8 Январь 2020

Развитие патриотической мысли в древней Руси XI века

oboznik.ru - «Русь» - это светлое место!
#патриот#патриотизм#русь

Возникновение русской литературы относится к X веку. Принятие христианства в Древнерусском государстве в 988 году потребовало не только множества переводных церковно-богослужебных и церковно-просветительских книг, но и составление собственных сочинений, посвященных как нуждам русской церкви, так и определению места Русского государства в мировой истории. Важнейшее место в развитии патриотической мысли в Древнерусском государстве занимало «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Личность автора восстанавливается благодаря летописным данным. Иларион происходил из знатного и богатого рода. Играл видную роль при дворе великого князя Ярослава Мудрого. Хорошо знакомый с произведениями византийских отцов церкви, был переводчиком, писателем и мыслителем. В 1051 году по указу Ярослава был поставлен на Киевскую митрополию вопреки известному порядку, по которому требовалось посвящение от руки Константинопольского патриарха.

Поэтому, он вошел в историю еще и как первый русский митрополит не грек. Однако великий князь вынужден был заменить ставленником Византии, чтобы не допустить осложнения русско-византийских отношений. Иларион удалился в Киево-Печерский монастырь, после чего информация о нем пропадает [1, с. 111]. Однако существует версия о том, что Иларион и Никон, один из летописцев «Повести временных лет», одно и тоже лицо. Эту версию, в частности, разделяет академик Д.С. Лихачев. Он подтверждает свой вывод сходством стилей написания, тематикой и аргументацией при составлении «Слова о законе и благодати» и восстановленным из «Повести временных лет» вторым летописным сводом до 1073 года [2, с. 33]. Не менее спорным считается вопрос о месте, где впервые Иларион произнес «Слово о законе и благодати». В основном исследователи усматривают связь между созданием «Слова о законе и благодати» как начала русского летописания и построением храма Святой Софии в Киеве. Так, А.А. Шахматов рассматривает произведение Илариона и величайшее архитектурное достижение эпохи Ярослава мудрого как существенные звенья единой цепи идеологической взаимосвязи культурных явлений начала XI века [2, с. 34]. Время появления произведения, благодаря упоминаемым в «Слове» событиям и историческим лицам, определяется исследователями не ранее 1037 г., когда была построена церковь Благовещения на Золотых воротах, и не позднее 1050 г., когда скончалась великая княгиня Ирина, упоминаемая в «Слове» как живая [3, с. 54]. Академик Лихачев считает, что «Слово» было произнесено в связи с торжественным событием в присутствии княжеской семьи, бояр, «нарочитых» мужей».

Скорее всего, это был праздник, посвященный окончанию строительства Софийского собора, то есть освещение храма [2, с. 40]. В подтверждение этой версии говорят восторженные отзывы автора «Слова» о строительной деятельности Ярослава и самой Софии. Иларион говорит о Софии, что подобного ей храма:«во всех окрестных народах, ибо вряд ли найдется иная такая во всей полунощной стране с востока до запада» [4]. По форме изложения произведение, полное название которого «Слово о законе и благодати и похвала кагану нашему Владимиру», представляет собой проповедь, по содержанию - историкобогословско-политический трактат, в котором с позиций христианского провиденциализма излагается история христианства и отношение его к иудаизму.

В «Слове», отражающем борьбу религиозных и политических идей в Киеве ХI в., осмысливается крещение Руси, превозносится её государственная мощь и христианство (благодать) в противоположность иудаизму (закону), который был религией враждебного Руси Хазарского каганата. Иларион прославляет Русь, равную среди других «новых» народов, и возвеличивает её князей - покровителей христианства: Ольгу, Владимира и Ярослава. Основная тема «Слова» - равенство народов, в противовес средневековым теориям богоизбранности одного народа, теориям вселенской империи или вселенской церкви. Иларион указывает, что Евангелием и крещением «бог все народы спас», прославляет русичей среди народов всего мира. «Слово о законе и благодати» состоит из трех частей. Каждая последующая часть выт екает из предыдущей, постепенно сужая тему логически, представляет собой движение от общего к частному., от общих вопросов мироздания к его частным проявлениям от общечеловеческого к национальному. Главная идея «Слова» в систематизации, то есть установлении непрерывной связи между вселенской историей и судьбой русского народа. Первая часть произведения касается одного из важнейших вопросов средневековой мысли взаимоотношения двух заветов: Ветхого завета («закона») и Нового завета («благодати»).

Автор склоняется к идеи о том, что «закон» (иудаизм) представляет собой промежуточный этап, он направлен на подготовку человечества к «благодати» и с неизбежностью должен уступить ей, так как только «благодать ведет народы к спасению в будущем веке» [4]. Взаимоотношения двух заветов рассматриваются Иларионом в символических схемах христианского богословия. Схемы автора традиционны и заимствованы из византийской богословской литературы [2, с. 37]. Иларион настойчиво выдвигает вселенский, универсальный характер христианства Нового завета («благодати») сравнительно с национальной ограниченностью Ветхого завета («закона»). Подзаконное состояние при Ветхом завете (иудаизме) сопровождалось рабством, а «благодать» (Новый завет) - свободой. «Закон» сопоставляется с тенью, светом луны, ночным холодом; «благодать» - с солнечным сиянием, теплотой. Взаимоотношения людей с Богом раньше, в эпоху Ветхого завета, устанавливались началом рабства, несвободного подчинения – «законом», а в эпоху Нового завета – началом свободы – «благодатью». Время Ветхого завета символизирует образ рабыни Агари, время Нового завета – свободной Сарры. Особое значение в противопоставлении Нового и Ветхого завета Иларион придает национальному моменту. Ветхий завет имел временное и ограниченное значение. Новый завет вводит всех людей в вечность.

Ветхий завет был замкнут на еврейском народе, а новый имеет всемирное распространение. Иларион приводит многочисленные доказательства, что время замкнутости религии в одном народе прошло, что наступило время свободного приобщения к христианству всех народов без исключения. Все народы равны в своем общении с Богом. Христианство, как вода морская, покрыло всю землю, и ни один народ не может хвалиться своими преимуществами в делах религии. Всемирная история представляется Илариону как постепенное распространение христианства на все народы мира, в том числе и на русский. Излагая эту идею, Иларион прибегает к многочисленным параллелям из Библии и упорно подчеркивает, что для новой веры потребны новые люди: «Закон ведь и прежде был и несколько возвысился, но миновал. А вера христианская, явившаяся и последней, стала большей первого и распростерлась во множестве народов. И благодать Христова, объяв всю землю, ее покрыла, подобно водам моря» [4]. Иларион видит будущее для русского народа, его великую миссию:«И подобало благодати и истине воссиять над новым народом… Ибо вера благодатная распростерлась по всей земле и достигла нашего народа русского. И озеро закона пересохло, евангельский же источник, исполнившись водой и покрыв всю землю, разлился и до пределов наших» [4].

Вторая часть произведения посвящена описанию перехода Руси к христианству. Повествуя о дохристианской Руси,на первый план выходят патриотические настроения автора, гордость за свою родину. Русская земля и до Владимира была славна в странах, пишет он, в ней и до Владимира были замечательные князья: Владимир, «внук старого Игоря, сын же славного Святослава». Оба эти князя «во дни свои властвуя, мужеством и храбростью известны были во многих странах, победы и могущество их воспоминаются и прославляются поныне» [4]. Русские князья и до Владимира «не в худой и не в неведомой земле владычествовали, но в русской, которая ведома и слышима есть всеми концами земли».

Подобные суждения Илариона не были безосновательными. Принятие христианства вывело Древнерусское государство на внешнеполитическую арену в качестве равного игрока. Активная внешняя политика Святослава и тонкая дипломатия Ярослава Мудрого сделали Русь сильной страной и опасным соперником для соседей. В третьей части произведения возносится похвала князю Владимиру как главному просветителю русской земли: «Восхвалим же и мы, — по немощи нашей <хотя бы и> малыми похвалами, — свершившего великие и чудные деяния учителя и наставника нашего, великого князя земли нашей Владимира» [4]. Значительное место в произведении отводится военным заслугам Владимира:«в крепости и силе совершаясь и в мужестве и мудрости преуспевая. И самодержцем стал своей земли, покорив себе окружные народы, одни — миром, а непокорные — мечом». Иларион описывает силу Владимира, могущество русских князей и славу русской земли с нарочитой целью - показать, что принятие христианства не было вынужденным, что оно было результатом свободного выбора Владимира. Подчёркивая, что крещение Руси было личным делом одного только князя Владимира, в котором соединилось «благоверие с властью», Иларион полемизирует с точкой зрения греков, приписывавших себе инициативу крещения «варварского» русского народа [2, с. 37].

Особое внимание Иларион уделяет описанию личных качеств князя Владимира. По мнению исследователей, здесь автор преследует цель указать на необходимость его канонизации [2, с. 39]. Иларион приводит доводы в пользу святости Владимира: он уверовал в Христа, не видя его, он неустанно творил милостыню; он очистил свои прежние грехи этой милостыней; он крестил Русь - славный и сильный народ - и тем самым равен Константину, крестившему греков. Сравнение Владимира с Константином Великим имеет глубокий политический аспект. Этим подчеркивается великая миссия Руси в преемственности христианства от Византии: Русь является наследницей Византии в всех отношениях: «О подобный великому Константину, равный <ему> умом, равный любовью ко Христу, равный почтительностью к служителям его! Тот со святыми отцами Никейского Собора полагал закон народу <своему>, — ты же, часто собираясь с новыми отцами нашими — епископами, со смирением великим совещался <с ними> о том, как уставить закон народу нашему, новопознавшему Господа» [4].

Преемственность Владимира от Константина подчёркивается даже в сходных фактах биографии: «Тот покорил Богу царство в еллинской и римской стране, ты же — на Руси: ибо Христос уже как и у них, так и у нас зовется царем. Тот с матерью своею Еленой веру утвердил, крест принеся из Иерусалима и по всему миру своему распространив <его>, — ты же с бабкою твоею Ольгой веру утвердил, крест принеся из нового Иерусалима, града Константинова, и водрузив <его> по всей земле твоей. И, как подобного ему, соделал тебя Господь на небесах сопричастником одной с ним славы и чести <в награду> за благочестие твое, которое стяжал ты в жизни своей» [4]. Далее автор обращается к продолжателю дела Владимира – его сыну Ярославу.

Перечисляются его заслуги перед государством и активная зодческая деятельность:он построил Киевскую Софию («дом Божий великий Святой Премудрости его») и Благовещенскую церковь на Великих вратах. Заканчивается третья часть произведения призывом к Владимиру восстать из гроба и посмотреть на плоды своего подвига. Этот прием был призван показать преемственность поколений в деле распространения христианства: «Восстань, о честная глава, из гроба твоего! Востань, отряси сон! … Отряси сон <свой>, возведи взор и узришь, что Господь, таких почестей сподобив тебя там, <на небесах>, и на земле не без памяти оставил в сыне твоем. Востань, посмотри на чадо свое, Георгия, посмотри на возлюбленного своего, посмотри на того, что Господь извел от чресл твоих, посмотри на украшающего престол земли твоей — и возрадуйся и возвеселись!» [4]. За третьей частью в некоторых рукописях следует молитва к Владимиру, пронизанные патриотической мыслью, пожелания на царствования князя Ярослава: «И, доколе стоит мир <сей>, не наводи на нас напасти и искушения, не предай нас в руки иноплеменников (то есть врагов), да не зовется град твой (то есть Киев) градом плененным, а <овцы> стада твоего (то есть русские люди) — «пришельцами в земле не своей», да не скажут язычники: «где Бог их?», <и> не попусти на нас скорби, глада и внезапной смерти, огня и наводнения!» [4]. Таким образом, «Слово о законе и благодати» является не просто церковным каноническим произведением, но и важнейшим историческим источником своего времени, из которого можно почерпнуть фактические и идеологические сведения о важнейших событиях христианизации Древней Руси и развития национального самосознания русского народа.

Без сомнения, важнейшая идея, которую доносит до нас автор – идея равноправности всех народов и понимание всемирной истории как единого процесса постепенного и равного приобщения всех народов к культуре христианства. История Руси и ее крещения изображены Иларионом как логическое следствие развития основных мировых процессов. Однако автор сужает тему, переходя от общего к частному, кидеиутверждения независимости русского народа во всех сферах общественной и культурной жизни, его равноправности греческому народу и его великой исторической миссии. Произведение проникнуто искренней гордостью за славное прошлое Руси и глубокой верой в ее великое будущее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Карташев А. В. История русской церкви. М.: Эксмо, 2010. 544 с. 2 Лихачев Д.С. Великое наследие // Избранные работы в трех томах. Том 2. Л.: Художественная литература, 1987. С. 30-43. 3 Молдован А. М. «Слово о законе и благодати» Илариона. Киев: Наукова Думка, 1984. 240 с. 4 Слово о законе и благодати митрополита Илариона / Собрания текстов // Библиотека литературы Древней Руси. Том 1 // URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868

К.А. КАРТУШИН, С.И. ИВАНОВА

Другие новости и статьи

« Святые покровители Военно-воздушных сил

О трансформации категории «воинская честь» »

Запись создана: Среда, 8 Январь 2020 в 0:16 и находится в рубриках Современность.

метки: , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Будем благодарны за Ваши комментарии  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика