулировать само понятие «канон русской литературы» и содержательно наполнить его (формат — «лекция плюс семинар»). Помимо нескольких персоналий из литературы ХVIII века (Ломоносов, Фонвизин, Державин, Радищев, Карамзин), сюда войдет основной корпус школьной программы, начиная с Пушкина (особо следует оговорить его роль как основоположника «петербургского текста») и заканчивая писателями конца ХХ века.

При освоении ключевых текстов «канона» (не перечисляем их, поскольку они общеизвестны) важно фиксировать внимание на следующих восходящих к нему концептах русской культуры: «маленький человек», «тургеневская барышня», «бедные люди», «гоголевская шинель», «мертвые души», «отцы и дети», «обломовщина», «горьковский босяк», «леонидандреевщина», «зощенковская ситуация», «шукшинский герой» и др. На семинарских занятиях можно практиковаться в придумывании возможных контекстов употребления крылатых фраз из репертуара отечественной классики. Отдельного внимания заслуживают художественные окказионализмы, получившие важное прецедентное значение в отечественной культуре, например из произведений Салтыкова-Щедрина, Маяковского.

Особый цикл занятий предлагаем посвятить технологии озаглавливания текстов (с привлечением научной литературы по этому поводу). Совмещение синхронического и диахронического подходов к феномену заглавия как классических текстов (на материале пьес Островского, произведений Зощенко и других писателей: «Бедная Лиза», «Страдания молодого Вертера», «Преступление и наказание»), так и современных бестселлеров (к примеру, романов Пелевина). Еще один возможный разворот темы — обсуждение понятия «культовая книга» и анализ механизма приобретения книгой этого статуса. Можно основываться на романах Ильфа и Петрова об О. Бендере, булгаковском «Мастере и Маргарите». Отдельный семинар можно посвятить «культовой книге» пиарщиков «Generation "П"» Пелевина.

На конечном этапе планируется практическая работа по неймингу: придумывание адекватных в свете отечественной культуры названий для кафе, магазинов, торговых комплексов и т. п. Обсуждение неудачных случаев наименований, неудачных рекламных идей тоже может стать предметом обсуждения в аудитории. Таковы в общих чертах стратегии приобщения студентов-пиарщиков к «канону русской литературы».

Литература

1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. — М. : Издат. группа «Прогресс» : Универс, 1994. — 616 с.

2. Дубин Б. Классика, после и рядом: Социологические очерки о литературе и культуре : сб. ст. / Б. Дубин. — М. : НЛО, 2010. — 345 с.

3. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. — М. : URSS ЛКИ, 2007. — 261 с. 4. Мегрелишвили Т. Русский литературный канон в зеркале современности / Т. Мегрелишвили // Toronto Slavic Quarterly. — 2013. — № 44. — P. 35–48.

Г. Н. Боева

Другие новости и статьи

« Выставка «Капкан для Бонапарта» в «Музее Героев Советского Союза и России» (отдел Музея-панорамы «Бородинская битва»)

Есть ли вероятность, что ограниченно годных парней начнут забирать в армию из-за поправки о призыве? »

Запись создана: Вторник, 12 Июнь 2018 в 10:16 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика