29 Март 2020

Труд как социальная обязанность и радость в религиозных текстах (на примере текстов Библии и Корана)

oboznik.ru - Труд как ценность

#труд#общество#религия

Аннотация. Концепт труда реализуется в разных типах текстов на русском языке. В статье анализируются тексты Библии и Корана как культурнозначимые феномены с точки зрения представления в них аксиологических значений « труд как социальная обязанность» и « труд как радость». Ключевые слова: труд, религиозные тексты, радость, социальная обязанность, Библия, Коран. Концепт труд имеет много семантических составляющих и текстовых реализаций.

Мы обратились к религиозным текстам Библии и Корана, фиксирующим те ценности, которые лежат и в основе светской культуры народов и которые корреспондируют друг с другом, объединяясь в общее аксиологическое поле культур. Труд в Библии и Коране признается необходимой составляющей на протяжении всей жизни человека. В христианской культуре заложено положительное отношение к труду.

Библия всегда призывает к труду, к приложению усилий: «И трудимся, работая своими руками» [1, 4:12]; «И усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать своё дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам» [2, 4:11]. В данном тексте кроется идея о добросовестном отношении к труду (усердно стараться). Согласно исламским и христианским ценностям все люди равны перед богом. Они различаются только по своему труду. Виды труда могут быть разными, однако неоспоримым является его принципиальная необходимость и всеобщность. «В жизни есть занятия для каждого во всех состояниях, какие Бог установил на земле.

Для одних – труд умственный, для других – работа телесная; для одних – ремесла, для других – торговля»[1, 141]. Вся жизнь человека должна быть непрерывным, полезным и честным трудом. Не случайно для работы отведено шесть дней в неделю и лишь один день – для отдыха. Дохристианский мир не видел нравственной ценности труда и не рассматривал его как всеобщую обязанность. Христианство привнесло принципиально новое видение труда.

Хозяйственный труд перестает рассматриваться как низший, отцы церкви высказываются в пользу физического труда, который также будет угоден и Богу. Для мужчин нет ничего позорного в земледельческом труде и работе по дому [5, 128-129]. Ислам предоставляет человеку право выбирать тот вид деятельности, который ему по душе, кроме запретных. Однако при этом мусульманин должен учитывать потребности уммы (общины) в той или иной специальности. Например, труд в сельском хозяйстве одобрен самим Аллахом и приносит пользу не только одному человеку, но и всей общине (умме): «Пусть посмотрит человек на свое пропитание! Мы проливаем обильные ливни, затем рассекаем землю трещинами и взращиваем на ней зерна, виноград и люцерну, маслины и финиковые пальмы, сады густые (или с могучими деревьями), фрукты и травы на пользу вам и вашей скотине» [6, 24-32] .

Труд служит и способом изменения мира. Как проявление соработничества человека с Богом в деле восстановления утраченной мировой гармонии рассматривал труд С.Н. Булгаков. В этом видении труда обнаруживается «радость» человека. Труд является священной обязанностью каждого человека и нравственным долгом, возложенным на него Творцом вне зависимости от социального и имущественного положения. «Великие и малые, богатые и бедные, люди всех состояний, всех стран, всех возрастов и полов, – все рождаются, подвергаясь этому закону. Он продолжится до самого отдаленного потомства, и кончится только под ударом, который сокрушит вселенную» [8, 48-49].

Даже люди, в силу своего социального положения имеющие возможность не работать, не должны жить без труда – вопрос в выборе занятий, соответствующих их статусу. Бедный добывает хлеб физический, богатый – хлеб духовный. Но оба трудятся для себя и других, испытывая радость. «Если ты не трудишься, ты не стоишь того, чтобы земля производила плоды для твоего пропитания, не стоишь того, чтобы и люди терпели тебя в своем обществе, потому что ты член бесполезный» [9, 260]. «Остерегайтесь тех, которые сами не работают, а, выезжая на своем христианстве, норовят жить на счет других»[5, 127]. Отношение к труду как нравственному и религиозному долгу предотвращает человека от недовольства, зависти к тем, кто состоятельнее его. «Избери для себя какую-нибудь работу, и тебя не постигнет никакая болезнь», – говорит благочестивый Сирах, помимо физического здоровья имея в виду и нравственное благополучие. «Исторгая из земли… всякую негодную траву, молите Всевышнего, чтобы он исторг из вашего сердца семена греха и исправил развращенные наклонности», «труд для человеческой природы является тем же, чем узда для коня… [ 4, 603;10, 151]. По труду ценен человек, за результаты своей деятельности каждый человек будет либо награжден, либо наказан.

В Коране сказано «Кто совершил благое — муж или жена — и он верующий. Мы оживим его жизнью благой и воздадим их награду им еще лучшим, чем то, что они делали» [7, 97]. «Остерегайтесь тех, которые сами не работают, а, выезжая на своем 137 христианстве, норовят жить на счет других» [5, 127]. Бог открыл Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» [3:(Бытие 3:19)]. Это стало не только законом земной жизни, но также и законом спасения души Адама. Между духовной, умственной и физической работой нет четкой грани. Труд жизненно необходим каждому из нас для духовного роста, становления характера и получения множества радостей, которых никогда не узнать праздному человеку.

Литература 1. Библия. Послание 1-е (коринфянам). Глава 4, стих12. 2. Библия. Послание 1-е (фессалоникийцам). Глава 4, стих11. 3. Библия. Книга Бытия. 3:19 . 4. Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению // Этикобогословские исследования Сергея Зарина. М.: Паломник, 1996. 5. Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви. Пер. с нем. с предисл. С.Н. Булгакова. М.: Путь, 1913. 6. Коран Cура «Ан-Нахль», аяты 24-32 . 7. Коран Сура «Ан-Нахль» , аят 97. 8. Московский Богородице-Рождественский женский монастырь. М.: Правило веры ,1996. 9. О праздности / / Христианское чтение. СПб., 1841. Ч. 4

Джебреил Нажафи

Другие новости и статьи

« Статус русского языка как глобальный культурный код

За два часа до рассвета »

Запись создана: Воскресенье, 29 Март 2020 в 3:02 и находится в рубриках Современность.

метки:

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика