Святые покровители Военно-воздушных сил



12 декабря - день Конституции


Святые покровители Военно-воздушных сил

oboznik.ru - Военно-воздушные силы

С момента появления первого регулярного войска в нашей стране возникла традиция иметь своих небесных покровителей. Согласно легенде, кокарда на головных уборах офицерского состава с дореволюционных времен хранит память о святых покровителях русского воинства. Этот элемент военной формы насчитывает 32 луча в честь тридцати двух покровителей нашего воинства [1]. Большинство из них на святых образах изображены с копьями, мечами и латами.

Это великомученики: Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский, великомученик Артемий, Архангел Михаил; апостол Андрей Первозванный, преподобный Сергий игумен Радонежский, равноапостольный великий князь Владимир; благоверные князья Всеволод, Дмитрий Донской, Александр Невский и другие. До революции в России все, кто имел честь носить военную форму, считали своим покровителем Архангела Михаила. Именно в день его Собора (21 ноября) было основано самое первое в царской России Качинское военное училище лётчиков. Поэтому Русская православная церковь объявила Архангела Михаила покровителем не только этого училища, но и всех русских лётчиков. Священное Писание именует Архангела Михаила «вождем воинства Господня», откуда и пошло церковное звание «Архистратиг», т.е. старший воин, вождь. Помогал Архангел Михаил и нашему Отечеству. Предание гласит, что он спас Великий Новгород от набега татарской орды в 1239 году. Вот почему около 800 лет святой Михаил почитается как покровитель земли Русской. На Руси его изображение помещали на многих воинских знаменах. К нему принято обращаться с просьбой о защите от врагов, в опасные времена для государства, о возвращении воинов из походов, о даровании воинам здоровья [2]. Другим покровителем военно-воздушных сил России является один из величайших пророков Ветхого Завета - пророк Илия. Он родился в Фесвии Галаадской за 900 лет до Рождества Христова.

Когда родился Илия, отцу его было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Призван на пророческое служение в царствование царя Ахаваидолопоклонника, который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел сказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет у одной вдовы в г. Сарепте. Через три с половиною года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника - один Ваалу, а другой - Богу, и сказал: «…и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог (см. 3 Цар. 24). Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу.

Но ответа никакого не было, и огонь с неба на Ваалов жертвенник не сошел. Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова, полил их прежде водою и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду, и камни жертвенника. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в него уверовал. За свою пламенную ревность о Боге пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. В 1910 году на территории Офицерской Воздухоплавательной школы в Петербурге был открыт храм во имя пророка Илии (день памяти 2 августа). Он стал покровителем Военно-воздушных сил, а позднее и Воздушно-десантных войск. Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут. Поступив на военную службу, Великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, Св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан. Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан и осудив его, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь Св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень.. но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В 303 году в Никомидии император приказал отрубить мечом голову святому. Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, голова же его хранилась в храме Рима. На иконах Св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным его чудесам. Предание гласит, что недалеко от места, где родился Св. Георгий, в городе Бейруте, в озере жил змей, который поедал людей той местности. Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя.

Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был Святой Великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками. Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому Великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют – «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом - «древним змием» (Откр. 12, 3).

Это изображение было включено в древний герб города Москвы. Память его совершается 6 мая (23 апреля по старому стилю). Покровителем Военно-воздушных сил можно считать и святого Илью Муромца, так как в честь него была названа первая в мире русская эскадрилья тяжёлых самолётов конструктора Игоря Сикорского, который был глубоко верующим человеком. Святым покровителем морской авиации, как и всего военно-морского флота, считается канонизированый адмирал Фёдор Ушаков. Особо почитается преподобный Савва Сторожевский. Этот воин был современником преподобного Сергия Радонежского и защищал передовые рубежи государства Московского, поэтому считается одним из покровителей наших защитников Отечества, независимо от рода войск. В Балашихинском районе Московской области, где расположена крупная база ВВС, находится храм в честь святого Саввы. В конце 90-х годов было заключено соглашение о сотрудничестве этой базы, и этого рода войск с Патриархией [2]. Священные предания свидетельствуют о том, как в справедливых сражениях на помощь воинам приходили Господь Бог и Ангелы - покровители. Они помогали уничтожать превосходящие силы противника, заставляли отступать врага, выводили из строя их орудия. В уникальном издании Московской Патриархии Русской Православной Церкви – книге Андрея Иосифовича Фарберова «Спаси и сохрани» - собраны свидетельства о том, какую помощь оказал в годы войны нашему народу Господь и Святые заступники. В советские времена наш народ воспитывался в духе воинствующего атеизма и скептически относился к рассказам о чудесах, происходивших с людьми.

Но чудеса и знамения происходят, и часто они касаются нашего воинства [3]. В книге «Спаси и сохрани» приведены слова протоиерея Г.И. Мансветова, сказанные им накануне Отечественной войны 1812 года. «Войны только начинают люди, а оканчивает сам Бог. Поэтому победу нельзя приписывать только своему мужеству, а неудачу на поле брани - ошибке военачальников. Победа и поражение в руках Господа». Верующим человеком был и великий полководец всех времён и народов А.В. Суворов. Он неустанно наставлял своих воинов: «Мы русские. С нами Бог!», «Молись Богу: от Него победа», «Будь христианин; Бог знает, что когда дать». Каждый поход, каждое сражение великий генералиссимус начинал с войсковой молитвы, а заканчивал благодарственным молебном. За его полком всегда следовала полковая церковь. Суворов учил солдат: «Без …молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!». Каждый его воин обязан был знать молитвы «Пресвятая Богородица, спаси нас!», «Святителю отче Николае Чудотворче, моли Бога о нас!» [4]. Святому Иннокентию принадлежат слова: «Солдат должен идти на смерть. Его жизнь настоящая и будущая в руках Господа. С этим вождём для воина нет опасности, нет потери». Можно по-разному относиться к свидетельствам о чудесах Божьих, бесспорно одно, что искренняя вера в Бога, почитание небесных покровителей и молитва Господня не раз спасали людей. История знает множество фактов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Глаголева О. Святые воины. М.: Глас, 2005. 237с. 2 Фарберов А.И. Спаси и сохрани: свидетельства о помощи Божией в Великую Отечественную войну. М: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. 418с. 3 Черепанов В. Ф. Как обрести крепкую веру в Бога // URL: http://www.logoslovo.ru/media 4. URL: http://www.pravda.ru/faith/religions/orthodoxy/13-12-2012/1138545-aviation_saints0/(дата обращения: 17.11.2017)

А.Р. КОТКОВ, А.Н. АСТАШОВА



Другие новости и статьи

« Развитие патриотической мысли в древней Руси XI века

Культурная политика российского государства и православная церковь »

Запись создана: Вторник, 7 Август 2018 в 5:06 и находится в рубриках Новости.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы