Религиозно-нравственная парадигма выдающихся побед Русской армии под командованием А.В. Суворова



12 декабря - день Конституции


Религиозно-нравственная парадигма выдающихся побед Русской армии под командованием А.В. Суворова

oboznik.ru - Суворов - военный гений России

См. также: Юность Суворова

Подполковник Суворов

Обер-провиантмейстером был и А.В. Суворов

Личность величайшего российского полководца А.В. Суворова – светлейшего князя Италийского, графа Российской империи и Священной Римской империи, генералиссимуса российских Вооруженных Сил, генерал-фельдмаршала австрийских и сардинских войск, кавалера всех российских и многих иностранных военных орденов, не проигравшего за свою карьеру ни одного сражения, глубока и многогранна. Во все времена его теоретические и практические взгляды представляли, и будут представлять научный интерес для всех интересующихся отечественной историей [1].

Испокон веков так повелось, что защита Отечества отождествлялась с защитой Православия. Осознавая истинную цену благочестия русского воина и будучи сам глубоко верующим, Александр Васильевич Суворов всеми силами поддерживал в солдатах и офицерах религиозное настроение. Свидетельство тому – крылатые изречения великого полководца, призывающие солдата к благочестию: "Бог нас водит. Он наш генерал. От Него победа". Он на личном примере учил солдат не бояться смерти, ибо, по его мнению, они отдают жизнь за "Дом Богородицы", какою всегда виделась русскому человеку родная земля. Известно, что на свои средства А.В. Суворов строил церкви, а для солдат составил молитвенник и краткий катехизис [2]. Глубоко символичным является то, что сам будущий великий полководец в крещении был назван Александром в честь русского православного полководца Святого благоверного князя Александра Невского [3]. Великий полководец был сторонником строжайшей дисциплины, но добивался ее не жестокостями, а через воспитание в солдате нравственного чувства, через любовь к Богу и Отечеству. В отличие от палочной прусской системы воспитания, подавлявшей в солдате личность, суворовская школа вырабатывала в воине личную ответственность и творческий подход. Поэтому обученный «чудо-богатырь» с Божьей помощью проявлял находчивость в любой ситуации.

Суворовский «чудобогатырь» в буквальном смысле мог «выйти сухим из воды». А.В. Суворов считал нравственность и благочестие необходимыми качествами воина. В «Науке побеждать» он писал: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву». При этом А.В.Суворов наглядно и просто объяснял духовно-нравственные понятия на доступных физических явлениях. Так он сравнивал прямолинейность и честность с лукавством на примере прямой и кривой свечей. «И великие дела криводушных, не догорая, гаснут». А.В. Суворов сделал для войск обязательным восклицание Святого Пророка Исайи: «С нами Бог!», ибо при войсках учредил передвижные Святые храмы, чтобы каждый солдат имел возможность укрепляться перед боем приобщением Тела и Крови Христовых. Он верил, что без воли Божией и волос с головы воина не упадет, а искренне верующий после причащения Тайн Христовых и в огне не горит и в воде не тонет, как это было в христианском предании времен патриарха Цареградского Мины об отроке, который принял Святое причастие и за это был брошен в огонь, но не сгорел [4]. И этому есть документальные подтверждения. Армия А.В. Суворова действительно несла самые минимальные потери личного состава притом, что она, как правило, наступала. И всегда соотношение потерь во всех боях было меньшим на стороне русской суворовской армии. Одним из многих таких примеров можно считать победу А.В. Суворова отрядом из 900 человек над корпусом гетмана Огинского из 5 тысяч человек в операции при Столовичах 13 сентября 1771 года. Еще более очевидным «чудом» стало взятие турецкой крепости Туртукай в мае 1973 года, когда крепость штурмовалась значительно меньшими, чем у турок, силами и с минимальными потерями.

«Неприятель нас не чает: атакуй, с чем Бог послал. Конница – начинай, руби, коли, гони, отрезывай, не упускай. Ура, чудеса творят, братцы» [5]. Русских солдат участвовало в сражении около 800–900 человек против турецкого гарнизона порядка 4000. Русских погибло и ранено порядка 200 человек, турок, по разным оценкам – от 1000 до 1500 убитых. В результате этой победоносной операции все христиане Туртукая были выведены для переселения на другой берег Дуная, который контролировала Россия. «Слава Богу, слава Вам, Туртукай взят, и я там», написал А.В. Суворов в донесении генерал-фельдмаршалу П.А. Румянцеву. Ну и, конечно, невозможно обойти вниманием такие ошеломительные победы мирового значения, как сражение при Рымнике и взятие Измаила. Именно такой была блистательная победа над турками при реке Рымник 11 сентября 1789 года, когда суворовская армия при поддержке австрийских сил в совокупности 25 тысяч человек после стремительного марша и форсирования реки наголову разгромили 80-тысячную турецкую армию.

В сражении при Рымнике, которое продолжалось 12 часов, турецкая армия потеряла до 20 тысяч человек убитыми. Потери союзных войск составили 600 человек. За отважные и стремительные наступательные действия против превосходящих сил противника австрийцы дали А.В. Суворову прозвище «Генерал Вперёд» [6]. 11 декабря 1790 года русские войска под командованием А.В. Суворова штурмом взяли «неприступную» крепость Измаил. «Сутки на размышления – воля, первый выстрел – уже неволя, штурм – смерть!» – такой ультиматум предъявил туркам полководец, несмотря на то, что соотношение сил было в пользу турок. Турецкую крепость обороняли 43000 человек, 300 крепостных орудий, не считая пушек, находившихся на кораблях турецкого флота. Русских насчитывалось до 31000 человек и всего 40 полевых орудий [7]. «Два раза осаждала Измаил русская армия и два раза отступала; нам остается в третий раз или победить, или умереть со славою. Сегодня молиться, завтра учиться, послезавтра – победа, либо славная смерть…», – говорил А.В. Суворов. Потери турецкой армии в результате штурма крепости составили 26 тысяч убитыми и 9 тысяч пленными. Потери же русской армии составили около 4 тысяч убитыми и 6 тысяч ранеными.

Падение крепости Измаил явилось одним из решающих факторов победы России в войне. А.В. Суворов в знак признания за ним незаурядных полководческих качеств получил звание подполковника лейб-гвардии Преображенского полка. Такие восхитительные победы при самых минимальных потерях А.В. Суворов одержал и при взятии Праги в октябре 1794 года, в итальянском и швейцарском походах против французской армии 1799 года. В тяжелейшем окружении при знаменитом переходе через Альпы армия А.В. Суворова в 3-4 раза потеряла меньше личного состава, чем французы. Поистине глубоко верующий человек А.В. Суворов отрицательно относился к атеизму и считал заблуждениями любые нехристианские учения. Именно поэтому из всех войн, в которых А.В. Суворову пришлось участвовать, только Итальянский поход он поставил в неразрывную связь с религией, так как именно тогда в революционной Франции атеизм и вольнодумство приобрели значение государственного масштаба. «Италия должна быть освобождена от ига безбожия и французов: всякий честный офицер должен жертвовать собою для этой цели…», – писал полководец в апреле 1799 г. генералу австрийской армии М. Меласу. Александр Васильевич в продолжение всей своей жизни демонстрировал твердую веру в промысел Божий и, выполняя возложенную на него миссию полководца-христианина, доказал, что русские чудо-богатыри с верой в Бога – воины непобедимые. Для него, как христианина и полководца, было важно, прежде всего, добиться от своих подчиненных при напряжении духовно-нравственных сил строгого контроля и чистоты в жизни. Это, по его мнению, и является главным средством достижения успеха на войне. А.В. Суворов трепетно относился к своим солдатам и дорожил каждой Божьей душой своих «чудо-богатырей».

В «Науке побеждать» он писал: «Мне солдат дороже себя». «Кто не бережёт людей – офицеру арест, унтер-офицеру и ефрейтору палочки, да и самому палочки, кто себя не бережёт». При этом сам нередко рисковал своей жизнью и оказывался на грани жизни и смерти. Иногда он сам, увлекшись в атаке, оказывался почти в тылу врага. Он часто рисковал в детском азартном порыве, рисковал и своей жизнью и своей карьерой, но всегда побеждал, ибо «победителей не судят». Милостив был светлейший князь и к солдатам неприятеля. «Неприятель сдался – пощада. С пленным быть милосерду – солдат не разбойник. Грех напрасно убивать – они такие же люди. Поражать неприятеля человеколюбием. Короток взмах сабли, короток и штык, а врагу смерть. Божия же помощь быстрее мысли воину доблестному, посему просящего в бою пощады – помилуй, кто мститель – тот разбойник, а разбойнику Бог не помощник!» – говорил А.В. Суворов. После завершения Швейцарского похода император Павел I решил отчеканить специальную медаль и для австрийских союзнических войск, чтобы отразить «подвиги» австрийцев, которые только мешали воевать А.В. Суворову, на что русский полководец предложил императору Павлу I сделать медаль одинаковой и для русских, и для австрийцев, но при этом на «русской» версии выбить «С нами Бог», а на «австрийской» – «Бог с вами». Еще одно христианское качество русского воина, составляющее парадигму побед, – это благотворительность, в которой великий полководец также преуспевал, но тайно. Только после его смерти все узнали, что А.В. Суворов ежегодно посылал к святой Пасхе в петербургскую тюрьму по несколько тысяч рублей на выкуп бедных должников. В конце жизни А.В. Суворов еще усерднее обратил свои мысли к Богу. Последний свой Великий пост он проводил при строгом соблюдении правил церковного устава. Во время богослужения и в остальные часы дня он обращался к Богу, размышляя о вечности. Сохранились последние записки со Свидетельством глубокой веры полководца: «Я уповал на Бога и был непоколебим», «Будь христианин. Бог сам даст и знает, что когда дать». Полностью сохранился и написанный полководцем в это время «Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу» в духе высокого покаянного чувства, который заканчивается такими строками:" Се на умоление предлагаю Тебе, Господи, Матерь Твою Пречистую и всех от века Тебе угодивших. Молитва их у Тебе много может. Приими ходатайство их за меня недостойнаго. Не вем уже, что более Тебе изрещи: Твой есмь аз и спаси мя". Выполнив последний долг христианина, исповедавшись и причастившись, он простился со всеми, а затем произнес: "Долго гонялся я за славой – все мечта, покой души – у престола Всемогущего". И даже сам день смерти 6 мая1800 г. засвидетельствовал особые отношения великого русского полководца с Богом. Суворов отошел к Господу в день празднования Святого Великомученика Георгия Победоносца – небесного покровителя русского воинства.

В суворовской парадигме побед «краеугольный камень» – молитва к Богу и чаяние на Его помощь. Богата русская земля славными воинами Христовыми. Это и Благоверный князь победитель Александр Невский, принявший перед своей кончиной монашество и схиму, благоверный князь Дмитрий Донской, славный флотоводец Федор Ушаков и многие другие. Суворов – один из них. Скромный, сильный. Архистратиг Земли Русской! И даже богоборческий период нашей советской истории не смог уничтожить в народе духовно-нравную основу русского воинства, благодаря которой наш народ остается непобедимым. Известен факт, что в самые тяжелые годы войны с гитлеровской Германией, когда Красная Армия несла огромные потери, Верховный главнокомандующий Красной Армии И.В. Сталин освободил всех священников из тюрем, разрешил вести службу во всех храмах и приказал на самолете крестным ходом пронести Казанскую икону Божией матери по всем фронтам. «Не бывает атеистов в окопах под огнём», – часто упоминал известный афоризм советский писатель-фронтовик Даниил Гранин. Русский народ непобедим. Это исторические факты. Но ошибкой было то, что при построении справедливого социалистического общества попытались отвергнуть духовный «краеугольный камень», которым так дорожил Суворов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Военная энциклопедия: В 8 тт. / Гл. ред. комис. П. С. Грачев. М.: Воениздат, 1995. т.5. 674 с. 2 Григорьев А. Б. Вера и верность. Очерки из истории отношений Русской Православной Церкви и Российской армии. М.: Кучково поле, 2005. 480 с. 3 Биография Александра Васильевича Суворова, им самим писанная в 1786 году. – Время и судьбы: Военные мемуары. сб. Вып. 1. М.: Воениздат, 1991. 157 с. 4 Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых в 12-ти томах. Август. Память святого Мины, патриарха Константинопольского. М.: Издательство Воскресение, 2016. т.8. 583 с. 5 Суворов А.В. «Наука побеждать». Иллюстрированная военная история. М.: Издательство АСТ, 2016. 320 с. 6 Шефов Н. А. Рымник // Битвы России: энциклопедия. М.: Издательство АСТ, 2006. 699 с. 7 Данилов А.А. История России IX – XIX вв. Справочные материалы. М.: Владос, 1997. 432 с.

Д.А. КУЗНЕЦОВ, Т.А. СУХОРУКОВ



Другие новости и статьи

« Культурная политика российского государства и православная церковь

Проблема духовного развития нации в философии И.А. Ильина »

Запись создана: Среда, 8 Август 2018 в 5:09 и находится в рубриках Новости.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы