Исламофобия и кавказофобия
Со второй половины 90-х годов на фоне борьбы с чеченским сепа ратизмом некоторые российские политики, публицисты и военные стали муссировать тезис об исламской угрозе, противостояние кото рой также требовало внутренней сплоченности. Тема исламской угро зы требует отдельного разговора. Здесь важно отметить, что на рубеже 2000 г. она использовалась, как и тема Чечни (хотя и с меньшей эффективностью), для поддержания имиджа нового президента России как хранителя стабильности и покоя уже не только в своей стране, но и как минимум на всем постсоветском пространстве.
Как было показано, в качестве средства консолидации общества вокруг новой власти чеченский конфликт имел ограниченное значе ние. Зато он стал одной из причин распространения в стране ксено фобских настроений, в частности этнофобии и исламофобии. Эти фобии в латентном состоянии наличествовали и в Советском Союзе. Достаточно упомянуть антисемитские настроения, пренебре жительное отношение к попадавшим в Россию выходцам из Средней Азии, с Кавказа и пр. Нельзя, однако, не признать, что модернизация экономики, создание единой системы образования, массированная пропаганда интернационализма, наконец, Отечественная война 1941— 1945 гг. способствовали если не сближению наций в рамках СССР, то во всяком случае постоянному общению между ними. Националисти ческие настроения подавлялись как «буржуазные» или «феодальные», с 70х годов им противопоставлялась концепция создания новой на циональной общности — «советского народа». Что касается религиозных фобий, то в Советском Союзе они от сутствовали хотя бы уже потому, что само атеистическое государство выступало гонителем всех религий, что не оставляло места их привер женцам для выяснения собственно межконфессиональных отношений.
В какойто мере можно говорить, что маргинальность этнических фобий компенсировалась антифоренизмом и классовыми фобиями (впрочем, последние, хотя и в ограниченном виде, сохраняются и по сей день). В постсоветской России этнофобия поменяла ориентацию. Теперь она развернута прежде всего против выходцев с Кавказа. Привычное для российского обывателя ругательство «жидовская морда» сменилось протокольномилицейским выражением «лицо кавказской националь ности». Причем под эту категорию зачастую попадают все, кто имеет смуглую кожу и темные курчавые волосы.
Только этих чисто внешних признаков может оказаться вполне достаточно, чтобы быть задержан ным сотрудниками милиции, которые, таким образом, на деле выпол няют миссию контроля за соблюдением законности преимуществен но людьми с неславянским типом лица. Конечно, кавказофобия имело место и до чеченского конфликта. Можно согласиться с мнением иркутского профессора Виктора Дят лова, что «важнейшим источником напряженности в современной Рос сии являются сравнительно немногочисленные группы выходцев с Кавказа, рассеянные по всей стране»11. О неприязни российского обы вателя к выходцам с Кавказа написано много. Приходится признать, что эта неприязнь стала взаимной, каждая сторона предъявляет дру гой длинный ряд как обоснованных, так и надуманных претензий.
В условиях длящегося многие годы чеченского конфликта степень вза имной нетерпимости существенно повысилась, поскольку зависть к преуспевающим кавказским базарным торговцам, раздражение про тив их непривычной для европейской городской среды повышенной эмоциональности в бытовом поведении, обида на их презрительное отношение к русской женщине дополняются ощущением, что они во обще прибыли из вражеского стана, а их родственники и знакомые «где то там на юге» убивают «наших», да к тому же хотят развала России. Словом, часть россиян начинают относиться к кавказцам не просто как к вызывающим раздражающим чужакам, но и как к внешнему вра гу. Известный этнолог Валерий Тишков приводит эпизод из игры мос ковских детей в войну, когда один мальчишка говорил другому «ты бу дешь чеченец, а я русский»12. С тем же самым столкнулся и один из авторов книги (А. М.) — в 1995 г. бегавший по квартире с пластмассо вым автоматом пятилетний приятель его сына на вопрос «В кого стре ляешь?» не задумываясь ответил: «В чеченцев».
Зачастую российский обыватель не проводит различий между гру зинами, аварцами, осетинами и чеченцами. Вопервых, обыватель, как правило, не может различить их по внешности. А вовторых, он исхо дит из «простой житейской мудрости»: «все они там хороши». Тем бо лее, что, смотря телевидение, слушая радио или читая газеты «для масс», он все более убеждается, что «они там все заодно». Последнее мнение подкрепляется, в частности, информацией о том, что после распада СССР на Северном Кавказе заметно ухудшилось положение русского населения, оттесненного титульными этносами с руководящих постов, лишенного возможности спокойно и стабильно жить. Здесь, по выражению В. Тишкова, «формируется периферийный национализм (национализм нерусских народов), который обретает крайние формы, вплоть до вооруженного сепаратизма»13. В некоторой степени положение русского населения в этом регионе стало сопоста вимо с положением русской диаспоры в бывших советских респуб ликах. В канун первой чеченской кампании из республики шел поток све дений о преступлениях, совершаемых там против русского населения, о вытеснении русских с обжитых земель.
Впоследствии эта инфор мация неоднократно тиражировалась различными средствами массо вой информации. Авторы не ставят ее под сомнение. Обществу всегда было необходимо знать правду об истинном положении населения Чечни вне зависимости от его этнической принадлежности. Однако в данном контексте мы просто фиксируем тот непреложный факт, что знания о бедственном положении русских в Чечне служили дополни тельным стимулом для распространения антикавказских настроений в остальной России. Интересно, что в некоторых средствах массовой информации кав казофобия стала именоваться «чеченским синдромом»15. Впрочем, чаще так, по аналогии с «вьетнамским синдромом» у американцев, имено валась проблема психологической реабилитации вернувшихся из Чеч ни военнослужащих. Их возвращение к нормальной жизни оказалось более чем непростым и сопровождается большим количеством эксцес сов, в том числе уголовного характера 16. Кавказофобия связана с распространяющейся в России исламофо бией. Неверно было бы утверждать, что именно чеченский конфликт является ее главным, тем более единственным источником.
Отношение в российском обществе к исламу всегда было неоднозначным. В целом оно колебалось от индифферентности до отторжения и враждебности. В годы советской власти славянское население страны воспринимало исповедующие ислам народы прежде всего как представителей того или иного этноса и куда в меньшей степени как носителей определенной конфессии. Тем более что, как уже отмечалось, возможности для пуб личного выражения своей конфессиональной принадлежности у всех советских людей, в том числе и мусульман, были ограничены.
Исламофобия явилась, на наш взгляд, неизбежным спутником ис ламского ренессанса, когда жители России неожиданно для себя об наружили разницу в форме своих вероисповеданий. Негативному от ношению к исламу способствовали его политизация, проникновение в Россию радикальных, фундаменталистских идей из стран Ближнего и Среднего Востока, активность исламских радикалов уже в самой Рос сии. Наконец, свой вклад внесли провокационные публикации в рос сийских СМИ, в которых ислам как конфессиональнокультурная тра диция фактически отождествлялся с его радикальным сегментом. Знак равенства между фундаментализмом и всем исламом стал более чем расхожим клише, которое прочно усвоила значительная часть россий ского общества. Стоит отметить, что, признавая наличие исламофобии, мы тем са мым фактически признаем возможность проявления у мусульманско го меньшинства нетерпимости в отношении православия. Очевидно, эта тема также может стать предметом исследования. Здесь же нельзя не упомянуть, что российские военнослужащие все чаще используют религиозную атрибутику. По телевидению демонстрировались сюже ты, в которых на артиллерийских снарядах в канун главного христиан ского праздника солдаты писали чеченцам «поздравления с Рождест вом». Известны случаи участия в боевых действиях православных свя
щенников, освящения танков и т. д. Все это давало повод чеченским пропагандистам говорить, что конфликт является помимо всего про чего и «религиозной войной». Такой подход встречал понимание у части мусульман. Некоторые российские политики и публицисты, со своей стороны, трактуют события в Чечне в духе концепции Сэмюела Хантингтона о столкновении цивилизаций, т. е. как справедливую войну «христолю бивого православного воинства» против «агрессивных мусульманских фанатиковсепаратистов». Такой подход грозит превращением исла мофобии в достаточно устойчивую тенденцию в российском массовом сознании. Образ «злого чечена» в представлении обывателей (и не толь ко обывателей) выступает в качестве истинного образа ислама.
Перед началом второй военной кампании население России все больше ве рило, что Чечня превратилась в вотчину исламских экстремистов, спо собных и в самом деле создать враждебное России исламское государ ство 17. В фолианте «Эпоха Ельцина» в связи с Чечней написано: «В ко нечном счете зарубежные исламские фундаменталисты (выделено нами. — А. М., Д. Т.), преступные группировки, террористические цен тры подчинили себе Чечню»18. Уж если так всерьез полагали наиболее «продвинутые» российские интеллектуалы из числа кремлевских по литсоветников, то чего ожидать от рядового гражданина, не слишком интересующегося политикой и воспринимающего ислам с броской подачи журналистов? Уровень исламофобии в России возрос после террористических ак тов в США 11 сентября 2001 г. Официальная российская пропаганда сделала все возможное, чтобы представить исламский терроризм и че ченский сепаратизм единым феноменом или, как минимум, однопо рядковыми взаимосвязанными явлениями. Российские руководители пытались убедить европейских и американских коллег, что условием борьбы с международным терроризмом являются успешные действия российских «федералов» против чеченских инсургентов. 24 сентября 2001 г. президент Путин выступил со специальным заявлением, в ко тором не просто связал международный терроризм с чеченским кон фликтом, но фактически припугнул чеченцев тем, что помощь со сто роны России американской акции возмездия в Афганистане против талибов будет состоять в массированном ударе по мятежной Чечне. Тогда же он выставил чеченским сепаратистам ультиматум с требова нием в 72 часа сложить оружие. Теракты в НьюЙорке и Вашингтоне стали для властей дополнитель ным оправданием чеченской кампании.
Незадолго до этого в россий ском общественном мнении обострились сразу две противоположные друг другу тенденции — антиамериканская (45% российских граждан считали, что удары по США стали следствием ненависти к американ цам, а 50% заявили, что американцам «досталось поделом», что терак ты явились реакцией на завышенные геополитические претензии Аме рики) и антииисламская («с этими мусульманами похорошему нель зя, они только силу уважают»19). После 11 сентября первая тенденция смягчилась, вторая, напротив, усилилась. Так, кровавые теракты в Москве были окончательно привязаны к войне на Северном Кавказе, а версия, будто они были организованы некими силами ради обеспе чения консолидации общества вокруг Владимира Путина как преем ника президента Ельцина, постепенно стерлись из общественного соз нания. Этому отчасти способствовал начавшийся в 2001 г. (но затем приостановленный) судебный процесс против исполнителей взрывов в Москве. Через Чечню уже прошли сотни тысяч солдат и офицеров, многие из которых в большей степени, чем остальное общество, являются но сителями античеченских и, шире, антикавказских настроений.
Малашенко А., Тренин Д. Время Юга: Россия в Чечне, Чечня в России / Моск. Центр Карнеги. — М.: Гендальф, 2002. — 267 с.
Другие новости и статьи
Отражение чеченского конфликта в общественном сознании россиян »
Запись создана: Понедельник, 20 Июнь 2022 в 1:00 и находится в рубриках Современность.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика