Роль воинской этики в формировании духовно-нравственных ценностей военнослужащих и ее эволюция



Роль воинской этики в формировании духовно-нравственных ценностей военнослужащих и ее эволюция

oboznik.ru - Офицер и знамя

Под этикой, в широком смысле, понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения этические нормы служебных отношений, имеют отличительные особенности. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки компетентности, как отдельного сотрудника, так и организации в целом. Этика деловых отношений организации и ее руководителя, а в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) – воинская (профессиональная) этика воинской части, ее личного состава, в особенности, командира, является той специфической, своеобразной субстанцией, в которой выражается моральные, нравственно-этические обязанности личного состава воинского коллектива перед народом, Отечеством. Воинская этика – специфическая составная часть этической науки, изучающая закономерности и особенности функционирования морали, как общественного явления в процессе нравственного воспитания военнослужащих.

Она как система специальных знаний о воинской морали изучает область морального сознания военнослужащих, нравственных отношений и закономерностей их формирования. Воинская этика оперирует всеми категориями общей этики. Некоторые из них называются военно-этическими. Это, в первую очередь, категории, отражающие специфику поведения нравственных отношений в воинском коллективе, в процессе воинской службы и боевой деятельности. Именно воинская этика формирует такие понятия как воинский долг, воинская честь, достоинство, благородство и мужество, моральную ответственность, исполнительность, отвагу, дисциплину, самопожертвование и др. Актуальность поднимаемого вопроса обусловлена необходимостью создания высоконравственных отношений в воинских коллективах. Воинская этика имеет глубокие корни в русской военно-этической мысли прошлых столетий, отразившей своеобразие формирования русской нации и Российского государства.

Первые более или менее систематизированные военно-этические идеи возникли в эпоху феодализма и были зафиксированы в «княжеских ратных правилах», «кодексах чести» боевых дружин русских князей, «стрелецких уложениях» [1]. Дальнейшее развитие военно-этической мысли на Руси связано с борьбой русского народа против татарского ига, когда в народе вырабатывались ратные привычки «воинства», формировались различные «неписаные» боевые правила, нравственные нормы. Важнейший этап в становлении воинской этики связан с созданием регулярной армии. Именно тогда возникла объективная необходимость в определенной системе обучения и воспитания воинства. Здесь следует выделить воззрения первых русских просветителей: И.Т. Посошкова (1652-1726), В.Н. Татищева (1686-1750), А.Д. Кантемира (1708-1744), Н.И. Новикова (1744-1818) и многих других. В «Истории Российской» В.Н.Татищев, например, особо подчеркивал, что «нравоучение есть наука», которая имеет отношение и к «делам ратным». В первых военных уставах Петра I достаточно четко прослеживается влияние воззрений русских просветителей. В этих документах нашли свое отражение идеи верного служения Отечеству, патриотизма, воинского долга, чести, отваги, сформулированы первые принципы поведения солдата в бою, предусмотрены ритуалы для «напоминания долга». Большой вклад в развитие военно-этических идей внес А.В.Суворов, взгляды которого изложены в «Полковом учреждении» и широко известной «Науке побеждать». Любовь к Отечеству, дисциплина, товарищество, инициатива и находчивость – вот главные, по Суворову, нравственные качества, необходимые солдату.

Будучи решительным противником физических наказаний в армии, полководец был блестящим мастером воздействия на нравственные силы воинов. В.О. Ключевский писал, что А.В. Суворов превратил армию в «нравственную силу, органически и духовно сплоченную со своим вождем», где витал дух соборности, столь присущий православию и народу русскому. М.И. Кутузов, обращавший особое внимание на создание высокого морального духа в армии, развил основополагающие идеи воинской этики. По его мнению, как бы ни были вооружены войска, они могут остаться «бессильными тогда, когда не оживятся они воинским духом, который … не находит препон ни в каких предприятиях». Свою лепту в развитие идей русской воинской этики внесли декабристы. Они выступали против унижения личности солдата, призывали к равенству и справедливости. Отдавая должное государственным мужам и военачальникам в формировании воинской этики нельзя забывать о большом вкладе православной церкви в патриотическое воспитание русских солдат, формирование у них таких качеств, как героизм, беззаветная жертвенность, преданность Отечеству. Церковь содействовала тому, чтобы самосознание воинов, по возможности, соответствовало священной миротворческой миссии. Особое место в истории русской армии в целом и воинской этики в частности, занимает вторая половина XIX века – период осуществления важной военной реформы. В 1874 году был принят закон о всеобщей воинской повинности.

Одним из самых последовательных сторонников этой реформы был генерал М.И. Драгомиров – видный русский военный теоретик и педагог. Он считал, что главная сила армии – человек, поэтому одной из основных причин побед и поражений являются моральные устои армии, ее начальников, следовательно, нравственной подготовке войск должно уделяться первостепенное внимание. По его мнению, основная цель воспитания солдата – это развитие у него чувства долга, доведенное до самоотверженности, готовность пожертвовать собой, чтобы выручить товарища, неустрашимость, находчивость, беспрекословное повиновение воле начальника во всем, касающемся службы, способность выносить все тяготы и лишения военного времени. Следующий этап в истории российской военно-этической мысли связан с советским периодом. Сущность марксистско-ленинского подхода к этике состояла в том, что морально-нравственные категории рассматривались исключительно с классовых позиций. В соответствии с этими воззрениями нравственным являлось все, что делалось в интересах рабочего класса. После прихода к власти большевиков возникла необходимость создания армии на базе новых идей и принципов. Формирование качественно новых военно-этических взглядов происходило под руководством большевиков в условиях гражданской войны и иностранной интервенции. Важную роль в развитии принципов советской военно-этической теории сыграли первая советская военная присяга и служебная «Книжка красноармейца», текст которых был разработан Л.Д. Троцким.

В последней были изложены: содержание первой Конституции РСФСР, «Заповеди красноармейца», раскрывавшие высокое нравственное значение звания красного бойца, а также «Формула торжественного обещания красноармейца». По сути, это был первый советский кодекс воинской этики. В эти тяжелые для страны годы произошли качественные сдвиги в политическом, нравственном сознании сражающихся народных масс, которые отразили громадный рост морально-боевых возможностей революционной армии. Тем не менее, нельзя забывать, что классовый подход отверг такие принципы военного строительства, как гуманизм и демократизм и др. В последующие годы военно-этическая проблематика разрабатывалась М.В. Фрунзе, М.И. Калининым, В.К. Блюхером, Е.М. Ярославским и др.

В начале 30-х годов в условиях интенсивно формирующейся командно-административной системы с присущим ей диктатом начинает активно реализовываться «пролетарская этика». В результате «старая» военная наука подвергалась шельмованию, научное обоснование подменялось дилетантским прожектерством, раздувалась шпиономания, начались повальные поиски так называемых врагов народа, осуществлялось внедрение авторитарного метода и стиля деятельности руководителей армии и флота. Все это происходило в период нарастания угрозы войны со стороны фашистской Германии. И только в ходе Великой Отечественной войны была осознана необходимость изыскания таких форм и методов деятельности в армии, которые способствовали бы укреплению морального духа войск. Свой отпечаток на морально-психологическое состояние наших Вооруженных Сил наложили и годы застоя, когда получили широкое распространение такие явления, как формализм, консерватизм, самоуспокоенность и благодушие, а в работе с солдатами и офицерским составом преобладали авторитарные методы. Эти негативные явления и в настоящее время наносят большой вред военному делу. На состояние и эволюцию этики воинского коллектива значительное влияние оказывают переменные внешней среды. Условно можно выделить три основные группы таких переменных: факторы соблюдения законности, политико-экономические факторы и социальные факторы. Фактор соблюдения законности.

Развитие демократических процессов в России обусловило повышение роли и значения закона во всех сферах жизни общества, включая и военную. Главная задача современной России определена Президентом Российской Федерации – правовое обеспечение важнейших направлений формирования и функционирования Российской государственности и развития полноценного гражданского общества. В решении поставленной задачи ведущее место занимает закон, являющийся важнейшим инструментом социальных преобразований. Регулирование отношений в военной сфере носит системный характер, включает в себя взаимосвязанную совокупность норм права, морали, традиций в военной сфере и т.д., вносящих существенный вклад в создание здорового морально-психологического климата в воинских частях и подразделениях, укрепление воинской дисциплины и воинского правопорядка, создание необходимого нравственно-этического уровня. Государство использует правовые формы воздействия на общественные отношения для решения наиболее важных и сложных задач. Оно возлагает на себя обязанности обеспечивать достижение планируемого результата, поддерживая мерами поощрения особо полезное для общества поведение и искореняя принудительными средствами социально вредное.

Поощрение и принуждение – не взаимоисключающие друг друга правовые средства. Они рассматриваются, как парные юридические категории. Их соотношение в законодательстве в различные исторические эпохи было неодинаковым. Современное российское общество избавляется от стесняющих социальную активность «правовых пут». В юридических нормах создаются позитивные правовые стимулы, оказывающие на сознание индивида побудительное воздействие, создавая благоприятные условия для самореализации, для развития правовой активности. Важным стимулирующим средством выступает правовое поощрение. На психологическом уровне оно выступает как фактор, воздействующий на сознание военнослужащих, вызывая заинтересованность в получении определенных благ. Тем самым формируется мотивационнопсихологические механизмы добровольного особо полезного поведения. Одновременно правовое поощрение выполняет определенную организационную роль, косвенно удерживая позитивными средствами от противоправного антиобщественного поведения.

При этом правовые стимулы действуют комплексно в одной «связке» с запрещающими, обязывающими, дозволяющими и другими нормами права со свойственными им способами правового воздействия. В подобных случаях правовое поощрение на информационно-психологическом уровне исполняет роль как стимулирующего, так и ограничивающего фактора, являясь своего рода «смазкой», без которой не может нормально функционировать правовой механизм. Позитивные поощрительные стимулы позволяют обеспечить более качественное исполнение обязанностей военной службы. Стремясь решить проблему правовых начал закона, некоторые ученые часто обращаются к моральным категориям – добру, справедливости, гуманизму. Так, отмечается неразделимость права и морали. В основе закона лежит нравственный идеал, который включает в себя следующие внутренние элементы: этику или правду (понятие о добре и зле), идею свободы личности и цель личного и общественного развития (социально-политический идеал и смысл человеческой жизни). Государство гарантирует реализацию законов, независимо от наличия или отсутствия в нем правового начала, между тем разнообразные поощрительные стимулы, заложенные в нормах военного права на законодательном уровне, оказывают непринужденное воздействие на сознание и поведение военнослужащих благодаря привлекательности и выгодности обещанных последствий. Подобные нормы способствуют формированию правосознания военнослужащих. Высокий его уровень позволяет направлять волю и сознание, которые вплетаются в психологические и деятельные процессы, развивая разумную инициативу, правовую активность, ответственность в выполнении служебного долга, сознательное правомерное поведение отвечает интересам военнослужащего и является полезным для общества. На основе сочетания личного и всеобщего интересов создаются предпосылки прочного правопорядка.

Политико-экономические факторы. При рассмотрении вопросов военной политики государства главное место отводится взаимодействию политической власти и ВС РФ как политического института государства. В системе государственной власти общество выступает, как внешний объект управления, а ВС РФ – как инструмент системы государственной власти. Система государственной власти в лице высшей исполнительной власти непосредственно руководит процессом создания, функционирования и развития ВС РФ. Она использует их в соответствии с функциональным предназначением в рамках Конституции и соответствующих законов. Подобное положение ВС РФ в общей системе государственной власти определяет их статус как объекта управления.

Определение армии (вооруженных сил), как военного института государства дано Ф. Энгельсом: «Армия – организованное объединение вооруженных людей, содержащееся государством в целях наступательной или оборонительной войны» [2]. В данном определении зафиксированы пять существенных свойств, которые делают армию специфическим институтом, отличным и от невоенных учреждений государства. Первое свойство: принципиальное значение имеет государственное начало армии. Государство выступает единственным субъектом политики, который обладает монопольным правом на легитимное вооруженное насилие. Воинский труд имеет государственно-политическую направленность, а обусловленное им социально-политическое положение военнослужащих, как правило, закрепляется законодательно. Второе свойство: армия предназначена для ведения войны. Под ее функциями подразумеваются обязанности, основные направления, круг деятельности и роль, которые они призваны исполнять относительно потребностей общества и государства [3].

Третье свойство – вооружение. Речь идет о технических средствах насилия, или, как говорится в Законе РФ «Об оружии», «устройствах и предметах, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели». Четвертое свойство: армия – организованное объединение людей. Ей свойственна структура, специально приспособленная для ведения войны. Внутреннее организационное единство армии закрепляют и освящают ее внешние признаки: форма одежды, воинские ритуалы, распорядок дня, нормы общения, военная символика, нравственный уровень и т.п. Пятое свойство: армия – это, прежде всего, люди. Военнослужащие наделены сознанием, они не могут быть равнодушны к социально-политическим процессам, развертывающимся в обществе. Являясь важным государственным институтом, армия участвует в реализации целей и задач военной политики государства в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством. Социальные факторы. Среди основных социальных факторов, оказывающих существенное влияние на этические аспекты воинской деятельности, следует отметить имидж армии, демографические характеристики населения и состояние культуры общества. Имидж (образ) российской армии.

В современных условиях очевиден комплекс проблем в различных областях жизни российского общества и его ВС РФ. Это: нравственный кризис, разрушение ценностных оснований, экспансия западного образа жизни, внешнее навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения и стиля жизни, рост социальной агрессии и противоправных форм поведения, гипертрофированная ориентация массового сознания исключительно на получение материальных благ, подмена и выхолащивание истинных значений, смыслов базовых ценностей общества. Применительно к армии аналогично отметим такие негативные процессы, как дедовщина, коррупция, взяточничество, снижение нравственного и культурного уровня офицерских кадров и т.п. Проблема имиджа имеет значительную нравственную составляющую, т.к. подразумевает в себе опыт практического взаимодействия субъекта с социальной средой, тем самым, имея представления о ценностях, нормах и установках общества, а значит представления и о нравственных нормах, требованиях, установках личности. Имидж армии также не может быть оторван от реального состояния материального положения, духовности, удовлетворенности службой и т.д. Важно отметить, что в армейских коллективах всегда уделяли большое значение формированию у военнослужащих определенных профессиональных и духовно-нравственных, этических качеств. В первую очередь, формирование нужных качеств осуществлялось в процессе воспитания (наряду с обучением). При нравственно-этическом воспитании происходит усвоение нравственных, духовных ценностей, установок, норм и др. Демографические характеристика населения.

Переход Российской Федерации к принципиально иной политической системе, сопровождающийся негативными тенденциями во всех сферах общества, возрастанием нестабильности внутренней обстановки, обнищанием огромных масс населения, морально-нравственной деградацией, кризисом в демографическом развитии общества требует системного теоретического анализа. Определенный вклад в понимание того, что происходит с нашей страной, может внести анализ демографических характеристик на военный потенциал Российской Федерации. В демографической политике в органической взаимосвязи переплетены политические, моральные, социальные, экономические, правовые, культурные, религиозные и военные вопросы. Поэтому правомерно считать – поиск механизма решения демографических проблем будет способствовать преодолению трудностей в общественно-экономическом развитии государства, установлению стабильности в обществе, оптимизации процесса его модернизации, обеспечению национальной безопасности.

Одним из актуальных направлений данного фактора является – насущная потребность укомплектования военной организации государства подготовленными кадрами, обладающими высокой нравственностью, крепким здоровьем, высоким уровнем образования. Требования времени предполагают повышение уровня качественной подготовки личного состава, пополнения армии и флота высокообразованными и качественно подготовленными кадрами, способными поддерживать военную и оборонную мощь государства на достаточном уровне.

В этом смысле задача демографической политики состоит в том, чтобы реализовать на практике ориентацию на человека, как решающий фактор боевой и мобилизационной готовности войск. Культурные особенности. Культура поведения личности включает определенную гармонию нравственного и эстетического. Воспринимается и глубоко западает в душу то, что совершенно, красиво, искусно выполнено. Поэтому в формировании нравственной культуры личности военнослужащего велика роль отечественной истории и искусства, так как они представляют именно ту часть духовной жизни и культуры общества, посредством которой осуществляется передача и распространение нравственного опыта. В художественном слове, в переливах красок, в выразительности камня, в гармонии звуков замечательные творцы произведений различных видов и жанров искусства выражают свои чувства и раздумья о нашем времени, о людях, событиях, настоящего и прошлого.

Искусство облегчает восприятие действительности не только с точки зрения категорий этики (добра, долга, чести, совести, достоинства и др.), но и в свете категорий эстетики (прекрасного, возвышенного, героического и т. д.). Особое место в группе социальных факторов занимает менталитет военнослужащих, который рассматривается как социально-политическая категория, представляющая собой отражение социально-психологического состояния субъекта (человека, социальной группы, воинского коллектива), складывающаяся в результате исторически длительного и достаточно устойчивого воздействия естественно-географических, этнических, социально-экономических и культурных условий проживания указанного субъекта и проявляется в различных видах деятельности [4]. Менталитет представляет собой трудно поддающуюся изменениям устойчивую совокупность социально-психологических и духовно-нравственных качеств и черт, взятых в их органической целостности, определяющих все стороны жизнедеятельности данной общности и составляющих ее индивидов. Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения отечества.

Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета. Известно, что одним из главных требований, предъявляемых к офицерскому составу еще со времен Петра I, был высокий нравственный ценз, понимаемый как совокупность тех личностных качеств, которые необходимы человеку, решившему посвятить себя служению Отечеству. Знаменитые суворовские слова «Мы – русские, мы все одолеем!» служили заповедью русского офицера. Понятие чести, как высокой нравственной категории, без которой нет офицера, стало единым для всего офицерского корпуса русской армии начала XIX века. Перед Россией стоит важнейшая задача – реализовать огромный духовно-нравственный потенциал, накопленный за всю историю существования государства, для решения проблем в различных сферах жизни общества. Знание истоков российской воинской этики и ее современного состояния для формирования духовно-нравственных ценностей крайне необходимо командирам (начальникам) всех уровней ВС РФ, так как это является фактором, влияющим на состояние современных ВС РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Воинский этикет. Учебник / Под общ. ред. Б. В. Воробьева. М: Воениздат, 2005. 362 с. 2 Арбатов А.М. Какая армия нам нужна? // Россия в глобальной политике. 2003, № 1. 3 Бельков О. И Политология военного управления: учебное пособие. М.: ВУ, 2008. 426 с. 4 Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал, 1997. № 3. С. 8–17

В.А. ИСАЙЧЕВ, П.М. ЛЕОНОВ, В.Г. КОТЕЛЬНИКОВ




Другие новости и статьи

« Великомученик Георгий Победоносец – покровитель русского воинства

О трансформации категории «воинская честь» »

Запись создана: Понедельник, 6 Август 2018 в 4:18 и находится в рубриках Современность.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы