20 Июнь 2022

Друг А.С. Пушкина о Крымской войне: князь П.А. Вяземский и его книга «письма русского ветерана 1812 г. О восточном вопросе»

oboznik.ru - Медицинское обеспечение войск крымской армии с началом Крымской (Восточной) войны
#Пушкин#война#история

Аннотация. Статья посвящена восприятию Крымской войны князем П.А. Вяземским (1792–1878), известным прежде всего как видный поэт и публицист золотого века русской культуры, ближайший друг А.С. Пушкина. Он был заметной фигурой в общественно-политической жизни и видным государственным деятелем, принадлежавшим к сторонникам постепенных преобразований российской действительности.

Его взгляд был изложен в книге «Письма русского ветерана 1812 г. о Восточном вопросе», опубликованной в 1855 г. на французском языке. Ключевые слова: история России XIX в., Крымская война, общественно-политическая мысль, князь П.А. Вяземский, «Письма русского ветерана 1812 г. о Восточном вопросе». Крымская война стала важным рубежом не только во внешней политике России, но и явилась знаковым событием для внутреннего развития страны.

Одним из проявлений этого стала оценка причин и итогов войны как основы для размежевания формирующихся общественно-политических течений в российском обществе. Многие сторонники либеральных и революционных идей, несомненно патриоты своей страны, расценивали Крымскую войну как обвинительный приговор внешней и внутренней политике императора Николая I. Но среди современников войны существовали и другие точки зрения, в том числе и оценка Крымской войны как продолжения борьбы, которую Россия вела в эпоху наполеоновских войн и прежде всего в ходе Отечественной войны 1812 г., защищая свои государственные и национальные интересы. Одним из сторонников этой точки зрения был князь П.А. Вяземский (1792–1878), один из немногих близких друзей А.С. Пушкина, который дожил до событий Крымской войны и дал ей собственную оценку.

Он был не только поэтом и литературным критиком, но на протяжении всей жизни интересовался политическими вопросами и, несомненно, внес свой вклад в развитие отечественной политической мысли. Этот потомок Рюриковичей стал последним из поколения государственных и общественных деятелей, которые начинали свой жизненный путь в первое десятилетие XIX в. носителями просветительских идей, а завершили в середине столетия как представители высшей бюрократии. В конце служебной карьеры П.А. Вяземский в 1855–1858 гг. занимал должность товарища министра народного просвещения, положив начало первым преобразованиям в этой сфере в эпоху правления Александра II. К общественно-политическому направлению, к которому он принадлежал, относились как поэты А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, так и целый ряд министров эпохи Николая I – Д.Н. Блудов, Д.В. Дашков, С.С. Уваров, П.Д. Киселев [1].

Непосредственным откликом П.А. Вяземского на обострение Восточного вопроса в 1853 г. и начало военных действий стала книга «Письма русского ветерана 1812 г. о Восточном вопросе», опубликованная на французском языке в 1855 г. с указанием на Лозанну как на место ее издания. В основе текста, состоящего из введения и 30 глав, лежал кропотливый анализ публичных выступлений британских и французских политических деятелей, а также оценок европейской прессой внешней политики России, носящих преимущественно антирусский характер. Исходя из этого П.А. Вяземский излагал свою внешнеполитическую концепцию и представление о месте России в европейском сообществе той эпохи. На протяжении всей своей общественной и литературной жизни П.А. Вяземский заслуженно имел репутацию «русского европейца» и критиковал многие стороны современной им отечественной действительности. Именно ему принадлежит заслуга введения в литературный обиход выражения «квасной патриотизм».

Он с уважением относился к культуре стран и народов Европы, в особенности Франции, являлся знатоком и популяризатором европейской литературы в России, симпатизировал таким явлениям общественно-политической жизни, как конституционализм и свобода печати. Но это не исключало, а подразумевало понимание и защиту интересов родной страны в тех случаях, когда они расходились с замыслами и делами европейских политических элит. К мнению о том, что такое расхождение между объективными интересами России и внешней политикой правительств Великобритании и Франции существует, П.А. Вяземский окончательно пришел в 1840-е годы. В эпоху правления Александра I молодой литератор обращал преимущественное внимание на позитивные стороны жизни зарубежных стран Европы, знания о которых основывались на книгах и рассказах знакомых. Его первая зарубежная поездка состоялась в 1834 г., когда он побывал в Германии и Италии. В 1838–1839 гг. П.А. Вяземский путешествовал по Германии, а затем посетил Францию и Англию, в 1849–1850 гг. ездил в Турцию и Палестину, вернувшись через Францию и Голландию домой, 1851–1853 гг. провел в путешествии по Австрии, Италии и Германии.

Помимо этих поездок его внимание к международным проблемам усилила служба в Департаменте внешней торговли Министерства финансов, где на протяжении 1832–1846 гг. он занимал должность вице-директора. Этот опыт, как и личное знакомство с жизнью Европы и Ближнего Востока, заставляли его отказываться от идеализации Запада в политическом отношении. Особенно негативное впечатление на него производили внешняя политика Великобритании и политические нравы Франции эпохи Наполеона III. Друг А.С. Пушкина стремился доказать право России на равноправное положение среди великих держав Европы и защитить ее политику от нападок европейской печати, многие из которых казались ему несправедливыми.

В 1830-е гг. в западноевропейской печати стала усиливаться критика внутренней и внешней политики Российской империи. П.А. Вяземский, внимательно следивший за французской прессой, откликнулся на эту критику запиской «О безмолвии русской печати», датированной весной 1833 г. В ней доказывалась необходимость аргументированно отвечать на выпады зарубежной печати. Образцом дальновидной и эффективной политики в вопросах печати он называл действия Наполеона и Екатерины II. Приводимые факты из прошлых эпох должны были доказать, что «даже в те времена, когда всемогущество прессы не было в действительности провозглашено так, как ныне, власть охотно пользовалась этим орудием.

Наполеон умел властвовать, и он, который для утверждения власти более сильного поставил под штык всю Европу, не считал, однако, унизительным для защиты своего дела сражаться на арене журналистики. Екатерина II также с огромным успехом пользовалась печатью… Европейская пресса была ее смиренной и покорной служанкой. Все выдающиеся политические и литературные деятели ее эпохи были ей преданы. Вольтер, Деламбер и многие другие писали как бы под ее диктовку и были глашателями ее политических воззрений, ее побед и завоеваний» [4, с. 191]. Основное практическое предложение П.А. Вяземского состояло в том, что правительство Российской империи должно выпускать «на русском языке журнал под своим руководством с двойной целью: этот журнал должен был бы стать посредником между Европой и Россией, между правительством и народом» [4, с. 193]. В годы Крымской войны П.А. Вяземский пытался публиковать в европейских газетах статьи, объясняющие и защищающие русскую политику в Восточном вопросе. Когда это не удалось, он издал их отдельной книжкой на французском языке под названием «Письма русского ветерана 1812 г. о Восточном вопросе» [6].

Главной мишенью в книге П.А. Вяземского избрана политика правительства Великобритании, которую автор считал своекорыстной и проникнутой «фанатизмом гинеи». Так, по поводу «опиумной войны» 1840–1842 гг. он писал: «Англичане, например, находят весьма естественным и разумным начать войну против миролюбивого народа за то только, что правители этого народа мешают иностранцам оскотинивать и отравлять его посредством тайного ввоза опиума» [5, с. 213 ]. Именно британская политика, по мнению П.А. Вяземского, и являлась главной причиной разгоревшейся войны. «В самом деле, разве источник ему [обострению Восточного вопроса] в чем-либо ином, кроме закоренелой ненависти англичан ко всякому народу, желающему положить пределы их морскому могуществу? Разрушить флоты, начинающие приобретать силу, задавить всякое преуспеяние, которое может оказаться помехою англичанам; такова несомненно цель этой политики» [5, с. 202]. «Вторую империю» во Франции П.А. Вяземский, которому довелось побывать во Франции во время государственного переворота 2 декабря 1851 г., считал «незаконною в ней властью».

Гневному осуждению он подвергал внешнюю политику Наполеона III, которую считал опасной не только для стран Европы, но и для самой Франции, превращавшейся в младшего союзника туманного Альбиона. В идеале сам П.А. Вяземский был сторонником парламентаризма и свободы печати, развитию которых в России он по мере сил содействовал. Но большинству парламентских деятелей и журналистов современной Европы он давал негативные оценки: «…в наши дни значительная часть повременной печати пользуется могущественным и всеобщим влиянием. Постоянною и убийственною работой удалось ей лишить многих людей способности самостоятельного мышления и суждения, и – да простят мне это выражение – “кретинизировать” их в свою пользу» [5, с. 203]. Разъясняя свою позицию, П.А. Вяземский указывал: «Дело в том, что печатью и парламентскими речами создан искусственный мир, в котором действительность подвластна фразе и как бы задушена ею.

В этой ложной атмосфере новые поколения привыкли жить заимствованной жизнью. Здравый смысл утратил все свои права и всю свою силу» [5, с. 203]. П.А. Вяземский решительно отвергал тезис о том, что от России исходит постоянная угроза странам Европы. «Если мы угрожаем европейской независимости, то надо признаться, что эта угроза, подобно “медленному яду”, о котором говорил Вольтер, очень медленно действует. Когда вносили мы оружие в Европу, в ущерб независимости какого-либо государства? Легок ответ на этот вопрос: никогда! Мы отражали нападения или сражались в помощь слабым, когда они были под угрозами насилия со стороны сильных; но мы всегда уважали право и независимость каждого» [5, с. 271].

Российскую империю П.А. Вяземский рассматривал как полноправного члена семьи европейских государств, содействующего установлению мира и спокойствия как в Европе, так и на Востоке. Своеобразие России автор книги видел в преданности ее народа православию и монарху, в том, что она «прежде всего, есть земля благочестивая и царелюбивая. Ее исторические предания ей так же дороги, как и предания веры, потому что и те и другие проистекают из одного источника. Россия то, что она есть, преимущественно потому, что она дочь восточной церкви, и потому, что она всегда останется верна ей. В православии заключается ее право на бытие; в нем развивалась протекшая ее жизнь, и в нем задатки ее будущности» [5, с. 207]. В дни своей молодости П.А. Вяземский часто употреблял слова «Азия» и «азиатчина» для обозначения косности и невежества. К 1850-м гг. он стал осторожнее в суждениях и даже находил общие черты между славянскими народами и турками, выгодно отличающие их от западноевропейских народов.

По поводу Османской империи, азиатского соседа России, он писал: «Между турками и славянами есть нечто общее по восточному их происхождению, чего нельзя не признать и нельзя истребить. Настоящие турки мягкосердечны и откровенны. Близкое сожительство и, за исключением веры, общие патриархальные обычаи и многие другие сходные черты могли бы, при известных благоприятных обстоятельствах, привести к соединению двух племен, ныне разделенных. Имея миллионы мусульман в числе своих подданных, Россия знакома с мусульманским характером и натурою» [5, с. 212]. На протяжении всех 1830–40-х гг. в личных записях П.А. Вяземский позволял себе негативные отзывы о политике и даже личности императора Николая I: «Нам следует опасаться не революции, но дезорганизации, разложения… Людовик XIV говорил: “Государство – это я!”. Кто-то другой мог бы сказать еще более верно: “Анархия – это я!”» [3, с. 280, 282]. Но в предназначенной прежде всего для зарубежного читателя книге он избегал любого критического отзыва о российском монархе и его внешней политике, воспринимая его как олицетворение России на международной арене. Спустя полгода после смерти императора он обратился к анализу его личности, избрав для этого архаическую для середины XIX столетия форму похвального слова: «Державный сын верен памяти державного отца.

Как родитель его, он готов на честный мир, но как родитель готов и на упорную, кровопролитную борьбу, если вражда, безумная в началах своих и вероломная и ожесточенная в действиях, не [заставит] отречься от своих дерзких и несбыточных требований» [2, с. 291]. На протяжении последующей жизни П.А. Вяземский с каждым годом все более позитивно оценивал императора Николая I и политику, считая его оплотом стабильности и порядка в быстроменяющемся европейском и российском обществе. Для этого были веские основания. Европейские порядки, зафиксированные в решениях Венского конгресса 1815 г., стабильность которых стремился сохранить император Николай I, уходили в прошлое. То, что приходило им на смену, несло угрозу гибели как Российской империи, так и другим европейским монархиям, и всему тому, что с ними было связано и что было дорого князю П.А. Вяземскому.

Список литературы

1. Акульшин, П. В. П.А. Вяземский. Власть и общество в дореформенной России / П. В. Акульшин. – М. : Памятники ист. мысли, 2001. – 238 с.

2. Вяземский, П. А. 18 августа 1855 года // Вяземский, П. А. Избранное / П. А. Вяземский ; [сост., вступ. ст. и коммент. П. В. Акульшина]. – М. : РОССПЭН, 2010. – 496 с. 3. Вяземский, П. А. Записные книжки (1813–1848) / П. А. Вяземский. – М. : Наука, 1963. – 508 с. 4. Вяземский, П. А. О безмолвии русской печати // Вяземский, П. А. Избранное / П. А. Вяземский ; [сост., вступ. ст. и коммент. П. В. Акульшина]. – М. : Изд-во РОССПЭН, 2010. – 496 с. 5. Вяземский, П. А. Письма русского ветерана 1812 г. о Восточном вопросе // Вяземский, П. А. Избранное / П. А. Вяземский ; [сост., вступ. ст. и коммент. П. В. Акульшина]. – М. : РОССПЭН, 2010. – 496 с. – С. 200–289. 6. Wiaztmski, P. Letters d’un vétéran russe de l’année 1812 sur la guestion d’Orient. Publ. D’Ostafievo. – Lauzanne : Libr. De D. Martignier, 1855. – 446 p.

Акулыпин Петр Владимирович

Другие новости и статьи

« Подпольная и партизанская пресса Беларуси в годы войны (1941–1944 гг.)

Война и турецкое общество в XIX в восприятии авторов журнала «Русский вестник» »

Запись создана: Понедельник, 20 Июнь 2022 в 0:12 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика