А.В. Суворов и его отношение к религии



А.В. Суворов и его отношение к религии

oboznik.ru - Как Суворов брал неприступный Измаил

Александр Васильевич Суворов. Это не только великая личность в истории войны, но это и великая личность в истории человечества, смыслом жизни которого было служение Отечеству и Богу. Александр Васильевич Суворов был глубоко религиозный человек. Он верил, что вся жизнь его в руках Божиих. «Чудо-богатыри! Бог нас видит! Он наш генерал!» — говорил он. Любя Бога, Суворов любил и церковь, любил ее с ее чтением и пением, с ее обрядами и таинствами; любил просто, искренно и горячо. Когда ему приходилось в деревне переживать дни подневольного отдыха и покоя, он неукоснительно посещал церковь, усердно молился; читал апостол, даже в самое последнее время своей жизни, когда ему приходилось напрягать голос; пел с певчими на клиросе, перебегал с одного клироса на другой и в алтарь, где подавал кадило; в крестных ходах носил запрестольные кресты, звонил в колокола.

Церковные уставы и посты Суворов исполнял всегда строго. Даже в год своей смерти, когда присланный к нему императором Павлом I лейбмедик Вейкарт запрещал ему в великий пост есть постное и даже сердился на него за строгое исполнение церковных уставов, - Александр Васильевич заставлял самого Вейкарта присутствовать с ним на богослужениях по три раза в день, бить земные поклоны, употреблять самую строгую постную пищу. «Мне надобны, - говорил он, - деревенская изба, молитва, баня, кашица да квас» [1]. А.В.Суворов всегда отличался высокой нравственностью: милосердие, благотворительность, правдолюбие, целомудрие были добродетелями, украшавшими его. Он начинал и заканчивал молитвой каждый свой день. Перед каждым сражением он молитвенно взывал к Богу о помощи. Отсюда его приказ своим богатырям: «Все начинайте с благословения Божия… Молись Богу: от Него победа!». Отсюда его завет: «Ты, русский, знаешь трех сестер — Веру, Надежду и Любовь; с ними слава и победа, с ними Бог!» Особенной торжественностью отличалось богослужение после победы. Каждую свою победу и удачу полководец приписывал, прежде всего, Богу, поэтому спешил в церковь на благодарственный молебен.

После боя в присутствии А.В.Суворова и всех офицеров совершались панихиды по погибшим воинам. А.В.Суворов сам обучал воинов закону Божию и молитвам. Он воспитывал в офицерах и солдатах веру в Бога, любовь к православным властям и Отечеству, учил держаться правды Божией в самых сложных ситуациях, помогал своим подчиненным правильно ориентироваться в духовнорелигиозных вопросах и тем самым отвращаться от дурных проступков и служить не за страх, а за совесть. Он воспитывал воинов в покорности воле Божией и уповании на Бога. Он постоянно экзаменовал солдат, задавал им каверзные вопросы и ждал на них немедленного ответа, благодаря чему отрабатывалась быстрота мышления, необходимая как в бою, так и в повседневной жизни. Суворовские принципы ведения войны были тесно связаны с христианским человеколюбием. Стремление к совершенной победе над неприятелем полководец связывал, прежде всего, с необходимостью довести до полного завершения уже начавшуюся войну, действенно умиротворить упорно сражающегося противника и тем самым избежать дополнительных жертв. Говоря словами А.В.Суворова: "Всякое продолжение войны, особливо победы, просвещают побежденных". При этом полководец настаивал, что "победителю прилично великодушие". Ради достижения мира победитель должен не только сокрушить военную мощь неприятеля, но и «в поражениях сдающимся в полон давать пощаду», не меньше оружия «поражать противника человеколюбием», и во имя скорейшего

умиротворения предать забвению все те удары, которые враг ранее наносил. А.В.Суворов говорил об этом так: "Вот моя тактика: отвага, мужество, проницательность, предусмотрительность, порядок, умеренность, устав, глазомер, быстрота, натиск, гуманность, умиротворение, забвение…" [2]. Благочестие его проявлялось и в постоянных заботах по содержанию старых и сооружению новых церквей, на что шла значительная часть оброков. «Я и всех своих оброков на этот предмет нимало не жалею», — говорил Александр Васильевич. В 1764 году, будучи командиром Суздальского пехотного полка, А. В. Суворов основал и построил в Новой Ладоге деревянную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, которая называлась с тех пор Суворовской. В ноябре 1768 года Суздальский полк выступил из Новой Ладоги (места своей постоянной дислокации) в Смоленск, так как в связи с объявлением Турцией войны России русское правительство усиливало войска на западных границах и в Польше. Проявляя заботу о том, чтобы в храме продолжались богослужения силами местных священников, 19 декабря 1768 года Суворов пишет письмо соборному протоиерею Антонию: "Честный протоиерей о. Антоний!

В оставшейся в Ладоге полку Суздальского полковой церкви Петра и Павла, прошу Вашего благословения, доколе полк назад не возвратится в Ладогу, чтобы производима была ежедневная служба, за что полк Вашему благословению или кто ту службу отправлять будет от усердия посылает в год по двадцати рублев, которые изволите получать от оставшегося в Ладоге при двуротной команде, члена квартирмейстера Ефимова или кто тут будет при команде членом. Вашего благословения покорный слуга Александр Суворов" [1]. Пребывая в Херсоне, в Великий пост, он озаботился ежедневным совершение церковных служб в своей штаб-квартире, при этом прислуживая в качестве дьячка. На Пасху шел в церковь с толпою офицеров и из церкви возвращался вместе с ними домой разговляться, для того же приезжали к нему высшие чиновники города и почетные жители [3]. В военное время Суворов также не забывал церкви. Свидетельством этому являются два его походных иконостаса, из которых один хранится в Суворовском музее, а другой, до 1903 года сберегавшийся в Варшавском дворцовом управлении, теперь передан Суворовскому кадетскому корпусу. В новгородском имении, в Сопинском погосте, строилась каменная церковь и строилась долго, хотя Суворов и торопил строительство, но она при его жизни так и не была окончена. Давая распоряжения по постройке церкви в селе Рождествено Суворов писал следующее: "На Рождественской Божией церкви на главах крестам должно быть самой первой работы и драгоценно позлащенным для прочности на обычай городовой, но без полулуниев. Что касается до глав: 1) В Сергиевской лавре позлащена только большая глава и малая на колокольне, прочие зеленые. 2) В Хотькове монастыре главы обиты белою жестью. 3) Есть инде чешуйчатые, выбитые железные главы и вызолоченные. Оне кажутся мне не так прочны.

Я только упоминаю о том, но держусь более Троице-Сергиевского примера. Согласись о том со священником, а он для лучшего посоветуется со своими приятелями… чтобы была самая густая, прочная позолота, т.е. на 100 лет…" [4]. Когда Император Павел провел полную реформу военного быта и завел прусские военные порядки, Суворов говорил: "Русские прусских всегда бивали, чего же тут перенимать!" Получив палочки для меры солдатских кос и буклей, он сказал: "Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, я не немец, а природный русак!" Слова эти привели к разрыву между Императором и фельдмаршалом. Суворов получил отставку. В 1780 г. сельцо Кончанско вместе с деревнями Петрова года, Дубня, Кривуха, Заручевье, Крепушно и Мельница перешло во владение генерал-поручика А.В. Суворова. Суворов не мог жить без церкви. И в ноябре 1785 г. он подает высокопреосвященному Гавриилу, митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому, прошение, в котором просит: 1) «дать благословение на сооружение в его вотчине Боровичского уезда, в селе Кончанске, в его доме во имя Александра Невского церкви, 2) по построении оной отпустить св. миро и св. антиминс и 3) произвесть во священники из студентов, которому ежегодно призводимо будет от него жалованье по сту рублев и содержание в пище». 1 декабря 1785 г. митрополит поручил Боровичскому духовному правлению «осмотреть в доме господина генерал - поручика и кавалера А.В.Суворова, состоящем в селе Кончанске, покой, в котором оной господин генерал-поручик просит дозволения устроить церковь». Сделать этот осмотр правление поручило благочинному Никольского Левацкого прихода священнику Григорию Алексееву. Но отец благочинный в марте 1786 г. умер, и приказ митрополита остался невыполненным.

5 мая 1786 г. митрополит подтвердил первое свое требование, на этот раз уже с угрозою «под спасеньем присутствующих отрешенья не токмо от духовного правления, но и от церквей». Угроза подействовала. Через два дня, 7 мая, правление доносило, что духовным правлением исполненно, и оказалось, что назначенные для церкви покои стоят на восток и близ его никаких к тому непристойностей не имеется, а при тех усмотрено, что реченный генерал-поручик и кавалер А.В.Суворов уже церковь сооружать начал, коей построено уже до нижних полов. Она же церковь состоит против покоев в шестидесяти четырех саженях, а вышеозначенное его высокопревосходительства сельцо Кончанское в приходе имеется при церкви Рождества Богородицы, в Сопинском погосте, в коем сельце живущих крестьян находится 34 двора.

От покоев его высокопревосходительства крестьянское строение отстоит в 34 саженях«. Вольность А.В.Суворова не обидела митрополита, и на ноябрьском прошении Суворова он 13 мая 1786 года положил такую резолюцию: «Церковь строить благословляем, о чем консистории в духовное правление послать указ» [4]. Видя для себя закрытой практическую деятельность, Суворов решает уединиться в монастыре. "Со стремлением спешу предстать чистою душою перед Престолом Всевышнего", - говорит он в одном письме, а в другом пишет: "Усмотря приближение моей кончины, готовлюсь я в иноки" [1]. В декабре 1798 года он пишет Государю:"Ваше Императорское Величество, всеподданейше прошу позволить мне отбыть в Нилову Новгородскую пустынь, где я намерен окончить мои краткие дни в службе Богу. Спаситель наш один безгрешен. Неумышленности мои прости, милосердный Государь". Под прошением подпись: "всеподданнейший богомолец, Божий раб Граф Александр Суворов-Рымникский ". Наступил 1799 год. Суворов ожидал ответа Государя… Но судьба готовила ему Итальянский поход. Получив царский рескрипт, полководец отслужил молебен в деревянной церкви святого Александра Невского в Кончанском и стал собираться. О предстоящей поездке он высказался в свойственной ему манере: "Служил за дьяка, пел басом, а теперь поеду петь Марсом".

В последние месяцы своей жизни полководец составил молитвенный «Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу», который может быть поставлен в одни ряд с известнейшими и самыми трогательными церковными песнопениями. Этот канон заканчивается словами: «Се на умоление предлагаю Тебе, Господи, Матерь Твою Пречистую и всех от века Тебе угодивших, молитва их у Тебе много может, приими ходатайство их за меня недостойнаго; не вем уже, что более Тебе изрещи: Твой есмь аз, спаси мя» [1]. Великий воин скончался в Петербурге в доме своего племянника Д. И. Хвостова. Две недели продолжалась тяжелая болезнь. 6 мая 1800 г. он пожелал приобщиться Святых Христовых Таин. После исповеди и причастия сказал: «Долго гонялся я за славой - все мечта, покой души - у Престола Всевышнего».

С молитвой отошел он в этот день к Господу. 12 мая совершилось отпевание в СвятоТроицкой Александро-Невской лавре. Память об Александре Васильевиче Суворове, великом полководце и благочестивом православном человеке, который внес достойный вклад в историю нашего Отечества и славные деяния которого являются примером для всего человечества, живет в сердцах благодарных потомков и вдохновляет нас на новые свершения во благо России. Мы все должны вне зависимости от своих профессиональных интересов, вне зависимости от своего положения в обществе, в любом качестве и в любом служении, в первую очередь, стремиться быть православными людьми. Христианское отношение к труду, к защите Отечества, к своим общественным обязанностям должны быть нами поставлены во главу угла, стать нормой и правилом нашей жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Жукова М. Г. Твой есмь аз. Суворов. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. 160с. 2 А.В. Суворов как христианин // URL: http://zapadrus.su/rusmir/istf/1382-a-v-suvorov-kakkhristianin.html (дата обращения: 17.11.2017). 3 Слово Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, к участникам научно-просветительской конференции «Урал на защите Отечества», посвященной 275-летию со дня рождения А.В.Суворова // URL:http://knsuvorov.ru/ materials/prav_articles.html (дата обращения: 17.11.2017). 4 Как Суворов церковь строил // URL: http://knsuvorov.ru/materials/church.html (дата обращения: 17.11.2017)

Д.А. ГЛАДИЛИН, В.П. АНИСИМОВ



Другие новости и статьи

« Учиться воевать по-современному

Военное искусство Руси в XVII столетии »

Запись создана: Воскресенье, 28 Октябрь 2018 в 2:31 и находится в рубриках Век дворцовых переворотов, Управление тылом.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы