Об увольнении военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта в период окончания действия контракта о прохождении военной службы



Об увольнении военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта в период окончания действия контракта о прохождении военной службы

oboznik.ru - Либо увольнение, либо выговор: альтернативы нет?
#увольнение#прававоеннослужащих#военноеправо

Выражение "дембель неизбежен" известно каждому военнослужащему. Рано или поздно наступит момент, когда военнослужащий, в том числе проходящий военную службу по контракту*(1), будет уволен с военной службы. Военнослужащие увольняются либо по "положительным", либо по "нейтральным", либо по "отрицательным" основаниям.

К "отрицательным" основаниям увольнения, которые могут оказать в дальнейшем негативное воздействие на репутацию уволенного военнослужащего, относится увольнение военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта, предусмотренное подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (далее - Федеральный закон). Согласно указанной норме военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.

При поступлении на военную службу каждый военнослужащий в обязательном порядке, на добровольной основе подписывает с Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых в соответствии со ст. 2 Федерального закона предусмотрена военная служба, контракт о прохождении военной службы на определенный срок. Согласно ст. 32 Федерального закона условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) по прохождению военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных войсках, воинских формированиях либо органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, в том числе получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом согласно Положению о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим другого аналогичного контракта, исключения военнослужащего из списков воинской части, а также в иных случаях, установленных федеральными законами. К общим обязанностям военнослужащего, согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, в частности, относятся обязанности по строгому соблюдению Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, требований общевоинских уставов.

При нарушении военнослужащим каких-либо из условий контракта о прохождении военной службы возникают основания для возможного его увольнения с военной службы по соответствующему основанию. Прекращение военно-служебных отношений в результате увольнения с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта представляет собой фактический состав, включающий совокупность юридических действий (фактов) управомоченных должностных лиц в рамках предоставленной им дисциплинарной власти, направленных на прекращение с военнослужащим военно-служебных отношений в связи с невыполнением последним добровольно взятых на себя обязательств по надлежащему исполнению военной службы в течение срока заключенного контракта*(2). Автор полагает, что возможно выделить два элемента, являющихся "признаками состава" факта нарушения военнослужащим условий контракта: 1) противоправное деяние, совершив которое военнослужащий нарушил условия контракта; 2) совершение данного деяния в период действия контракта о прохождении военной службы. Казалось бы, что все просто и понятно, но практика показывает, что очень часто военнослужащие допускают нарушения условий контракта в период, когда он окончил свое действие, и тогда возникает вопрос: возможно ли уволить военнослужащего по данному основанию в указанный период, т.е. когда старый контракт о прохождении военной службы прекратил свое действие, а новый с военнослужащим не заключен?

Исходя из прямого толкования нормы закона можно сделать вывод о том, что нарушение условий контракта предполагает наличие действующего контракта. Окончание действия контракта может означать его отсутствие. Соответственно нельзя нарушить контракт, который прекратил свое действие. Анализируя судебную практику по данному вопросу, можно также сделать вывод о том, что военные суды придерживаются аналогичной позиции, согласно которой нельзя досрочно уволить военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта при отсутствии действующего контракта, заключенного с данным военнослужащим*(3). Важно, чтобы на момент досрочного увольнения военнослужащего по соответствующему основанию контракт действовал, и не важно, когда были допущены нарушения (за совершение которых производится увольнение) - до или после заключения нового контракта, поскольку военная служба носит непрерывный характер*(4).

Таким образом, ответ на ранее поставленный вопрос очевиден. На практике возникают ситуации, когда военнослужащий, допустивший неоднократные нарушения воинской дисциплины, отказывается заключать новый контракт о прохождении военной службы, чтобы избежать досрочного увольнения в связи с несоблюдением им условий контракта, а быть уволенным по окончании срока контракта. И как в такой ситуации командиру добиться торжества справедливости и применения к нарушителю соразмерных его противоправным деяниям мер воздействия в виде досрочного увольнения с военной службы? Думаем, что при отсутствии иных оснований, это невозможно! Такая ситуация напоминает времена, когда действовали положения закона, предоставляющие военнослужащему право выбора одного из нескольких возникших одномоментно оснований ("отрицательного" и "положительного") для досрочного увольнения с военной службы. С такой ситуацией и практикой автор не согласен, так как считает, что военнослужащий, допустивший существенные нарушения условий контракта, не достоин продолжать военную службу и неизбежно должен быть уволен по соответствующему "негативному" основанию, несмотря на то, действует ли контракт о прохождении военной службы или нет. Что возможно сделать, чтобы исправить такую, по нашему мнению, несправедливую ситуацию? Полагаем, что в данном случае необходимо внести некоторые изменения в законодательство: 1. Внести дополнения в ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно которым на военнослужащего должны возлагаться обязанности по соблюдению условий контракта, в том числе после окончания срока его действия, до утраты военнослужащим соответствующего статуса. Ведь если военная служба носит непрерывный характер, то разве военнослужащий вправе не соблюдать условия окончившего свое действие контракта?

Полагаем, что это нелогично и не правильно, так как если лицо имеет статус военнослужащего, то оно обязано выполнять все обязанности военнослужащего! 2. Изменить формулировку подп. "в" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ с "в связи с невыполнением им условий контракта" на "в связи с нарушением им общих, либо специальных, либо должностных обязанностей военнослужащего". В результате внесения таких изменений: 1) военнослужащий, бесспорно, будет обязан соблюдать условия контракта, даже при окончании срока его действия до утраты лицом статуса военнослужащего; 2) для увольнения военнослужащего-нарушителя не будет требоваться наличие действующего контракта о прохождении военной службы, а будет достаточно факта нарушения общих, или специальных, или должностных обязанностей военнослужащего. Автор полагает, что внесение таких изменений в законодательство поможет командирам (начальникам) добиться применения к военнослужащим-нарушителям справедливых и соразмерных мер воздействия и, как следствие, повысить уровень дисциплинированности подчиненных военнослужащих. ──────────────────────────────────────────────────────────────────────── *(1) В настоящей работе речь пойдет именно о данной категории военнослужащих. *(2) Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. СПб., 2003. С. 326-327. *(3) Постановление Западно-Сибирского окружного военного суда от 30 октября 2014 г. N 44Г-5/2014 4Г-108/2014 *(4) Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 12016 г. N 202-КГ16-2.

Н.С. Кириченко, майор юстиции, офицер войск национальной гвардии Российской Федерации

Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 7, июль 2017 г., с.9-12.



Другие новости и статьи

« Хозяйственные операции с медицинским имуществом

Особенности увольнения работника военной организации в случаях несоблюдения требований антикоррупционного законодательства »

Запись создана: Вторник, 13 Ноябрь 2018 в 17:00 и находится в рубриках Современность.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы