Ведение воинского учета: ждем проверку



Ведение воинского учета: ждем проверку

oboznik.ru - Осуществляем воинский учет

Государственные (муниципальные) учреждения, как и другие организации, обязаны осуществлять воинский учет своих работников (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", п. 6, 7 ст. 8 Закона о воинской обязанности*(1)). Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления ВС РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Минобороны (п. 33 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719). Указанный контроль осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495 (далее - Инструкция N 495).

Какими нормативными актами нужно руководствоваться при ведении воинского учета?

Под воинским учетом понимается комплекс мероприятий, осуществляемых руководителями, другими должностными лицами организаций:
- по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях;
- по проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время;
- по оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, в том числе обеспечения своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части.
Согласно п. 9 Положения о воинском учете воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством РФ, данным положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минобороны. В частности, действуют Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 (далее - Методические рекомендации).
За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.
Государственные (муниципальные) учреждения обязаны создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, представлять отчетность по бронированию. Напомним, что порядок работ по бронированию в организациях граждан, пребывающих в запасе, определен Инструкцией по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время, утвержденной Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 03.02.2015 N 664с.
В силу п. 3 приложения 2 к Инструкции N 495 военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в учреждениях с численностью работающих (учащихся) граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже одного раза в три года.
Проверки ведения первичного воинского учета органами местного самоуправления производятся за период с 1 января по 31 декабря предшествующего года по утвержденному в установленном военным комиссаром порядке графику. Проверке подвергается не менее 30% органов местного самоуправления от общего количества на территории, на которой осуществляет свою деятельность отдел (муниципальный). Для проверки создается комиссия, в состав которой включаются начальник отдела (муниципального) либо лицо, им уполномоченное (председатель комиссии), представители отделений отделов военного комиссариата и работники финансовых органов (члены комиссии).
Контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с требованиями Закона о защите прав юридических лиц*(2) и Инструкции N 495.
При осуществлении контроля за ведением воинского учета в организациях проверяются:
- полнота охвата граждан воинским учетом;
- качество осуществления воинского учета граждан;
- достоверность данных, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету;
- организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету;
- выполнение должностными лицами организаций требований Закона о воинской обязанности и Положения о воинском учете.
При проведении контрольных мероприятий в отношении осуществления органами местного самоуправления первичного воинского учета проверяются и определяются:
- полнота охвата граждан первичным воинским учетом;
- качество осуществления первичного воинского учета;
- достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние мобилизационных и призывных ресурсов;
- организация и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету;
- выполнение должностными лицами органов местного самоуправления требований Закона о воинской обязанности и Положения о воинском учете;
- целевое использование субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.

Кто подлежит воинскому учету?

Воинскому учету в учреждениях подлежат:
1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники);
2) граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные):
- мужского пола;
- уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил;
- успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
- успешно завершившие обучение в военной образовательной организации высшего образования по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
- не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
- не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии по достижении лицами возраста 27 лет;
- не подлежавшие призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет;
- не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении возраста 27 лет;
- уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
- прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- женского пола, имеющие военно-учетную специальность, согласно приложению 2 к Методическим рекомендациям.
При этом не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане:
- освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом о воинской обязанности;
- проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы;
- женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
- постоянно проживающие за пределами РФ;
- имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и ФСБ.

Кто отвечает за ведение воинского учета?

Согласно п. 9 Положения о воинском учете за состояние воинского учета, осуществляемого государственными (муниципальными) учреждениями, отвечают руководители этих учреждений. Они должны назначить работников учреждения, ответственных за ведение воинского учета. Число этих работников определяется с учетом следующих норм (п. 12 Положения о воинском учете):
- один работник, выполняющий обязанности по совместительству, - при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
- один освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до 2 000 граждан;
- два освобожденных работника - при наличии на воинском учете от 2 000 до 4 000 граждан;
- один освобожденный работник на каждые последующие 3 000 граждан, состоящих на воинском учете.
При этом общее количество работников, осуществляющих воинский учет в учреждениях, определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года, с применением вышеуказанных норм. При наличии в учреждении двух и более работников, осуществляющих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение - военно-учетный стол.
Согласно п. 20 Методических рекомендаций расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств учреждений.
Руководители учреждений обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету. Отметим, что персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан, определяются приказом руководителя учреждений по форме, приведенной в приложении 4 к Методическим рекомендациям. При этом необходимо согласовать проект указанного приказа с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований), осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположено учреждение (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов.
Кроме того, с военным комиссаром необходимо согласовать кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направить в адрес военного комиссара копии приказов о назначении на должности работников, осуществляющих воинский учет в организациях.
Перемещение и увольнение работников, занимающихся в организациях воинским учетом и бронированием граждан, также должны проводиться, как правило, по согласованию с военным комиссариатом муниципального образования, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В подобном случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.

Каков порядок ведения воинского учета в учреждении?

В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет:
- проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);
- заполняют личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
- разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ и Положением о воинском учете, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
- информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации.
В соответствии с п. 27 Положения о воинском учете воинский учет граждан осуществляется по личным карточкам работников (ф. Т-2, разд. 2) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (ф. Т-2 ГС (МС), разд. 2), утвержденным в установленном порядке (далее - личные карточки).
Ведение и хранение личных карточек граждан, поставленных на воинский учет, а также заполнение разд. II "Сведения о воинском учете" личных карточек на военнообязанных и призывников осуществляются в порядке согласно приложению 7 к Методическим рекомендациям.
Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются вышеуказанные документы, являются:
- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников;
- военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) - для военнообязанных.
В целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету, учреждения и их должностные лица:
- выявляют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства (месту пребывания), и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет;
- ведут и хранят личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, согласно Методическим рекомендациям.
В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в учреждении:
- направляют в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций), согласно приложению 9 к Методическим рекомендациям, в случае необходимости (а для призывников - в обязательном порядке) в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований или органы местного самоуправления;
- направляют в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в силу приложения 10 Методическим рекомендациям;
- представляют ежегодно (в сентябре) в соответствующие военные комиссариаты муниципальных образований списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября - списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, согласно приложению 11 к Методическим рекомендациям;
- сверяют не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
- сверяют не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления, в соответствии с приложением 12 к Методическим рекомендациям;
- вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты муниципальных образований в порядке согласно приложению 13 к Методическим рекомендациям;
- оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований или органов местного самоуправления и обеспечивают их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
При приеме документов воинского учета от граждан работниками, осуществляющими воинский учет в организациях, гражданам выдается расписка в соответствии с приложением 14 к Методическим рекомендациям.

Какие документы в области воинского учета должны быть в учреждении?

Согласно п. 39 Методических рекомендаций в любом государственном (муниципальном) учреждении с момента образования и перед началом очередного календарного года разрабатываются и ведутся следующие документы:
- приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- план работы по ведению воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
- картотека личных карточек форм Т-2 и Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
- журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил;
- расписки в приеме от граждан документов воинского учета (по форме, приведенной в приложении 14 к Методическим рекомендациям);
- служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
- другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
- справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.
Именно перечисленные документы будут проверять контролеры.

Какова ответственность за нарушения в области воинского учета?

Должностные лица государственных (муниципальных) учреждений, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут административную ответственность, установленную гл. 21 КоАП РФ.
Так, непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, повлечет за собой наложение административного штрафа в размере от 300 до 1 000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).
В свою очередь, неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, повлечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).
Непредставление в установленный срок руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1 000 руб. (ст. 21.3 КоАП РФ).
Также предусмотрена ответственность за несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете. Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1 000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

* * *

В заключение еще раз отметим, что контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил, военными комиссариатами и органами местного самоуправления. Узнать о предстоящей проверке можно заранее, ознакомившись с планом проверок, размещенным на сайте органов прокуратуры.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

*(2) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

А. Павелин,
эксперт журнала "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной
деятельности государственных (муниципальных) учреждений"

Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 2, февраль 2018 г., с. 35-45.




Другие новости и статьи

« Особенности увольнения работника военной организации в случаях несоблюдения требований антикоррупционного законодательства

Право граждан на обращение в Военный комиссариат и ответственность должностных лиц за его нарушение »

Запись создана: Вторник, 10 Июль 2018 в 19:14 и находится в рубриках Новости.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы