3 Июль 2018

Язык в структуре культуры

oboznik.ru - О культуре

Аннотация. В статье рассматривается вопрос соотношения языка и культуры на современном этапе. На современном этапе вопросы соотношения языка и культуры можно рассматривать следующим образом: препозиция «культура» и препозиция «язык». В первом случае ведущая роль отводится культуре, а язык здесь это форма выражения и отражения достижений культуры в самом общем понимании. Во втором случае язык (языковой материал) аккумулирует и содержит информацию о мире (культуре, космосе) и человеке в нем. Ключевые слова: лингвокультурология, язык, культура, культурная единица.

В качестве аксиомы процитируем В. фон Гумбольдта, который справедливо и емко указал, что «человек становится человеком только через язык, в котором действуют творческие первосилы человека, его глубинные возможности. Язык есть единая духовная энергия народа» [1, с. 314]. По нашему мнению именно этот пролегомен можно назвать базисом антропоцентрической парадигмы, из сути который сформировалось два вектора развития лингвистики: когнитивная лингвистика и лингвокультурология.

Суть когнитивной лингвистики в самом общем понимании сводится к организации сознания человека, его познания бытия средствами языка. Язык здесь является как познавательным механизмом и системой знаков, так и механизмом кодировки, трансформации и передачи информации. Он (язык) – ключ (средство) доступа к мыслительным процессам. Именно в языке отражается и фиксируется опыт человечества и способ его мышление. Другой вектор, сформировавшийся в конце XX века – лингвокультурология, как комплекс и синтез дисциплин.

Основной задачей данной дисциплины (а это именно дисциплина со своим объектом, предметом и методами) заключается в изучении взаимодействия и связей языка и культуры (духовной и материальной), которая отразилась и закрепилась в живом национальном языке – трансляторе культурной информации. При всем многообразии подходов и точек зрения к определению лингвокультурологии ее онтологическая сущность неизменна: это дар, благодаря которому мы имеет возможность изучить и понять способы и механизмы, посредством и через которые язык аккумулирует, хранит и транслирует культуру На наш взгляд условно можно выделить три периода в развитии данной 155 дисциплины: становление – В. Гумбольдт, А.А. Потебня, Э. Сепир и др., консолидация как самостоятельной области научного знания (В.Н. Телия, В.А. Маслова, В.В. Воробьев и др.) и утверждение как науки.

На современном этапе вопросы соотношения языка и культуры можно рассматривать следующим образом: препозиция «культура» и препозиция «язык». В первом случае ведущая роль отводится культуре, а язык здесь это форма выражения и отражения достижений культуры в самом общем понимании. Во втором случае язык (языковой материал) аккумулирует и содержит информацию о мире (культуре, космосе) и человеке в нем. Обсуждения данного вопроса, безусловно, требует предварительного анализа исходных понятий в самом общем смысле, без уточнений и специфических черт. Культура на протяжении всего периода изучения данного явления была, есть и будет сложным и многогранным явлением человеческого бытия, что выражается в разнообразии подходов при изучении (описательный, ценностный, деятельностный, функционистский, нормативный, духовный, антропологический, символический, герменевтический, социологический и т.д.). Мы понимаем язык как совокупность двух начал: системность и назначение (общение, хранение, передача информации). Именно язык является всесторонним средством репрезентации культуры этноса.

По мнению Ю.М. Лотмана вокруг языковых структур формируется и протекает процесс построения мировоззрения человека [3], из чего следует, что картина мира запечатлена в языках неодинаковым образом. Но мы уверены в том, что если провести масштабный анализ культур через строение структур языка, то можно вычленить элементы пракультуры человечества (генеалогические конституенты культур), или же отдельных групп по типу генеалогической классификации языков. Поскольку язык представляет собой инструмент ментального упорядочения действительности, он становится посредником между всеми знаковыми системами, являясь базой, «естественным» субстратом семиотического языка культуры [4]. В языке аккумулирована тысячелетняя память народа, и он играет важную и ведущую роль в механизме передачи культуры от поколения к поколению.

Исходя из позиции о том, что язык сложнейшая совокупность взаимосвязанных и взаимопроникаемых элементов, то приходишь к выводу, что он в таком случае выступает одним из важнейших средств интеграции культуры в единое смысловое поле и создание единой системы, как языка, так и культуры ее носителей – людей, выросших и сформированных в ней. С этой точки зрения, представляется возможным описать структуру как культуры, так и языка при помощи формул и схем, которые будут отражать его природу и сущность и наоборот перевести эти формулы в материал языка и культуры. Однако здесь важно помнить, что любое языковое и культурное явление в самом широком смысле было образовано и есть в какой-то определенный момент историко-культурного развития. С этой позиции может возникнуть проблема оторванности языковых единиц от культурного и исторического процесса (контекста).

При таком подходе необходимо учитывать не только пропозицию, но и конкретный период культурно-исторического развития, из которого данный фактический материал вынут. Таким образом, язык, представляющий и заполняющий собой пространство культуры, представляет собой совокупность языковых единиц и множества их комбинаций, которые постоянно взаимодействуют друг с другом. Он кодирует в своей сущности направленность мышления, ментальность, способ восприятия мира, характерные для того или иного этноса в конкретный период его развития. С этих позиций особенности, например, говора (диалекта) и их изучение дают возможность подробнее, чем исследования в исторической плоскости, изучить развитие какой-либо культуры. В этом направлении лингвокультурология исследует тексты и реконструирует по ним развитие культуры. Иными словами, исследуя и реконструируя тексты как комплексную языковую и культурную единицу, возможно проследить движение, генезис культуры.

Любой промежуток культурной жизни предшествующих эпох, доходящий до нас, фрагментарен. В данном случае текст как памятник языка дает возможность реконструкции целостных значений, сумм контекстов, в которых данный текст приобретает осмысленность. С этот позиций, системность языковых и культурных единиц отрывка любого периода развития этноса переходит и формирует целостность посредством текста, который дает возможность воссоздать вокруг себя достаточно конкретное культурное пространство, наполненное совокупной суммой семиотических смыслов. В таком случае не только язык снова становится семиотической сферой, но и элементы культуры с их системными связями, что дает большие возможности воссоздавать культуру со всеми ее производными [2].

В изучении проблемы соотношения языка и культуры, способствующем исследованию фундаментального характера и содержания человеческого существования, языковым и культурным элементам, а также их системным связям должна принадлежать ведущая роль. Одновременно с этим, каждая эпоха отражает все происходящее как в языке, так и в культуре. Язык и культура, как никакая другая константа, фиксирует в себе и изменения, происходящие в обществе и отношения к ним, при этом и язык и культура трактуется как своеобразный «слепок» того или иного культурного слоя, отражающий все культурные напластования. Изучение языка как системы элементов этнического самосознания, вместе с изучением этнической культуры и ее составляющих дает возможность получения информации как о языковых процессах в обществе, так и об этнокультурной ориентации индивида и этноса в целом – степени их языковой и этнокультурной ассимиляции или сохранения. На наш взгляд в процессах внешней и внутренней этнической идентификации язык является одним из базовых элементов, что в разных научных концепциях выделяется как ключевой фактор в определении этнической группы, однако он не всегда может служить надёжным критерием этнической принадлежности.

Любой язык, аккумулируя опыт народной жизни во всей ее полноте и разнообразии, является и действительным его сознанием. Каждое новое поколение, каждый представитель конкретного этноса, осваивая язык, приобщается через него к коллективному опыту, коллективному знанию об окружающей действительности, общепринятым нормам поведения, отвергаемым или принимаемым народом оценкам, социальным ценностям. Язык и культура хранят историю движения народа по вектору цивилизации, они отражают его характер, симпатии и антипатии, связи с соседними народами.

Язык и культура впитали в себя все тонкости оценочного отношения к окружающей действительности, к ее восприятию и отражению. Изучение языка и культуры может осуществляться как в пространственном, так и временном измерениях. В первом случае речь идет о синхронном подходе, который обеспечивает создание горизонтального внутриэтнического и межэтнического культурно-языкового континуума, объединяющего хронологически сосуществующих членов одного и того же или же различных этносоциальных коллективов; во втором о диахронническом, обусловливающей языковую, культурную историческую преемственность этноса т.е. вертикали, что в конечном счете даст возможно реконструировать пракультуру(ы) человечества.

Литература 1. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. – С. 314. 2. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. – М. 2002. – 320 с. 3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII нач. XIX в.). – СПб., 1994 – 398 с. 4. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. – М.: Индрик, 1995. – 509 с

Зыкин Алексей Владимирович

Другие новости и статьи

« Новые существительные - композиты в русском языке рубежа XX–XXI веков

Регионы с самым грязным воздухом »

Запись создана: Вторник, 3 Июль 2018 в 4:24 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика