О трансформации категории «воинская честь»

На протяжении тысячелетия мощь и величие России опирается на три великих устоя – веру и духовную мощь Русской Православной Церкви, творческий гений русского народа и доблесть русской армии. Зло коварно и безжалостно, для его сдерживания необходима военная и духовная сила, необходимы люди, готовые с оружием в руках встать на защиту Отечества, жизни и чести сограждан во имя справедливости и добра. В России, в силу ее исторической специфики, национальных традиций, геополитического положения, когда русскому народу приходилось вести непрерывную борьбу за свою независимость, укреплению духа армии всегда придавалось большое значение. В труде по истории русской армии А. Керсновский подчеркивал: «Сущностью русской национальной военной доктрины является превосходство духа над материей». Разумеется, духовность армии вытекает из духовности соответствующего общества, но при этом духовность армии имеет свою особенность. Известный русский философ И. Ильин писал: «Отличительная черта воина в том, что он есть гражданин, принявший на себя сосредоточенное бремя гражданского звания и бытия, связавший свое дело с вопросом о личной жизни и смерти, а это определяет то высокое достоинство, ту высокую ответственность и то чувство чести, без которых невозможна армия и с которым сопряжено воинское звание».
Кроме того И. Ильин утверждал: «…военное воспитание, оторванное от чувства духовного достоинства, есть воспитание к систематическому и беспринципному убийству; это – не воспитание души, а ее нравственное умерщвление. Именно поэтому военная подготовка нелепа и гибельна вне духовного воспитания человека, а армия вне достоинства и чести, эфемерна как воинская сила, но подлинна как источник государственного разрушения и гибели» [1]. По мнению авторов, возможно субъективному, в воинской среде изменилось отношение к понятиям «воинская честь» и «офицерская честь», которые зачастую сводятся к звучной фразе: «Честь имею!» Одним из старинных воинских ритуалов, сохранившихся и поныне, является отдание воинской чести. В царской армии к военному головному убору прикладывали два пальца, в Советской и Российской – ладонь. Возникла эта традиция еще в 13 веке у рыцарей. Когда при встрече в «чистом поле» они не имели намерении вступать в бой, то поднимали забрала своих металлических шлемов.
И хотя позднее их заменили каски, треуголки, папахи и т.п., обычай подносить руку к голове в знак дружелюбия сохранился. По мнению многих, замена понятия «отдание воинской чести» на понятие «воинское приветствие» на первый взгляд мелкая, и даже не важная деталь, возвращающая к традициям благородных рыцарей. Авторы же полагают, что данная замена привела к принижению важности нашего, русского понятия «честь», нарушению традиций российской армии и связи поколений. Анализ уставов внутренней службы редакций 1975, 1993, 2007, 2017 годов показал, что понятие «честь» все реже употребляется в их статьях. Поведение некоторых молодых офицеров позволяет сделать вывод, возможно субъективный, что «честь» у многих не в чести. Что же такое честь? Различные источники трактуют данное понятие по-разному. Честь – категория, означающая моральную оценку индивидуума со стороны общества, а также самооценку человека. Честь – одно из благ, принадлежащих человеку от рождения, оно неотчуждаемо и непередаваемо. Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни. Честь – это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь. Честь –
это неприкосновенность тела, сила души и чистота помыслов. В словаре В.И. Даля «честь» – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. ОТДАТЬ ЧЕСТЬ (военное: сделать на караул, преклонить шпагу, знамя, пробить дробь, поход, приложиться к козырьку и пр., поклониться старшему почетно, как установлено) [2]. У С.И. Ожегова «честь» – 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей-нибудь чести). Задеть чьюлибо честь. СУД ЧЕСТИ (офицерский).
2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи. Береги честь смолоду (посл.). ЧЕСТЬ МУНДИРА. 3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь. 4. Почет, уважение. Честь по труду. Воздать честь кому-либо. Честь и слава героям! 5. ОТДАТЬ ЧЕСТЬ – приветствовать, прикладывая руку к головному убору. ОТДАТЬ ЧЕСТЬ ОФИЦЕРУ [3]. Современный толковый словарь Д.Н. Ушакова трактует слово «честь» как: 1. Моральные качества, достойные уважения и гордости, а также этические принципы личности (рабочая, ОФИЦЕРСКАЯ ЧЕСТЬ). 2. Хорошая репутация, доброе имя (честь семьи, ЧЕСТЬ ПОЛКА). 3. Почет, уважение (заслуженная честь, воздать честь кому-либо).
4. ЧЕСТЬ МУНДИРА – уважение к должности, званию, общественному положению [4]. Таким образом, «честь» – это комплексное морально-этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. Например, А. Токвиль писал: «Честь – не что иное, как особенные правила, основанные на особенном порядке, с помощью которых народ или отдельный класс распределяет свою похвалу или порицание» [1]. Воинская честь – совокупность всех положительных качеств, присущих человеку в военной форме. Это мужество и храбрость, воинственность и благородство, дисциплина, сознание своего долга перед Отечеством, самоотверженность и самопожертвование, вера в свои силы, выносливость в лишениях и страданиях. Воинская честь всегда была присуща войску и составляла его характерную черту во все исторические эпохи. В отличие от понятия чести вообще, воинская честь – честь коллективная (корпоративная), поскольку ею обладает не один человек, а коллектив – армия. Разумеется, всем известны такие понятия, как честь полка, роты и т.д.
На какой же почве развивалось понятие воинской чести? Прежде всего – это участие в войнах. Война – тяжелейшее испытание для человека, так как он рискует собственной жизнью, принося ее в жертву отвлеченному понятию об общем благе. Следовательно, необходим какой-либо стимул, который смог бы подавить в человеке чувство самосохранения. В связи с этим, участие в войне с давних времен приобретает религиозный характер. Победитель окружается ореолом славы, а его подвиги превозносятся. Все это способствует поднятию в воине-победителе чувства воинской чести. Русские ратники всегда были любимы и уважаемы согражданами. Одна из причин этого – высокий уровень духовности российского военного. Столетиями в русской армии вырабатывался кодекс нравственности с его непреходящими ценностями: верностью долгу, воинской честью, достоинством, верностью престолу и отечеству, гуманностью по отношению к побежденному врагу. Данные ценности сохранялись как святыни и передавались из поколения в поколение, проверялись на прочность в сражениях и воспитывались ратным трудом в мирное время. Государственные деятели, полководцы и военачальники, офицеры и генералы русской армии неустанно заботились о приумножении славы и традиций войск. При Петре I выработана единая система обучения и воспитания офицеров и солдат, в которой изучение военного дела сочеталось с воспитанием патриотизма, чувства чести. «В службе честь!» – вот главный завет Петра Великого.
На протяжении нескольких веков офицерский корпус в России был почти кастовым, сословным. Лишь в начале ХХ века открывается доступ в офицерский корпус лицам недворянского происхождения, а также нижним чинам, имеющим определенный образовательный ценз. Это не поколебало обособленного положения офицерского корпуса как особой категории лиц внутри армии и особого сословия внутри государства. Служа добровольно и по призванию (в отличие от срочной службы по обязанности нижних чинов), именно офицеры в Российской империи были носителями воинской чести и, в этом смысле, составляли особое сословие. Отсюда и понятие офицерской чести. Известный военный писатель и публицист XIX века генерал-майор М.С. Галкин, отмечал: «Честь – святыня офицера, она высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте. Честь – его награда в счастье и утешение в горе… Честь не терпит и не выносит никакого пятна» [5]. Хотелось бы напомнить, что впервые слово «офицер» встречается в сочинении герцога Филиппа Клевского (1573 год). Только к концу 16 века это слово приобретает современное значение.
При Петре I установились и укрепились традиции награждения воинских частей памятными царскими реликвиями, появились многие воинские ритуалы, и стала вводиться единая военная форма одежды (мундир) с различием по родам войск и для гвардии. В русской армии с особой ревностью относились к чести военного мундира, олицетворявшейся с боевой славой и ратными традициями войск. Лишение мундира или права ношения каких-либо знаков отличия означало бесчестие и служило одним из самых тяжелых наказаний для офицера или солдата. Иногда оно применялось к подразделению или даже воинской части, которые нарушили устав или проявили малодушие на поле боя. При Петре I приняли современный вид награды – медали и ордена.
Он ввел особые знаки отличия за смелость и храбрость в бою. После смерти царя-реформатора воспитание и образование офицерства по-прежнему в центре внимания российских самодержцев. Размышляя о чести, нельзя не вспомнить о важнейшем общественном институте – офицерских собраниях и клубах, которые были подлинными школами высокой нравственности. Огромную роль в поддержании корпоративной чести офицерского сословия путем представления самим офицерам права исключать из своей среды тех лиц, которые признаются ими как недостойные принадлежать к офицерскому корпусу, была отведена офицерским судам чести (учреждены в 1863 году). Они строились на выборных началах и действовали обособленно от общей военносудебной организации. Многие традиции в Советской и Российской армии сохранились.
Трансформация некоторых из них, таких как «честь», воспоминания о том, что некогда понятия воинской чести, офицерской чести, культуры, этикета стояли выше многих других ценностей, о том, насколько высок был статус офицера, солдата, обусловленный их профессией, – это, пожалуй, то основное, что может поддерживать сейчас чувство собственного достоинства в армейской среде. Но для того, чтобы ощущать себя наследниками носителей прежнего ореола благородства, чести, достоинства, личной культуры, необходимо быть продолжателем воинских традиций России. Для того же, чтобы продолжать воинские традиции, их необходимо знать. По мнению авторов, обучение этим традициям является одной из важнейших задач высшей военной школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей. М.: Воениздат, 1991. 368 с. 2 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (в 4-х томах). Санкт-Петербург – Москва: Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1882. 2800 с. 3 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: ОНИКС «Мир и образование», 2009. 736 с. 4 Ушаков Д.Н. Современный толковый словарь русского языка. М.: ДОМ. XXI век, 2010. 509 с. 5 Галкин М.С. Новый путь современного офицера // Офицерский корпус русской армии. Опыт самопознания. М.: Военный университет, 2000. 370 с.
В.А. ИСАЙЧЕВ, В.В. ПОДКОПАЕВ, Е.В. ЛЕОНОВА
Другие новости и статьи
« Развитие патриотической мысли в древней Руси XI века
Роль воинской этики в формировании духовно-нравственных ценностей военнослужащих и ее эволюция »
Запись создана: Среда, 8 Январь 2020 в 0:20 и находится в рубриках Новости.
метки: воинская честь, честь
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика